0
1039
Газета Концепции Интернет-версия

06.12.2002 00:00:00

Зловредная конъюнктурщина

Валентина Рогова

Об авторе: Валентин Григорьевич Рог - академик РАЕН и АВН, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России, генерал-майор авиации.

Тэги: реформа, вс, авиация, трехвидовая оргструктура


ОДНИМ из важнейших результатов проводимой военной реформы в России является преобразование к весне 2001 г. Вооруженных сил (ВС) России из пятивидовой - единственной в мире и самой затратной оргструктуры ВС - в трехвидовую, творцом и родиной которой исторически является именно Россия.

Пятивидовая оргструктура ВС России (РВСН, СВ, ВМФ, ВВС, ВПВО) - результат политического волюнтаризма и стратегического недомыслия руководства Минобороны того времени, когда, вопреки опыту военного строительства России и мировому опыту, стуча каблуком по столу, строилась пятивидовая оргструктура ВС Страны Советов, неся с собой громадные затраты и на создание самостоятельных тыловых органов, и кадровых органов и т.п. Спустя почти полвека (48 лет) политическое руководство, а затем и военное руководство страны, в первую очередь Генеральный штаб ВС России, приняли прямо-таки революционное решение о преобразовании Вооруженных сил из пятивидовой в трехвидовую оргструктуру: Сухопутные войска, Военно-морской флот, Военно-воздушные силы.

Обеспечение безопасности от агрессии (войны) на нашу страну в трех природой определенных физических сферах вооруженной борьбы (суша, море, воздух-космос) возлагается на три вида Вооруженных сил: на суше - на Сухопутные войска; на море - на Военно-морской флот; в воздухе (воздушно-космическим пространстве) - на преобразованные ВВС. Ни в одной развитой стране Запада никому не приходила мысль о том, чтобы ответственность за безопасность от агрессии (нападения) в воздухе распределялась между двумя видами ВС: ВВС и ВПВО. А вот в Вооруженных силах бывшего СССР и его преемника ВС России этот раздел существовал до 1 января 1999 г. Ни в нашей стране, ни в странах Запада не разделяется ответственность за безопасность между Военно-морским флотом, "разделенным" как бы на две части: оборонительную (вроде чего-то морского ВПВО) и наступательную (подобие ВВС). Хотя в составе ВМФ издавна имеют место части береговой обороны, выставляются различного рода минные заграждения (по своей природе оборонительные). Это же относится и к Сухопутным войскам. В военном искусстве прочно утвердились два вида военных действий: оборона и наступление. В современных условиях каждая развитая страна устами государственных деятелей называет свою военную доктрину сугубо оборонительной, имея часть объединений, соединений, частей видов ВС (родов войск) готовыми к немедленному наступлению в обычной войне, особенно это касается авиации и ПВО, а также дежурящих в море подводных лодок.

Согласно федеральному закону - Воздушному кодексу РФ, принятому в действие в марте 1997 г., авиация России подразделяется на следующие виды (ст. 20 глава III):

- гражданскую;

- государственную;

- экспериментальную.

К государственной авиации, согласно Кодексу, относится "авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач".

На схеме представлена общая структура современной авиации России.

Армейская авиация (АА) зародилась в СССР на рубеже 50-60-х гг. XX в. как средство Сухопутных войск (СВ) с целью повышения их мобильности, быстрого переноса огня с одного направления на другое, а образно говоря, как средство расширения обзора общевойсковым командиром поля боя и сокращения времени для принятия решения на огневое поражение противника артиллерией и ракетными войсками (РВ).

Армейской авиации как самостоятельной авиационной оргструктуры Воздушным кодексом не предусмотрено, учитывая то, что АА с 30 июля 1990 г. - род Сухопутных войск. Это важное положение военного искусства, и оно и закреплено в действующих уставных документах Вооруженных сил России. Становление армейской авиации как рода Сухопутных войск было сложным, но необходимым. Оно объективно соответствовало природе современного боя (сражения) на суше.

Армейская авиация как род Сухопутных войск предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований (Сухопутных войск). Армейская авиация - неотъемлемый род СВ, как и артиллерия, и ракетные войска, и танковые части (соединения), и т.п.

Основными задачами АА в интересах Сухопутных войск являются: авиационная поддержка подразделений (частей) СВ в тактической глубине; ведение тактической воздушной разведки; высадка тактических воздушных десантов и огневая поддержка их действий; выполнение РЭБ; постановка минных заграждений. Могут быть и другие задачи.

Боевые действия АА непосредственно увязаны с действиями артиллерии и ракетных войск. Они неразрывны. Вместе они осуществляют комплексное эффективное огневое поражение противника. И это доказано войной. Так, например, в контртеррористической операции в Афганистане доля участия АА в огневом поражении бандформирований составила 22-23%, т.е. более 1/5. Армейская авиация "намертво вжилась" в Сухопутные войска. Отлажено в максимальной мере взаимодействие при комплексном огневом поражении заданных объектов артиллерией, РВ, СВ и армейской авиацией; отработано целеуказание артиллерии и РВ экипажами вертолетов. Это стало возможным потому, что армейская авиация являлась родом Сухопутных войск. А это одно из определяющих, главных условий при планировании и осуществлении тактического взаимодействия.


Схема исполнена автором

В "НВО" # 32 сообщалось, что личный состав, военная техника, инфраструктура армейской авиации переподчиняются Военно-воздушным силам. Такое переподчинение усложнит применение частей и подразделений армейской авиации в бою (сражении) Сухопутных войск. Это обусловливается прежде всего тем, что, когда АА являлась родом СВ, общевойсковой командир мог ставить задачу командиру вертолета, подразделения вертолетов по принципу "Я - ОН", затрачивая минимальное время, что очень важно на войне.

С передачей армейской авиации из состава Сухопутных войск в состав Военно-воздушных сил станет необходимым организовать длительную по времени процедуру выделения летного ресурса АА из ВВС той или иной общевойсковой армии (ОА): это и командование (если оно будет) АА и ОА, и распределение выделенного летного ресурса по соединениям (частям) ОА и т.п.

Если это новый шаг военной реформы, то его результат, по моему мнению, отрицательный. Расчеты показывают, что с передачей АА в состав ВВС огневое поражение противника может быть снижено на 30%; высадка тактических воздушных десантов и перевозка войск - на 25%.

Если следовать логике передачи армейской авиации в состав ВВС, то по этим же причинам следовало бы передать ВВС и таможенную авиацию, и авиацию внутренних дел (МВД), и авиацию РОСТО, и авиацию РВСН и т.п. (см. схему).

В ВВС имеется отлаженная инженерно-авиационная служба, служба вооружения, комплекс высших военно-учебных заведений и т.п. Главное, чего нет, - начальника (командира) войсковой авиации. Она подчиняется "россыпью", что неприемлемо. С этим "недоразумением" следовало бы закончить. Все изложенное - мнение автора о сохранении армейской авиации в составе Сухопутных войск. Подтверждение этому - участие автора в обучении слушателей ВАГШ в течение почти 15 лет, знания и военный опыт, в том числе богатый личный боевой летный опыт (и на Сталинградском фронте, и на Кавказе, и в Крыму, и при освобождении Севастополя и т.п.).

Армейская авиация должна остаться родом войск СВ. Это требование военного искусства, потребность общевойскового боя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
462
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
474
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
657
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
564

Другие новости