0
2695
Газета Концепции Интернет-версия

27.09.2002 00:00:00

Возможное будущее ВДВ

Павел Поповских

Об авторе: Павел Яковлевич Поповских - бывший начальник разведки ВДВ, полковник запаса.

Тэги: вдв


Мнение

НЕ ТАК давно председатель военного комитета НАТО адмирал Гуидо Вентуриони заявил: "Улучшить оперативную реакцию на урегулирование кризисов позволяют дополнительные воинские подразделения быстрого реагирования... Более качественно адаптированная структура вооруженных сил включает в себя важнейший компонент - силы быстрого реагирования" (СБР). В ВС США такой компонент - СБР - был создан на базе 18-го воздушно-десантного корпуса в конце 80-х годов. Сегодня они есть в структуре вооруженных сил большинства стран Европы и Азии. Даже Грузия с помощью американцев создает свои СБР.

Совершенно очевидно, что в России с ее просторами просто необходимо наличие в составе Вооруженных сил оперативного объединения (группировки) войск, способных к быстрой переброске, развертыванию в районе конфликта и к самостоятельным, при поддержке ВВС, боевым действиям в отрыве от своих баз.

Силы стратегического сдерживания, в первую очередь ядерные, необходимы и приоритетны - они определяют великодержавный статус России в мире. Но в то же время Россия должна здесь иметь и другой инструмент сдерживания, соответствующий характеру и масштабу современных угроз. Таким механизмом в России (в СССР) всегда являлись воздушно-десантные войска. Иного мобильного компонента в структуре ВС РФ нет и не будет в ближайшие 10-15 лет. Имеющиеся намерения превратить 106-ю ВДД в десантно-штурмовую дивизию, возможно, и правильны. Но зачем объединять ее с некоей малоподвижной и неподъемной группировкой сухопутных войск? Ни в одной армии мира таких группировок не существует. Опыт подобной попытки в 1993 г. привел к отказу от идеи формирования мобильных сил в принципе, а в 1994-1995 гг. в Чечне подобные группировки частей СВ и ВДВ опять же показали низкую эффективность.

Кое-кто обосновывает свою недружественную позицию по отношению к ВДВ нехваткой самолетов военно-транспортной авиации для подъема даже одной воздушно-десантной дивизии. Но ни в одной стране военно-воздушные силы, даже всемогущие ВВС США, не в состоянии поднять и перебросить одним вылетом свою воздушно-десантную дивизию (в США - ни 82-ю вдд, ни 101-ю вшд). Тем не менее силы быстрого реагирования ВС США содержат и успешно применяют. Для этого у них предусматривается несколько вылетов ВТА. Кроме того, при необходимости планируется привлекать транспортные и пассажирские самолеты других ведомств и даже частных авиакомпаний. Существуют и комбинированные способы переброски войск с использованием наряду с воздушным водного, железнодорожного, наземного транспорта, своим ходом. При любом способе переброски стратегическая мобильность (на ТВД) и тактическая мобильность (на поле боя) воздушно-десантной дивизии (бригады, полка) на порядок выше любой дивизии (бригады, полка) Сухопутных войск.

Значение и состояние СБР прекрасно понимают на Западе. В этом плане характерна оценка российских возможностей известным политологом Збигневым Бжезинским: "Не располагая возможностями по переброске войск на большие расстояния для навязывания своей политической воли и сильно отставая в технологическом отношении от Америки, Россия и Китай не имеют средств для того, чтобы постоянно оказывать политическое влияние во всем мире..." Уничтожая воздушно-десантные войска, Россия лишается средства, чтобы оказывать политическое влияние и в регионах, представляющих для нее интерес.

Без сомнения, реформирование воздушно-десантных войск необходимо и неизбежно, но не путем обвального сокращения, уничтожения или непродуманного переподчинения. Это приведет к их деградации и в конечном счете к утрате как уникального рода войск.

Воздушно-десантные войска должны стать основой для формирования в структуре ВС РФ сил быстрого реагирования как резерва Верховного главнокомандующего. Для этого в России есть все, ничего не нужно изобретать, создавать заново, затрачивать средства. Есть соединения и части ВДВ, органы обеспечения, части специального назначения, есть состав ВТА для переброски усиленного парашютно-десантного полка в полном штате со всей техникой и вооружением и десантирования его парашютным способом в любой район (при сокращении количества десантируемой тяжелой техники можно существенно увеличить количество личного состава с переносными средствами поражения, если такой вариант будет диктоваться условиями обстановки). Скажем, кто-нибудь проводил расчеты на переброску двух-трех воздушно-десантных соединений различными способами, например, при необходимости, в одну из среднеазиатских стран - члена ДКБ -в сравнении с переброской такого же количества сил и средств сухопутных войск? Реформировать нужно лишь управление командующего ВДВ, чтобы придать ему способность своим составом (или частью его) самостоятельно осуществлять оперативное управление соединениями и частями мобильной группировки в зоне конфликта и поддерживающими ее действия силами и средствами ВВС. Возможно, не все командование ВДВ согласится с этим предложением - слишком велика ответственность, но эта реорганизация необходима.

Примечательно прозвучавшее недавно намерение руководства ВС США - вывести из состава видов своих вооруженных сил (СВ, ВВС, ВМС) части и подразделения сил специальных операций (специального назначения, психологической войны, по работе с населением, специального обеспечения и др.) и сформировать самостоятельный род войск. Руководства СВ, ВВС и ВМС сопротивляются, как и наши ведомства. Но опыт антитеррористической операции в Афганистане показал, что централизованное применение ССО во взаимодействии с ВВС и мобильными контингентами СБР наиболее эффективно и дает возможность быстро, гибко и успешно реагировать на различные по характеру, масштабу и расположению в "боевом пространстве" угрозы.

В российских Вооруженных силах части специального назначения сегодня в большинстве своем самостоятельны. Однако в Чечне спецназ, представленный лишь двумя-тремя "сводными" отрядами, действует, как и десантники, весьма успешно и профессионально. Вооружение, принципы оперативной и боевой подготовки, боевого применения частей спецназа ГРУ очень близки частям воздушно-десантных войск. Полвека назад, по замыслу Георгия Жукова, эти части начинали свое формирование в составе ВДВ. Сегодня целесообразно включить их в состав мобильной оперативной группировки воздушно-десантных войск. Это придаст группировке более многофункциональный и гибкий характер, соответствующий масштабам и расположению угроз.

Сегодня руководство России демонстрирует политическую и дипломатическую активность в поисках роли и места нашей страны в изменившемся мире, определяется с союзниками и противниками, формирует систему национальной безопасности. Вырисовывается новая конфигурация международной военной безопасности с участием России. Эта система немыслима без современного многофункционального мобильного компонента в структуре ВС РФ. Никакого взаимодействия и равноправного военного сотрудничества с НАТО не получится. Наши Вооруженные силы не обладают оперативными возможностями наравне с силами быстрого реагирования НАТО, США, других стран присутствовать в кризисных регионах, участвовать в миротворческих действиях и антитеррористических операциях. Мы будем только наблюдать, как наши настоящие и будущие союзники будут выполнять вместо нас задачи в регионах наших национальных интересов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Екатерина Трифонова

Следователи и адвокаты спорят о причинах длительного содержания граждан в СИЗО

0
574
Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Владимир Разуваев

Задержанный подозреваемый – мигрант из Узбекистана – заявил, что выполнял задание украинских спецслужб

0
854
Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
633
Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

0
428

Другие новости