0
1069
Газета Концепции Интернет-версия

24.01.2003

Хождение по ракетно-ядерному кругу

Тэги: тезисы, пво


В КОНЦЕ ушедшего года в России и США были почти одновременно сделаны заявления, которые заставляют вновь проанализировать тезис о прекращении гонки ядерных вооружений между двумя странами. Заявления были посвящены разным темам, неодинаковым был и уровень должностных лиц, их сделавших. Однако тезисы выступлений отражали курс, которым в обозримое время будут следовать две ядерные сверхдержавы в условиях отсутствия серьезных международно-правовых ограничений в области стратегических вооружений как наступательных, так и оборонительных.

НА РУИНАХ ДОГОВОРА

17 декабря 2002 г., через год и три дня после объявления о выходе США из Договора по ПРО 1972 г., Джордж Буш отдал приказ начать развертывание системы противоракетной обороны. Если отбросить риторику, то смысл сказанного им можно свести к нескольким тезисам (см. табл. 1). Демарш Вашингтона носит откровенно политический характер, поскольку для военно-технических экспертов очевидна неготовность системы к развертыванию. Об этом же говорит и тот факт, что начало создания ПРО не маскируется, как в начале 2002 г., под строительство противоракетного полигона на Аляске. Новые моменты в заявлении президента - максимально общее определение потенциального противника (нет традиционных ссылок на "государства-изгои") и отсутствие положения об ограниченности перспективной американской ПРО. Отсюда следуют важные для России выводы:

Таблица 1.

Основные тезисы заявления президента США о развертывании ПРО.

Министерство обороны США должно начать развертывание системы ПРО, которая позволит отразить новые угрозы безопасности Америки.

Борьба против новых угроз - высший приоритет для президента как главнокомандующего и его администрации.

Первая очередь системы должна появиться в 2004-2005 гг., она станет основой для будущего развития ПРО.

В состав первой очереди войдут противоракетные системы наземного и морского базирования, новые комплексы "Пэтриот" ПАК-3, а также системы обнаружения наземного, морского и космического базирования.

Создаваемая система ПРО предназначена для защиты территории США, американских войск, развернутых в различных регионах мира, а также союзников Вашингтона.

США будут поощрять участие союзников в кооперации по разработке и производству противоракетных систем.

Вашингтон будет вести переговоры с Великобританией и Данией о модернизации РЛС системы предупреждения о ракетном нападении, развернутых на территории этих стран.

- Вашингтон намерен создать глобальную систему противоракетной обороны;

- ее предназначение и эффективность будут лимитироваться техническими возможностями, а не политическими соображениями;

- развертывание системы ПРО будет вестись без консультаций с Москвой.

Публичная реакция российского руководства на инициативу Буша была весьма сдержанной. Дело ограничилось выражением "сожаления" в рамках неавторизованного заявления МИДа. А по мнению первого заместителя начальника Генштаба ВС РФ Юрия Балуевского, шаги по развертыванию глобальной ПРО до 2010-2015 гг. и, может быть, до 2020 г. "не представляют угрозы для безопасности России". Аналогичную оценку повторил 14 января 2003 г. Сергей Иванов.

Однако реальные шаги российского политического и военного руководства за последние полгода говорят о другом. В наиболее сконцентрированным виде она отражена в выступлении командующего РВСН генерал-полковника Николая Соловцова 15 декабря, содержащем программу развития этого рода войск (см. табл. 2).

Таблица 2.

Основные тезисы выступления командующего РВСН

Николая Соловцова о перспективах рода войск.

Утверждено президентом Путиным и выполняется решение Совета безопасности РФ, в соответствии с которым ни одна МБР не будет сниматься с боевого дежурства до истечения продленного гарантийного срока службы.

Жизненно важная, предусмотренная Государственной программой вооружений (ГПВ) задача: максимальное - до 25-27 и, возможно, до 30 лет - продление ресурса существующих МБР.

Приоритетным вниманием будут пользоваться стационарные ракетные комплексы (РК) как обладающие максимальными возможностями по преодолению ПРО.

Тяжелые ракеты РС-20 (SS-18, Satan) останутся на боевом дежурстве до 2016-2020 гг.

На более отдаленную перспективу основная перспективная группировка будет включать РК "Тополь-М" в стационарном и мобильном варианте. Решение о развертывании последнего будет принято в 2006 г.

Постановка на боевое дежурство шахтного варианта "Тополя-М" замедляется в связи с перераспределением средств на продление ресурса старых МБР. ГПВ предусматривает закупку 6-10 ракет в год, план строительства ВС - ввод в строй одного полка с комплексом "Тополь-М" в 2-2,5 года. В 2003 г. на боевое дежурство в Татищево будет поставлен четвертый полк с 6 ракетами.

В России ведутся работы по специальному (ядерному. - Ред.) вооружению, но радикальных шагов предприниматься не будет. В рамках ГПВ поставлена задача проработать возможность оснащения МБР "Тополь-М" тремя боеголовками.

Облик перспективного РК будет определен в ближайшие годы. Его ракета не будет тяжелой, однако не решено, какие двигатели - жидкостные или твердотопливные - она будет иметь.

Мобильная и стационарная группировка РВСН в ближайшие 10 лет не изменится.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) двух из трех существующих дивизий (Красноярск, Пермь) будут переведены в режим оперативно-технического дежурства (без ядерных боеголовок) на базах хранения. Скорость ликвидации БЖРК зависит от технологических возможностей баз утилизации.

Организационная структура РВСН не претерпит существенных изменений. В 2015-2020 гг. в их составе будут 2 армии (с января 2003 г., после ликвидации в Чите 53-й РА, - 3), 10-12 ракетных дивизий (ныне - 18).

Подготовка офицерского состава РВСН будет проводиться в академии, двух военных институтах (Ростов, Серпухов) и одном филиале (Ставрополь). Пермский институт, готовивший офицеров для БЖРК, ликвидируется в 2003 г.

Командование РВСН не видит необходимости слияния с Космическими войсками, по крайней мере до окончания переходных процессов в ВС РФ.

Проблема терроризма сказывается на условиях деятельности РВСН, но не на их боевых задачах. В 2002 г. успешно проведены крупные исследовательские учения по охране и обороне.

У этой программы есть ряд аспектов: внутри- и внешнеполитических, военных, технических, которые заслуживают более глубокого изучения.

КОЛЕБАНИЯ "ЛИНИИ ПАРТИИ"

За два последних года стратегия развития российских СЯС и, в частности, РВСН дважды радикально менялась.

Вспомним лето 2000 г., ознаменованное жесткой дискуссией о развитии ВС между тогдашним министром обороны Игорем Сергеевым и начальником Генштаба ВС РФ Анатолием Квашниным. Последний предложил форсированными темпами сократить РВСН до 4 дивизий и 150 ракет (по наиболее радикальному варианту - к 2003 г.). Глава военного ведомства был в целом согласен с необходимостью урезания Ракетных войск, однако предлагал прийти к тем же 150-200 ракетам к 2006-2008 гг. По утвержденным летом 2000 г. планам предполагалось полностью ликвидировать или разоружить многозарядные ракеты, а центр тяжести в развитии стратегических сил перенести на море.

Два года назад победил Квашнин, однако реализуемый ныне вариант намного превосходит предложения сторонника РВСН Игоря Сергеева. Заодно отметим, что тезис о приоритете морских СЯС за прошедший год исчез из официальной риторики. Последний раз об этом говорил генерал-полковник Балуевский 14 января 2002 г. Через два месяца Сергей Иванов подчеркивал значение "сбалансированной триады" и утверждал, что "явных приоритетов... не должно быть". Однако уже 16 августа 2002 г. министр заявил: "Мы намерены сохранить в будущем ядерную триаду, но приоритетное внимание руководство страны уделяет наземной составляющей стратегических ядерных сил".

"Стратегические" метания военно-политического руководства - далеко не лучшая страница в истории российских ВС. Трудно понять, почему в 2000-2001 гг., в период торга с американцами по ПРО и СНВ-2, в России принимаются решения об односторонних сокращениях, и лишь после того, как Договор СНП был заключен на американских условиях, делается попытка сохранить пошатнувшийся стратегический баланс? По-видимому, правы были те наблюдатели, кто связывал дискуссию 2000 г. с кремлевско-арбатскими интригами в рамках борьбы за руководящие посты в военном ведомстве.

НЕСЫГРАВШИЙ КОЗЫРЬ

Впрочем, карту тяжелых ракет РС-20 российское руководство все же попыталось разыграть в последние месяцы и дни перед подписанием Договора СНП. Разбор этой ситуации позволит понять, когда же были пересмотрены решения о будущем РВСН, принятые летом 2000 г.

18 мая 2002 г., за несколько дней до визита в Москву Джорджа Буша генерал-полковник Балуевский заявил о нежелании России сокращать число РС-20 ниже 150 единиц и одновременно указал на возможность сблизить подходы по вопросу уничтожения снимаемых с носителей ядерных боеголовок. Вашингтон на это не пошел, и в Договоре СНП, в сущности, отражен американский подход к этой проблеме (так называемая концепция оперативно развернутых боезарядов).

Москва ответила на отказ от компромисса (а также на прекращение действия в начале лета 2002 г. Договора по ПРО) принятым в конце июня - начале июля решением о максимальном продлении ресурса РС-20. Официальное заявление об этом сделал в августе 2002 г. Сергей Иванов в ходе посещения ракетной дивизии в поселке Карталы Челябинской области. Министр обороны подчеркнул противоракетные возможности РК РС-20 и заметил: "Сохранение в боевом составе "Сатаны" ни в коем случае не связано с выходом США из Договора по ПРО. Мы заблаговременно уведомили американскую сторону о решении сохранить наши тяжелые ракеты на период до 2016 г.".

Впрочем, представители РВСН в декабре 2001 г. заявляли, что "проработан комплекс мероприятий, который может быть реализован в случае выхода США из Договора по ПРО от 1972 г. и срыва Вашингтоном договоренностей о дальнейшем сокращении СНВ". В жизнь воплотился именно этот сценарий.

Срочное перераспределение средств на продление ресурса тяжелых ракет отрицательно отразилось на программе "Тополь-М". В начале 2002 г. замминистра обороны - начальник вооружения ВС РФ генерал-полковник Московский заявлял о том, что до конца года будет поставлено на боевое дежурство 6 новых МБР. Позже об этом обещании никто не вспоминал.

Решение о корректировке направлений развития российских СЯС в середине 2002 г. было кулуарным и никаких официальных сообщений о нем не делалось. По-видимому, Кремль решил не привлекать внимания к разногласиям между Москвой и Вашингтоном. Кроме того, пришлось бы публично признать ошибки прошлого.

ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

Так или иначе решение о сохранении многозарядных советских ракет принято. Попробуем оценить, к каким военным последствиям это приведет. В боевом составе российских СЯС, согласно переданным Вашингтону в середине 2002 г. данным, насчитывается 5483 ядерные боеголовки на 1119 носителях. Наибольший вклад в этот потенциал вносят РВСН - 3115 боезарядов на 709 носителях. За ВМФ числится 332 ракеты, несущие 1744 ядерные головные части. Засчитываемая доля дальней авиации ВВС - 624 крылатые ракеты на 78 стратегических бомбардировщиках. С лета 2000 г. число боеголовок в РВСН уменьшилось на 12%, в ВМФ - на 23%.

Нынешний боевой состав РВСН представлен в табл. 3.

Таблица 3.

Боевой состав РВСН по состоянию на июль 2002 г.

Тип ракет

Количество

ракет

боеголовок

дивизий

шахтное базирование

РС-20

148 ракет

1480

3

РС-18

150 ракет

900

2

"Тополь- М"

30

30

1

мобильное железнодорожное базирование

РС-22

36

360

3

мобильное грунтовое базирование

"Тополь"

345

345

10

Примечание: В Таманской Краснознаменной дивизии (Татищево) на вооружении состоят два типа МБР: РС18 и "Тополь-М".

Попробуем оценить облик группировки Ракетных войск к декабрю 2012 г., когда должно быть завершено выполнение Договора СНП. Прежние прогнозы после решения о продлении сроков службы многозарядных МБР, не могут считаться точными.

Оценку проведем исходя из следующих допущений:

- срок эксплуатации ракет РС-20 и РС-18 удастся продлить до 30 лет, "Тополь" и БЖРК - до 15 лет;

- темп выпуска МБР "Тополь-М" составит 8 ракет в год в период до 2010 г. и 10 ракет в год в последующее десятилетие, причем до 2011 г. мобильный вариант комплекса разворачиваться не будет;

- новые шахтные пусковые установки сооружаться не будут по причине высокой стоимости.

Исходя из этих допущений к 2013 г. на вооружении РВСН могут сохраниться комплексы трех типов: "Тополь-М", РС-18 (УР-100Н УТТХ) и РС-20 (Р-36М УТТХ и Р-36М2). Мобильные "Тополя", развертывание которых началось в 1985 г. и завершилось в 1995 г., к этому времени уже будут списаны. Их списание началось в прошлом году.

Число "Тополей-М" возрастет к 2013 г. до 100-120 единиц в моноблочном варианте. В условиях сохранения на дежурстве жидкостных МБР с РГЧ ИН нет никакого смысла форсировать перевод новых ракет на три боеголовки (юридически этот шаг станет возможным после 2009 г., когда прекратит действие Договор СНВ-1).

Можно предположить, что через десять лет вытесняемые "Тополями-М" РС-18 останутся лишь в козельской дивизии РВСН в количестве 70 штук (420 боеголовок). Их массовое снятие с вооружения начнется в 2010 г. и завершится в 2015-му. "Сотки" - так называют эти МБР в войсках - уступают "Сатане" по числу боеголовок, однако они проектировались и выпускались в России и хорошо переносят длительное дежурство. Кроме того, в ВС РФ передаются комплектующие 32 не стоявших на дежурстве "соток" из украинских арсеналов. Поэтому, если ресурс тяжелых ракет не удастся продлить до 30 лет, часть РС-18 может сохраниться и в Татищеве. В этом случае "Тополя-М" начнут поступать в одну из зауральских "тяжелых" дивизий еще до 2012 г.

Более старая модификация РС-20 - Р-36М УТТХ - развертывалась с 1979 г. Сроки окончания выпуска этих МБР неизвестны, но можно предположить, что к 2013 г. все они будут сняты с вооружения. Поскольку соотношение численности двух вариантов "Сатаны" неизвестно, оценить, сколько РС-20 останется на дежурстве, трудно. Можно предположить, что относительно новый вариант - Р-36М2 - составляет ныне до половины "тяжелой" группировки. Постановка его на дежурство началась в 1988 г. и, следовательно, максимально продленный срок эксплуатации всех РС-20 истечет примерно к 2020 г.

Таким образом, к 2013 г. в составе РВСН по минимальной оценке будут находиться:

- 100-120 "Тополей-М" (100-120 боеголовок);

- 70-100 РС-18 (420-600 боеголовок);

- 50-70 РС-20 (500-700 боеголовок).

Суммарное число носителей составит 200-290, боеголовок - 1000-1400. Это означает, что РВСН к моменту выполнения условия Договора СНП, который разрешает иметь в составе СЯС 1700-2200 развернутых боезарядов, будут по-прежнему вносить основной вклад в стратегический потенциал России.

Нет сомнений в том, что такой группировке МБР вполне по силам преодолеть созданную к тому времени американскую систему ПРО. Однако сохранение этой способности впоследствии весьма проблематично. К 2020 г. группировку наземных МБР в любом случае придется полностью обновить. При этом начиная с 2013-2015 гг. замене будут подлежать первые из развернутых "Тополей-М", что еще больше осложнит положение.

Избранная стратегия развития РВСН, при всех ее достоинствах, связана с существенными рисками, как техническими, так и политическими. Во-первых, продление сроков службы ракет в два и даже в три раза обостряет проблему безопасности эксплуатации. Достаточно одной аварии, чтобы под угрозой оказалась вся концепция максимального продления ресурса.

Во-вторых, снижение темпов закупки "Тополей-М" резко ухудшает и без того не слишком хорошее финансовое положение ракетной кооперации.

В-третьих, увеличиваются политические риски, связанные с сохранением на вооружении МБР украинского производства. Колебания политического курса киевской элиты, легко поддающейся давлению Вашингтона, могут существенно усложнить эксплуатационные проблемы РВСН.

ОТСРОЧКА ВЫБОРА

Подведем итог. Изменив в 2002 г. направления строительства СЯС, Кремль, по сути, выбрал новую стратегическую концепцию. Ее принципы можно сформулировать следующим образом:

- Россия полна решимости сохранить режим ядерного сдерживания в отношениях с США;

- паритет стратегических ядерных возможностей более не является критерием достаточности СЯС (недаром Москва легко пошла на неравный из-за возвратного потенциала Договор СНП);

- новым критерием достаточности СЯС стала способность группировки преодолеть разворачиваемую США систему ПРО.

Новая концепция является временной по своей сути. Ее политический смысл состоит в отсрочке примерно на 10 лет окончательного решения о перспективах развития СЯС. Затем Россия в отношениях с Западом должна либо перейти к режиму символического сдерживания, подобного тому, что сегодня (скорее по инерции, чем ввиду реальной необходимости) реализуют Франция и Великобритания, либо, если будет желание и возможность, начать форсированное строительство качественно новых и весьма дорогих СЯС. Отметим, что в стратегию отсрочки вписывается и сохранение в составе РВСН в 2010-е годы 10-12 дивизий (существенно больше, чем требуется для поддержания группировки в 300 ракет).

В целом принятая летом 2002 г. концепция, несмотря на все коллизии, связанные с ее выработкой, представляется вполне разумной. Выбранный путь - не худший по критерию эффективность-стоимость. По крайней мере он не предполагает уничтожения одних ракет на фоне ускоренного производства других.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Министр обороны Ирана представил новую систему ПВО

Министр обороны Ирана представил новую систему ПВО

0
690
Войсковая ПВО в XXI веке

Войсковая ПВО в XXI веке

Александр Храмчихин

В первую очередь необходимо решать задачу уничтожения не самих средств поражения, а их носителей

0
10374
Зачем Турции российские ЗРК

Зачем Турции российские ЗРК

Станислав Иванов

Закупка Анкарой С-400 вызывает больше вопросов, чем ответов

1
2837
Надежный зонтик от вражеского авиаудара

Надежный зонтик от вражеского авиаудара

Александр Храмчихин

Российская армия обладает лучшей войсковой ПВО в мире

0
2450

Другие новости

Загрузка...
24smi.org