Стратегия
ВОЕННОЙ доктриной России определено, что "Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства" и что "Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства", включающая в себя Вооруженные силы РФ, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности.
Одним из основных принципов развития Вооруженных сил РФ, согласно Военной доктрине, является централизация управления силами и средствами вооруженной борьбы в каждой ее физической сфере: на суше, в воздухе (воздушно-космическом пространстве), на море (в океане).
Это нашло практическое преломление в военной реформе РФ, ключевой проблемой которой явилась реорганизация оргструктуры ВС - ядра и основы обеспечения военной безопасности страны - с целью создания такой армии, "...которая абсолютно обеспечивала бы нашу обороноспособность, была бы эффективной, компактной, но не затратной", так заявил президент России Владимир Путин на пресс-конференции 19 июля 2001 г.
Все это составляет главное содержание двух документов государственной важности: "Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2005 года" и Указа президента РФ от 16 июля 1997 г. # 725.
"Основами..." определено: "Осуществить преобразование структуры Вооруженных сил Российской Федерации на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша; воздух-космос; море". Это принципиальное положение - свидетельство необходимости усиления централизации управления силами и средствами ВС нашей страны в каждой из трех сфер вооруженной борьбы: на суше, в воздухе (воздухе-космосе) и на море.
Такая сложная и в то же время крайне важная практическая задача военного строительства с наибольшей эффективностью решается в трехвидовой оргструктуре ВС РФ. Важнейшее значение для ее претворения в жизнь имел Указ президента РФ # 725 от 16 июля 1997 г. "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры".
Одним из определяющих положений данного указа явилось следующее: "До 1 января 1999 года: преобразовать Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны в вид Вооруженных сил Российской Федерации - Военно-воздушные силы". Эта сложнейшая государственная задача по реформированию созданных в 1992 г. ВС РФ на основе разрушенных в 1991 г. ВС СССР к 1 января 1999 г. успешно решена.
Свидетельством этому является заявление министра обороны РФ, сделанное им в июле 1999 г., о том, что "Проведенные в ходе стратегического КШУ "Запад-99" исследования возможностей противовоздушной обороны подтвердили правильность и своевременность решений об объединении ВВС и ПВО в один вид Вооруженных сил". Вместе с этим была решена важнейшая задача военной реформы: Вооруженные силы РФ от пятивидовой оргструктуры, которая имела место в нашей стране в течение 40 лет и была единственной в мире, перешли к четырехвидовой оргструктуре, создав этим условия к переходу ВС РФ к трехвидовой оргструктуре.
В первой половине 2001 г. произошло два важных события в области реформирования ВС РФ: РВСН - вид Вооруженных сил РФ - преобразованы в межвидовой род войск - РВСН, возглавляемый командующим Ракетными войсками стратегического назначения; Указом президента РФ # 370 от 28 марта 2001 г. воссоздан Главкомат Сухопутных войск (СВ).
Таким образом, за период с 16 июля 1997 г. по конец марта 2001 г. в ходе военной реформы ВС России решена важнейшая ее задача: Вооруженные силы Российской Федерации преобразованы из пятивидовой в трехвидовую оргструктуру.
Этим самым претворено в жизнь положение "Основ..." о преобразовании структуры Вооруженных сил Российской Федерации на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша; воздух-космос; море.
Итак, с конца первой половины 2001 г. Вооруженные силы Российской Федерации состоят из трех видов Вооруженных сил:
- Сухопутные войска (СВ);
- Военно-воздушные силы (ВВС);
- Военно-морской флот (ВМФ).
И это очевидный, важнейший результат военной реформы конца XX и начала XXI вв., включивший в себя многостороннюю организаторскую деятельность и президента РФ, и его администрации, и Министерства обороны, и Генерального штаба, и Главкоматов видов ВС, и целого ряда властных структур всей вертикали государственной власти.
Особо важная роль в реформировании ВС РФ из пятивидовой оргструктуры в трехвидовую принадлежит Генеральному штабу Вооруженных сил России.
В трехвидовой структуре ВС максимально реализуется принцип ответственности (старшинства) одного вида ВС за организацию, ведение военных действий и управление ими в той физической сфере, в которой с максимальной отдачей проявляются присущие данному виду ВС оперативно-стратегические свойства, а именно: на суше - Сухопутным войскам; на море - Военно-морскому флоту; в воздушном пространстве - Военно-воздушным силам.
Органическое сочетание сил и средств обороны и наступления имеет место в вековых историях развития традиционных видов ВС: Сухопутных войск и Военно-морского флота. И это воспринимается всеми, в т.ч. противниками объединения ВВС и ВПВО, как нормальное состояние боевых составов СВ и ВМФ, отвечающее в полной мере энциклопедическому понятию: "Вид Вооруженных сил, составная часть Вооруженных сил государства, предназначенных для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном пространстве) включает в свой состав различные рода войск (рода сил), специальные войска, тыл... Каждый вид Вооруженных сил возглавляется главнокомандующим и имеет главный штаб".
ТРИ СФЕРЫ - ТРИ ВИДА
Именно из энциклопедического понятия "Вид Вооруженных сил", воплотившего в себя и отечественный, и мировой опыт развития военного искусства, следует, что каждый из видов ВС играет главную роль в ведении военных действий в одной из трех физических сфер вооруженной борьбы (суша, море, воздушное (воздушно-космическое) пространство). Важно выделить следующее историческое событие в развитии отечественных Вооруженных сил.
С началом Великой Отечественной войны, 29 июня 1941 г., Ставка ВГК утверждает должность командующего ВВС Красной Армии, создается Военный совет ВВС. В непосредственное подчинение командующего ВВС (генерал Жигарев) передавались Главное управление и штаб ВВС, ранее входившие в состав Генерального штаба ВС СССР.
Таким образом, трехвидовая оргструктура ВС СССР, преемником которой является Россия, исторически сложилась в советских ВС в июне 1941 г., 61 год назад. И главное - она выдержала с честью испытания опытом самой жестокой войны XX столетия - Великой Отечественной войны.
С учетом этого в проекте Полевого устава 1946 г. было определено, что структура ВС СССР трехвидовая: Сухопутные войска; Военно-морской флот; Военно-воздушные силы. В этом же году должность командующего ВВС была преобразована в должность главнокомандующего ВВС - заместителя министра обороны СССР, а штаб ВВС - в главный штаб ВВС.
Без преувеличения можно сказать, что трехвидовая оргструктура ВС СССР, проверенная в боях, сражениях и битвах Великой Отечественной, явилась в определенной мере примером для строительства ВС многих стран Запада, в т.ч. и ВС США, после завершения Второй мировой войны.
К примеру, в ВС США Комитет начальников штабов - высший оперативный и административный орган ВС - образован в соответствии с законом о национальной безопасности США в 1947 г. в составе председателя и его членов - начальников штабов армии, ВВС, ВМС. Таким образом, трехвидовая оргструктура ВС США создавалась уже после образования трехвидовой оргструктуры ВС СССР.
Доктор военных наук, профессор, генерал-полковник Анатолий Хюпенен в своей статье "Структура войск ПВО: что было, что есть, что будет" (журнал "Воздушно-космическая оборона" # 5, 2002 г.) предлагает: "ВВС, как вид ВС, переименовать в ВВС и ПВО (форма должна соответствовать содержанию)..." В свете вышеизложенного автор названной публикации предлагает, по сути, отменить Указ президента РФ # 725 во имя того, чтобы форма соответствовала содержанию, т.е. чтобы в наименовании вида ВС были названы основные составляющие его оргструктуры. Следуя такой логике, можно сказать, что и Сухопутные войска как вид ВС следовало бы переименовать в СВ и ПВО, учитывая, что в СВ важное место занимает войсковая ПВО.
Если обратиться к оргструктуре новых (преобразованных) Военно-воздушных сил России, 90-летие образования которых наша страна отмечала 12 августа 2002 г., то можно убедиться в том, что их основу на главных стратегических направлениях, Западном, Северо-Западном и др., составляют армии ВВС и ПВО - впервые созданные в отечественных Вооруженных силах оперативные объединения, способные, как показывает опыт учений российских ВС, в т.ч. и ВВС, вести эффективные военные действия различных видов: наступление и оборону при решающей роли наступления с целью разгрома агрессора, силы и средства которого ведут борьбу в воздушной сфере. Важно привести и такой весомый пример из опыта военного строительства прошлого.
Перед агрессией фашистской Германии против СССР ее ВС состояли из трех видов: СВ, ВМФ, ВВС (люфтваффе); ВВС фашистской Германии включали в свой состав воздушные флоты (ВФ) - оперативно-стратегические объединения. В каждом ВФ насчитывалось от 800 до 1600 боевых самолетов. В составе каждого воздушного флота, кроме авиационных корпусов (дивизий), имелись корпуса зенитной артиллерии. Таким образом, еще в первой половине XX в. в мировой практике военного строительства имело место объединение военной авиации и сил (средств) ПВО в одном виде ВС - Военно-воздушных силах. И это не приводило к мысли называть такой вид ВС - ВВС и ПВО.
ИЗ МИРОВОГО ОПЫТА
Обратимся к современности. В таблице приведены оргструктуры ВС стран мира, в т.ч. США и стран - участниц НАТО, т.е. очевидные данные о мировом опыте военного строительства, впитавшем в себя все то лучшее, что приобретено человечеством в военном строительстве, в т.ч. и в системе управления военной организацией государства, ядром которой есть и останутся Вооруженные силы любого государства мира.
Из таблицы следует, что в вооруженных силах подавляющего числа стран мира утвердилась трехвидовая оргструктура ВС: СВ, ВВС, ВМС (ВМФ). Силы и средства ПВО, как видно, не образуют самостоятельного вида ВС, а включены в состав, как правило, вида ВС - ВВС, а в малых государствах (Латвия, Литва, Эстония, Израиль) в вид ВС - ВВС и ПВО.
В развитых государствах западного мира (США, Франция, Великобритания, ФРГ), а также в крупнейших государствах (КНР, Индии Россия) силы и средства ПВО включены в боевой состав Военно-воздушных сил в различных оргструктурах.
В этом проявляется мировая значимость усиления централизации управления силами и средствами вооруженной борьбы в каждой из физических сфер, ответственности за ее исход определенного вида ВС: на суше - СВ; на море - ВМС (ВМФ); в воздушно-космическом пространстве - ВВС. Это объективная закономерность в военном строительстве стран мира, и прежде всего в высокоразвитых странах Запада.
Невольно встает вопрос: почему в ВС стран мира, прежде всего в развитых странах Запада, нет самостоятельного вида ВС - ПВО (ВПВО)? Разве военно-политическое руководство таких стран, как, например, США, Франция, ФРГ, Великобритания, недооценивает значимость сил и средств ПВО в обеспечении их национальной безопасности в военной сфере?
Нет, напротив, эти страны, особенно страны - участницы блока НАТО, делают все возможное, чтобы их ПВО была самой современной и самой эффективной; надежно обеспечивала защиту жизненно важных центров, районов страны от ударов авиации противника, в т.ч. и от высокоточных КРМБ и КРВБ.
Ответ на поставленный вопрос один, проверенный опытом войн, учений и результатами фундаментальных исследований: ответственность за небо должна быть в одних руках, под единым командованием, ибо небо над любой страной одно и его нельзя "раздавать по кускам" под ответственность двух командований. При "дроблении" неба, раздаче ответственности за его безопасность от вторжения врага по разным "хозяевам" можно в самое короткое время отдать господство в воздухе врагу. История войн XX в. - самое убедительное доказательство этому.
Военно-воздушным силам как виду Вооруженных сил принадлежала, принадлежит и будет принадлежать решающая роль в завоевании и удержании господства в воздухе - главном условии обеспечения ведения успешных военных действий силами СВ и ВМФ в современной и ближайшей перспективе обычной войны. Это положение нашло четкое, однозначное отражение в уставных документах ВС многих стран Запада и ныне действующих уставных документах ВС России, оно подтверждается и опытом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), и опытом войны в Персидском заливе (1991 г.), и агрессией США и НАТО против Югославии (1999 г.). В целом данный важный вывод - результат обобщения опыта войн XX столетия.
В статье "Господство в воздухе: прошлое и будущее" ("НВО" # 7, 2002 г.) в опубликованной таблице в обоснование этому выводу были представлены итоговые данные о потерях немецко-фашистской авиации в Великую Отечественную войну на советско-германском фронте, из которых следует, что решающая роль в завоевании господства в воздухе в Великой Отечественной войне на этом участке принадлежала ВВС Советской армии. На долю ИА ПВО и ЗА приходится 12% от общего количества сбитых фашистских самолетов: 7312 из 52 850.
Это подтверждается и данными военно-исторического труда "Противовоздушная оборона страны" (М., 1998, с. 239): войска ПВО территории страны уничтожили 7313 самолетов немецкой авиации, из которых 4168 - силами ИА и 3145 - зенитной артиллерией и аэростатами заграждения. Это весомый вклад войск ПВО в решение задачи по завоеванию стратегического господства в воздухе ВС СССР. В самом деле в составе воздушных флотов люфтваффе, вторгшихся на территорию СССР 22 июня 1941 г., было 4920 боевых самолетов (4 ВФ - 1300; 2 ВФ - 1670; 5 ВФ - 900; 1 ВФ - 1070).
Зенитной артиллерией и аэростатами заграждений уничтожено 3145 вражеских самолетов, что почти равнозначно первоначальному численному боевому составу трех из четырех вторгшихся в воздушное пространство воздушных флотов люфтваффе: 1 ВФ, 4 ВФ и 5 ВФ (всего 3270 боевых самолетов). Средства воздушного нападения в минувших войнах уничтожались на аэродромах, авианосцах, в полете.
Так, например, по опыту Второй мировой войны из 40 потопленных авианосцев - носителей средств воздушного нападения - 17 (42,5%) потоплено авиацией. В современных условиях и в ближайшей перспективе основным средством поражения многоцелевых авианосцев, кораблей - носителей КРМБ, авиации противника на аэродромах (авиабазах), на которых базируются средства воздушного нападения, - является бомбардировочная авиация, особенно ДА. ЗРВ наряду с ИА являются основным средством уничтожения средств воздушного нападения противника в полете. Причем ИА ВВС - более дальнобойное огневое средство, чем ЗРВ (при равных условиях базирования). Из табл. 2 следует, что на долю ВВС КА, авиации ВМФ, ИА ПВО приходится примерно 94% немецко-фашистских самолетов, уничтоженных на советско-германском фронте.
Если обратиться к опыту Второй мировой войны, то общие потери немецко-фашистской авиации за эти годы (1939-1945 гг.) от авиации и ЗА союзников по антигитлеровской коалиции на Западе составили 23 895 самолетов, в т.ч. от ЗА - 843 самолета (3,5%); остальные потери (96,5%) - от авиации союзников, против 49 706 самолетов Германии, уничтоженных на Востоке советской авиацией и ЗА.
Таким образом, советской военной авиации на западных театрах войны по количеству уничтоженных самолетов фашистской Германии принадлежит решающая роль. Это дает основание считать, что советской авиации принадлежит главенствующая роль в уничтожении авиации фашистской Германии и ее союзников в годы Второй мировой войны в целом.
Объединение двух видов Вооруженных сил России - ВВС и ВПВО в один вид ВС - Военно-воздушные силы - усиливает роль преобразованных ВВС в завоевании и удержании господства в воздухе в современных условиях, когда высокоточное оружие, в том числе крылатые ракеты морского базирования (типа "Томахок"), продолжает наступать, доказывать свои преимущества в вооруженной борьбе.
Это подтверждается следующими данными. Доля ВТО в общем количестве боеприпасов повысилась со времен войны во Вьетнаме (1964-1973 гг.) с 2% до 7% - в войне в Персидском заливе (1991 г.), т.е. в 3,5 раза. При этом важно отметить, что удельный вес в причинении ущерба ВТО объектам ударов Ирака составил 90%.
Высокой эффективности авиационного ВТО может служить такой пример. Произведенные в США исследования показали, что для поражения такой малоразмерной цели, как укрытие для самолетов, во время Второй мировой войны требовалось использовать 9000 авиабомб, во время войны во Вьетнаме - 300 авиабомб, а в настоящее время достаточно одной управляемой авиабомбы.
О перспективе развития ВТО, а следовательно, и о перспективе его применения в воздушно-космическом нападении свидетельствуют такие данные.
В США, являющихся основным производителем ВТО на Западе, планировалось к 2000 г. произвести более 100 тыс. УАБ "Уоллай" и УР "Мейверик" класса "воздух-поверхность". Планируется увеличить дальность пуска УР "Мейверик" - одного из основных авиационных средств поражения (АСП) армейской и тактической авиации США - более чем в 3 раза: с 30 до 100 км. Дальность отцепки УАБ "Уоллай" может быть увеличена в 1,75 раза: с 40 км в настоящее время до 70 км в ближайшее время.
Стратегические бомбардировщики ВВС США способны применять высокоточные крылатые ракеты (с ОБЧ) воздушного базирования (КРВБ) с большой дальностью полета, измеряемой тысячами километров (например, КРВБ AGM-86C имеет дальность полета 2400 км; КРВБ AGM-12Y, выполненная по технологии "Стелс", способна поражать заданные объекты с дальности 3000 км с высокой вероятностью - круговое вероятное отклонение ракеты 30 м). Авиационное высокоточное управляемое оружие в ближайшей перспективе реально может применяться по заданным объектам с рубежей, находящихся от них на удалении от 70 до 3000 км.
Таким образом, внешней границей зоны поражения носителей ВТО следует считать границу, расположенную на удалении более 3000 км от прикрываемых объектов от ударов с воздушно-космического пространства.
Одним из важных перспективных направлений в развитии ВТО является создание высокоточных крылатых ракет морского базирования (КРМБ) типа "Томахок", запускаемых с кораблей различных классов (линкоров, сторожевых кораблей, авианосцев), что подтверждено в войне в Персидском заливе. "Томахоки" могут применяться и с самолетов, и с наземных ПУ. Дальность полета КРМБ типа 'Томахок" составляет 450-2500 км. Высота полета - от 15 до 100 м при скорости, соответствующей М = 0,7.
Американские войска в районе Персидского залива в первые часы войны там запустили более 100 КРМБ. Из 52 КР, летевших в первом ударном эшелоне, 51 КР поразила заданные цели. Происходит совершенствование высокоточных КРВБ класса "воздух-РЛС" типа "Аларм". В войне в Персидском заливе каждый самолет "Торнадо" мог нести до восьми ракет "Аларм". Эти ракеты показали высокую эффективность по поражению РЛС ЗРК (вероятность попадания - 0,8-0,9).
Все это свидетельствует о том, что ВТО - не эпизод, а генеральное развитие средств вооруженной борьбы. ВТО по эффективности заменяет тактическое ядерное оружие, но в сравнении с ним остается экологически чистым. Из вышесказанного следует, что необходимо развивать и укреплять российские ВВС, силам и средствам которых принадлежит решающая роль в борьбе за господство в воздухе, которое сольется с господством в космосе. Гармоничное взаимосвязанное развитие трех видов Вооруженных сил России (СВ, ВВС, ВМФ) при поддержании в постоянной высокой степени боеготовности РВСН - основополагающие условия достижения военной безопасности РФ в современных условиях и на перспективу.
Важно сосредоточить располагаемые финансовые средства, усилия науки, в особенности военной науки, на закрепление главного результата военной реформы - создание трехвидовой структуры ВС РФ, отбрасывая прочь узковедомственные интересы, вредную ностальгию по пятивидовой структуре отечественных Вооруженных сил, что было сотворено в СССР в период 1954-1959 гг. История и современность опровергли это.
Кто будет владеть господством в воздушно-космическом пространстве, тот будет владеть инициативой и успехом в ведении военных действий на суше и на море.
Оргструктура вооруженных сил стран мира |
|||
# п/п |
Страна |
Оргструктура вооруженных сил |
Виды вооруженных сил |
1 |
Албания |
трехвидовая |
СВ; ВВС и ПВО; ВМС |
2 |
Болгария |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
3 |
Великобритания |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
4 |
Дания |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
5 |
Израиль |
трехвидовая |
СВ; ВВС и ПВО; ВМС |
6 |
Иран |
трехвидовая |
СВ; ВВС и ПВО; ВМС |
7 |
Индия |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
8 |
Китай |
четырехвидовая |
Страт. РВ; СВ; ВВС; ВМС |
9 |
Литва |
двухвидовая |
СВ; ВВС и ПВО |
10 |
Латвия |
двухвидовая |
СВ; ВВС и ПВО |
11 |
Польша |
трехвидовая |
СВ; ВВС и ПВО; ВМС |
12 |
Россия |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМФ |
13 |
США |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
14 |
ФРГ |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
15 |
Франция |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
16 |
Хорватия |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
17 |
Финляндия |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
18 |
Швеция |
трехвидовая |
СВ; ВВС; ВМС |
19 |
Эстония |
двухвидовая |
СВ; ВВС и ПВО |
20 |
Югославия |
трехвидовая |
СВ; ВВС и ПВО |