Экспертиза
Правовая охрана секретных изобретений осуществляется во многих странах мира. Законодательства США, Германии, Великобритании и других государств по-разному регламентируют правоотношения в этой сфере деятельности, но сходны в одном: они защищают интересы создателей секретных изобретений и стимулируют разработку технических решений, превышающих мировой уровень.
В УЩЕРБ АВТОРАМ, В УРОН ГОСУДАРСТВУ
В нашей стране правовая охрана секретных изобретений существовала до 1992 г. На секретное изобретение выдавалось авторское свидетельство, предоставлявшее участникам правоотношений - автору и государству - такой же объем прав, как на несекретное изобретение. Отличие заключалось в процедуре рассмотрения, проведения экспертизы секретных изобретений, в ограничениях на распространение и использование сведений о них.
С введением в 1992 г. патентной системы правовой охраны промышленной собственности ситуация резко изменилась. Патентная система создана и функционирует в интересах свободного предпринимательства. Основным действующим лицом этой системы является правообладатель охранного документа на объект промышленной собственности. Это - физическое или юридическое лицо, которому принадлежит исключительное право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца и которое может распоряжаться этим правом по своему усмотрению.
Вопросы секретных изобретений не могут регулироваться в рамках патентной системы, поскольку на их использование налагаются определенные ограничения со стороны государства. Именно поэтому секретные объекты промышленной собственности были выведены из сферы действия Патентного закона РФ, а вопросы их правовой охраны адресованы специальному законодательству.
За период 1993-1998 гг. законопроект о секретных изобретениях неоднократно рассматривался в Государственной Думе, однако так и не был принят. Последний вариант законопроекта был отклонен президентом Российской Федерации в 1998 г.
Отсутствие правовой охраны секретных изобретений самым негативным образом сказывается на состоянии технического творчества в Вооруженных силах Российской Федерации. Опыт показывает, что более половины новых технических решений, созданных в интересах Вооруженных сил, не подлежат правовой охране, поскольку содержат сведения, отнесенные к категории государственной тайны. Таким образом, авторы новейших разработок в области вооружения и военной техники (ВВТ) не имеют не только имущественных, но и неимущественных прав на результаты своей интеллектуальной деятельности. Такое положение дел приводит к снижению изобретательской активности и замедлению темпов научно-технического прогресса.
СБАЛАНСИРОВАТЬ ИНТЕРЕСЫ
Распоряжением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. # 1875-Р на 2001 г. поставлена задача разработки нового закона о секретных изобретениях. Подготовка проекта Федерального закона возложена на Минпромнауки России, Роспатент, Минобороны и другие федеральные органы исполнительной власти.
Необходимость введения специального законодательного акта, регулирующего правоотношения в области секретного изобретательства, диктуется тем, что на период засекречивания изобретение подпадает под действие двух антагонистических правовых систем - патентной системы и системы правовой охраны государственной тайны. Первая из них направлена на стимулирование технического творчества и предусматривает оперативное информирование общественности о новом техническом решении. Система правовой охраны государственной тайны, наоборот, ограничивает доступ к сведениям, свободное распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Данное противоречие как раз и создает специфику правоотношений, которые должны быть урегулированы специальным законодательным актом.
Целью правовой охраны секретных изобретений должно быть достижение баланса интересов основных участников правоотношений:
- государства, интересы которого заключаются в ограничении доступа к сведениям, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
- авторов секретных изобретений, интересы которых заключаются в стремлении приобрести законодательно установленные личные неимущественные и имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, удовлетворяющие критериям охраноспособного изобретения;
- работодателей авторов секретных изобретений и третьих лиц, интересы которых заключаются в получении выгоды от создания и применения в своем производстве прогрессивных технических решений, обладающих абсолютной мировой новизной.
В ОЖИДАНИИ НОВОГО ЗАКОНА
По нашему мнению, в основу законопроекта должны быть положены следующие принципы правовой охраны секретных изобретений.
1. Засекречивание изобретения является временным периодом в жизненном цикле данного объекта промышленной собственности и осуществляется в соответствии с нормами Закона РФ "О государственной тайне". Режим секретности должен периодически пересматриваться и сниматься согласно требованиям Закона РФ "О государственной тайне". Одним из оснований для рассекречивания может быть экспорт ВВТ, в которых используются секретные изобретения.
После рассекречивания изобретение переводится в режим патентной охраны.
2. На период засекречивания исключительное право на использование секретного изобретения должно принадлежать государству.
Данный принцип органично сочетается с системой правовой охраны государственной тайны, которая налагает ограничения на распространение сведений секретного характера и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения. Государство же определяет сферу его применения либо запрещает любое использование секретного изобретения. Основным критерием использования или не использования секретного изобретения является его влияние на состояние национальной безопасности Российской Федерации.
Государство делегирует правомочия распоряжаться исключительным правом на использование секретных изобретений федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным президентом России с учетом требований Закона РФ "О государственной тайне" (Минпромнауки, Минобороны, Минатом, ФСБ, ФАПСИ и т.д.). (Механизм реализации исключительного права государства на использование секретных изобретений представлен на схеме.)
4. Охранный документ (свидетельство) на секретное изобретение выдается Патентным ведомством РФ по результатам экспертизы заявки по существу, удостоверяет приоритет, объем правовой охраны, право авторства, право на вознаграждение за создание и за использование секретного изобретения и исключительное право государства на его использование в целях обеспечения национальной безопасности. Срок действия охранного документа на секретное изобретение не должен превышать срока его засекречивания.
5. Организациям, на которых созданы секретные изобретения, предоставляется право:
- на беспошлинную подачу заявок на эти изобретения;
- на безвозмездное использование секретных изобретений для государственных нужд в собственном производстве.
6. Использование секретных изобретений третьими лицами осуществляется на основании разрешений, выдаваемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте З, при наличии у данных лиц права на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Организации, получившие разрешение на использование секретного изобретения, выплачивают компенсацию в фиксированном размере организации, создавшей его.
8. Государство, являясь обладателем исключительных прав на использование секретных изобретений, формирует систему мер, стимулирующих инновационную деятельность в области секретного изобретательства.
ДО И ПОСЛЕ ЗАЯВКИ
Изложенные принципы обеспечивают оптимальное сочетание прав участников создания и использования изобретений на период их засекречивания.
После рассекречивания изобретения вопрос о его патентообладателе решается следующим образом. Согласно принципу непрерывности прав исключительное право на использование изобретения после его рассекречивания принадлежит государству. Государство в лице уполномоченных органов государственной власти может либо сохранить за собой это право, либо уступить его заявителю, автору или третьему лицу.
Сохранение исключительного права государства на использование рассекреченного изобретения целесообразно лишь в том случае, когда оно продолжает служить общенациональным интересам страны и приносит прибыль в федеральный бюджет. Примером может служить заключение лицензионных договоров в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
В других случаях преимущественное право на получение патента на секретное изобретение должно быть предоставлено работодателю автора, если изобретение создано в рамках выполнения служебного задания, либо автору, если изобретение создано по его личной инициативе. Если автор и работодатель автора не претендуют на получение патента, это право может быть предоставлено иному лицу, пожелавшему стать патентообладателем рассекреченного изобретения.
Организационно-функциональная модель правовой охраны секретных изобретений должна быть ориентирована преимущественно на существующие структуры, задействованные в системах правовой охраны государственной тайны и несекретных объектов промышленной собственности.
В частности, засекречивание сведений, содержащихся в материалах заявки на изобретение, должны осуществлять предприятия, организации или частные фирмы, где создано изобретение. В случае отсутствия у предприятия права работать со сведениями, составляющими государственную тайну, оно должно обратиться в органы защиты государственной тайны, определенные российским законодательством.
Проверка законности и обоснованности засекречивания материалов заявки, периодический пересмотр грифа секретности и рассекречивание изобретений должны осуществлять федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых относится секретное изобретение.
Экспертизу соответствия заявок на секретные изобретения условиям охраноспособности целесообразно возложить в основном на Патентное ведомство Российской Федерации, которое в целях определения грифа секретности может обращаться в Министерство обороны РФ, ФСБ, ФАПСИ, Минатом и другие ведомства - согласно тематической направленности секретного изобретения.
Критерии охраноспособности секретных изобретений не должны отличаться от тех, которые предъявляются к несекретным изобретениям. После проведения экспертизы в указанных ведомствах информация о принятом решении по заявке должна направляться в Роспатент для государственной регистрации секретного изобретения и выдачи охранного документа на него.
РАСХОДЫ И ДОХОДЫ
При проведении экспертизы состав источников информации, по которым осуществляется информационный поиск, должен быть расширен за счет сведений соответствующей степени секретности. Для реализации этого принципа экспертам министерств и ведомств должен быть предоставлен доступ к соответствующим информационным ресурсам Роспатента и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в проведении экспертизы.
Финансово-экономические отношения в области правовой охраны секретных изобретений предлагается построить следующим образом. Выплату вознаграждения авторам за создание секретного изобретения должны осуществлять предприятия, организации или частные фирмы, где оно создано (фиксированная сумма). Выплату вознаграждения авторам за использование секретного изобретения должны осуществлять предприятия и организации, где оно используется (на основе договора). Выплату вознаграждения авторам, создавшим секретное изобретение в порядке личной инициативы и на собственные средства, должны осуществлять федеральные органы исполнительной власти, в распоряжение которых переходит информация об изобретении.
Государство должно взять на себя расходы на проведение экспертизы секретных заявок, на функционирование системы информации о секретных изобретениях и на компенсацию ущерба, понесенного индивидуальными изобретателями в связи с засекречиванием созданных ими новых технических решений.
Введение правовой охраны секретных изобретений в Российской Федерации позволяет:
- создать условия для обеспечения правовой защиты интересов государства на результаты интеллектуальной деятельности, сведения о которых составляют государственную тайну;
- защитить имущественные и неимущественные права авторов изобретений;
- создать систему правовых и экономических стимулов отечественным разработчикам и изготовителям средств, необходимых для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- обеспечить возможность использования секретных изобретений в качестве ресурса производства.