0
610
Газета Концепции Интернет-версия

28.06.2000 00:00:00

Негодный стандарт


СКАЖУ сразу, что основная тема развернувшейся на данном "круглом столе" дискуссии "Нужна ли в государственных вузах такая дисциплина, как "теология", наряду с существующим "религиоведением" т.е. бывшим "научным атеизмом". - И.П.), меня занимала мало. Моя боль как профессионального богослова и историка Церкви, являющегося штатным преподавателем двух богословских учебных заведений, состоит в другом. Уж коли государство лицензирует конфессиональные и частные вузы, которые призваны готовить специалистов по богословским наукам, уж коли в государственных университетах преподаются дисциплины богословского профиля (библейские языки и экзегеза, история Церкви, история христианского искусства и т.п.), то, несомненно, должен существовать и государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности "богословие".

К сожалению, г-жа Козлова, правильно представив меня в своем отчете и передав мое недоумение по поводу отсутствия на "круглом столе" представителей РГГУ, далее исказила мою мысль, приписав мне слова: "Ведь именно там (в РГГУ. - И.П.) вырабатывался обсуждаемый нами стандарт". Где на самом деле вырабатывался "стандарт", предложенный Министерству образования для утверждения, она сообщила в своем отчете ниже, за что я ей весьма признателен, так как не имел возможности присутствовать на "круглом столе" до конца. Что же касается РГГУ, то мое недоумение было связано с тем, что именно в этом одном из ведущих гуманитарных вузов страны как раз и преподаются научные дисциплины (хотя и не все), необходимые для включения в образовательный стандарт по специальности "богословие", и более того, преподаются специалистами мирового уровня, такими, как, например, Сергей Лезов, Михаил Селезнев и Сергей Тищенко.

Но вернемся к дискуссии на "круглом столе". В некоторых выступлениях не обошлось (что вполне справедливо) без ссылок на мировой опыт. Так, игумен Иоанн (Экономцев) указал на Германию, где в государственных университетах традиционно существуют богословские факультеты (евангелические и католические) и соответственно существует государственный образовательный стандарт по специальности "богословие". От себя замечу, что эта традиция не прерывалась даже во времена ГДР. В этом ряду, впрочем, может быть названо большинство европейских стран, включая и те, где есть православные богословские факультеты государственных университетов, как это имеет место в Греции и Болгарии. Я же, в свою очередь, обратился к опыту других стран, где есть высшие богословские школы. В силу традиционного для этих стран секуляризма (а он уже давно традиционен и для России) имеющиеся в них учебные заведения, готовящие богословов, не имеют ни государственного статуса, ни государственного образовательного стандарта. Такова, например, ситуация во Франции и в США.

Что же касается России, то, по моему глубокому убеждению, наша национальная политическая традиция такова, что всякая деятельность у нас должна подлежать обязательному государственному регулированию в плане установления единых правил (стандартов) и неусыпного контроля за их соблюдением. Богословское образование не является здесь исключением. До революции диплом кандидата богословия, выдававшийся одной из четырех тогдашних российских духовных академий, являлся полноценным дипломом о высшем гуманитарном образовании, эквивалентным университетскому, что обеспечивало его обладателю возможность не только духовной или светской, но и ученой карьеры. Не случайно поэтому после октябрьского переворота, когда духовные академии были закрыты, многие их профессора и выпускники смогли найти себя в новых условиях как научные сотрудники библиотек, архивов, музеев, институтов Академии наук, а также как преподаватели гуманитарных дисциплин в средних и высших учебных заведениях.

К сожалению, "возрожденные" после Второй мировой войны духовные школы Московского Патриархата так и не смогли дотянуться до уровня своих дореволюционных предшественниц. Тому был целый ряд объективных и субъективных причин, о которых следует говорить особо. На страницах "НГР" в прошлом году известный ученый-патролог иеромонах Илларион (Алфеев) достаточно подробно и объективно говорил о нынешних недостатках в постановке высшего богословского образования в РПЦ, из чего следует вывод, что, скажем, диплом той же Московской духовной академии не может автоматически открывать его обладателю путь в ученое сообщество по примеру диплома упомянутого выше Католического института в Париже. Таким образом, государственный образовательный стандарт по специальности "богословие", который бы соответствовал мировому уровню, составляет насущную необходимость прежде всего для конфессиональных богословских школ, служа становлению их научного авторитета и гарантированию их выпускникам признания как специалистам с высшим гуманитарным образованием.

Проект означенного "стандарта" поверг меня в глубокое уныние своим крайним непрофессионализмом. Не стану говорить об общеобразовательных или вспомогательных дисциплинах. Начну с того, что "стандарт" предлагает невиданную доселе классификацию богословских дисциплин, например, таких, как "библеистика" или "наука и религия".

Во всех традиционных богословских школах в качестве главных дисциплин в течение почти всего курса обучения изучают Ветхий и Новый Завет, имеющие отдельные кафедры, а не неведомую "библеистику". При этом во главу угла ставится научно-критическое и экзегетическое изучение самих источников, т.е. книг Священного Писания. Кроме того, предъявляемые требования порой доходят до нелепости. Любого серьезного богослова повергнет в шок такой пункт: "достоверность Нового Завета". Общепризнано, что центральным событием в Новом Завете является Воскресение Христа. Но также общепризнано, что оно является фактом веры, но никак не фактором истории, к которому приложимы известные научно-исторические критерии достоверности. Или возьмем другую важную для богослова дисциплину - патрологию, которая тут выступает под странным названием "история христианской письменности и патристика". В предъявляемых требованиях к знаниям по ней перечислены отцы Церкви и позднейшие средневековые христианские писатели, которых следует знать выпускнику богословской школы, хотя, опять же, сделано это бессистемно и неполно. Но особенно вопиющим здесь является то, что в разделе "писания мужей апостольских" забыты "Дидахэ" ("Учение Двенадцати Апостолов") и Послание Варнавы, являющиеся важнейшими первохристианскими источниками. Далее следует "Общая история христианства", пункты которой в рассматриваемом "стандарте" занимают всего 15 строк и фактически призваны заменить целый комплекс церковно-исторических дисциплин. Так что здесь что-либо рассматривать просто нет смысла. Имеют серьезные пробелы и требования по истории Русской Церкви. Что же касается упомянутой выше дисциплины с более чем странным названием "наука и религия", то, судя по всему, она призвана вытеснить традиционное основное или, как его еще называют, систематическое богословие. При этом в предлагаемой "дисциплине" не только не учтен современный опыт построения систематического богословия, прежде всего в знаменитом курсе Тиллиха, но содержатся такие откровенные нелепости, как "доказательства существования Бога". В связи с этим я вспоминаю тот несколько старомодный курс основного богословия, который мне два десятилетия тому назад в Ленинградской духовной академии читал недавно почивший архиепископ Михаил (Мудьюгин). Излагая известные в прошлом "доказательства" бытия Божия, которые назывались им не иначе как "аргументами", он неизменно подвергал их сокрушительной богословской критике, указывая как раз на недоказуемость истин веры и при этом на возможность принятия их разумом.

Тем не менее проблема государственного образовательного стандарта по специальности "богословие" остается. Только Министерству образования партнеров для его разработки следует искать не в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, а там, где в этом деле уже наработан соответствующий опыт, получивший признание специалистов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1098
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3000
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1688
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2045

Другие новости