Подготовка к подъему затонувшего в августе 2000 г. атомохода "Курск" идет полным ходом. В операции будут задействованы корабли Северного флота, которые, как предполагается, войдут в состав формируемой здесь экспедиции особого назначения. По предварительным данным, в нее будут включены тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", ракетный крейсер "Маршал Устинов", большие противолодочные корабли "Адмирал Харламов" и "Североморск", а также несколько танкеров, спасательных, гидрографических и пожарных судов.
Экспедиции будут приданы пять вертолетов и два транспортных самолета морской авиации. Руководителем назначен начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак. Большинство кораблей уже готово к выходу в море. Другие сейчас усиленно готовятся к операции. Деньги на профилактический их ремонт выделены из федерального бюджета целевым назначением.
Как известно, технический проект подъема "Курска" выполнен голландской фирмой "Mammoet". После тщательного обсуждения всех деталей предстоящей в Баренцевом море уникальной операции Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" за неделю-полторы завершит общий проект подъема. Затем он будет предоставлен государственному заказчику - ВМФ России. Как подчеркнул академик Игорь Спасский, корректировки могут носить только непринципиальный характер.
Между тем, не дожидаясь окончательного утверждения проекта, в Голландии уже началось изготовление зацепных устройств. Сроки настолько жесткие, что приходится не ждать разрешения некоторых формальностей, а вести работу полным ходом. В Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии уже приступили к изготовлению понтонов. Работа на СМП организована в три смены, круглые сутки, чтобы не выйти из весьма жесткого графика.
Академик Игорь Спасский считает, что наиболее узким моментом по срокам будет являться переоборудование баржи для подъема и транспортировки "Курска". Баржу, предоставляемую фирмой "Smit International", предстоит серьезно усовершенствовать. Самое главное - в килевой части необходимо сделать герметичный проем для того, чтобы туда вошла рубка подводной лодки. На самой барже, помимо этого, предстоит установить более двух десятков мощных подъемников. Все это нужно успеть сделать всего за два месяца, причем с высокой точностью и качеством.
Генеральный конструктор и начальник ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Спасский считает, что в ходе подъема субмарины возникнут большие нагрузки на все механизмы, поэтому необходимо закладывать большие запасы прочности во все конструктивные элементы. После подъема предстоит еще транспортировка субмарины. Поэтому надо так прикрепить подводную лодку к барже, чтобы система стала как бы единой. Для этого на барже делаются специальные подушки.
Академик не так давно продемонстрировал общественности фрагмент троса, какими будет осуществляться подъем атомохода. Он особо подчеркнул, что в одном пучке будет собрано воедино 54 таких троса из сверхпрочных сплавов, причем в них есть и центральные, и витые жилы. Таких пучков будет более двух десятков. Все они будут представлять часть гидравлической системы подъема и перехвата, с зацепляющими устройствами на конце каждого троса. Такой трос в Центральном научно-исследовательском институте им. акад. Алексея Крылова специально проверили на прочность и определили: запас выше той цифры, которая заложена в сертификате. Вес подводной лодки, который нужно поднимать, составляет около 9,5 тыс. тонн.
Помимо ЦКБ МТ "Рубин" с российской стороны в работах принимает участие ЦНИИ им. Крылова, ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" и два военных института: 1-й общекорабельный институт и 40-й институт аварийно-спасательных работ. "Севмашпредприятие", как известно, изготавливает понтоны. Всего задействовано более десяти предприятий.
Что касается крылатых ракет и торпед, которые есть на "Курске", то в проекте подъема даны соответствующие рекомендации по безопасному проведению работ. В некоторых случаях рекомендовано применение робототехники.
В районе аварии атомохода "Курск" проводится регулярный мониторинг окружающей АПЛ "Курск" среды и каких-либо отклонений не отмечено. Тем не менее следует отметить, в проекте подъема лодки огромное внимание уделено обеспечению безопасности, в том числе и радиационной, на всех этапах операции.
C середины июля в точке гибели "Курска" начнутся водолазные работы, в район придет специализированное судно, будут опускаться российские и иностранные водолазы. Баржа для подъема и транспортировки субмарины, как планируется, прибудет к моменту окончания всех подготовительных работ.
С российской стороны водолазы-глубоководники будут в основном участники предыдущей операции, что же касается привлечения иностранных специалистов, то здесь все будут решать представители фирмы "Mammoet". Сегодня водолазы такой квалификации относятся к специалистам высочайшего класса. Они принадлежат к элите мирового глубоководолазного профиля. Все наши глубоководники, как утверждает руководство ВМФ, готовы к работе, находятся в прекрасной физической и профессиональной форме.
Первый отсек в ходе операции по подъему "Курска" принято решение не поднимать, а только отрезать его от корпуса подводной лодки. Решение по ракетно-торпедному отсеку субмарины принято уже давно. Его последующее исследование предполагается на дне Баренцева моря. Это вызвано тем, что носовой отсек очень сильно поврежден и если его, не отрезая, поднимать вместе с подводной лодкой, то тем самым можно создать опасные и в принципе непредсказуемые последствия для всей операции по подъему в целом.
Поэтому согласованное решение специалистов относительно носовой оконечности подводного крейсера было таким - отрезать первый отсек, детально осмотреть его на дне моря, а потом уже принимать решение по поднятию его фрагментов. Предполагается, что именно части первого, наиболее сильно пострадавшего от взрыва отсека в максимальной степени позволят экспертам приблизиться к истинным причинам произошедшей катастрофы.
Первый отсек впоследствии также может быть поднят с морского дна, однако большинство специалистов склонны рассматривать эту операцию как отдельную от основной. Заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал Михаил Барсков подчеркивает, что первый отсек отрезается только по мерам безопасности. Что касается его поднятия, полагает адмирал, тут все гораздо сложнее. Для этого надо принять соответствующие технические решения, произвести анализ того, что находится внутри отсека и в каком состоянии, и, главное, обеспечить безопасность людей, технических средств.
* * *
Когда номер уже был подготовлен к печати, поступило сообщение, что техническая часть операции по подъему АПЛ "Курск" начнется 10-15 июля. По словам вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова, это будет первый этап операции. В корпусе АПЛ "Курск" будут сделаны технологические отверстия, а первый отсек атомохода отделят от субмарины. Клебанов подтвердил, что подъем лодки непосредственно со дна начнется предположительно 10-го и завершится к 20 сентября.