0
1642
Газета Концепции Интернет-версия

12.07.2002 00:00:00

Генштаб против комитета начальников штабов

Махмут Гареев

Об авторе: Махмут Ахметович Гареев - президент Академии военных наук, генерал армии.

Тэги: генштаб, сша, армия, управление


Точка зрения

О культуре военачальников принято судить по их отношению к штабам и прежде всего Генштабу. Последний во время Великой Отечественной войны возглавляли такие выдающиеся советские военные деятели, как Борис Шапошников, Александр Василевский, Алексей Антонов. Генштаб был действительно мозгом армии, а не каким-то "рабочим органом" Ставки Верховного главнокомандования, как это изображали уже после окончания войны.

В Советской армии, начиная еще с довоенного периода, организационное и оперативное становление штабов шло с большими потугами. Не всегда однозначным было отношение к Генеральному штабу как основному органу оперативного управления Вооруженными силами. Нередко слова "Генеральный штаб" вызывали недоверие, употреблялись в пренебрежительном смысле, а одно время необходимость такого органа вообще ставилась под сомнение.

ОПЫТ ВОЙНЫ

Эффективность работы Генштаба во многом зависела от того, какое положение занимал его начальник в общей системе военного управления. На период войны он неизбежно переходил на должность начальника штаба Ставки и являлся основной фигурой, через которую решались важнейшие военные вопросы. В связи с этим в мирное время именно начальник Генштаба вел всю оперативную работу по подготовке к войне, в том числе и за будущего Верховного главнокомандующего. Для успешного решения этих задач было необходимо соблюдение двух основных условий: во-первых, начальник Генштаба должен был иметь право решать соответствующие оперативно-стратегические и организационные вопросы; во-вторых, подчиняясь в мирное время министру обороны, он вместе с тем должен иметь возможность по важнейшим вопросам планирования и подготовки к войне обращаться непосредственно к лицу, становящемуся во время вооруженного противоборства на должность Верховного главнокомандующего.

Это убедительно показал Маршал Советского Союза Борис Шапошников в книге "Мозг армии". Невозможно должным образом подготовить страну к обороне и обеспечивать эффективное управление Вооруженными силами с началом войны, если Генштаб и его начальник скованы в своих действиях в мирное время и не наделены соответствующими правами. В его предложениях ставился вопрос о повышении роли, авторитета и уровня подготовки не только Генштаба, но и других органов управления.

Маршал Шапошников формулировал проблему таким образом не случайно. Она имела принципиальное значение не только для Генштаба. Речь, по существу, шла о роли и месте штабов в системе управления войсками и силами флота: быть штабам основными органами управления, через которые главным образом осуществляется руководство войсками, или исполнительными органами канцелярского типа без директивных и полноценных контрольных функций. Два этих принципиально разных подхода долго еще давали о себе знать. Но суровая проверка Великой Отечественной войной показала, что первый из них был единственно верным подходом и нашел законодательное закрепление не только в наших Вооруженных силах, но в ряде других армий мира. Все наши известные полководцы, особенно Жуков, Рокоссовский, Малиновский, Говоров, Толбухин умело опирались на штабы. И их отношение к штабам как основным органам управления объективно вытекало из характера войны. Управление войсками при подготовке и ведении операций стало исключительно сложным делом. Возросли количество и объем вопросов, которые при этом надо одновременно охватить, а времени на их решение отводится все меньше, более трудными были и сам процесс, и условия деятельности по управлению войсками, особенно при резких и неожиданных изменениях обстановки.

В таких условиях не только не уменьшается, а еще больше возрастает значение единоначалия и роль командующих в процессе управления войсками. Но именно в связи с возрастанием их личной ответственности, значения своевременного и качественного принятия решений, их организаторской деятельности по выполнению поставленных задач необходимы штабы как творческие и полноценные органы управления, способные обеспечить четкое, оперативное управление войсками, а следовательно, и наиболее полное и эффективное проявление единоначалия.

Конечно, в годы войны в работе штабов были и серьезные недостатки. В частности, офицеры старой русской армии, работавшие в штабах, наряду с весьма полезным профессионализмом привнесли в методы работы штабов много элементов бюрократизма, чрезмерно громоздкую документацию, от чего Российская армия до сих пор еще не может избавиться. Но в целом суровая практика боевой деятельности в годы Великой Отечественной войны заставила резко поднять роль штабов в общей системе управления Вооруженными силами.

ОТЖИЛИ ЛИ СВОЙ ВЕК ГЕНШТАБЫ?

И теперь, почти через шесть десятилетий после Победы 1945 г., снова поднимается вопрос о правомерности существования Генерального штаба и других штабов. Совет по внешней и оборонной политике даже издал брошюру "Нужен ли России Генеральный штаб?". Ее автор предлагает скопировать американскую систему управления и перечеркнуть накопленный бесценный опыт, создав органы военного управления по образцу армий, которые не прошли серьезных испытаний во время войны.

Кое-кто утверждает: "И если в начале века российская система управления шла более или менее в ногу с аналогами в других развитых в военном отношении странах мира, то за истекшие сто лет она со все большим ускорением, особенно во второй половине века, удалялась и продолжает удаляться от магистральных путей развития систем военного управления в ведущих странах мира". Рецепт один: российский Генштаб и вся система военного управления должны быть только такими, как в США, любой другой подход - это отход от "магистральных путей системы военного управления".

Между тем обычно после войны упраздняли генштабы побежденных стран. Теперь делаются попытки осуществить тоже самое по отношению к Генштабу государства, которое сыграло главную роль в достижении победы во Второй мировой войне. Скажем мягко: с точки зрения военно-профессиональной вряд ли это рационально. Можно еще как-то понять политическую подоплеку ниспровержения ГШ. Германский или японский генштабы долгое время были генераторами милитаризма и агрессии, а советский Генштаб выступал на стороне антигитлеровской коалиции и способствовал освобождению народов Европы и Азии от угрозы фашизма.

Генштабы по сей день существуют не только в России, но и в Китае, Турции, Италии, Израиле и ряде других стран. Да и события последнего времени, особенно агрессия США и других стран НАТО против Югославии, показывают, что экспансивность политики государства мало зависит от того, существует ли орган высшего военного управления в виде Генштаба или Объединенного штаба комитета начальников штабов. Можно напомнить и о том, что КНШ США поддержал экспансию США во Вьетнаме, тогда как начальник советского Генштаба маршал Николай Огарков в 1979 г. выступил против ввода советских войск в Афганистан. Как показывает реальная жизнь, направленность политики государств определяется высшими властными структурами, которые при современных выборных технологиях все больше выходят из-под контроля и влияния граждан, общества, и в этой сфере нас подстерегает куда большая опасность, чем со стороны ГШ.

В этих условиях не только не отпадает, но еще больше усиливается необходимость гражданского контроля над военными ведомствами, генштабами, комитетами начальников штабов, являющимися атрибутом этих властных структур. Но формы и методы этого контроля надо совершенствовать таким образом, чтобы он не наносил ущерба их профессиональной деятельности, не превращался в самоцель и по крайней мере не доводился до абсурда.

Вообще нельзя упускать из виду, что эра сугубо самостоятельных гипертрофированных генштабов кончилась вместе с Первой мировой войной. Германские генштабисты во главе с Кейтелем и Гальдером во время Второй мировой войны играли уже далеко не ту роль, как при Гинденбурге и Людендорфе во время Первой мировой. В 1938 г. Гитлер подчинил непосредственно себе все три вида вооруженных сил (СВ, ВВС и ВМФ) и другие силовые структуры. Верховное главнокомандование вермахта (ОКВ) во главе с Кейтелем командной власти не имело и действовало как военный штаб фюрера с ограниченными функциями. В результате этой реорганизации управление по командной линии было максимально централизовано, а по линии штабной осталось неоправданно раздробленным. В системе ОКВ, представлявшем собой высший штабной орган, был свой штабной оперативного руководства, который возглавлял генерал Йодль. Кроме того, существовал генеральный штаб сухопутных войск, осуществлявший планирование и обеспечение управления военными действиями под непосредственным руководством Гитлера. В этом отношении в Советской армии существовала более четкая организация системы военного управления.

Всякое управление, тем более военное, не может функционировать эффективно без элементов доверия и взаимного уважения гражданских и военных структур. И с учетом всего изложенного его желательно совершенствовать, имея в виду при этом, что всякий орган управления существует для решения определенных задач и на первом плане должны быть интересы выполнения данных задач, создание для этого благоприятных условий. А что касается всякого рода помех - так на то имеется противник.

Исходя из всего этого, казалось бы, что по элементарным законам и понятиям логики, науки управления для выяснения вопроса о том, какой должна быть система военного управления, нужно исследовать, какие оборонные задачи и в каких условиях надо быть готовым решать государству, какими могут быть характер вооруженной борьбы, состав и способы применения вооруженных сил и многие другие объективные обстоятельства. Но, как ни странно, ничего этого нет. Единственный критерий - это соответствие современным американским и натовским стандартам.

Однако геополитические и стратегические условия решения военных задач для США и России совершенно различные. Во время Второй мировой войны американские вооруженные силы в отличие от СССР не воевали на своей территории. Да и сегодня им подобное не грозит. Поэтому перед их высшими органами военного управления не возникала необходимость повседневного оперативного руководства войсками, как это было у нас - под Москвой, Ленинградом, Киевом, когда постоянно, каждый час надо было реагировать на изменения обстановки. Высшее командование США в Вашингтоне и обеспечивающие их штабы занимались в основном выработкой долгосрочных стратегических решений общего порядка, а также выполнением административных и снабженческих функций. Их ничего особенно по времени не подпирало, и можно было ту же Нормандскую операцию, не торопясь, готовить в течение нескольких лет. В США выполнение оперативно-стратегических задач, повседневное оперативное управление группировками вооруженных сил за океанами было возложено на главнокомандования на театрах военных действий. Так это делается и по сей день. Но если бы (при чисто теоретическом предположении) противник высадился на территории США, то характер военных действий был бы совсем другим, потребовались бы более высокая оперативность управления вооруженными силами и совсем другая, соответствующая этим условиям система военного управления. Сама военная обстановка показала бы, что оперативность управления страдает и снижается, если между верховным главнокомандующим и высшим штабом вооруженных сил функционирует еще одно промежуточное звено в лице министра обороны.

Россия, как и в прошлую войну, не собирается воевать на далеких заморских территориях. Ей в случае необходимости надо быть готовой защищать свою территорию, когда Верховное командование через Генштаб непосредственно управляет фронтами, отдельными армиями и другими военными структурами. В случае крупномасштабной войны, как показал опыт, министр обороны занимает пост заместителя Верховного главнокомандующего, а Генштаб функционирует под руководством Ставки ВГК. Как показал опыт войн XХ в., нарушение такого принципа усложняет управление Вооруженными силами и снижает его оперативность. Исторически судьба США сложилась таким образом, что ей после Гражданской войны в середине XIX в. не пришлось участвовать ни в одной большой войне, которая требовала бы мобилизации и полного напряжения усилий всей страны, и сложившаяся система военного управления не подвергалась серьезным испытаниям, как это было во Франции, Германии или в России.

Поэтому американская система военного управления формировалась в ряде своих аспектов не с точки зрения того, что может потребоваться на войне, а под влиянием соображений, связанных главным образом с проблемами гражданского контроля над военным ведомством, которые, будучи в принципе в основном правильными, превращались в самоцель, рассматривались в отрыве от объективных специфических потребностей военного управления. Такой подход напоминает опрос граждан, проведенный в годы перестройки в одной из газет, где читателям предлагалось высказать свои предложения по совершенствованию военной службы. Большинство ответов сводилось к тому, чтобы солдат в казарме слишком рано не будить, не "гонять" на физическую зарядку, поменьше выводить в поле, каждый день отпускать домой и т.д. С точки зрения обывательской, все эти пожелания можно понять. Но если все их выполнить, то тогда военная служба теряет свой смысл, она перестает отвечать своему назначению. Если эту обывательскую мысль применительно к системе военного управления продолжить до логического конца, то наиболее благоприятные условия для осуществления гражданского контроля создаются в том случае, если лишить органы военного управления всех прав и обязанностей или на худой конец совсем их упразднить.

И здесь нет слишком большого утрирования того, что предлагается членами Совета по внешней и оборонной политике в различных публикациях. Их авторы исходят из того, что чем меньше будет прав и возможностей у Комитета начальников штабов или Генштаба для управления Вооруженными силами, тем вроде бы будет лучше... Но для кого лучше, для чего это нужно? Видимо, только для удовлетворения амбиций совершенно некомпетентных и безответственных политиков и "экспертов", совершенно далеких от существа и интересов дела.

КУДА ИДУТ ШТАБЫ?

А каковы же действительные, а не мнимые и надуманные пути совершенствования систем военного управления?

Если взглянуть на эту проблему в широком историческом плане, то довольно четко просматривается закономерная тенденция эволюции руководства войсками - от сугубо единоличного управления ими полководческим голосом, сигналами к управлению через помощников, адъютантов, офицеров связи, а затем с помощью квартирмейстерских служб и штабов. Да и роли штабов, скажем, Бертье при Наполеоне во Франции и Мольтке-старшего при Вильгельме I в Германии были совсем иными. По мере возрастания размаха вооруженной борьбы и усложнения управления войсками военачальники, командующие уже не могли единолично управлять огромными массами войск, оснащенных различными видами оружия и техники. Возникла необходимость создания в помощь им соответствующих органов управления. Во всех армиях, в т.ч. в США, неуклонно повышалась роль штабов в период Первой и Второй мировых войн. И никаких признаков, тенденций обратного процесса нигде не наблюдалось и не наблюдается.

В целом, несмотря на всякого рода формальные ограничения, в американском объединенном Комитете начальников штабов мы видим, по существу, не снижение, а несомненное повышение его роли, места и численности в системе военного управления. Тем более что появилась и отдельная должность председателя КНШ и в четыре раза (а к 1986 г. в 16 раз) увеличилась общая численность Объединенного штаба. Путь от организационно не оформленной группы временно прикомандированных к президенту Рузвельту 10-12 офицеров от видов вооруженных сил до Объединенного штаба численностью более 2 тыс. человек начисто отвергает упомянутую выше версию об особом "магистральном пути". Исторически это все тот же путь, которым шли и идут штабы всех ведущих государств. А система военного управления некоторых государств еще не достигла своего оптимального уровня развития. Если доведется вести большую войну, они неизбежно к этому придут.

Американский историк Лоренс Джордж Корба в своем исследовании деятельности Комитета начальников штабов за 25 лет его существования приводит многочисленные примеры того, как председатели КНШ, минуя министра обороны, обращались непосредственно к президенту, чтобы отдать необходимые приказы войскам, когда это диктовалось обстановкой.

Оппоненты приводят функции Комитета начальников штабов Министерства обороны США, среди них "разработка стратегических планов и обеспечение стратегического руководства вооруженными силами, включая руководство операциями, проводимыми командующими объединенными и специальными командованиями и выполнение по указаниям министра обороны любых других командных функций по отношению к этим командованиям...

Предоставление руководящих военных указаний для использования министерствами видов Вооруженных сил, Вооруженными силами и агентствами Министерства обороны при разработке или соответствующих детальных планов...

Разработка доктрин проведения совместных операций и боевой подготовки, а также координации военного образования военнослужащих... Подготовка и предоставление министру обороны для его информации и рассмотрения общих стратегических руководящих указаний по разработке программ промышленной мобилизации".

КНШ вменен и ряд других обязанностей, которые мало отличаются от функций российского Генштаба и свидетельствующих о значительной роли КНШ в системе военного управления. Американский КНШ не является таким уж бесправным, как это иногда изображается в печати. Во-первых, члены КНШ являются главными военными советниками президента, Совета национальной безопасности, министра обороны и конгресса, имеют прямой выход на них. Во-вторых, КНШ готовит стратегические планы и планы материально-технического обеспечения, которые ложатся в основу разработки военного бюджета, мобилизационных планов, программ военной помощи, планов мобилизации промышленности, программ НИОКР и планов боевых действий командований в чрезвычайной обстановке. В-третьих, КНШ контролирует планы, программы и потребности отдельных видов ВС и объединенных командований. В-четвертых, КНШ помогает президенту и министру обороны в исполнении их функций военного руководства.

Авторы некоторых публикаций главную разницу между российским "милитаристским", по мнению либералов, Генштабом и американским "демократическим" КНШ видят в том, что якобы начальник Генштаба обладает командной властью, а председатель КНШ - нет. При этом ссылаются на разработанное в России "Положение о Генштабе", где определено, что Генштаб "осуществляет оперативное управление Вооруженными силами". Но это положение вырвано из общего контекста документа и трактуется в отрыве от других нормативных и уставных документов, определяющих механизм осуществления "оперативного управления". Для человека, мало-мальски смыслящего в вопросах военного управления, здесь все ясно и никаких двусмысленностей возникать не может. В советских, российских Вооруженных силах существовал и продолжает действовать строго установленный порядок, когда руководство войсками в мирное и военное время осуществляется на основе единоначалия, когда все приказы и распоряжения могут исходить только от Верховного главнокомандующего (в мирное время министра обороны), командующего или командира. Генштаб и другие штабы прямой командной функцией не обладают. Они организуют и обеспечивают выполнение поставленных задач и отданных командованием приказов. И в интересах проведения в жизнь этих приказов, как правило, начальники штабов имеют право отдавать приказания от имени министра обороны, соответствующих командующих и командиров.

Другое отличие между КНШ и Генштабом эксперты либерального толка видят в том, что КНШ является штабом Министерства обороны, а Генштаб - штабом Вооруженных сил. Но это "отличие", а вернее сказать, интрига, имеет больше политическую закваску, чем профессиональное содержание. Если исходить из существа дела, то как российский, так и американский или другой высший штаб не может рассматриваться как отдельный оторванный от Вооруженных сил, бюрократический орган, а должен органически входить в их состав и жить одной жизнью и интересами Вооруженных сил, где должны быть единые системы и единые понятия сверху донизу. Ведь никому из американцев и их последователей в нашем отечестве не приходит в голову говорить: штаб командующего группой армий (армией) или штаб командира дивизии, командира полка. Как и определено в официальных документах, все говорят: штаб армии, штаб дивизии и т.д. По логике это должно относиться и к высшим штабам Вооруженных сил.

Дело еще в том, что военная иерархия строится не только но линии командной, но и по линии штабной, тыловой, технической, медицинской, финансовой и другим службам. В частности, современная весьма сложная в информационном и технологическом отношении система управления требует единой регламентации штабной службы, организации связи, скрытого управления войсками, информационной безопасности, которые возможны только в том случае, если все штабы, подчиняясь в первую очередь своим командующим, командирам, вместе с тем по специфическим вопросам штабной службы действуют под руководством вышестоящих штабов. И так они, собственно, работают и в вооруженных силах США и в других армиях. Функционирование штабов на другой основе практически невозможно. А раз Генштаб - КНШ имеют отношение не только к Минобороны, но и к всем нижестоящим войсковым штабам с их частями обеспечения, они не могут быть органом лишь Минобороны. Они фактически имеют отношение к вооруженным силам в целом. Одно из важнейших требований к работе штабов состоит в том, чтобы их деятельность не превращалась в самоцель, чтобы они не отрывались от войск, сил флотов, а глубже понимали их нужды, ближе стояли к ним, жили в органическом единстве с ними и чувствовали ответственность за выполнение поставленных задач. Это общепризнанные положения, которые существуют практически во всех армиях мира.

* * *

В будущем, когда операции и боевые действия будут отличаться возросшим размахом, участием в них различных видов вооруженных сил и родов войск, оснащенных разнообразной и сложной боевой техникой, высокой динамичностью и маневренностью боевых действий, ведением их в условиях отсутствия сплошных фронтов, дистанционного поражения, резких и быстрых изменений обстановки, ожесточенной борьбой за захват и удержание инициативы и сильного радиоэлектронного противодействия, значительно усложнится управление войсками и силами флотов.

Управленческая боевая деятельность все больше будет приобретать характер реализации заранее разработанных вариантов решений, программирования и моделирования предстоящих боевых действий. Высокий уровень планирования операций и боевых действий станет главной предпосылкой успешного управления войсками. Автоматизация, компьютеризация управления требуют совершенствования не только организационной структуры органов управления, но и форм и методов работы командования и штабов. Новейшие достижения науки свидетельствуют о том, что система управления в целом может быть эффективной только в том случае, если будет развиваться не только по вертикали, но и по горизонтали.

Это означает, в частности, при соблюдении в целом принципа единоначалия всемерное расширение фронта работ, предоставление больших прав штабам, начальникам родов войск, служб. Они должны решать многие вопросы самостоятельно, согласуя их с общевойсковым штабом и между собой, так как при крайне ограниченном времени и быстром развитии событий командующий уже не в состоянии лично рассматривать и решать все важнейшие вопросы подготовки и ведения операции, как было в прошлом.

Исходя из опыта антитеррористической операции в Афганистане и возникающих общих угроз, нельзя исключать и того, что армиям, флотам различных государств и в будущем придется сотрудничать, совместно решая военные задачи. А это потребует определенной совместимости систем военного управления. Именно поэтому очень важно не противопоставлять и не абсолютизировать ту или иную систему управления, а совершенствовать их с учетом взаимного опыта и перспектив развития характера вооруженной борьбы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
856
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
876
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1131
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
923

Другие новости