0
1236
Газета Концепции Интернет-версия

19.01.2001 00:00:00

Реформирование без ориентиров

Тэги: флот, революция, Петр I, реформа


За 300 лет своего существования Российский флот реформировался шесть раз, и лишь одну реформу удалось довести до логического завершения, что в целом принесло положительные результаты. Ее провел Петр I в начале XVIII в. Именно в этот период в России наконец появился регулярный военный флот. Петр I точно знал, зачем и какой флот нужен России. Начав с судов потешного флота, он оставил в наследство россиянам мощнейший флот, способный соперничать с флотом любой морской державы Европы.

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ

Флот сыграл решающую роль в победе над шведами в Северной войне 1700-1721 гг., имевшей для России историческое значение. Об этом сказал сам Петр в дни торжеств, проходивших по случаю подписания Ништадтского мира. Россия получила наконец выход в Балтийское море.

Следующая реформа, предпринятая в период царствования Александра I, привела к образованию Морского министерства, только и всего. Сам император флоту отводил второстепенную роль, равно как и все его окружение. Председатель "Комитета для приведения флота в лучшее состояние" граф

А. Воронцов в докладе императору писал: "Прямое наше могущество и сила наша должны быть в сухопутных войсках..." В первой четверти XIX в. основными являлись прибрежные действия русского флота.

С восшествием на престол Николая I появились надежды на возрождение флота. Император создал специальный комитет, "дабы извлечь наши морские силы из забвения и ничтожества, в которых они прозябали в последнее время". Но непонимание им и его военачальниками сущности реформ, связанных с переходом от парусных кораблей к паровым броненосным, привело к тому, что Россия потерпела поражение на море и на суше в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Согласно подписанному в Париже мирному договору, Россия возвратила Турции завоеванные территории и крепости Карс и Ардаган; ей запрещалось иметь флот и военно-морские базы на Черном море, которое объявлялось открытым для судов всех государств.

Поражение в Крымской войне явилось основанием для проведения нового реформирования флота. Осуществлять реформы решил Великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич, которому удалось кое-что сделать, но довести их до логического конца он все же не смог. Постепенно от флотских проблем князь отошел по состоянию здоровья, а в Морском ведомстве опять "поселились" прежние пороки - рутина, карьеризм и полная незаинтересованность в решении флотских проблем, что привело к разгрому флота в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ

И снова в связи с поражением в войне стали думать о реформировании флота. Но из-за трудностей финансового характера она продвигалась крайне медленно. В 1914 г. началась Первая мировая война, а в

1917 г. - Октябрьская революция. О реформах флота речи уже не было. Новая реформа началась после окончания Гражданской войны, когда флота практически не существовало. Затянувшаяся дискуссия относительно того, нужен ли флот республике, а если нужен, то какой, привела к тому, что к началу Великой Отечественной войны советский Военно-морской флот мог действовать только в прибрежной зоне.

В первые послевоенные годы военно-политическое руководство страны к проблемам флота относилось сдержанно, но с появлением на вооружении вероятного противника стратегических ядерных сил морского базирования все изменилось. В Советском Союзе в течение исторически непродолжительного времени был создан океанский ракетно-ядерный флот.

Последняя реформа Военно-морского флота началась после распада Советскою Союза, когда в стране еще не сформировалась национальная идея, то есть не был определен вектор ее движения в геополитическом пространстве. В наследство от советского Военно-морского флота Российский флот получил множество проблем, таких, как отсутствие новой военной доктрины и неопределенность во взглядах на перспективы развития флота и его применение в мирное и военное время; вывод сил флота из Прибалтики, Украины, Грузии, Азербайджана; быстрое "старение" и необходимость утилизации кораблей, в том числе с ядерными энергетическими установками; затянувшийся спор между Россией и Украиной за раздел Черноморского флота; свертывание военного кораблестроения; прекращение финансирования перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; резкое сокращение численности личного состава флота; утрата мотивации службы в Военно-морском флоте.

В этих условиях реформирование флота следовало возглавить человеку, имевшему высочайший уровень военно-теоретической подготовки, наделенному государственным мышлением. К сожалению, такого человека не нашлось. Реформа приобрела стихийный характер. Порой создавалось впечатление, что высшие круги власти в реформировании Военно-морского флота совершенно не заинтересованы.

Начав реформирование флота, командование не имело четкой и понятной концепции. Реформирование Военно-морского флота в основном свелось к сокращению общей численности объединений, соединений, частей, кораблей, самолетов, к перебазированию их из одного места в другое, в проведении организационно-штатных мероприятий, то есть к сокращению общей численности личного состава, навязанного Генеральным штабом. Такой подход в конечном счете привел к деградации флота.

НУЖЕН СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Представляется, что при разработке концепции реформирования флота основополагающими должны стать положения военной доктрины, где будут отражены национальные интересы России в Мировом океане, на основании которых можно определить предназначение Военно-морского флота и сформулировать его задачи в мирное и военное время. Только после этого следует разрабатывать формы и способы применения сил флота, в том числе на стратегическом уровне. Исходя из предназначения, задач, форм и способов применения сил флота (взглядов на ведение военных действий), можно определить организацию (структуру) и состав Военно-морского флота.

Некоторые теоретики Главного штаба Военно-морского флота считают, что морская стратегия должна стать частью (морской составляющей) военной доктрины государства. Но это не так.

Нет особой необходимости доказывать, что Военно-морской флот является самым "дорогим" видом вооруженных сил. Для его развития и содержания есть только два пути - либо прямое финансирование флота из бюджета страны (что маловероятно), либо выделение на его развитие и содержание не менее 25-30% от оборонного бюджета. Такая практика существует во всех крупных морских державах мира, в том числе в США. Другого пути нет. Не признать этот принцип, значит, согласиться с тем, что флоту уготовано жалкое существование.

Вторым важнейшим принципом развития Военно-морского флота должен стать принцип минимальной - разумной - достаточности.

Можно выделить и другие принципы, но вышеуказанные, как мне кажется, будут главными. Основополагающим для Военно-морского флота документом должен стать "Закон о флоте" - документ, в котором будет определена стратегия его развития: кораблестроительная программа (на 15-25 лет); стоящие перед флотом задачи на период мирного и военного времени; структура и состав флота; принципы подготовки и комплектования кадрами и т. д. При этом Военно-морской флот должен развиваться как боевая подсистема, интегрированная в единую боевую систему Вооруженных сил страны. Опыт войны в Персидском заливе убедительно показал, что сегодня военные действия ведут разновидовые группировки вооруженных сил, а не каждый вид в отдельности, как это было ранее. В будущем эта тенденция не только сохранится, но и станет основополагающей.

По моему мнению, только Северный и Тихоокеанский флоты должны оставаться оперативно-стратегическими объединениями, а Балтийскому и Черноморскому флотам надо придать статус оперативных объединений (флотилий разнородных сил), сохранив за ними исторические названия.

ЧТО ЗА СМЕНОЙ ВЫВЕСОК

Говоря о структуре Военно-морского флота, нетрудно заметить, что многие части дублируют друг друга. Например, проблемами разработки оперативно-стратегического применения сил флота занимаются ученые 24-го НИИ МО, Морского научного комитета, Военно-морской академии и других военно-морских учебных, заведений.

Особого внимания заслуживает военно-морское образование. Объединение нескольких военно-морских учебных заведений в одно и их переименование - это не реформа. По существу никаких конструктивных перемен в подготовке кадров не произошло. Сегодня все "зациклились" на государственных стандартах, предъявляемых к высшей школе, забыв о том, что военно-морское образование имеет свою специфику. Все военно-морские учебные заведения являются ведомственными, и, как мне кажется, главнокомандующий Военно-морским флотом должен определять, чему и как обучать в каждом из них, а не Министерство образования. При этом главными критериями обучения должны стать стоимость и эффективность, то есть надо посчитать, во что обходится подготовка одного специалиста и насколько он окажется подготовленным к выполнению своих должностных обязанностей.

Например, Военно-морская академия должна готовить офицеров для службы в штабах соединений и объединений флота. На мой взгляд, офицеры всех специализаций (командных и инженерных) должны обучаться в одном потоке и по единой программе, так как им придется проходить службу на флотах в одних штабных коллективах.

В последние годы сложилась такая практика: до десяти и более офицеров Военно-морского флота направляют на учебу в Военную академию Генерального штаба. Напомню, что в Военно-морской академии офицеры изучают основы подготовки и ведения операции флота, а в Военной академии Генерального штаба - операции фронта. Это свидетельствует о том, что уровень данных учебных заведений одинаков. Видимо, было бы целесообразно в академии ГШ обучать адмиралов, которым и придется взаимодействовать на оперативно-стратегическом уровне с общевойсковыми начальниками. Надо пересмотреть принципы подготовки научных кадров и профессорско-преподавательского состава для военно-морских учебных заведений. Но формы обучения должны быть другими - командно-штабные военные игры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1973
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4637
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2522
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2901

Другие новости