0
1283
Газета Концепции Интернет-версия

02.03.2001 00:00:00

Выгоды очевидны

Тэги: ракеты, история, спутник


После успешного испытания в СССР межконтинентальной баллистической ракеты, о чем 27 августа 1957 г. во всех газетах страны появилось специальное сообщение ТАСС, главный конструктор Сергей Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты для выведения на орбиту искусственного спутника Земли (ИСЗ). Для этого, по мнению Королева, все можно подготовить за один-два месяца. Предложение было принято. Тогда же правительство утвердило решение о создании Командно-измерительного комплекса (КИК) для баллистического и навигационного обеспечения полетов ИСЗ, контроля за его бортовой аппаратурой и управления ее работой, а также для получения, сбора, передачи и обработки всей информации при запуске космического аппарата (КА) и его орбитальном полете.

КИК успешно справился с данными задачами, что подтвердило правильность концепции его построения.

Проводимые в последующем организационные и технические мероприятия по развитию и оснащению наземного Командно-измерительного комплекса позволили не только управлять советскими космическими аппаратами, а также международными КА, но и сделать автоматизированным как этот процесс, так и процесс управления командно-измерительными пунктами.

В 90-е годы учреждается Российское космическое агентство, а Военно-космические силы (ВКС) передаются Ракетным войскам стратегического назначения. В состав ВКС входил наземный автоматизированный комплекс управления, который назывался Главным научно-исследовательским испытательным центром. Получилось так, что Росавиакосмос, имея закрепленные за ним космические аппараты, не владел средствами управления ими, что вызвало необходимость создания своих наземных контуров управления. Это привело к разделению целевых задач между двумя ведомствами и к созданию каждым их них собственных комплексов и средств управления.

Ныне существуют следующие центры управления, комплексы и средства Российского авиационно-космического агентства и других государственных и негосударственных структур: ЦУП-М, ЦНИИМАШ, НПО им. С.А.Лавочкина, ОКБ МЭИ, НИИ-ТП, Центральный банк Российской Федерации, государственное предприятие "Космическая связь", АО "Персей", ОАО "Газком", АО НТВ, наземный автоматизированный комплекс управления (НАКУ) ракетных войск Минобороны. Сегодня они развиваются при отсутствии координации и единого плана, в то же время возможности государственных наземных автоматизированных комплексов и средств управления КА используются далеко не полностью.

Подобное положение со всей остротой выдвигает на передний план проблему создания Единого наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами (ЕНАКУ КА), под "присмотром" которого должны находиться орбитальная группировка космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического, научного и международного сотрудничества, а также пуски ракет космического назначения и МБР.

Очевидно, что средства управления и связи ЕНАКУ необходимо использовать в интересах государственных ракетно-космических и при реализации коммерческих космических программ. В соответствии с "Законом РФ о космической деятельности" Российское авиационно-космическое агентство обеспечивает контроль за созданием коммерческих наземных контуров управления, проводя лицензирование их космической деятельности и сертификации принадлежащих им средств.

Под "крышей" ЕНАКУ следует сконцентрировать функциональные и технические возможности средств управления и связи КА, измерительных комплексов космодромов, центров и пунктов наземной космической инфраструктуры Минобороны, Российского авиационно-космического агентства и других государственных и негосударственных структур. В состав ЕНАКУ целесообразно включить все структурные элементы главного научно-исследовательского испытательного центра Минобороны, измерительные комплексы космодромов, центры управления полетами КА, объекты и состав средств "Медвежьи озера" и "Калязин", командно-измерительные системы "Каштан", объектов "Нудель", "Гусь-Хрустальный", сеть оптико-электронных и лазерных станций.

Единый НАКУ должен выполнять следующие задачи:

- управление орбитальной группировкой КА военного и двойного назначения, автоматическими КА научного и социально-экономического назначения, пилотируемыми, международного сотрудничества и коммерческими КА;

- проведение телеметрических и траекторных измерений;

- обеспечение научных исследований с использованием уникальных средств измерений.

Средства, системы управления и связи, необходимые для создания и эксплуатации космических систем, заказываются Минобороны и Российским авиационно-космическим агентством на долевой основе.

Для решения вопросов перспективного планирования поддержания, развития и применения Единого наземного комплекса и его составных частей понадобится координирующий межведомственный орган из представителей Минобороны, Российского авиационно-космического агентства и других заинтересованных государственных и негосударственных структур. В своей работе он должен руководствоваться "Законом Российской Федерации о космической деятельности", положениями "Концепции национальной космической политики Российской Федерации" и другими нормативными документами. В основу развития ЕНАКУ в целом и его средств нужно положить оптимизацию структуры и состава при минимизации расходования бюджетных ассигнований и обеспечении заданной эффективности выполняемых задач.

Внедренные передовые технологии, унифицированные и модернизированные средства обеспечат поэтапное сокращение числа наземных пунктов управления, а также позволят существенно сократить эксплуатационные расходы на содержание единых средств управления.

Учитывая глобальность размещения средств управления КА, особо важная роль в достижении необходимой устойчивости принадлежит комплексам средств автоматизации и связи, которые должны создаваться на принципах построения "открытых" систем, модульности и унификации.

Это обеспечит нужную конфигурацию и производительность средств автоматизации каждого элемента наземного контура управления путем включения в их состав необходимого количества функционально ориентированных модулей различного типа, объединенных в локальные вычислительные сети. Основу данных модулей должны составить высокопроизводительные средства отечественного производства, что обеспечит выполнение требований по информационной безопасности и технологической независимости. Все комплексы средств автоматизации обязательно должны быть объединены в территориально распределенную компьютерную сеть. Основу системы связи должна составить цифровая сеть интегрального обслуживания по перспективной телекоммуникационной технологии.

Все это позволит существенно повысить эффективность использования средств управления (на несколько десятков процентов), сократить бюджетные ассигнования на содержание наземного контура управления, уменьшить в несколько раз число измерительных пунктов Минобороны и гражданских ведомств. В результате сократятся номенклатура и общее количество средств управления и обслуживающий их персонал, что даст возможность ориентировочно в 2 раза снизить ежегодные расходы на их эксплуатацию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2088
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4784
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2621
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3017

Другие новости