Экспертиза
Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны в годы существования СССР представляли собой самостоятельные виды Вооруженных сил и поддерживали боевую готовность объединений, соединений и частей на уровне, обеспечивающем их гарантированное применение в любых условиях развязывания войн и вооруженных конфликтов. Однако новому российскому государству с каждым годом было все труднее и труднее содержать унаследованную от Советского Союза пятивидовую структуру ВС в условиях усиливающихся ресурсных ограничений, и в 1997 г. принимается решение объединить два вида Вооруженных сил в один.
ПРИЗЕМЛЕННАЯ АВИАЦИЯ
ВВС существовали в качестве вида Вооруженных сил СССР, предназначенного для поражения объектов и войск противника с применением обычного и ядерного оружия, а также для обеспечения боевых действий Сухопутных войск и Военно-морского флота. Им принадлежала решающая роль в завоевании господства в воздухе. Основой структуры Военно-воздушных сил являлись дальняя (ДА), военно-транспортная (ВТА) и фронтовая авиация (ФА). Они имели в своем составе до 10 оперативных объединений, более 20 авиационных дивизий, около 100 авиаполков, в том числе более половины - боевых. Аэродромная сеть ВВС позволяла создавать необходимые авиационные группировки на важнейших стратегических направлениях.
Обеспеченность Военно-воздушных сил авиационной техникой составляла в конце 1980-х гг. 100%, из них около 40-50% - современные в ту пору авиационные комплексы (Ту-160, Су-27, МиГ-29, Ил-76МД). Исправность вооружения и военной техники была в пределах 70%. Основу самолетного парка ВВС составляли (как и сегодня): в ДА - Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3; в ФА - Су-24М, Су-25, МиГ-29, Су-27; в ВТА - Ан-124, Ан-22, Ил-76.
Однако из-за систематических недопоставок авиатоплива и низкой исправности авиатехники уровень подготовки летного состава по сравнению с началом реформирования Вооруженных сил Российской Федерации постоянно снижался. Уже в 1997 г. средний налет на летчика составлял всего около 25 часов. Это означало, что в воздух были способны подняться (не говоря уже о качестве выполнения возможных боевых задач) только днем в сложных метеоусловиях (СМУ) до 40-50% боевых самолетов. Для ночного времени суток данная цифра уменьшалась более чем в два раза.
Вдобавок медленно решалась и жилищная проблема. В авиаобъединениях ВВС в конце 1990-х гг. насчитывалось около 23 тыс. бесквартирных военнослужащих, 35% семей летного состава не имели своего угла. Эти цифры говорят о том, что свыше трети пилотов были лишены нормальных условий для отдыха, что не могло не сказываться на уровне боеготовности.
И все же в целом на 1 января 1998 г. органы военного управления, авиационные объединения, соединения и части Военно-воздушных сил содержались в готовности к решению задач по предназначению и были способны провести отмобилизование в установленные сроки. Хотя реальные боевые возможности авиационных группировок ВВС из-за недообеспеченности войск всеми материальными средствами (по уровню подготовки летного состава, исправности авиационной и военной техники, состоянию авиационной инфраструктуры) составляли лишь около половины от потенциальных.
ДЫРЯВАЯ ОБОРОНА
Войска противовоздушной обороны на 1 января 1998 г. также представляли собой самостоятельный вид Вооруженных сил Российской Федерации и предназначались для охраны Государственной границы РФ в воздушном пространстве, защиты административных, промышленно-экономических центров и районов страны, группировок ВС, важных военных и других объектов от ударов противника с воздуха и из космоса.
Основу Войск ПВО составляли полностью укомплектованные по штатам мирного времени объединения и соединения постоянной боевой готовности, выполнявшие боевую задачу вне зависимости от того, что страна ни с кем не вела полномасштабную войну. Они включали соединения и части зенитных ракетных войск, авиации и радиотехнических войск. Соединения и части радио- и радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы являлись специальными войсками.
В своем составе Войска ПВО имели семь оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических объединений, до полутора десятков корпусов и дивизий ПВО, около семидесяти частей ЗРВ, тридцати истребительных авиаполков и сорока частей РТВ. На их вооружении были самолеты Су-27 и МиГ-31, зенитные ракетные комплексы С-300 различных модификаций, радиолокационные станции (комплексы) сантиметрового, дециметрового и метрового диапазона различных модификаций. Оснащенность Войск ПВО военной техникой (причем в основном современной) была на уровне 100%. Уже тогда они получали ЗРК, способные вести борьбу с баллистическими и аэробаллистическими целями.
Автоматизированная система управления Войсками ПВО даже в мирное время была полностью развернута, содержалась в постоянной готовности к применению и обеспечивала эффективные действия как дежурных по ПВО сил и средств, так и всех сил и средств ПВО видов Вооруженных сил при отражении внезапной агрессии. Эта АСУ не требовала существенной перестройки при переходе с повседневного на боевой режим функционирования.
Вместе с тем состояние Войск ПВО в 1992-1998 гг. уже далеко отставало от современных требований и не позволяло решать в полном объеме комплекс поставленных перед ними задач. Из-за трудностей финансирования закупок вооружения из промышленности в 1993-1995 гг. в войска было поставлено только до 40% планируемых ЗРК С-300ПМ, а в 1995-1996 гг. - уже ни одного комплекта. За этот же период в авиации ПВО исправность самолетного парка истребительной авиации снизилась до 50-60%.
Силами РТВ Войск ПВО надежный контроль за полетами авиации в приграничной полосе обеспечивался лишь на западном направлении от Кольского полуострова до Черного и Каспийского морей, а на Дальнем Востоке - только в Приморье. Это радиолокационное поле уже не обеспечивало своевременное обнаружение и прекращение нарушений Государственной границы России в воздушном пространстве летательными аппаратами сопредельных государств, особенно на малых высотах. Четко наметилась тенденция снижения уровня технического состояния и боевой готовности радиоэлектронных средств по причине старения парка, выработки ресурса и отсутствия его восполнения за счет поставок из промышленности и проведения капитального ремонта, а также невозможности проводить техническое обслуживание на необходимом уровне.
ЦЕЛИ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Общеизвестно, что продекларированными в 1998 г. целями объединения ВВС и ПВО были совершенствование организационно-штатной структуры их органов управления, создание качественно нового вида Вооруженных сил, имеющего в своем составе сбалансированные группировки дальней и военно-транспортной авиации, объединенные группировки ударной фронтовой и истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск, соединений и частей разведки и РЭБ.
В качестве важнейших направлений реформирования органов управления объединений, соединений и учреждений ВВС и Войск ПВО в 1998 г. были названы поддержание боевой готовности и боеспособности группировок Военно-воздушных сил на основных стратегических направлениях, их способности к выполнению оперативных задач по обеспечению безопасности и защите национальных интересов Российской Федерации. Оптимизация структуры органов управления ВВС предполагалась за счет повышения централизованности управления войсками, исключения параллельных и дублирующих структур, повышения эффективности системы управления, уточнения сети военно-учебных заведений Военно-воздушных сил.
Общеизвестно, что до 25-30% штатной численности вида Вооруженных сил - управленческие структуры, многочисленные обеспечивающие формирования и части. Авторам объединительной идеи представлялось, что, сократив наполовину надстроечные органы ВВС и Войск ПВО, удастся существенно выиграть в экономии средств и на этом выстроить долгосрочную политику по развитию ВВС. Однако многие представители руководства Минобороны никаких перспективных задач перед собой в тот момент не ставили, имея перед собой в качестве ближайших целей только "раскассацию" Войск ПВО, как говаривали тогда на Арбатской площади. Какой-либо ясной стратегии реформаторам объединительного толка сформировать и довести до широкой общественности тогда так и не удалось. Все (как, впрочем, обычно в 1992-2002 гг.) делалось второпях и наспех. Несуразные промежуточные результаты корректировались уже по ходу дела. Поэтому в целом итоги объединения ВВС и ПВО получились далеко не такими обнадеживающими, каковыми представлялись людям, "рулившим" военным ведомством в 1998 г.
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Управления главнокомандующего ВВС и главнокомандующего Войск ПВО были преобразованы в управление главнокомандующего Военно-воздушными силами, сформированы новые для Вооруженных сил Российской Федерации войсковые формирования - округ ВВС и ПВО (Москва) и армии ВВС и ПВО (Санкт-Петербург, Хабаровск и Ростов-на-Дону). В прежних Войсках ПВО были расформированы более трех десятков зенитных ракетных полков, до десятка истребительных авиационных и столько же радиотехнических частей и соединений.
В результате в 1999 г. в составе объединенного вида Вооруженных сил РФ появились одно оперативно-стратегическое и 8 оперативных объединений, около 20 оперативно-тактических (тактических) соединений. При объединении двух видов ВС в один их боевой и численный состав тоже уменьшился почти в полтора-два раза. Однако дальнейшее сокращение уже объединенного вида Вооруженных сил продолжается и сегодня.
Задачи противовоздушной обороны и охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве в мирное время по-прежнему решались дежурными по ПВО силами, но значительно меньшего состава. Радиотехнические войска объединенных ВВС сегодня фактически не обеспечивают контроль над большей частью территории Западной и Восточной Сибири, северных районов Дальнего Востока, вдоль побережья Северного Ледовитого океана от полуострова Ямал до полуострова Чукотка. Теперь не удается своевременно обнаруживать и пресекать нарушения Государственной границы России в воздушном пространстве летательными аппаратами сопредельных государств, особенно на малых высотах. Прекращение полетов воздушных судов-нарушителей возможно только в глубине страны. Исключается всякое воздействие на них над 40-50% территории России.
В условиях еще более жесткой экономии на Вооруженных силах реальные боевые возможности авиационных группировок ВВС по уровню подготовки летного состава, исправности авиационной и военной техники, состоянию авиационной инфраструктуры в целом могут быть реализованы в лучшем случае на 30% от потенциальных, что, наверно, не соответствует даже требованиям ведения локальной войны. Обеспеченность ВВС авиационной техникой составляет 100%, но из них только 15% - современные авиационные комплексы, исправность самолетного парка сегодня находится на уровне не более 60%.
Серьезный урон понесла система военного образования. В военно-учебных заведениях были переформированы Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Жуковского в Военно-технический авиационный университет; Армавирское и Качинское высшие военные авиационные училища летчиков в Качинское ВВАУЛ в г.Армавир; Барнаульское ВВАУЛ в филиал такого же Балашовского училища; Санкт-Петербургское высшее училище радиоэлектроники и т.д. и т. п. Приказали долго жить Челябинское ВВАУШ, Нижегородское ВЗРКУ ПВО, филиал (Борисоглебск) Воронежского ВВИАУ и Ачинское ВАТУ.
Сегодня в Военно-воздушных силах имеется 14 военно-учебных заведений (одна академия, два университета, семь военных институтов и четыре филиала), которые осуществляют подготовку авиационных специалистов практически для всех видов Вооруженных сил. В них учатся до 13 тыс. человек, в том числе около 400 - по программам высшего военного образования. Однако доля преподавателей с учеными степенями и званиями во всех вузах, за исключением академии и университетов, менее 60%, что ставит под вопрос аттестацию вузов и подготовку офицеров с высшим специальным образованием.
Конечно, нельзя сказать, что все в объединительных процессах прошло только под знаком "минус". Значительное развитие получила система управления ВВС, причем здесь более чем значительную роль сыграли именно Войска ПВО. Сегодня система управления ВВС находится в развернутом состоянии, содержится в постоянной боевой готовности и обеспечивает управление авиационными стратегическими ядерными силами, дежурными по ПВО силами и средствами всех видов Вооруженных сил Российской Федерации и Объединенной системы ПВО государств СНГ, фронтовой и военно-транспортной авиацией. Однако, несмотря на сравнительно высокую степень оснащенности пунктов управления средствами АСУ, большинство образцов средств АСУ и техники связи физически и морально устарели, выработали установленный ресурс и не отвечают современным требованиям. При этом часть из них не сопрягается с аналогичными средствами других видов Вооруженных сил и требует доработки. Недостаточное финансирование не позволяет проводить плановые мероприятия по перевооружению, модернизации и обеспечению боевой готовности элементов автоматизированных систем управления и содержания сооружений командных пунктов. Нехватка денег не позволяет заменить существующие комплексы средств автоматизации и АСУ на перспективные системы, их полный износ возможен уже в ближайшие 3-5 лет.
СОКРАЩАТЬ ТАК СОКРАЩАТЬ
По большому счету объединение мало что дало как ВВС, так и ПВО. Никаких изменений качественного характера так и не произошло. Фактическое состояние финансирования ВВС сегодня находится на уровне 40-50% от минимально потребного для их содержания и развития, что позволяет завершить чуть более 10% ведущихся в настоящее время НИОКР, а закупки вооружения при этом составляют не более 5% необходимого количества. Анализ тенденций изменения состояния основного вооружения в боевом составе ВВС показывает, что из-за исчерпания ресурса наибольшее его сокращение придется на период 2003-2005 гг. После 2005 г. при сохранении этих же условий с наличием исправных самолетов, ЗРС, АСУ, РЛС, средств разведки, связи и радиоэлектронной борьбы произойдет полный обвал, что не позволит обеспечить выполнение возлагаемых на ВВС задач. Если останется все тот же сегодняшний уровень поставок и ремонта вооружения, к рубежу 2005 г. до 70-80% приграничных радиолокационных рот и зенитных ракетных дивизионов окажутся в небоеготовом состоянии. Из-за систематических недопоставок авиатоплива и низкой исправности авиатехники неуклонно ухудшается подготовка летного состава. Сегодня обеспеченность боевых самолетов боеготовыми экипажами в лучшем случае может составить днем и ночью в сложных метеоусловиях до 40%.
Несмотря на то что "урезать" в Военно-воздушных силах вроде бы как совершенно нечего, сокращение ВВС продолжается. И для того чтобы выйти на установленную для ВВС численность к 2006 г., расформируют, как минимум, еще два соединения, 2-4 полка ударной и столько же истребительной авиации, до 10 полков ЗРВ. И, как предполагают, опять основной удар придется по бывшим Войскам ПВО (ИА, ЗРВ и РТВ).
Медленно решается жилищная проблема. В ВВС более 45 тыс. военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе до 30 тыс. бесквартирных. Среди летного состава по-прежнему более трети семей пилотов не имеют квартир. При существующих темпах жилищного строительства даже к 2006 г. прогнозируемое количество военнослужащих, нуждающихся в жилье, будет составлять до 25 тыс. военнослужащих. После "квартирного вопроса" самым серьезным образом влияет на качество офицерского состава и низкий уровень денежного довольствия. В частности, за период с 1998 г. по 2000 г. в ВВС досрочно было уволено 32 тыс. офицеров. Подавляющее большинство из них мотивировали свое решение падением престижа военной службы, недостаточным финансовым и материальным обеспечением. В 2001 г. из ВВС было уволено более 14 тыс. офицеров и прапорщиков.
ПРИЧИНЫ И ПРОГНОЗЫ
При таких условиях к 2005-2010 гг. группировка ВВС в количественном и качественном отношении будет не в состоянии обеспечить решение поставленных задач. Уже сейчас Военно-воздушные силы начинают испытывать проблемы с планированием и осуществлением действий оперативно-стратегического характера. Иными словами, вид Вооруженных сил еще существует, но проведение стратегических воздушных операций и воздушных операций на театре военных действий уже становится ему не под силу (по причинам малочисленности боевого состава). На оперативном искусстве ВВС через весьма непродолжительный срок можно будет поставить жирный крест.
До такого состояния авиацию и части противовоздушной обороны довели прежде всего отсутствие стройной стратегии развития (несмотря на просто обилие самого разного рода концепций) и пресловутый "пропорционально-долевой" метод сокращения Вооруженных сил, при котором все виды и рода войск вне зависимости от важности решаемых задач урезаются на одно и то же процентное соотношение. Об этом достаточно ясно говорят и представленные графики изменения суммарной доли финансирования ВВС и ПВО в бюджете. В частности, в годы руководства Вооруженными силами "ракетным маршалом" все расходы на ВВС и ПВО не превышали затрат на совершенствование системы управления в РВСН. Спору нет, стратегические ядерные силы - основа нашего оборонного потенциала, но подобное соотношение в финансировании все равно находится за гранью разумного. Ситуация мало изменилась и сегодня. Хотя совершенно очевидно, что роль и значимость ВВС в войнах XXI в. будут только возрастать.
Что же делать? Ответ достаточно банален - уточнить в конце концов приоритеты в строительстве Вооруженных сил России. Совершенно ясно, что ни РВСН в их нынешнем обличье, ни многочисленные мотострелковые (танковые) войска не будут решать исход современного вооруженного противоборства. Победит тот, кто овладеет воздухом и эфиром. Поэтому с точки зрения долгосрочных национальных интересов увеличение финансирования ВВС в разы в самое ближайшее время представляется совершенно оправданным.