0
3204
Газета Концепции Интернет-версия

29.09.2000 00:00:00

Опора на мобильные силы

Павел Поповских

Об авторе: Павел Яковлевич Поповских родился 24 августа 1946 г. в селе Плоское Шадринского района Курганской области в семье колхозников. С отличием окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище (г. Благовещенск) и Военную академию имени Фрунзе. С 1968 г. служил в воздушно-десантных войсках. Прошел путь от командира взвода до начальника разведки ВДВ, которую возглавлял 7 лет. Принимал участие в урегулировании конфликтов в Нагорном Карабахе, Баку, Абхазии, Югославии. В 1994-1996 гг. воевал в Чечне. Один из инициаторов разработки беспилотного разведывательного комплекса "Строй-П". Автор ряда учебников по подготовке разведчиков. Награжден орденом Мужества, медалью "За боевые заслуги", 14 другими орденами и медалями, именным оружием. В апреле 1998 г. арестован по обвинению в организации взрыва в редакции газеты "Московский комсомолец" и с тех пор содержится в тюрьме Матросская Тишина. Женат, имеет дочь и сына. Воинское звание - полковник запаса.

Тэги: Колесников, армия, ВС, ВДВ


В ходе крайне неудачной "военной реформы" 1993-1996 гг. была похоронена одна из немногих рациональных идей прошлой военной доктрины - формирование на основе ВДВ мобильных сил как оперативно-стратегического объединения, предназначенного для выполнения задач в локальных и региональных конфликтах. Могильщиком идеи выступил тогдашний Генеральный штаб, который довел ее до абсурда. На одном из разборов стратегического командно-штабного учения Михаил Колесников, в ту пору начальник ГШ, выдал: "...вся армия должна быть мобильной" - фразу, ставшую в один ряд со знаменитой брежневской: "Экономика должна быть экономной".

Вооруженные силы сокращались одновременно и равномерно, но в основном за счет боевых и боевого обеспечения соединений и частей. Те структурные составляющие ВС, интересы которых некому было отстоять, исчезали порой полностью, невзирая на их важность и необходимость в бою. Так, почти не сохранились части оперативной разведки. Главное разведывательное управление старалось отстоять систему стратегической разведки - это его основная функция. Оперативная разведка оказалась незащищенной, находясь между ГРУ и разведуправлением сухопутных войск, занимавшимся в основном силами и средствами тактической разведки. Сейчас именно слабость оперативной разведки является одной из основных причин нередких потерь, неудач наших войск в результате неожиданных для командования действий чеченских бандформирований.

Разработка принципиально новых планов военного строительства в соответствии с вновь утвержденной военной доктриной, по всей вероятности, уже ведется Генеральным штабом. Есть основания полагать, что на сей раз практические шаги по их реализации будут находиться под жестким контролем Верховного главнокомандующего.

ВЫЗОВЫ

Одной из основных угроз безопасности России признается сепаратизм, национальный и религиозный экстремизм, которые все более сращиваются с терроризмом. Российскому военно-политическому руководству пришлось признать, что с этими врагами должна и может эффективно бороться армия. Концептуальные формулировки военной доктрины позволяют судить, что Минобороны и Генштаб намереваются организовать и готовить Вооруженные силы для выполнения данной задачи.

Статус России как региональной военной державы в глазах ближайших (и не очень близких) соседей определяется не ее ядерной мощью, а способностью решительно, быстро и эффективно действовать, применяя обычные вооружения, исходя из степени угрозы и обстановки в районе конфликта. Потенциальные участники конфликта, прежде чем развязать его, будут оценивать наличие или отсутствие у России военных формирований, соответствующих масштабу и характеру предстоящих боевых действий. Шамиль Басаев и Хаттаб, готовясь к "походу" на Дагестан, просто не видели группировки войск, способной нанести им поражение.

Однако, определив в проекте военной доктрины одним из основных направлений развития Вооруженных сил "доведение боевого состава и численности сил общего назначения до уровня, обеспечивающего выполнение ими задач локализации и ликвидации вооруженных конфликтов, развертывание необходимых боеготовых группировок войск", разработчики оставили за ее рамками конкретные проблемы: какие группировки и в каком составе иметь; оперативное построение (дислокацию, размещение) войск на угрожаемых направлениях (районах); оперативные нормативы реагирования на возникающие угрозы и т.п. Между тем без решения этих вопросов военного строительства эффективное "выполнение задач" останется благим пожеланием.

Данные решения должны в первую очередь проистекать из анализа потенциальных источников, очагов напряженности, характера и масштабов локальных и внутренних конфликтов, угрожающих национальным интересам и безопасности России. Все они довольно детально указаны в Военной доктрине и Концепции национальной безопасности.

Новые угрозы формируют для ВС России реалии, никакими планами не предусмотренные. Вся структура, вооружение и подготовка ВС РФ были ориентированы главным образом на отражение крупномасштабной агрессии. И хотя этот аспект по-прежнему остается основным, на него должно и нужно ориентировать строительство ВС (иначе вероятность такой крупномасштабной войны неизмеримо возрастает), однако именно перечисленные выше потенциальные угрозы заставляют внести существенные коррективы в концептуальные военные документы и планы.

ОТВЕТ

Этот рецепт не нов. США к концу восьмидесятых годов уже имели в составе своих вооруженных сил такой мобильный компонент - силы быстрого реагирования (СБР) и успешно применили его в операции "Буря в пустыне" Мобильные силы имеются и в армиях Франции, Италии, других европейских государств. Предусмотрена группировка мобильных сил (СБР) также в составе объединенных вооруженных сил НАТО.

В России подобная попытка сформировать мобильные силы в 1993-1996 гг. закончилась неудачей. Вышел указ президента РФ, были директивы министра обороны и начальника Генерального штаба, состоялся даже доклад министра своему Верховному главнокомандующему о том, что мобильный компонент ВС создан. Но с помпой рожденное на бумаге новое оперативно-стратегическое объединение численностью около 200 тыс. человек с включением в его состав абсолютно несовместимых разновидовых и разнородных соединений и частей из ВДВ, СВ, ВВС, ВМФ, ПВО при отсутствии даже намека на появление специального управления ими не могло быть жизнеспособным, и вскоре такая группировка, не возникнув, приказала долго жить, дискредитировав саму идею. Не были осмыслены и сформулированы реальные цели и возможности оперативного применения такого объединения исходя из потенциальных угроз.

А ведь многие из них требуют наличия в Вооруженных силах России компонента, способного к быстрой переброске, развертыванию и самостоятельным действиям в отрыве от своих баз за пределами национальных границ России. Другого военного инструмента, кроме мобильных сил (сил быстрого развертывания, экспедиционного корпуса и т.п. - назовите как угодно), для предотвращения и локализации подобных угроз представить трудно.

Группировка мобильных сил может и должна быть создана на основе ВДВ. Эти войска сохраняют для России возможность адекватно и без промедления отвечать на любые экстремистские вылазки. Если вникнуть в суть натовского термина "силы быстрого реагирования", то можно уверенно констатировать, что до сих пор ни одна армия в мире не способна реагировать быстрее на внезапно возникающие угрозы, чем российские воздушно-десантные войска (исключая стратегические силы сдерживания - но это другой уровень угроз и уровень реакции на них).

ПРЕДПОСЫЛКИ

Для создания сил быстрого реагирования на основе ВДВ есть все объективные предпосылки:

- военно-транспортная авиация (61-я ВА) располагает достаточным количеством самолетов (270 Ил-76), способных одним подъемом перебросить одну воздушно-десантную дивизию (около 800 единиц техники и до 8000 военнослужащих одновременно) в любой регион мира в течение суток и десантировать ее парашютным, посадочным или комбинированным способом; все вооружение и техника ВДВ конструктивно совместимы с авиатехникой 61-й ВА и обеспечены средствами парашютного десантирования;

- несмотря на серьезные сокращения (ныне ВДВ насчитывают около 30 тыс. человек и составляют около 2,5% от общей численности ВС), воздушно-десантные соединения и части сохранили высокую степень боевой готовности, боеспособности, организованности и тот боевой дух, которые удивляют военных профессионалов во всем мире;

- ВДВ обладают опытом действий во внутренних и локальных конфликтах, в том числе вооруженных; боевые уставы и наставления ВДВ в наибольшей степени адаптированы к условиям локальных и внутренних конфликтов, что подтверждается опытом Афганистана и обеих чеченских кампаний;

- структура ВДВ, система их тылового и технического и специального обеспечения позволяют им сегодня в короткие сроки развертывать группировки оперативного масштаба в любом районе России и тактического масштаба в любом регионе мира.

Но утверждать, что ныне ВДВ - это готовые силы общего назначения "для выполнения задач локализации и ликвидации вооруженных конфликтов", как того требует Военная доктрина, преждевременно. Эти войска нуждаются в реформировании, основную цель которого можно сформулировать так: "ВДВ должны приобрести возможности для формирования своим составом оперативного объединения, способного самостоятельно и во взаимодействии с другими компонентами ВС РФ вести боевые действия в любом регионе". Иными словами, ВДВ нужно обладать функциями оперативного командования (оперативные функции) при сохранении функций рода войск (административных функций).

Суть в том, что ВДВ создавались во времена, когда оперативными планами предусматривалось воздушно-десантные соединения из резерва ВГК передавать в состав стратегических направлений и фронтов при проведении ими наступательных операций для захвата плацдармов, противных зон, важных районов и объектов. Самостоятельно ВДВ как оперативное объединение не выступало никогда, и де-юре данное положение сохраняется до сих пор. Хотя фактически многие операции незначительного масштаба за последнее десятилетие планировались, проводились и обеспечивались самостоятельно.

ПРЕИМУЩЕСТВА

Как род войск ВДВ обладают:

- не имеющими аналогов системами десантирования и вооружения (БМД-З, "Нона", "Строй-П" и др.), многие из которых, как показала чеченская кампания, более эффективны, чем аналогичные системы вооружения других войск и сил общего назначения;

- уникальной системой подготовки кадров;

- органами снабжения воздушно-десантной (парашютной) техникой и специальными предметами снаряжения, обеспечивающими потребности не только ВДВ, но и других ведомств;

- отработанной системой и органами обеспечения жизнедеятельности миротворческих сил, находящихся за пределами РФ (в Боснии и Герцеговине, в Косово, Абхазии).

Если лишить ВДВ этих, по сути, административных функций мирного времени, то через три-пять лет эти войска - поистине национальное достояние России - будут потеряны.

Но ВДВ обладают существенным концептуальным недостатком: они не способны самостоятельно осуществлять своим же составом командование на оперативном общевойсковом уровне, готовить и проводить масштабные операции, в том числе по "локализации и ликвидации вооруженных конфликтов" серьезного масштаба. Именно эту цель нужно поставить перед ВДВ в планах военного строительства. Причем она достижима без существенных бюджетных затрат. В результате ВС РФ будут иметь мобильные силы (силы быстрого реагирования) оперативного уровня как группировку войск для выполнения задач в локальных и региональных конфликтах.

ПОДГОТОВКА

Для локальных конфликтов, в т.ч. внутренних, войска придется готовить по-другому. Термин "подготовка войск" не следует понимать только как боевую подготовку личного состава частей и подразделений. Это понятие на оперативном уровне значительно шире и включает в себя целый комплекс мероприятий. Среди них совершенствование организационной, штатной структуры ВДВ; оснащение их соответствующим вооружением; адекватное условиям локальных конфликтов совершенствование системы управления, разведки, поражения и всех видов обеспечения боя; освоение новых тактических приемов и способов действий; подготовку командиров, штабов, войск, боевую подготовку частей и подразделений в соответствии с оперативными планами.

Российские ВС в течение полувека формировались, вооружались и готовились к войне с вероятным противником, подготовленным и вооруженным по стандартам армий НАТО. Поскольку любая армия намеревается сражаться с ей подобной, но чужой армией.

Но в локальных войнах и конфликтах зачастую противоборствующие стороны, по крайней мере одна из них, не является регулярной армией. Ее вооружение и особенно средства управления, приемы и способы действий существенно отличаются от того, противостоять чему подготовлены регулярные войска.

Один пример: армиями всех государств для УКВ связи используется диапазон от 30 до 80 МГц. Средства радиоразведки рассчитаны для работы в этом диапазоне. Но у бандформирований в ходу в основном средства связи гражданского сектора, диапазон которых 130-180 МГц. Таким же образом и другие технические средства нацелены на разведку и поражение типовых армейских целей типа танк (БТР), рота (батарея), взводный опорный пункт, КП батальона (дивизиона) и т.п. Но у повстанческих формирований таких целей в боевых порядках нет, как нет и самих боевых порядков. Переподготовка войск, перенацеливание средств (если это технически осуществимо) проводится на ходу, в процессе боевых действий.

Опыт антитеррористической операции показал недостаточную подготовку к ней внутренних войск МВД РФ, кроме отдельных частей специального назначения ВВ. Еще в большей мере неспособными вести боевые действия оказались милицейские формирования (ОМОНы, СОБРы и т.д.). Но война - не их дело. Отсюда следует, что необходимо законодательным путем предоставить армии полицейские и административные функции. В зоне чрезвычайного или военного положения парашютно-десантный батальон может провести "зачистку" также, как и ОМОН.

РЕФОРМА ВДВ

Для реализации целевой установки Военной доктрины - "комплектование, оснащение, всестороннее обеспечение и подготовка соединений и воинских частей постоянной боевой готовности сил общего назначения для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах" - нет более дешевого способа, кроме как сделать ставку на наиболее боеготовый и боеспособный существующий компонент Вооруженных сил - воздушно-десантные войска. Для этого целесообразно предусмотреть следующие мероприятия.

Первое. Организационно-штатную структуру соединений и частей ВДВ усовершенствовать таким образом, чтобы отделить боевые подразделения, перебрасываемые в зону конфликта, от тех, которые необходимы в пункте постоянной дислокации для поддержания в них жизнедеятельности, призыва и подготовки пополнения и резервов, подачи дополнительных запасов в район боевых действий.

Второе. Организовать подготовку пополнения в течение первого периода (полугода) службы отдельно от боевых подразделений. Для этого следует восстановить некогда существовавшую в Красной и Советской армиях систему дивизионных и полковых школ на штатной основе.

Реализация этих мероприятий целесообразна не только для соединений и частей ВДВ, но и для других формирований постоянной готовности, позволит поддерживать их полностью боеготовыми действительно постоянно, исключит необходимость создания "сводных" батальонов, полков, дивизионов.

Третье. Усовершенствовать организационно-штатную структуру управления командующего ВДВ таким образом, чтобы оно стало способно формировать своим, заранее определенным составом полевое управление масштаба корпуса, способное к переброске и развертыванию КП с необходимыми средствами связи и обеспечения в зоне конфликта, берущее на себя управление боевыми действиями прибывающих соединений и частей ВДВ, организующее взаимодействие с поддерживающей авиацией и др. силами и средствами. То есть способное выполнять функции оперативного командования.

Четвертое. Определить место и статус ВДВ (оперативной мобильной группировки СБР, миротворческих сил) в системе ВС РФ как резерва Верховного главнокомандующего. Установить этот статус Законом "О Вооруженных силах РФ" (которого до сих пор нет в нашем законодательстве). Этим же документом следует определить ту группировку ВС РФ или ее часть, которую Верховный главнокомандующий имеет право применить немедленно, не согласовывая с Федеральным собранием.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
314
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
350
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
501
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
432

Другие новости