0
1130
Газета Концепции Интернет-версия

14.12.2000 00:00:00

Церковь призывает молиться за власть

Сергей Филатов

Об авторе: Сергей Александрович Филатов - председатель исполкома Конгресса интеллигенции России.

Тэги: дилемма, свобода, Россия, история


Один из высоких сановников Русской Православной Церкви, выступая на международном симпозиуме "Религия в современном обществе", высказал следующую мысль, зафиксированную в доктрине РПЦ: "Церковь должна быть лояльна к власти, а святая обязанность всех христиан - молиться за нее", то есть за власть.

Что касается отношения Церкви к власти - Бог с ней, это ее дело и ее проблемы. Но вот вторая часть доктрины настораживает и наводит на грустные размышления, особенно в свете политических завоеваний демократического и правового государства и конституционного закрепления прав и свобод человека.

┘Извечная дилемма - свобода и порядок - с некоторой периодичностью возникает в нашей истории. И сегодня она вновь вошла в российский дом. Эта дилемма довольно неожиданно стала актуальной в нашем обществе, которое, хлебнув свободы за последние десять лет, наверное, устало от неисчерпаемого многообразия проблем, свалившихся на него, от сложности и ответственности, которые привнесла свобода в его жизнь, и общество затосковало по порядку, который освободил бы его от необходимости всякой мыслительной работы. Это удобно, это привычно, так было семьдесят с лишним лет. Подобные настроения отразились и на последних выборах в стране. Однако ростки свободы и демократии в обществе уже ощутимы. Набирает силу местное самоуправление, обрели самостоятельность регионы - края, области, республики. Многие научились мыслить и жить самостоятельно, без указки из Центра. Результат налицо: резко стал меняться баланс между регионами-донорами и регионами-дотационниками, наращивают активность частные и акционерные предприятия. Особый вкус свободы почувствовали люди творческие, хотя их участь в материальном плане оставляет желать лучшего. И все же, когда недавно я разговорился с одним крупным писателем, который долгие годы работал над многотомником об исторических истоках России, он признался, что если бы не 90-е годы, он никогда бы не написал книгу. И потому, невзирая на все трудности, он все-таки глубоко удовлетворен тем, как меняется жизнь.

К сожалению, не все задуманное получилось. Много в эти десять лет было разрушительного, трудно идет созидание. Краткий период надежд сменился растерянностью у одних, угнетенным состоянием духа у других, нарастающей агрессией у третьих. Война в Чечне, колоссальный разрыв между богатыми и бедными (средний доход 10% самых богатых в 40 раз больше, чем средний доход 10% самых бедных, тогда как в европейских странах эта разница в 4-10 раз меньше), огромное количество людей за чертой бедности, коррупция и насилие чиновничества, вросшая в нас еще с коммунистических времен двойная мораль, потеря нравственности - все эти негативные издержки преобразований последних лет сделали свое черное дело.

Сложившаяся ситуация побуждает к напряженному поиску ответов на многочисленные вопросы. Настораживает то, что власть по-прежнему ищет примитивные ответы на сложные вопросы жизни. Ответ ее прост: нужен порядок в стране. Какой и какими средствами - это для многих почему-то второстепенно. Приоритеты государства вновь объявляются наиважнейшими и первичными. Зазвучали слова "держава", "сильное государство", "патриотизм", а вот человек, егопроблемы, его жизнь - вновь подчиняются интересам государства. Мне, однако, видится другой порядок: правовой и, это главное, - не только без ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, но, наоборот, с приоритетом прав и свобод, находящихся под надежной защитой государства.

Сегодня не только власть покушается на свободу личности, видимо, полагая, что только ей дано понять, куда и как двигаться обществу, что и как делать людям. Получается, что на свободу покушается и Церковь, которая считает, что нужно молиться за власть. И не хотелось бы, чтобы Церковь с такой идеологией вошла в образование именно в переходный период, в период гражданской неустойчивости. Наверное, хватит нам тех страдальческих лет, когда в ответ на молитвы власть уничтожала покорно молящихся за нее. Я далек от того, чтобы признать нынешнюю власть способной сотворить это.

Однако историю нельзя забывать, и в этой связи хочу привести слова писателя Анатолия Ананьева: "Власть - это сильнейший наркотический препарат, которого всегда не хватало и будет не хватать однажды приобщившимся к нему избранным ли, наследным ли коронованным особам, ибо чем больше доза такого наркотика, то есть власти, тем сильнее возникает желание приумножить ее. События эпох показывают, что процесс этот неостановим, а пути движения неисповедимы и хамелеоны, и, сколько бы человечество ни прилагало усилий, оно будет падать из ловушки в ловушку, пока не научится преграждать путь этой экспансии или, во всяком случае, не найдет средство вовремя распознавать и действенно защищаться от нее".

Единственное средство защиты от экспансии власти - создание гражданского общества, просвещенного и образованного, впитавшего в себя не исковерканную и лживую историю, а ту историю, ту культуру, которые учат независимому мышлению и разумному диалогу с властью. Конечно, в этом плане история христианства, на которую было обворовано несколько поколений россиян, неоценима и должна войти в храмы просвещения вместе с другими современными науками.

И хотя Россия - страна многоконфессиональная, православная традиция в течение более тысячелетия была у нас господствующей. Интерес к ее истокам, мудрости и заветам предков, к духовной сокровищнице христианства, морально-этическим ценностям на основе современного научного осмысления необходим и для духовного возрождения России, и для просвещения. Вопрос "Кто должен привнести это в храм науки?" - далеко не праздный.

Церковь наступает на государство, требуя обязательного обучения предметам религиозного воспитания в школах и институтах. Но государство слишком громоздко, чтобы доверять ему поощрение морали и духовности. Ему доверяют бюджет, дипломатию, разведку и контрразведку, карательные функции. В экономику государство пускают лишь от полной безнадежности, как у нас, когда в стране дикая отсталость и страшный кризис. Однако в культуру и мораль государству путь должен быть заказан, ибо, как показал горький опыт ХХ века, не экономика и политика выстраивают культуру, как полагали большевики, а культура выстраивает адекватные себе экономику и политику. Вне норм нравственности благосостояния в обществе возникнуть не может.

И навязывание веры должно быть исключено. Ни учитель (в государственной школе), ни врач, ни тем более администратор (а мы видели разных администраторов - и интеллигентов, и циников) не имеют никакого морального права принудительно навязывать не только конфессиональную ориентацию, но и обращение к вере. Конечно, курс истории мировых религий и сравнительного религиоведения полезен, но доверять его необходимо в силу многоконфессиональности в нашем многонациональном государстве лишь светским преподавателям.

В начале этого десятилетия мы возлагали большие надежды на духовное возрождение общества через религию, ее историю, мораль, нравственность. К сожалению, не получилось. Почему? Вопрос не простой, требующий анализа и честного ответа. Ответ на него в какой-то степени дает статистика: по прогнозам к 2006 г. в мире станет больше: христиан - на 27%, мусульман - на 33%, индуистов - на 7%, атеистов - на 7%, безразличных к религии вообще - на 27%, приверженцев нетрадиционных религий (сект) - на 67%. Это говорит о том, что в конфессиях основных религий что-то неблагополучно. Может быть, в Православной Церкви - это чванливость и бездушие чиновничества плюс недавнее прошлое, не располагающие к доверительным отношениям, плюс чеченский терроризм, унесший тысячи жизней и наводящий ужас в обществе, который под свои знамена берет ислам, поощряемый якобы мусульманской верой.

Нынешняя разруха в стране и люмпенизация населения - феномен не столько социально-экономический, сколько культурный. В основе его лежит отторжение народа от собственной культуры, от норм и традиций, его целенаправленная дезориентация. Главное средство борьбы с этим - возрождение нравственной основы жизни.

Сегодня, когда власть заговорила о порядке, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что да, нам нужен в стране порядок, но такой, при котором личность находилась бы под защитой Закона. Как сказал философ Григорий Померанц: "Свобода - это порядок, в котором личность находится под защитой Закона! И это еще не все. Это еще внутренняя собранность, внутренняя форма личности, не нуждающаяся в понуждении. Свобода органически связана с Достоинством и Мастерством. Свобода - это образ жизни мастеров, а не босяков!" Я полностью разделяю эти мысли и думаю, что, если президент хочет наводить такой порядок, мы в этом ему должны помочь и поможем. Исходя из этого мы все должны объединить свои усилия: и власть, и религия, и школа, и интеллигенция - чтобы еще раз не исковеркать душу человека, не толкнуть его в люмпенизацию, а дать ему возможность через свободу, через защиту его личности, его прав, обрести мастерство и внутренние побуждение и потребность обеспечивать богатство своей семье, будущим поколениям, своему государству.

Я уверен, что для противостояния хаосу, агрессии, различным духовным эпидемиям, для созидательного труда и созидательной жизни сегодня необходима мобилизация всех культурных ресурсов, включая и позитивные научные знания, и огромное богатство нашей истории и культуры, и не менее ценный духовный опыт прозрений и интуиций, накопленный человечеством.

Столь же необходимы бережная поддержка государством и обществом творцов культуры, ее хранителей. Государство нашло силы и возможность поддержать возрождение Церкви, и это правильно: за то, что оно же и сотворило, нужно расплачиваться, но еще надо найти в себе силы, возможность для поддержания культуры и ее создателей. Иначе, поскупясь сегодня, оно получит завтра общество манкуртов и может вообще быть вычеркнуто из мировой истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
798
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2387
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1419
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1762

Другие новости