0
1492
Газета Концепции Интернет-версия

02.08.2002 00:00:00

Адаптация после адаптации

Тэги: довсе, нато


Реалии

В НАЧАЛЕ июля в Вене прошло очередное заседание Совместной консультативной группы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Этот подписанный почти 12 лет назад и уже адаптированный документ на сегодняшний день ратифицировали лишь двое из 30 участников - Украина и Белоруссия. Однако в связи с предстоящим расширением НАТО Россия ставит под вопрос целесообразность ДОВСЕ в целом.

НАШ ОТВЕТ НАТО

"Время для учета наших озабоченностей предельно ограничено: соблюдаемые Россией фланговые ограничения и некоторые политически обязательства в контексте ДОВСЕ утратят смысл, если до официального приема новых членов в НАТО они не присоединятся к Договору и не возьмут на себя адекватных дополнительных обязательств. Более того, если до пражского саммита НАТО (ноябрь с.г.) государства Балтии и НАТО не сделают упомянутых заявлений, то, видимо, и у нас не будет особого стимула ускорять ратификационный процесс. Кроме того, вероятно, пришлось бы поставить вопрос об отмене фланговых ограничений и рассмотреть целесообразность дальнейшего соблюдения политических обязательств в контексте договора".

Такое жесткое заявление сделали председатели трех профильных комитетов Госдумы России - по международным делам, по обороне и по безопасности - в ходе проходившего в Вене заседания Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.

Но прежде чем ответить на вопрос, почему они так поступили, необходимо обратить внимание на содержание Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Он был подписан в ноябре 1990 г. и по сути стал краеугольным камнем безопасности на континенте. Главная цель первоначального варианта ДОВСЕ - обеспечение того, чтобы в пределах его действия общее количество обычных вооружений и техники не превышало 40 тыс. танков, 60 тыс. боевых бронированных машин, 40 тыс. артиллерийских единиц, 13 600 боевых самолетов и 4000 ударных вертолетов.

В связи с изменением ситуации в мире - ликвидация Варшавского договора, распад СССР, появление на карте Европы новых государств - потребовалась адаптации документа к новым условиям. Инициатором переговоров по модернизации ДОВСЕ выступила Москва. В ходе трехлетних (1996-1999 гг.) переговоров в целом были решены главные для России задачи: сдержано усиление военного потенциала НАТО на важнейших стратегических направлениях, прежде всего в Центральной и Восточной Европе, и одновременно обеспечена возможность сохранения существовавшей по состоянию на 1 января 1999 г. российской военной группировки на Кавказе при закреплении жесткого режима ограничений для соседних с Россией фланговых государств-участников. Итогом переговоров стало подписание 19 ноября 1999 г. на стамбульском саммите ОБСЕ Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Главная цель Соглашения - перевод ограничения уровня вооружения от межблоковых на межнациональные подсчеты и обязательства. В результате выполнения адаптированного ДОВСЕ будет существенно уменьшен потенциал обычных вооруженных сил мощных в военном отношении европейских стран, США и Канады, снижены их наступательные возможности. Суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 стран - членов Североатлантического альянса по сравнению с действующими составит около 4800 танков, 4000 боевых бронированных машин, более 4000 единиц артиллерии, что соответствует оснащению примерно 10 отмобилизованных дивизий натовского стандарта.

Венгрия, Чехия и Словакия до конца 2002 г., а Польша до конца 2003 г. должны снизить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. Подобные же шаги предпримут Германия (минус 200 танков) и Италия (минус 81 танк, 167 боевых бронированных машин и 137 артсистем).

Кроме того, вне рамок Договора страны НАТО взяли на себя обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса. В результате, считают специалисты, возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не приведет к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.

ОСТАЕМСЯ "ПРИ СВОИХ ИНТЕРЕСАХ"

Для России вступление в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ не влечет за собой автоматического понижения национального уровня, т.к. он соответствует параметрам ныне действующего Договора: танков - 6350, боевых бронированных машин - 11 280, артсистем - 6315, боевых самолетов - 3416, ударных вертолетов - 855. При этом увеличивается российская квота вооружений для регулярных частей.

В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора РФ получает возможность иметь в новой фланговой зоне (Ленинградский военный округ - без Псковской области, Северо-Кавказский военный округ - без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше боевых бронированных машин: 2140 единиц вместо 580 в регулярных частях по ныне действующему ДОВСЕ. Вдобавок России разрешено использовать право на дополнительное временное развертывание 153 танков и 140 артсистем. РФ также сохранила возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны. Да еще обновленный ДОВСЕ позволяет сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей с Грузией в контексте адаптированного Договора удалось решить главный вопрос - добиться согласия официального Тбилиси на сохранение на грузинской территории российских вооружений и техники в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ, 140 артсистем).

Что касается района фланговых ограничений, к которым традиционно приковано особое внимание участников ДОВСЕ, то согласно обнародованной в Вене информации Россия по сравнению с январем 2002 г. уменьшила количество постоянно дислоцированных во фланговом районе ОДВТ (ограничения Договора вооружения и техники) боевых танков на 90 единиц, боевых бронированных машин на 29 единиц, артиллерийских систем на 62 единицы. Количество временно введенных ОДВТ с 1 января с.г. изменилось незначительно и составляет 2 танка, 180 боевых бронированных машин (ББМ) и 42 артсистемы.

Таким образом, сейчас, как и полгода назад, даже с учетом временно введенной техники Россия не превышает согласованные уровни во фланговом районе, где по состоянию на 1 июля с.г. имеются: 1204 боевых танка (зазор составляет 96 единиц), 2010 ББМ (зазор - 130 единиц), 1495 артсистем (зазор - 185 единиц). Кстати, заметим, что Россия единственная из 30 государств - участников ДОВСЕ раз в полгода предоставляет информацию о наличии вооружения и военной техники во фланговых районах.

По оценкам специалистов, на сегодняшний день ДОВСЕ соответствует интересам России. И эту же позицию в Вене однозначно высказали российские парламентарии.

"СЕРАЯ ЗОНА"

Речь идет о предстоящем осенью саммите НАТО, на котором будет принято решение о приглашении в альянс новых членов. В списке основных кандидатов и страны Балтии.

По мнению российских парламентариев, если даже одна из них будет принята в НАТО, Договор об обычных вооруженных силах в Европе потребует новой адаптации, поскольку прибалты не подписывали ДОВСЕ. Позицию депутатов поддерживают МИД и Минобороны РФ. Как считают их представители, территории Литвы, Латвии, Эстонии действительно могут превратиться в "серую зону", лишенную контроля.

Выход из складывающейся ситуации депутаты Госдумы Андрей Николаев и Дмитрий Рогозин видят в присоединении балтийских государств к Договору.

- Хотелось бы напомнить, что российское политическое обязательство о сдержанности в развертывании сил в Калининградской и Псковской областях принималось в 1999 году исходя из конкретной военно-политической ситуации, когда страны Балтии были внеблоковыми. В случае принятия их в НАТО положение существенно изменится. И Россия может оказаться перед необходимостью пересмотра всего комплекса своих обязательств, - отметил Андрей Николаев. - Чтобы этого не произошло, нам уже в ближайшее время нужен серьезный и ясный сигнал о том, что российские озабоченности будут учтены.

Наблюдатели убеждены, что это не просто слова. Думские комитеты по обороне и по международным делам, предварительно рассмотревшие документ, уже рекомендовали нижней палате российского парламента не форсировать его ратификацию, что для дипломатов имеет большое значение. Не затяжка самой ратификации - напомним, что за 12 лет из 30 участников ДОВСЕ ратифицировали только двое, - а официальное объявление позиции. И после принципиального шага по выходу России из СНВ-2 многие наблюдатели не исключают очередного демарша Москвы.

РОССИЙСКИЙ ПРЕССИНГ

Предпринятый российскими парламентариями активный прессинг, отмечают наблюдатели, заставил представителей основных делегаций стран НАТО заговорить о тех проблемах, которые до сего времени они старались замалчивать.

В частности, в большей степени прояснилась расстановка сил внутри альянса по вопросу об условиях запуска национальных ратификационных процедур адаптированного ДОВСЕ. Обратили на себя внимание недвусмысленные заявления послов Германии и Бельгии о готовности Берлина и Брюсселя приступить к ратификации адаптированного ДОВСЕ сразу после завершения анализа представленной Россией полугодовой информации. Причем бельгийцы первые определили следующую позицию: ратификация международных договоров является исключительной прерогативой их государств. Германский же представитель в присутствии делегаций других стран НАТО подчеркнул, что ФРГ отвергает любые увязки ратификации с политическими аспектами Стамбульских договоренностей, считая, что оценку Соглашения по адаптации ДОВСЕ следует давать исключительно по совокупности заложенных в нем юридических обязательств. Он выразил убежденность в том, что примеру Германии последуют и другие государства Европы.

С позицией Берлина, по мнению специалистов, в той или иной мере солидарны Париж и Рим.

На другой стороне спектра мнений внутри НАТО находятся США, Великобритания и Турция. Для них характерны наиболее жесткие увязки с решением всего комплекса обязательств в рамках стамбульского пакета, включая как вхождение России во фланговые лимиты, так и полное выполнение всех положений договоренностей в отношении Грузии и Молдавии.

Что касается вопроса о расширении НАТО, то все западные участники встречи продемонстрировали приверженность общенатовской позиции о неприемлемости сценария, предполагающего взятие странами Балтии односторонних обязательств по сдержанности еще до принятия в Праге решения об их приглашении в альянс.

Собеседники, считают представители российской делегации, дали понять, что, безусловно, российские озабоченности не будут проигнорированы, но "всему свое время".

В Брюссельской штаб-квартире НАТО исходят из того, что фактическое расширение альянса за счет стран Балтии произойдет все же раньше, чем заработает Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Можно достаточно определенно утверждать, отметил в беседе председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин, что, реализуя вышеизложенный сценарий действий, страны НАТО будут особо пристально следить за тем, чтобы не создавалось впечатление, будто Москва хоть в какой-то мере влияет на решения альянса по вопросам приема в него новых членов, что кандидатам в НАТО выдвигаются какие-то "предварительные условия", тем более по требованию России.

По словам Рогозина, по итогам венских встреч видится следующий алгоритм действий. "Двадцатка" договаривается о том, что после Праги, когда станет известен перечень стран, приглашенных в альянс, Россия и НАТО принимают совместное обращение ко всем этим государствам с рекомендацией присоединиться к адаптированному ДОВСЕ, как только это станет возможным, а до этого момента проявлять сдержанность в развертывании собственных и размещении иностранных сил на своих территориях. В своем встречном обращении кандидаты в члены НАТО, и прежде всего страны Балтии, заявляют о согласии с предложениями "двадцатки". НАТО и Россия могли бы договориться использовать свои возможности и влияние, чтобы побудить их сделать такое заявление.

Поскольку вышеупомянутые политические обязательства о сдержанности будут действовать до присоединения упомянутых стран к адаптированному ДОВСЕ, не будет иметь принципиального значения вопрос о том, когда будут сформулированы условия, на которых они войдут в договор. Реалистически оценивая ситуацию, следует признать, что переговоры на этот счет могут начаться лишь после подачи ими официальной заявки о намерении присоединиться к адаптированному ДОВСЕ, т.е. после его вступления в силу.

Это, однако, не исключает возможности проведения в этой же "двадцатке" с участием прибалтов неофициальных консультаций о параметрах обычных вооруженных сил кандидатов в члены НАТО еще до их вступления в альянс и в Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

ПРОТОКОЛ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДЕЛЬНЫХ УРОВНЯХ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЙ И ТЕХНИКИ, ОГРАНИЧИВАЕМЫХ ДОГОВОРОМ ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ

Государство-участник

Боевые танки

Боевые Бронированные машины

Артиллерийские единицы

Боевые самолеты

Ударные вертолеты

Всего

Из которых БМП и БМТВ

Из которых БМТВ

Азербайджанская Республика

220

220

135

11

285

100

50

Республика Армения

220

220

135

11

285

100

50

Республика Беларусь (1)

1800

2600

1590

130

1615

294

80

Королевство Бельгия

300

989

600

237

288

209

46

Республика Болгария

1475

2000

1100

100

1750

235

67

Венгерская Республика (3)

835

1700

1020

85

840

180

108

Федеративная Республика Германия

3444

3281

3281

80

2255

765

280

Греческая Республика

1735

2498

1599

70

1920

650

65

Грузия

220

220

135

11

285

100

50

Королевство Дания

335

336

210

17

446

82

18

Республика Исландия

0

0

0

0

0

0

0

Королевство Испания

750

1588

1228

191

1276

310

80

Итальянская Республика

1267

3172

1970

0

1818

618

142

Республика Казахстан

50

200

0

0

100

15

20

Канада

77

263

263

0

32

90

131

Великое Герцогство Люксембург

0

0

0

0

0

0

0

Республика Молдова

210

210

130

10

250

50

50

Королевство Нидерландов

520

864

718

0

485

230

50

Королевство Норвегия

170

275

181

0

491

100

24

Республика Польша (4)

1730

2150

1700

107

1610

460

130

Португальская Республика

300

430

267

77

450

160

26

Российская Федерация (5)

6350

11280

7030

574

6315

3416

855

Румыния

1375

2100

552

72

1475

430

120

Словацкая Республика (6)

478

683

476

34

383

100

40

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

843

3017

1335

200

583

855

350

Соединенные Штаты Америки

1812

3037

2372

0

1553

784

396

Турецкая Республика

2795

3120

1993

93

3523

750

130

Украина (7)

4080

5050

3095

253

4040

1090

330

Французская Республика

1226

3700

1983

535

1192

800

374

Чешская Республика (2)

957

1367

954

69

767

230

50

(1) Из которых не более 1525 боевых танков, 2175 боевых бронированных машин и 1375 артиллерийских единиц в регулярных частях.

(2) Из которых не более 754 боевых танков, 1223 боевых бронированных машин и 629 артиллерийских единиц в регулярных частях.

(3) Из которых не более 658 боевых танков, 1522 боевых бронированных машины и 688 артиллерийских единиц в регулярных частях.

(4) Из которых не более 1362 боевых танков, 1924 боевых бронированных машин и 1319 артиллерийских единиц в регулярных частях.

(5) Из которых не более 5575 боевых танков и 5505 артиллерийских единиц в регулярных частях.

(6) Из которых не более 376 боевых танков, 611 боевых бронированных машин и 314 артиллерийских единиц в регулярных частях.

Из которых не более 3130 боевых танков, 4350 боевых бронированных машин и 3240 артиллерийских единиц в регулярных частях.

Статья 22

Добавляется следующий Протокол о территориальных предельных уровнях обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе.

130 боевых танков, 4350 боевых бронированных машин и 3240 артиллерийских единиц в регулярных частях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
1005
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3228
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4437
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6384

Другие новости