Мнение
На фоне успешно развивающихся российско-китайских отношений не принято говорить о проблемах. Однако их замалчивание может привести к печальным последствиям. В столкновении с "азиатским айсбергом"-Китаем "Титаник"-Россия может в один прекрасный момент и не устоять. Только понимание этого может прийти слишком поздно┘
Уже в настоящее время у КНР наблюдается непропорциональный рост потребностей по сравнению с внутренними возможностями, а значит возрастают и амбиции, что может придать непредсказуемый характер политическому и военному поведению Поднебесной. Независимо от договорных обязательств и официальных заявлений, в том числе и перед Москвой, Китай, обладая большой "инертной массой", не сможет предотвратить "накат" на Россию, если даже он этого желает.
ЧТО ЕСТЬ ЛЕГКОМЫСЛИЕ
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 г. ясно показал, что союза между РФ и КНР не предвидится. В процессе подготовки документа в каждую фразу китайская сторона постаралась заложить минимум обязательств для себя и максимум гарантий своих национальных интересов на перспективу. Прагматичный Пекин хочет сохранить свободу маневра и жестко не связывать себя с Москвой. У него есть более важные стратегические интересы - в Пакистане, США, Корее, Японии. Значит - дружба с Россией вещь временная и непрочная?
Пытаясь опровергнуть оценки директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина относительно возможных угроз со стороны Китая ("Третья угроза", "НВО", # 36, 2001 г.), сотрудник Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН Анатолий Клименко в статье "Не так поймешь - врагов наживешь" ("НВО", # 41,2001 г.) утверждает, что "потенциальные угрозы России со стороны Китая в обозримой перспективе неактуальны". Это, по его мнению, "вещь надуманная, виртуальная". Свою точку зрения он основывает на сопоставлении военных доктрин двух стран и результатах общения с китайскими участниками XII Международной конференции, прошедшей в ИДВ. Г-н Клименко убежден, что для выявления и оценки военных угроз этого достаточно. Однако на сей счет есть большие сомнения. Тем более, что у Китая нет военной доктрины как единого документа.
Основываться же только лишь на анализе концептуальных документов КНР, которые по большому счету имеют не нормативную, а чисто информационную функцию, не всегда оправданно. И судить на основании публичных заявлений об искренности руководителей КНР было бы по меньшей мере легкомысленно.
ОХОТНИКИ ЗА РОССИЙСКИМИ МОЗГАМИ
В настоящее время технологическое отставание оборонной промышленности Китая от передового уровня составляет 15-20 лет. С целью преодоления этого разрыва Пекин активно привлекает интеллектуальный и технологический потенциал РФ в рамках военно-технического сотрудничества. В ходе "четвертой модернизации" Народно-освободительной армии Китая (НОАК) планируется переход от "массовой армии" к "компактной военной структуре" повышенной мобильности, способной вести высокотехнологичные боевые действия и за пределами национальной территории. Для этого, считает руководство КНР, необходимы дальняя авиация и флот, повышающие наступательные возможности НОАК. О том же свидетельствует и структура китайского импорта вооружений последних лет из России, которой отводится роль "донора".
На Китай сейчас работают лучшие НИИ и НПО военно-промышленного комплекса бывшего СССР. Существенно повысилась техническая сложность приобретаемых КНР вооружений (эсминцы проекта 956Э, оснащенные крылатыми ракетами "Москит", подводные лодки проекта 636, планы приобретения боевых самолетов СУ-32ФМ и т.д.). Вооруженные силы РФ получают лишь небольшую долю от того, что идет на экспорт. "Ноу-хау" российского ВПК постепенно перетекают к нашему азиатскому соседу.
Китайские хедхантеры ("охотники за головами") пристально присматриваются к научным группам и коллективам РФ, результаты работы которых могут обеспечить технологический скачок КНР. Это касается, в частности, развития космической программы Китая и осуществления пилотируемых запусков, модернизации атомной промышленности. Однако подобная "донорская" функция России спустя десятилетия может оказаться полностью исчерпана, интерес к ней будет утрачен.
Мнение Анатолия Клименко относительно роли Шанхайского и Московского пятисторонних соглашений в расширении взаимного доверия между КНР и РФ традиционно. Задумаемся, однако, заслуживают ли они столь бурного восторга.
В частности, согласно ратифицированному Соглашению о взаимном сокращении вооруженных сил была выбрана единая глубина района его применения - 100 км по обе стороны от общей границы (за исключением районов г. Хабаровск и г. Владивосток), в пределах которой разрешены следующие предельные уровни войск и вооружений (см. таблицу).
Это означает, что на российско-китайской границе протяженностью в 4433 км разрешается дислоцировать до 15-20 воинских формирований, соответствующих дивизиям. Исходя из оперативных нормативов, они в лучшем случае способны оборонять 1/5 часть этого рубежа. Если не учитывать пограничные отряды, то 3500 км нашей границы остаются неприкрытыми, а говоря попросту - открытыми.
Между тем с каждым годом нарастают проблемы, число и острота которых уже превысили уровень "достигнутого военного доверия".
Во-первых, отвод части российских войск (сил) за стокилометровую отметку вглубь территории трансформировал созданную группировку для решения оборонительных задач, усложнил условия взаимодействия с подразделениями ФПС РФ, которые по большому счету оказались без поддержки и прикрытия.
Во-вторых, системы оборонительных рубежей, позиций и районов не содержатся в нормальном состоянии. Спустя два десятилетия (срок действия Соглашения) заброшенная военная инфраструктура в стокилометровой зоне примет самый жалкий вид и окажется неспособной обеспечить развертывание и действия российских войск (сил) в соответствии с оперативными планами.
В-третьих, практически все операционные направления в границах Соглашения считаются труднодоступными. Сложные климатические и физико-географические условия, слабо развитая сеть фронтальных и рокадных дорог за пределами района действия документа существенно сковывают маневр войск, увеличивают время перегруппировки и оперативного развертывания.
В-четвертых, сокращение и вывод войск провоцируют отток местного населения, которое было жестко связано с обеспечением и работой в военных городках. А это означает потерю дефицитных здесь мобилизационных ресурсов.
Думая о расширении военного доверия, мы порой забываем о постоянной и главной задаче любого государства - о защите национального интереса. В итоге оказались чересчур щедрыми, раздавая за красивые слова и продавая за умеренную плату национальные ценности, причиняя себе ущерб. Осмысление этого, как правило, наступает позднее.
Предельные уровни войск и вооружений
Численность Танки, ББМ, Артиллерия, ПУ ТР, Б/самолеты, Б/вертолеты,
л/с, тыс. чел. ед. ед. ед. ед. ед. ед.
119.4 3810 5670 4510 96 290 434