0
932
Газета Концепции Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Реформы протекают в культурной мгле

Тэги: военные, реформы, армия


С тех пор как трудами Петра Великого Россия получила лучшую армию в Европе, прошло порядочно времени. России пришлось испытать радости военных побед и горечь поражений, но такого отношения к собственным Вооруженным силам, как сегодня, ей переживать не приходилось.

Проблематика военных реформ не выходит из зоны внимания современного общества. Одни утверждают, что военные реформы идут, другие твердо стоят на том, что в военной области нет никаких изменений.

Приходится признать наличие широкого и разнообразного толкования самого определения "военная реформа". Между тем, если говорить коротко, ее смысл и цель заключаются в выведении Вооруженных сил на качественно новый культурный уровень (либо сокращение этого разрыва по сравнению с мировым уровнем, либо осуществление прорыва в развитии военной культуры). При этом следует уточнить, что военная культура - это часть общей культуры, в которую входит все, что сделано в области военного дела.

Проблематика военной культуры охватывает собой материальную и духовную сферы деятельности человека. Под этим углом зрения следует рассматривать и деятельность государства, общества и собственно вооруженных сил, причем особую роль играет господствующая идеология, поскольку именно она формирует духовный потенциал нации. Сегодня наиболее актуальным является исследование духовной составляющей военной культуры и поэтому необходимо отдельно рассмотреть историю военной мысли, которая является своеобразным и очень чутким индикатором состояния военной культуры государства, общества и самих вооруженных сил.

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО - НОВЫЙ ТИП АРМИИ

Сегодня роль материальной ветви культуры в решении оборонных задач государства, обеспечении военной безопасности страны достаточно хорошо известна, и все ее признают. А вот духовная ветвь из-за чрезмерной идеологизации в советское время и кризиса идеологии, после распада СССР, представляет собой довольно крепкий орешек, под оболочку которого теоретики до сих пор проникнуть не смогли. А именно там содержатся возможные решения многих военных проблем

Известно, что изменения в политическом устройстве государства и общества заставляют переходить к новому типу армии, - это четко просматривается как на истории Отечества, так и на историях других стран. Но нашим политикам истина сия, похоже, неведома┘

Министр обороны Российской Федерации Игорь Сергеев в одном из интервью "НВО" с редкой прямотой констатировал, что сегодня мы видим застой военной мысли, отсутствие эффективной системы воспитания и стагнацию военного образования. А все это в целом и есть признаки упадка военной культуры в стране.

В отличие от других областей культуры, военная имеет ряд специфических особенностей, главной из которых является формирование воинского духа. Вспомним кредо блестящего военного теоретика Александра Свечина: "Россия постоянно находится в угрожаемой ситуации, что обуславливает необходимость серьезного отношения к военному делу. В этих условиях требуется высшее военное искусство, нетерпимы формализм и леность, шаблон и предрассудки, догмы, подражание и штундизм. Необходимо самостоятельное военное творчество, которое обеспечивает экономный способ военного развития России и одновременно ее надежную защиту. И вообще: армия думает - и потому прогрессирует, культивирует военную работу в интересах целого, действует в соответствии с единой доктриной - и только вследствие этого побеждает! Ее ведут большие творческие идеи, и следует защищать их. Они пронизаны жизненным духом, представляют собой "в высшей степени чистое и подвижное пламя" (Декарт), творческий пожар, в огненных сполохах которого сгорают заблуждения и рождается высшее военное знание".

История отечественной военной культуры - это прежде всего история становления нравственности воинов России.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ

Кризис советской культуры всей, необыкновенная острота и размах критики ее идейных и нравственных принципов, пробуксовка реформ породили крайне противоречивую ситуацию в стране. С одной стороны - раскрепощение общественного сознания, плюрализм мнений и оценок, развитие демократических начал, открытые контакты с Западом; с другой - размывание фундаментальных ценностей жизни народа, отечественной культуры и истории.

Разрыв времен, эпох, традиций и поколений уже сегодня принес России огромный ущерб.

По данным социологических исследований в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим духовным ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память о павших за Родину, долг, честь, достоинство, готовность к самопожертвованию, уважение к отечественной истории, и др. Резко сместились акценты в социально-нравственных ориентирах значительной части общества, особенно молодежи: они стали не только более прагматизированными, конъюнктурными, но и эгоцентристскими и даже антисоциальными и антигуманными.

Безнравственность, захлестнувшая страну, негативным образом сказывается на дисциплине силовых структур и очень осложнила защиту общества, обеспечение безопасности не только границ нашего государства, но и нормальной, мирной жизни граждан в целом ряде регионов России и стран Содружества. В тяжелейшем положении оказались Вооруженные силы, испытывающие острый дефицит молодого пополнения. Армия и флот практически лишаются возможности удовлетворять самые насущные потребности в призывном контингенте как в количественном, так и особенно в качественном отношении. Об этом свидетельствуют результаты последних призывов на военную службу, проведение которых потребовало огромных усилий. Большие трудности вызывает и формирование офицерского корпуса Вооруженных сил.

Система нравственного воспитания воинов предполагает четкое взаимодействие государственной власти, господствующей идеологии, общества и собственно военной силы, которые и представляют собой основные векторы, определяющие развитие военной культуры. Разумеется, это взаимодействие должно строиться на основе исторического опыта и национальных традиций народа.

СИЛА И БЕССИЛИЕ ЭЛИТЫ

Вполне естественный вопрос: а каков был уровень культуры личности наших выдающихся полководцев? И какова связь военной культуры с общей? Вот здесь напрашивается весьма любопытный вывод: оказывается все наши выдающие полководцы и военные деятели имели высокий уровень не только профессиональной военной культуры, но и общей.

Перечень замечательных государственных деятелей, отличавшихся высоким уровнем культуры, будет довольно значителен┘ Среди них Александр Суворов, полководец, не ведавший поражений; кроме воистину энциклопедических познаний военного дела, владел десятью иностранными языками┘

Попытки отрицания предыдущего периода культуры и ее исторического наследия и создание так называемой пролетарской культуры были характерны для советского периода России. Но из этого ничего не получилось. И новая политическая формация была вынуждена воспользоваться достижениями русской военной культуры (правда, лишь частично) для своего существования.

Поскольку советская власть все вопросы культурного строительства рассматривала сквозь призму своей марксистско-ленинской идеологии, то это не преминуло сказаться на развитии культуры в целом. Развал СССР был обусловлен еще и тем, что культура, созданная наследниками старой России, оказалась не в состоянии воспроизводить сама себя.

Одна парадигма (марксистско-ленинская), заложенная в государственную идеологию, не опиравшаяся на закономерности и особенности развития отечественной культуры, довольно быстро (по масштабам историческим) себя исчерпала. Но чего она стоила стране? А ведь были до того разные идеологии, которые работали и давали результаты на определенных этапах. Круг разрабатывавшихся идей был весьма широк.

Процесс их постоянного взаимодействия позволил выявить значительные расхождения и подчас противоположные подходы к пониманию существа наиболее важных проблем, постоянно волновавших наше общество и представляющих немалый интерес и в наши дни. Создание такой идеологии оказалось непосильной задачей для современной политической и духовной элиты.

НЕСУЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ - ПАТРИОТИЗМ

Военная культура несет охранительную функцию по отношению к общей культуре России и является своеобразным индикатором ее состояния. Вся наша история свидетельствует, что, когда военная культура в стране была на должном уровне развития, все в стране процветало. В то же время, когда снижался общий уровень культуры, деградировала ее военная область.

Комплекс нравственных качеств воина (называемый воинской честью) содержит очень важный элемент, без которого нельзя получить стойкого воина, - это патриотизм. Патриотизм понимается как комплекс наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, являющийся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующий высший уровень ее развития и проявляющийся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества".

Совершенно очевидно, что патриотизм представляет собой своего рода несущую конструкцию общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Развал СССР поставил на повестку дня очередную остронасущную проблему - создание новой армии. В результате перестроечных процессов изменились государство, общество, а вот армия осталась прежняя - советская. До сих пор действуют многие нормативные документы, относящиеся к временам ее создания.

В 1918 году большевики, поняв историческую необходимость смены типа армии, смогли впервые в мировой практике создать армию классового типа. Сейчас ясно, что в изменившейся России должна быть новая армия. Но вот какая? Что Вооруженные силы должны измениться - это уже ни у кого не вызывает сомнений.

Но нет четкого представления: какова технология создания новой военной силы? Военная культура Отечества дает на это четкий ответ - строительство новой военной силы невозможно без участия в этом процессе широкого представительства от общества. Мы же наблюдаем привлечение к обсуждению военных вопросов блестящих дилетантов, имеющих высокие научные звания во всех областях культуры, кроме военной.

Попытки большинства исследователей найти решения на линии "государственная власть - военная сила" не могут дать эффективного результата, поскольку преднамеренно или по незнанию игнорируется роль общества и идеологии (она-то и определяет дух воинства) в решении военной проблематики.

Невольно возникает вопрос: как тут быть? Ведь без этого невозможно решить вопрос о создании системы эффективного воинского воспитания в современных условиях. Ответ подсказывает та же история отечественной военной культуры: в русском периоде эта система была направлена в первую очередь на воспитание личности (кстати, очень многие из людей в погонах весомо заявили о себе в самых разных областях культуры), а затем на коллектив, в советское время - главным образом на воспитание коллектива. Думается, и новая система будет синтезирована из лучших достижений обеих предшествующих систем, так как другого пути здесь пока нет.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТРИАДА

Военная культура зиждется на "трех китах" - обычаях, традициях и законах, а воспитание личности воина определяет триада культуры: наука, религия и искусство. В этой связи необходимо специально подчеркнуть, что наша военная культура (как, впрочем, и вся отечественная культура в целом) в значительной своей части христианская.

Русская Православная Церковь всегда делила радость побед и горечь поражений с русским воинством. Она накопила колоссальнейший опыт работы с военной паствой, который в значительной степени утрачен. Многое из этого пригодилось бы современным командирам.

Военная культура, обращенная на личность, бывает, как дисциплина, естественной (когда человек вбирает ее в себя в ходе самой жизни по принципу "можно" - "нельзя") и осознанной (когда человек понимает суть происходящих явлений). Безусловно, носитель последней становится самым ценным для армии. Но беда в том, что формирование такой личности требует довольно продолжительного времени, много сил и средств (которых сегодня у нас не хватает)от общества и самой армии.

Между тем военная культура позволяет найти в ней самой все, что нам нужно. Для того чтобы в полную силу задействовать ее потенциал, нужно добротно осмыслить ее философию и историю. А решение этой задачи станет возможным только тогда, когда Государство, Общество и Военная Сила поймут, что должны действовать в решении этой задачи вместе, поскольку Россия у нас одна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
230
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
280
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
236
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
200

Другие новости