0
766
Газета Концепции Интернет-версия

22.11.2002 00:00:00

Принудительные инспекции

Чарльз Бойд

Об авторе: Чарльз Бойд - генерал ВВС США в отставке.

Тэги: ирак, оон, сша, концепция


Стратегия

ГЛАВНЫЙ принцип, лежащий в основе предлагаемой концепции, состоит в проведении различия между Саддамом Хусейном, располагающим оружием массового уничтожения (ОМУ) - ядерным, химическим и биологическим, - и Саддамом без ОМУ. Без такого оружия Саддам Хусейн - это внутренняя проблема народа Ирака, с оружием - проблема, и огромная, для всего остального мира. Таким образом, целью Организации Объединенных Наций и Соединенных Штатов является лишение Саддама Хусейна его мощи, а не его отстранение от власти, так как это единственный вариант действий, который может быть одобрен в рамках международного права и который способен получить значительную международную поддержку.

Данное предложение предполагает, что Соединенным Штатам удастся убедить остальных четырех постоянных членов Совета Безопасности принять концепцию принудительных инспекций путем отказа - на специальных условиях - от выбора в пользу одностороннего военного вторжения. Условием такого отказа США от идеи вторжения являлось бы соблюдение Саддамом Хусейном всех резолюций Совета Безопасности, касающихся инспекций на предмет обнаружения оружия массового уничтожения, а также условий соглашений о прекращении огня в войне в Персидском заливе (резолюция Совета Безопасности # 687).

Осуществление программы принудительных инспекций ООН должно сопровождаться недвусмысленными гарантиями того, что отказ Ирака выполнять условия процесса инспекций освобождает Соединенные Штаты от обязательства не вторгаться в эту страну. Чтобы такая гарантия была убедительной и совершенно недвусмысленной, она должна быть оформлена в виде резолюции Совета Безопасности на основе резолюции # 687 и Устава ЮНМОВИК (резолюция # 1284).

КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРАЦИЙ

Основная концепция программы принудительных инспекций заключается в поддержке деятельности ЮНМОВИК и МАГАТЭ мощной военной группировкой на основе новой резолюции Совета Безопасности, о которой говорилось выше. Силы по обеспечению инспекций (СОИ) были бы сформированы из современных наземных и воздушных войск, обладающих достаточными средствами для силового обеспечения инспекции или уничтожения любого потенциального военного объекта либо, при условии наличия подкреплений, для перехода к собственно военному вторжению в Ирак.

Программа инспекций могла бы состоять из двух фаз: начальной фазы разоружения или сертификации и текущих мониторинга и проверки.

Начальная стадия разоружения и сертификации состояла бы в выявлении, демонтаже или ликвидации всех видов ОМУ, соответствующих материалов и объектов. Первая фаза продолжалась бы до тех пор, покуда исполнительный председатель ЮНМОВИК не подтвердил бы факт полного соблюдения Ираком условий резолюций Совета Безопасности и положений соглашения о прекращении огня в войне в Персидском заливе, связанных с оружием массового уничтожения. Эта фаза не должна ограничиваться никакими временными рамками, но при наличии адекватного персонала ее осуществление не должно занять более двух лет.

После того как его полномочия будут официально подтверждены, исполнительный председатель ЮНМОВИК должен иметь полномочия принимать решения по следующим вопросам:

- по всем деталям инспекций с точки зрения времени, места и продолжительности их проведения - без каких-либо дополнительных указаний со стороны Совета Безопасности;

- по целесообразности и цели сопровождения инспекторов вооруженными силами ООН;

- по времени запрещения любых наземных и воздушных операций вооруженных сил Ирака (в соответствии со временем проведения инспекций);

- по объектам, подлежащим разведке силами СОИ, имеющимся в распоряжении инспекторского корпуса в течение срока его полномочий (другими словами, полномочия давать указания разведывательным службам).

Персональный отбор исполнительного председателя ЮНМОВИК и наличие доверия к нему будут иметь критически важное значение для успеха программы инспекций, так как этот человек должен быть наделен значительными полномочиями и свободой действовать независимо от Совета Безопасности ООН с точки зрения текущего руководства процессом инспекций.

В случаях, когда главе той или иной группы инспекторов потребуется силовое сопровождение, безопасность инспекторов и успех их работы должны быть гарантированы путем запрета всех иракских военных операций на земле и в воздухе. Любое нарушение этого запрета будет рассматриваться как враждебный акт, и виновные в нем иракские силы будут подвергаться атаке и уничтожению, как и те военные объекты, из которых такие силы выдвинулись. Кроме того, подобные факты будут считаться явными нарушениями Ираком резолюций Совета Безопасности, освобождающими Соединенные Штаты и потенциальных членов антииракской коалиции от обязательства воздерживаться от вторжения.

Разведке, традиционно считающейся ключевым фактором успеха любой военной операции, также будет принадлежать центральная роль в предполагаемой программе международных инспекций. Обнаружение незаконных программ создания вооружений и мест их хранения, а также преодоление высокоэффективных методов маскировки, используемых иракской стороной, потребует тщательного планирования и координированных действий всех участников операции.

Инспекторы должны получить доступ к разведывательному потенциалу, наличие которого могут обеспечить только Соединенные Штаты: снимки со спутников и разведывательных самолетов U-2, "Global Hawk" и "Predator"; соответствующие средства электронного наблюдения, прочие средства тайного слежения. В состав СОИ также необходимо включить подразделение по расшифровке военных аэрофотоснимков.

В данной концепции особая важность принадлежит безопасности операций и связи. Действительно неожиданные инспекции, редко встречавшиеся в практике работы Специальной комиссии ООН по Ираку, должны стать стандартной практикой в предлагаемой операции. Чтобы иракские власти не смогли вывезти запрещенные материалы до приезда международных инспекторов, а также чтобы исключить появление в предполагаемых местах проведения инспекций "стихийных" скоплений гражданского населения, точное место и время проведения инспекций должны быть абсолютно засекречены от иракской стороны.

СИЛЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНСПЕКЦИЙ: СОСТАВ И ЗАДАЧИ

Силы, в задачу которых будет входить обеспечение реализации программы международных инспекций, должны быть тщательно сформированы с целью обеспечить их соответствие следующим требованиям:

- СОИ должны быть достаточно мощными и оперативными для поддержки группы инспекторов любой численности на любом объекте инспекции, в том числе на объектах, ранее считавшихся "чувствительными" или недоступными, таких, как президентские дворцы и даже военные базы.

- СОИ должны быть достаточно компактными и многонациональными, чтобы они не воспринимались в качестве экспедиционных сил, ищущих предлога для вторжения. Цель ликвидации имеющегося в распоряжении Саддама Хусейна оружия массового уничтожения, но не самого режима Саддама Хусейна, должна быть заявлена достаточно убедительно - причем не только для самого Саддама, но и для тех, в чьей поддержке мы нуждаемся как в регионе, так и в Совете Безопасности.

- СОИ должны быть сформированы таким образом, чтобы по необходимости их легко можно было трансформировать в силы вторжения. Это означает, что нужно обеспечить наличие адекватных запасов материальных ресурсов и оборудования, которые при необходимости можно будет преобразовать в боевую силу, добавив только дополнительные войска.

Силы, требующиеся для поддержки программы международных инспекций, должны обладать высокой мобильностью и состоять в основном из воздушно-десантных и мотопехотных частей и подразделений. Также необходимо иметь в составе СОИ части быстрого реагирования, подготовленные и оснащенные для подавления гражданских беспорядков в случае, если элемент внезапности не сработает и иракской стороне удастся организовать митинги гражданского населения с целью срыва инспекций. В условный состав сил, соответствующих такой миссии, могли бы войти мотопехотный полк (или эквивалентная ему часть) на иракско-иорданской границе, одна или две воздушно-десантные бригады на востоке Турции и две или более бригад с рассчитанной на армейский корпус инфраструктурой в северных районах Саудовской Аравии или Кувейте, вокруг которых можно быстро нарастить дополнительные силы. Критически важное значение будет иметь поддержка с воздуха.

Несмотря на то что Соединенные Штаты вполне в состоянии разместить все требуемые элементы таких сил на весь период эффективной реализации программы международных инспекций, более многосторонний подход имел бы куда большую политическую ценность. Одним из наиболее действенных способов подтверждения серьезности намерения Совета Безопасности было бы формирование СОИ из частей и подразделений стран, в наибольшей степени озабоченных тайными военными программами Ирака, за исключением, разумеется, Израиля и Ирана. Объединенная группировка, состоящая из частей и подразделений пяти постоянных членов Совета Безопасности, Турции, Саудовской Аравии и Иордании, не только обладала бы широкими военными возможностями, но и являлась бы для Саддама Хусейна символом решительности политических намерений международного сообщества. Несмотря на то что большинство перечисленных государств не смогло бы предоставить в распоряжение СОИ какие-либо крупные части и подразделения, коллективное формирование СОИ на любом уровне стало бы сигналом о том, что мировое сообщество едино в решимости не допустить распространения оружия массового уничтожения. Затраты на содержание таких сил необходимо будет взыскать с Ирака в соответствии с положениями п. 9 резолюции # 1284 Совета Безопасности.

МЕХАНИЗМЫ КОМАНДОВАИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Для осуществления командования силами по обеспечению инспекций можно предложить огромное число схем, Совет Безопасности должен выбрать или своим авторитетом ввести тот механизм, который будет максимально удобен с практической точки зрения. Так же, как гражданские власти в США ставят задачи перед вооруженными силами (а офицеры этих вооруженных сил несут ответственность за их выполнение), гражданский исполнительный председатель ЮНМОВИК будет ставить задачи командующему сил ООН по обеспечению инспекций. Командующий будет от имени ООН осуществлять руководство всеми имеющимися в его распоряжении силами и средствами, определять необходимый уровень применения силы и отдавать распоряжения, необходимые для обеспечения успеха разрешенных миссий. Единое командование будет направлять и координировать действия всех наземных и воздушных сил, даже если эти силы будут широко распределены географически для обеспечения региональной безопасности. Зона ответственности каждого сухопутного компонента СОИ будет, как правило, ограничиваться географическими границами, а в его состав будут входить части и подразделения нескольких государств. Верховным командующим СОИ должен быть представитель страны, выделившей наибольшее число военнослужащих, ресурсов и техники, - предположительно Соединенных Штатов.

На СОИ будет возложена уникальная и критически важная роль реагирования на обстоятельства, которые не может спрогнозировать ни один политический анализ. Поэтому силы по обеспечению инспекций должны быть исключительно хорошо оснащены и должны находиться в повышенной боевой готовности.

Приведенный выше условный состав СОИ предназначен исключительно для приблизительной иллюстрации возможного размера этих сил.

Для успеха этой или какой-либо иной концепции эффективных инспекций на территории Ирака необходимо выполнение двух ключевых принципов: место, время и продолжительность инспекций должны определять сами инспекторы; любой крупный инцидент и признак препятствования иракскими властями процессу инспекций должен рассматриваться как повод для начала полномасштабного вторжения. Если у Саддама Хусейна не будет другого выхода, он согласится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1151
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3096
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1746
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2093

Другие новости