0
1107
Газета Концепции Интернет-версия

09.02.2001 00:00:00

США изымают фундамент из-под здания безопасности

Тэги: нато, мюнхене, делегация, давос


По сложившейся традиции в первый уик-энд февраля руководство НАТО вместе с военной верхушкой стран, входящих в блок, собираются в Мюнхене на неформальные встречи для обсуждения европейских проблем безопасности. Компанию им составляют ведущие законодатели из государств трансатлантического содружества, влиятельные политические деятели. В последнем десятилетии к ним стали присоединяться высокопоставленные военные и политики из восточноевропейских государств, в том числе и из России, и совсем недавно - из азиатских регионов (КНР, Индия, Филиппины, Япония и др.) На нынешнюю 37-ю встречу прибыли представители трех десятков государств, дебютировал Сингапур.

На этом своеобразном военно-политическом Давосе наиболее мощную делегацию образуют США. На мюнхенскую встречу прибыли только что назначенный и ушедший в отставку министры обороны, командующие крупных группировок, сенаторы и конгрессмены и, конечно, бессменный участник доктор Генри Киссинджер.

Впервые Россия отнеслась весьма серьезно к возможности неформального общения с большим кругом военно-политической элиты Запада. Из Москвы вместе с секретарем Совбеза РФ Сергеем Ивановым прибыл его заместитель Михаил Фрадков, их помощники. Законодателей представляли главы двух думских комитетов: по обороне - генерал армии Андрей Николаев и по международным делам - Дмитрий Рогозин. Интерес к россиянам подогревался стремлением получше понять новую президентскую команду, посмотреть поближе на новую генерацию политиков в Кремле.

Высокий уровень российского участия в немалой степени предопределил желание трех сотен участников встречи вынести на повестку дня специально посвященные политические вопросы по России наряду с важнейшими проблемами трансатлантического сотрудничества в сфере безопасности.

ПРЕСЛОВУТАЯ ПРОТИВОРАКЕТНАЯ

Пожалуй, впервые на крупном военно-политическом форуме американская сторона открыто и уверенно заявила, что курс на создание стратегической противоракетной обороны необратим. Предыдущие американские администрации, начиная со времен президента Джонсона, постоянно обращались к этой теме в военной политике. Никсон затормозил проект звездных войн. Следующий президент Рейган поднял его на космические высоты политики, Клинтон же занимался этой концепцией без особого энтузиазма.

Другое дело - вновь избранный Джордж Буш-младший. Его администрация возводит решение этой проблемы в философский постулат государственного управления. В соответствии с ним существующая по сей день стратегия взаимного гарантированного ядерного уничтожения является образчиком безнравственности, поскольку разменной монетой в этой военной игре сверхдержав предстает как минимум какой-то американский город с условным населением около 5 млн. чел. Сегодня такая цена за оборону при несметных богатствах Америки представляется более неприемлемой.

Альтернатива этой стратегии - создание национальной (в отличие от тактической) противоракетной обороны. На прошлой конференции в Мюнхене (см. "НВО" # 5, 2000 г.) американцы как бы зондировали мнение своих союзников в Европе по развертыванию НПРО... и встретили решительное неприятие концепции. В этот раз действовали значительно гибче. Прежде всего пригласили к участию в проекте трансатлантических партнеров, предложив им защиту под зонтиком НПРО. По большей мере это напоминает российские предложения для Западной Европы, выдвинутые президентом Владимиром Путиным в июне прошлого года. Правда, они касались тактической ПРО.

В частности, поскольку в последнее время нет практического развития российским предложениям, генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон счел возможным напомнить в Мюнхене, что российские инициативы по-прежнему имеют ввиду в штаб-квартире блока.

Подслащивая свою пилюлю НПРО, американцы обещают проведение широкого круга переговоров по этой тематике, как бы демонстрируя, что Вашингтон, имея твердое намерение по реализации проекта, не хотел бы идти напролом, а заполучить какое-то количество сторонников. Тем более, что время еще позволяет: по признанию американских представителей, потребуется немалый срок для выяснения всех технических и технологических возможностей по созданию стратегической противоракетной системы, что дает возможность вести дискуссии, искать приемлемые решения.

При этом в центре обсуждения, как подчеркивалось в выступлениях, лежит судьба Договора по ПРО 1972 г. Американцы, считая его уже в значительной мере устаревшим, предлагают модернизацию или...в противном случае им не останется ничего другого, как выйти из Договора.

Где-то ультимативным был в своем диагнозе доктор Киссинджер: "К диалогу по НПРО следует относиться как к походу к зубному врачу - не хочется, но надо - настал момент такой".

Образностью на образность ответил секретарь Совбеза Сергей Иванов: "Договор по ПРО 1972 г. образует фундамент широкого круга соглашений по сокращению стратегических наступательных вооружений, которые действуют уже довольно много времени. Сложно представить себе такую картину, когда изъятый из-под капитального здания фундамент, не привел бы к распаду всей постройки. Нереально менять суть Договора по ПРО 1972 г., одновременно желая, чтобы система основанных на нем соглашений осталась в прежнем виде".

Российский глава Совбеза поддержал позицию федерального канцлера ФРГ Герхарда Шредера, который предложил прежде, чем выносить окончательное мнение по американской НПРО, внимательно проанализировать следующую совокупность вопросов: каковы реальные планы США по развертыванию, какой сценарий угроз разрабатывает Вашингтон и насколько он соответствуют действительности, каковы технические возможности реализации проекта, как это скажется на отношениях с Россией и КНР. Сегодня вопрос об американской НПРО вышел за рамки не только американо-российской проблемы, подчеркнул Сергей Иванов, он стал и европейским, и азиатским.

Если говорить о близости к тем странам-изгоям, от которых призваны обеспечить защиту различные системы противоракетных оборон, то СНГ выдвинуто на первый план. Именно на его южных границах российские пограничники и войска отражают прорывы талибов. Это террористическое движение пользуется прямой поддержкой пакистанских властей и военных, которые располагают ракетно-ядерным оружием. Страны Европы несколько дальше от этого региона, а США - совсем на другом конце света. России сам Бог велел думать о ракетной обороне. В Кремле считают, что достаточно тактических средств, которые не запрещены международными соглашениями, для перехвата ракет агрессора на самом их взлете.

С другой стороны, российские представители напомнили, что остается до сих пор не одобренным американскими властями ряд важных международных соглашений в сфере сокращения стратегических наступательных вооружений, в том числе протоколы 1997 г. к соответствующим договорам, кроме того, договор о всестороннем запрещении испытаний ядерного оружия и другие важные соглашения. Секретарь Совбеза вновь обратил внимание на российскую инициативу по практической работе над очередным договором по сокращению стратегических наступательных вооружений - СНВ-3. Он также сообщил, что в феврале в Москве состоится вторая международная встреча экспертов по обсуждению другой российской инициативы о создании глобальной системы контроля за распространением ракет и ракетных технологий, готовность к участию в которой подтвердили многие страны.

В апреле в Москве планируется собрать Международную конференцию по предотвращению милитаризации космического пространства. Она призвана дать импульс совместным усилиям государств, направленным на сохранение космического пространства свободным от оружия любого рода. Эта проблема, по мнению российской стороны, давно назрела.

Важным средством гармоничного достижения целей нераспространения ядерного оружия является экспортный контроль. Участие в международных режимах экспортного контроля и их совершенствование - принципиальная позиция России. Отвечая на вопросы, связанные с экспортными поставками в Иран, Сергей Иванов проинформировал, что экспортируется только оружие, не вызывающее нарушений военного баланса, а за попытки отдельных организаций и лиц в России поставлять некоторые элементы продукции и технологий, относящихся к запрещенным, сейчас возбуждено 20 уголовных дел.

В то же время, заметил он, у Кремля имеется серьезное намерение разобраться с новой американской администрацией в вопросе, что считать дестабилизирующим оружейным экспортом в такие регионы, как Ближний Восток, а что нет - "правила этой игры должны быть для всех участников равными".

Таким образом, в складывающейся ситуации Россия предлагает мировому сообществу альтернативную американским планам развертывания НПРО программу действий по укреплению стратегической стабильности, ядерного разоружения и ракетного нераспространения.

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

"Европейцы вежливо жалуются на американскую НПРО, а американцы - на недостаточный вклад Европы в общую безопасность", - высказался один из западных участников, довольно точно обозначив лейтмотив последних встреч в Мюнхене. Известный по югославской войне бывший главком ОВС НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк вновь подчеркнул, что вклад европейцев в проблемы общей безопасности остается низким. Проведя специальное исследование, он пришел к выводу, что, например, по целеуказаниям для бомбардировок в ходе той войны американцы оказались в единственном числе. "Никакая другая армия НАТО не делала этого".

Признавая некую правоту американских суждений, европейцы тем не менее отчаянно возражали. Только в этом году у 11 стран НАТО военные бюджеты были увеличены, в связи с чем военные ассигнования европейской части блока НАТО в совокупности возросли до 200 млрд. долл., что в известной мере сопоставимо с бюджетом Пентагона в 300 млрд. долл. Прозвучала оценка, что за последние 12 месяцев по возрастанию удельного веса европейских партнеров в НАТО было сделано больше, чем за предыдущие 12 лет.

Наряду с этим не могла не ощущаться негативная оценка США и Канады по развертыванию в Европе сил быстрого реагирования. Формирование 60-тысячного войска планируется закончить к 2003 г. В рамках Общей европейской политики по безопасности и обороне уже созданы комитет по политике и безопасности, военный комитет Европейского Союза (ЕС), военный штаб ЕС, комитет гражданских аспектов управления кризисами.

Самим европейцам не до конца ясен статус сил быстрого реагирования. Предполагается, что оперативное планирование будет осуществляться непосредственно штабом НАТО, на что имеются возражения: какой командующий с энтузиазмом будет выполнять спланированные за него боевые задачи?

Американцы в целом отказываются воспринимать Европу как коллективного участника блока НАТО, хотя европейцы доказывали, что скоро у них появится единая валюта, единый парламент и так далее - чем не сплоченный едиными принципами управления цельный партнер США?

Высказывалась озабоченность тем, что образование сил быстрого реагирования способно привести к расколу внутри НАТО. Но тут же подчеркивалось, что Западная Европа (а сейчас и значительная часть Восточной) не представляет себе безопасности без активного участия Вашингтона.

С американской стороны звучали предложения типа того, что силы быстрого реагирования целесообразно использовать в интересах тех стран, которые являются членами Евросоюза, но не входят в НАТО. Представители ведущих стран Европы склонны рассматривать силы быстрого реагирования скорее как вспомогательные войска при выполнении определенных задач НАТО. Как выяснилось в ходе миротворческой операции в Косово, НАТО не способно развернуть полицейские формирования, затрудняется в выполнении других функций. Здесь то и восполнили бы пробелы силы быстрого реагирования.

Многие европейцы считают, что структуры НАТО и сил быстрого реагирования в определенной степени должны быть унифицированы с тем, чтобы избежать разрастания параллельных структур. Однако как это сделать, практически никто не знает. Пока существуют только концептуальные подходы, да и то недостаточно разработанные. Неясно, например, министру обороны Канады, как будут использоваться АВАКСы - самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, которыми Европа не располагает, кто будет ставить им задачи - НАТО или сменное каждый год новое национальное командование сил быстрого реагирования. И таких вопросов управления, ответов на которые не знает никто, возникает довольно много.

Россия еще осмысливает свое отношение к новым формированиям, предпринимает разведку боем: Сергей Иванов в ходе пребывания в Мюнхене провел переговоры с Хавьером Соланой, возглавляющим в Евросоюзе институт общей политики безопасности и иностранных отношений. Глава российского Совбеза открыто заявляет, что основные интересы России лежат в Европе. Хотя на конференции он представлял интересы также азиатского региона. Его содокладчиками выступали представители КНР, Индии и Японии, которые также анализировали актуальные проблемы отношений с Россией.

Этот лейтмотив просматривался и в обсуждении маршрутов дальнейшего продвижения НАТО на Восток. Звучали традиционные уверения, что России беспокоиться-де нечего, и создавалась картина, что это делается чуть ли не для ее блага. Ведь демократические страны не могут избрать своим орудием политики войну против демократического же государства. Мол, если Россия действительно исповедует демократические ценности, то ее тревоги напрасны. Российская сторона предлагала смотреть на североатлантическое расширение под углом балканского синдрома. В ответ на это некоторые политические деятели соглашались с московскими опасениями.

Но все же летом 2002 г. в Праге решено назвать новых претендентов на вступление в НАТО. На конференции в Мюнхене даже Джордж Робертсон не рискнул назвать их имена, что придавало определенную пикантность. Надо было слышать, в каких подобострастных выражениях представители всех балтийских республик, Румынии, Болгарии и других стран с европейских задворок заверяли в готовности разделить "тяжелые обязанности и ответственность блока НАТО".

Робертсон и другие ключевые фигуры весьма широко высказывались в пользу расширения сотрудничества блока с Россией. Их общее мнение сводится к тому, что без России, так же как и без Соединенных Штатов, проблемы безопасности мировых регионов решать нельзя. Генсек Североатлантического союза с особым удовольствием подчеркнул, что 19 февраля он будет в Москве - второй раз менее чем за год - с тем, чтобы отрыть там информационный центр Североатлантического союза, провести переговоры. Они нацелены на развитие прежних договоренностей, а также новых тем, поднятых в Мюнхене на встречах с глазу на глаз с российским главой Совбеза, в частности по общей борьбе с международным терроризмом, нераспространению ядерного оружия и ракетных технологий.

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ

Примечательно, что Сергей Иванов, может быть, наиболее активно среди других докладчиков расширил понятие безопасности до азиатских регионов. В известной степени это логично, поскольку Россия представляет собой и азиатскую страну, а доктрина безопасности НАТО не ограничивает сферу ответственности только Европой. "Конечно, для России, - отмечал он, - с точки зрения безопасности приоритетной является обстановка в ее непосредственном окружении".

Он откровенно признался, что за истекший год произошло определенное переосмысление основных направлений российской политики в СНГ. Стало ясно, что ускоренное развитие Содружества в полноценное интеграционное объединение в ближайшей перспективе невозможно. Перед Кремлем дилемма - продолжать рассматривать интеграцию на постсоветском пространстве как абсолютную ценность, оправдывающую едва ли не любые затраты и уступки партнерам, или перейти к прагматическому курсу. Задолженность стран СНГ перед Россией только по государственным кредитам с учетом просроченных платежей по процентам составляет более полутора миллиарда долл. Общая же сумма задолженности - более 5,5 млрд. долл. Выбор сделан в пользу обеспечения интересов национальной безопасности России, главным образом через развитие двухсторонних отношений со странами СНГ.

С тем из партнеров, кто проявляет соответствующую готовность, Россия развивает более тесное сотрудничество. Любое взаимодействие должно быть взаимовыгодным, считают в Кремле. В сочетании общеинтеграционных устремлений с активизацией двухсторонних связей заключается суть обновленной модели поведения России в рамках СНГ.

Эта политика уже дает положительные результаты в рамках общей борьбы с терроризмом в Центральной Азии и Чечне. Очередной успех - выдача властями Азербайджана двух террористов, повинных во взрывах жилых домов на территории России. В скором времени вся банда из семи чеченских преступников предстанет перед судом. И все же силы противостоят немалые - по данным Совбеза РФ, поддерживаемые Пакистаном талибы создали в Афганистане порядка 30 лагерей. В них проходят подготовку боевики из центрально-азиатских, арабских, западноевропейских стран. О тесном сращивании международного терроризма с организованной преступностью и наркобизнесом свидетельствует хотя бы тот факт, что только в 2000 г. российскими пограничниками при попытке переправки через афгано-таджикскую границу изъято более трех тонн наркотиков. И немалая их часть предназначалась для распространения именно в странах Европы.

В своем выступлении и двух пресс-конференциях Сергей Иванов не обошел вниманием и уроки Косово. Первый состоит в том, что после окончания холодной войны в Европе сложилась хотя и недостаточно эффективная, но работоспособная система континентальной безопасности. В нынешней форме она может функционировать лишь в атмосфере взаимного уважения, доверия и равноправного партнерства. Во-вторых, позитивные сдвиги на Балканах достигнуты не благодаря, а вопреки ракетно-бомбовым ударам НАТО образца "1999". В-третьих, двойные стандарты и несогласованные действия в кризисном урегулировании ведут к затягиванию конфликтов, значительным жертвам, общественным потрясениям и всякого рода спекуляциям об оправданности "гуманитарных интервенций" против суверенных субъектов международных отношений. Но главный урок состоит в том, чтобы прежде, чем предпринимать какую-либо широкомасштабную акцию в сфере безопасности, особенно в Европе, надо бы "семь раз по семь раз отмерить" - будь то национальная противоракетная оборона или миротворческая операция.

Мюнхен


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
295
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
331
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
467
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
399

Другие новости