0
2953
Газета Концепции Интернет-версия

28.07.2000 00:00:00

Сокращение РВСН объективно неизбежно

Тэги: РВСН, Квашнин, реформа


Причины затяжной войны в Чечне часто связаны с недостатками в оснащении и экипировке федеральных войск.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Острые разногласия в вопросе о дальнейших путях военного строительства, возникшие между руководителями Министерства обороны и Генерального штаба, - это главнейшая тема заседания Совета безопасности РФ.

Считается, что генерал армии Анатолий Квашнин предложил только план реформирования РВСН. Между тем начальник Генерального штаба выступил с докладом, в котором был отражен перспективный облик в целом Вооруженных сил на ближайшие пятнадцать лет. В рамках этого доклада РВСН представлены только разделом, фрагментом, хотя и вызвавшим столь сильную реакцию в обществе и средствах массовой информации.

Теперь о некоторых узловых точках возникших проблем.

ВОЙНА АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ

Идею создания Объединенного главного командования стратегическими силами сдерживания (ОГК ССС), выдвинутую руководством стратегических ракетчиков, следует считать крупнейшей ошибкой. Ее вполне можно рассматривать как пролог неминуемого поражения клана. Именно эта инициатива (ОГК ССС) со всей очевидностью показала, что личное в высших ракетных кругах значительно выше общегосударственного.

Собственно говоря, именно с той памятной служебной записки первому президенту России о целесообразности создания Объединенного главного командования стратегическими силами сдерживания, на которой Борис Ельцин, не вникая в подробности, больной, дрожащей рукой начертал "согласен", противостояние в Вооруженных силах приобрело особую остроту. Инициативой, продиктованной исключительно заботами о своем ведомстве и личными интересами, ракетчики восстановили против себя все Вооруженные силы, все виды и рода войск. И неправильным было бы сводить это к сугубо личному противостоянию отдельных руководящих персоналий. Личного тут как раз ничего и не было.

Что предусматривалось планами руководства ракетчиков? Создание Объединенного главного командования стратегическими силами сдерживания мотивировалось тем, что необходимо сосредоточить в одних руках все носители ядерного оружия - наземные, морские и воздушные. Утверждалось, что создание ОГК ССС позволило бы принимать решение о применении стратегических ядерных сил одним человеком. Во главе ОГК ССС должен был стать в ранге первого заместителя министра обороны (беспрецедентный случай в истории ВС!) главнокомандующий РВСН. На взгляд людей, далеких от деталей военного строительства, действительно логично и убедительно.

Однако истина заключается в том, что решение на применение стратегических ядерных сил и без создания каких бы то ни было новых управленческих структур всегда принималось в конечном итоге только одним человеком - вначале это был генеральный секретарь ЦК КПСС, затем президент Российской Федерации. Роль ОГК ССС с момента принятия ядерного оружия на вооружение всегда играл Генеральный штаб Вооруженных сил - рабочий орган Верховного Главнокомандующего, основной орган оперативного управления войсками (силами). Объективно действия авторов идеи о ОГК ССС вели к разрушению сложившейся в течение десятилетий жестко централизованной системы управления стратегическими ядерными силами и к размыванию ответственности за их применение. Фактически замыслами ракетчиков предусматривалось создание еще одного, параллельного Генерального штаба. Кроме того, концептуальный документ, касающийся Вооруженных сил в целом, может быть разработан только в Генеральном штабе. Во всех остальных случаях это будут только гипотезы, предположения, мнения. Ракетчики же подложили президенту России на утверждение документ по важнейшим вопросам военного строительства, не прошедший экспертной оценки в "мозге армии" - Генштабе.

Вздорность планов ОГК ССС была настолько очевидной, что аргументы в пользу создания этого командования не были пущены в ходе последнего скандала.

ПРОБЛЕМЫ РВСН

В течение последнего времени руководство РВСН неоднократно инициировало бодрые сообщения о состоянии дел в РВСН - и наиболее боеспособные, и управляемые, и дисциплинированные. И вот очередные успехи - новая экономия бюджетных средств, успешные запуски, испытания, постановка на боевое дежурство. И все это на фоне якобы деградации и разложения в других видах Вооруженных сил. Так ли это?

Проблем у ракетчиков между тем не меньше, чем в других видах Вооруженных сил. Значительное количество баллистических ракет, находящихся на боевом дежурстве, выработали гарантийный ресурс. Сроки эксплуатации многих боевых ракетных комплексов подходят к той красной черте, за которой эксплуатация "изделий" становится попросту опасной. Кроме того, достаточно много ракет в составе нынешней российской группировки было изготовлено в свое время украинскими предприятиями. По существующим нормам и правилам представители промышленности обязаны производить научно-техническое сопровождение своих ракетных комплексов в течение всего срока их эксплуатации. Вместе с тем совершенно невозможно представить себе ситуацию, чтобы контроль за технической готовностью российских ракетных комплексов осуществляли бы представители иностранного государства. Так что хотим мы этого или нет - но массовый отход по ресурсу многих боевых ракетных комплексов в РВСН в ближайшее время попросту неизбежен. Без проведения работ по продлению сроков их эксплуатации в требуемых объемах количество баллистических ракет, способных выполнять задачи по боевому дежурству, уже в 2001 г. может составить половину от требуемого. Ядерный щит страны по объективным причинам сжимается, подобно шагреневой коже, с каждым часом и днем.

Вряд ли для кого секрет, что на нынешнем этапе развития ВС РФ поддержание равенства военных возможностей с США является непосильной для России задачей. В этих условиях придется пересматривать свои вооружения, чтобы, возможно, остаться "промежуточной" ядерной державой, признающей превосходство США, но превосходящей ядерные государство второго эшелона. Причем это превосходство должно выражаться не столько в числе боеголовок, сколько в функциональной полноте наступательных, оборонительных и информационно-управляющих систем, обеспечивающих стратегический потенциал сдерживания. В отношении США важно сохранить силы и средства, делающими невозможность для Америки просчитать гарантированный вариант победоносной военной операции против России. Иными словами, задача состоит не в том, чтобы при любом варианте развития событий довести до американской территории заданное количество боеголовок, а в том, чтобы США не смогли разработать сценарий войны, при котором до цели в их стране не дошел бы ни один боевой блок с ядерным зарядом.

Что касается паритета с США в количестве зарядов, то нет уже тех великих геополитических целей, ради которых этот паритет достигался. Соперничество с американцами в количестве СЯС потеряло для России смысл на исторически обозримый срок.

По сути говоря, именно с позиций новых геополитических реалий, военно-стратегического мышления нового века, способов осуществления ядерного сдерживания в современных условиях и выступил начальник Генштаба. Существо предложений, выработанных Генеральным штабом, заключается в том, что ядерное сдерживание на новом этапе развития страны и Вооруженных сил, может и должно основываться на других принципах, отличных от разработок 50-60-х и даже 90-х годов.

ВОЗМОЖНОЕ БУДУЩЕЕ РВСН

В качестве вида Вооруженных сил РВСН существуют только в России и по нашему примеру в Китае. Что касается США, то там все шахтные пусковые установки объединены в одно оперативное объединение (воздушную армию) и с самого начала включены в состав ВВС. Россия же содержит главное командование РВСН, которое, по сути своей, ничем не командует, главный штаб и штабы оперативных объединений, которые не проводят никаких операций. Крупная ошибка руководства РВСН в настоящее время заключается в том, что они зачастую интересы ядерного щита Родины вольно или невольно отождествляют с интересами своего главкомата. А это, кстати говоря, не совсем одно и то же. Вывод из боевого состава выслуживших установленные сроки эксплуатации ракетных комплексов и перевод на другие штаты надуманных и раздутых в РВСН управленческих структур со множеством многозвездных начальников - вещи, друг с другом никак не коррелированные. Ядерный щит Родины вполне комфортно чувствовал бы себя и в рамках командования рода войск в составе ВВС.

Поэтому замысел реформирования РВСН, предложенный начальником Генерального штаба, следует признать единственно возможным. Разумное сокращение РВСН и включение их в состав ВВС с точки зрения экономии бюджетных средств представляется абсолютно разумным и обоснованным.

Не стоит, однако, забывать и о том, что, скажем, в пунктах отстоя и ожидания утилизации находятся 183 атомные подводные лодки, выведенные из состава ВМФ, из них с невыгруженными активными зонами - более 100. Для выполнения Россией международных обязательств по Конвенции о запрещении химического оружия уничтожению подлежит около 40 тыс. тонн отравляющих веществ. В войсках и на складах Министерства обороны скопились десятки тыс. тонн излишествующего и некондиционного, представляющего значительную угрозу для всего живого, жидкого ракетного топлива. В самой ближайшей перспективе высвобождается еще приблизительно столько же. Переработка и утилизация топлива в войсковых условиях невозможны. Несвоевременное принятие мер по утилизации жидкого ракетного топлива, токсичность которого сопоставима с токсичностью боевых отравляющих веществ, может привести к экологической катастрофе.

А теперь представим, что к этим проблемам добавятся сотни поспешно выводимых из боевого состава баллистических ракет, с ядерными боевыми частями и чрезвычайно токсичным жидким ракетным топливом. Как бы не захлебнуться нам всем. Поэтому поспешать в вопросах реформирования РВСН надо, тщательно все взвесив и подсчитав - в годах, рублях, килограммах и литрах.

СИЛЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Мир, безусловно, остается непредсказуемым. Тенденции развития военно-политической обстановки могут измениться достаточно быстро. Однако с полными на то основаниями можно констатировать, что роль ядерного оружия в связи с возможными катастрофическими последствиями его применения отходит на второй план. В вооруженной борьбе государств, обладающих современными технологиями, основной ударной силой станут системы ВТО, носителями которого являются воздушные, морские и наземные средства. Ведущая роль в войнах будущего будет принадлежать Военно-воздушным силам, являющихся наиболее концентрированным выражением военной мощи государства. Пересмотреть приоритеты строительства Вооруженных сил в создавшейся обстановке - императив времени. Отсюда и приоритеты. И эти вопросы, между прочим, нашли объективное отражение в достаточно взвешенном докладе начальника Генерального штаба.

Однако если состояние Вооруженных сил давно многими оценивается как "закритическое", но даже и при этом наиболее сложное состояние дел отмечается в силах общего назначения (СОН). Доля современных образцов вооружения и военной техники составляет здесь (в целом) менее одной трети, а некоторым образцы современного вооружения, в частности, боевые вертолеты, представлены единичными экземплярами.

Значительное количество основных образцов вооружения и военной техники -самолетов, ударных вертолетов, танков - по своему техническому состоянию не готовы к боевому применению. Из-за отсутствия финансовых средств на проведение плановых ремонтов, закупок запасных частей, аккумуляторных батарей и эксплуатационных материалов количество неисправного вооружения продолжает увеличивается. В настоящее время не менее одной трети основных образцов вооружения требуют среднего и капитального ремонта.

Полная утрата боеспособности силами общего назначения может при сохранении существующего положения дел произойти в достаточно короткий срок. Нельзя не отметить и такой, например, факт, что за последние годы закуплено менее одного процента от потребных объемов вооружения и военной техники. В частности, не приобретено ни одной боевой бронированной машины. Что очень существенно, в десятки раз снизилось производство боеприпасов. Производство многих наименований боеприпасов полностью или частично утрачено, а крайне необходимых в настоящее время войскам - не организовано.

Таковы реалии. Вместе с тем в силах общего назначения немало проблем и чисто идеологического плана. Сколько, в каком объеме, чего и где иметь - пока нет единого и научно обоснованного мнения у самых ярых апологетов приоритетного развития СОН. Разработанная в недрах Генштаба Концепция развития сил общего назначения до сих пор не утверждена и, по сведениям информированных источников, еще не представляет собой стройного программного документа.

А ПОЧЕМУ ШУМ?

Все-таки непонятно, почему "план Квашнина" получил такую резкую негативную оценку министра обороны и руководства главкомата ракетных войск стратегического назначения? Что для них в этом документе явилось принципиально новым, неожиданным? Ведь еще в 1998 г. была утверждена Концепция военного строительства, которой предусматривался поэтапный переход в начале на четырехвидовую структуру Вооруженных сил, а затем и на трехвидовую (по сферам применения) с последующим включением в состав ВВС ракетных войск. Не дрогнуло же руководство Министерства обороны, когда в соответствии с этой же Концепцией были в большой спешке и суматохе (как всегда, с опережением всех реальных возможностей и сроков) ликвидированы как вид Вооруженных сил войска противовоздушной обороны? Причем в те времена гильотина организационных мероприятий - расформировать, перевести на другие штаты, передислоцировать - весь год работала без единой минуты простоя. Кто-нибудь при этом подсчитывал количество исковерканных военных карьер и сломанных судеб? А теперь руководство Министерства обороны с криками "Не дам рушить!" начинает отстаивать существование вида ВС, по которому решение этим же руководством уже принято еще в 1998 г. Согласитесь, никакой логики. Хотя, почему нет? Когда "рубили" войска ПВО, было не жалко. Чужое. А тут все-таки любимая вотчина, родные человечки.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Вопрос о РВСН далеко не единственный, вызвавший трения в Министерстве обороны и Генеральном штабе. Таких проблем, по которым долгими годами без всякого конструктивного выхода проводятся служебные совещания, идет интенсивная и безрезультатная переписка, с пеной на губах с входящими и исходящими мечутся между кабинетами начальников рядовые исполнители, можно насчитать в Министерстве обороны и Генеральном штабе, наверное, не один десяток. Не в последнюю очередь это объясняется тем обстоятельством, что во времена Бориса Ельцина высшее политическое руководство страны было занято в основном решением своих проблем, а тем временем в военных структурах, предоставленных по вопросам строительства Вооруженных сил практически самим себе, сформировались кланы, группировки и центры силы, придерживающиеся по многим принципиальным вопросам подчас противоположных взглядов. Началась длительная и ожесточенная подковерная борьба, отзвуки которой временами доходили до широких слоев общества.

В свое время у кадровых офицеров и генералов немало усмешек вызывал вопрос политработников - "Что является основой основ военного строительства в СССР?" и их же ответ "Основой основ военного строительства является руководство КПСС". Напрасно, оказывается, смеялись. В годы существования СССР и КПСС борьбы группировок в Вооруженных силах и представить себе было невозможно. А что является в наши годы основой основ военного строительства? Вряд ли кто сможет однозначно ответить на этот вопрос. Ранее, если принималось совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по оборонным вопросам, то ни у кого и мысли не возникало, что оно хоть в чем-то неверно и не подлежит исполнению. За срыв сроков выполнения намеченных мероприятий человек выкладывал партбилет на стол и исчезал. А в нынешние времена решение того же начальника Генштаба принимается, наверное, только для того, чтобы через три дня получить три возмущенных особых мнения подчиненных (принадлежащих к другим центрам силы), где логично, мотивированно и не без таланта будут излагаются причины, по которым указания вышестоящего выполнить "никак не можно". Иногда даже отдельные главнокомандующие видами Вооруженных сил позволяют себе выступить с особой системой взглядов на тот или иной вопрос. Нормальной подобную ситуацию признать никак нельзя.

Пока еще не поздно, государство, Верховный главнокомандующий должны вернуться в область военного строительства. Пока она не превратилась в пепелище и склад вторчермета.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

1990-е годы в области военного строительства могут быть с полными на то основаниями охарактеризованы как годы упущенных возможностей и как потерянное десятилетие. И, возможно, весь трагизм ситуации заключается в том, что среди руководителей группировок и кланов Министерства обороны так и не появился пока реформатор подлинно государственного масштаба.

Конфликт в высшем властном эшелоне Вооруженных сил со всей убедительностью показал, что не может считаться нормальной ситуация, когда военные сами пытаются себя реформировать, сами себе ставят задачи, сами пытаются организовать их выполнение. Корни возникших противоречий надо искать именно здесь. Поэтому Вооруженным силам так необходим гражданский контроль и разделение политического, административного и оперативного управлений.

Что касается "плана Квашнина", то это, заметим, не мнение одного человека. Это обобщенные результаты труда большого коллектива специалистов, экспертов, аналитиков - "мозга армии" - Генерального штаба. Верховный главнокомандующий Владимир Путин, несколько перефразируя товарища Сталина, может с достаточными основаниями на то сказать: "У меня нет другого Генерального штаба. Я буду работать с этим".

"План Квашнина", вне всяких сомнений, будет воплощен в жизнь. Рано или поздно. С Квашниным или без него. Ибо такова объективная тенденция трансформации Вооруженных сил России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
535
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
884
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
631
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
352

Другие новости