0
592
Газета Концепции Интернет-версия

24.01.2003 00:00:00

Военная машина НАТО переваривает новых членов

Валерий Мазинг

Об авторе: Валерий Арнольдович Мазинг - директор Центра трансатлантической безопасности ИСКРАН.

Тэги: нато, прага, саммит


ОФИЦИАЛЬНОЕ приглашение в Североатлантический альянс семи стран Центральной и Восточной Европы фактически подвело черту под определенным Ялтинскими соглашениями послевоенным устройством Европы, разделенной на сферы влияния. Для бывших наших союзников, особенно балтийских стран, вступление в Североатлантический блок, наряду с объявленной целью зафиксировать свое присоединение к Большой Европе, представляет прежде всего факт окончательного выхода из-под влияния Москвы, гарантией невозможности повторения событий в Будапеште 1956 г. и Праге 1968-го. Безусловно, для приглашенных в НАТО стран - это и возможность заручиться политической, экономической и военной поддержкой Запада, в первую очередь США.

Полноправными членами блока три бывших прибалтийских советских республики, Словакия, Словения, Болгария и Румыния станут лишь в мае 2004 г. на следующем саммите НАТО, после выполнения соответствующей процедуры принятия. За эти полтора года они должны будут провести переговоры, на которых предстоит определить все аспекты вступления.

Присоединение к НАТО обязывает новых участников блока к кардинальной перестройке и сокращению своих вооруженных сил, к реализации программ стандартизации военной техники, к росту оборонных расходов. Для балтийских стран, как представляется, процесс реформирования вооруженных сил будет менее болезненным, чем для бывших участников Варшавского договора. Дело в том, что эти страны создавали свои национальные вооруженные силы фактически с нуля, с самого начала ориентируясь на натовские стандарты.

Балтийские страны активно развивают систему военного кооперирования и распределения труда. Так, например, Эстония отвечает за развитие ВМС и контроль морской акватории, являясь центральным звеном Балтрона (Балтийской эскадры). Литва отвечает за обеспечение защиты воздушного пространства Прибалтики. В Эстонии находится военный колледж, в создании которого принимали участие также Литва и Латвия, где обучаются курсанты (кадеты) из всех трех балтийских стран. Практические занятия для них проводятся на находящемся в Литве учебном полигоне. Балтбат (Балтийский батальон) предназначен для участия в международных миротворческих операциях.

Долгое время пражская встреча рассматривалась как собрание в верхах для обсуждения фактически одного главного вопроса - расширения альянса. События последних лет, прежде всего террористический акт в США 11 сентября, война с талибами и кризис вокруг Ирака, сместили акценты пражской встречи, не только зафиксировав изменение направления основной угрозы для НАТО, но и ее масштаб и характер, способствовали принятию решений, осуществление которых должно принципиальным образом изменить будущее Североатлантического союза. Отныне строительство вооруженных сил НАТО, их цели и задачи должны основываться на концепции, согласно которой основная угроза для стран-участниц исходит не с Востока (из России), а из регионов, не входящих в "зону ответственности" блока. "Альянс формировался в период противостояния с Варшавским договором. Сейчас цели изменились, - заявил Джордж Буш. - Демократические страны должны совместно противостоять новым угрозам, главная из которых - международный терроризм". Перед НАТО ставится задача: быть в состоянии и боеготовности проводить военные акции по всему миру. Генеральный секретарь Североатлантического союза Джордж Робертсон, в качестве основных задач альянса назвал, например, готовность к активному противодействию международному терроризму и участию в операциях по урегулированию конфликтов в нестабильных регионах мира - на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии и Северной Африке.

Изменить существующее положение дел призвано принятое в Праге решение о создании сил реагирования НАТО (NATO Response Force). Предложение исходит от США, которых нынешнее состояние и оснащенность вооруженных сил альянса определенно не устраивает. Новые силы будут состоять из авиационных, морских и сухопутных компонентов и предназначены для использования в любом районе мира, где "в этом возникнет необходимость". Принцип экстерриториальности, позволяющий НАТО применять силу за пределами своей зоны ответственности, приобретает, таким образом, статус официального. Численность сил реагирования НАТО планируется в 21 тыс. человек, а их формирование и развертывание должно быть завершено в 2006 г. Лорд Робертсон определил задачи этой новой группы войск следующим образом: "...они должны быть способны размещаться быстро и далеко от театра НАТО, поддерживать себя столь долго, сколько требуется, уметь защищать себя от любого врага и оружия, бить жестко и точно". Всего, по словам генерального секретаря, страны НАТО в Праге приняли на себя 408 различных обязательств, связанных с созданием сил быстрого реагирования. Детали этих обязательств не разглашаются, но понятно, что речь идет о создании высокомобильных, хорошо оснащенных соединений. Эти силы фактически должны соответствовать по своей профессиональной подготовке и оснащенности тем американским спецчастям, которые сегодня воюют в Афганистане и готовятся к операции в Ираке. Это предполагает приобретение европейцами отсутствующих у них систем оружия и средств боевого обеспечения. Американский посол в НАТО Николас Бернс включил, например, в список подлежащих закупке военных технологий средства воздушной транспортировки войск, ракеты, оснащенные современными системами наведения, самолеты-заправщики и усовершенствованные высокоточные радарные установки, обеспечивающие наведение боевых самолетов на наземные цели.

Сегодня не совсем понятно, как перспектива формирования новых сил НАТО соотносится с планом ЕС по созданию собственных частей быстрого реагирования. В НАТО лишь подчеркивают, что корпус Евросоюза предназначается прежде всего для осуществления миротворческих миссий, в то время как натовская группировка должна быть готова к участию в полномасштабных боевых действиях.

Надо сказать, что ведущие страны НАТО (в первую очередь Франция и Великобритания), соглашаясь с предложенным американцами планом, не выражают особого желания посылать своих военнослужащих для участия в боевых операциях типа иракской и предпочли бы ограничиться финансовым вкладом и отправкой в зону боевых действий вооружения и военной техники. Гораздо больший энтузиазм здесь проявляют новички НАТО, готовые своим участием в возглавляемых США боевых кампаниях продемонстрировать свою полезность и преданность альянсу. Уже имеется, например, информация о том, что штатный костяк будущих сил реагирования НАТО составят подразделения Чехии, Польши и Венгрии. А после 2004 г. их пополнение будет осуществляться за счет военнослужащих приглашенных в Праге стран ЦВЕ. Именно таким образом, как представляется, будет решаться проблема кадрового наполнения тех воинских формирований, которым предназначено реально участвовать и нести потери в антитеррористических войнах.

Смещение акцентов в политике НАТО, выдвижение на передний план задач по борьбе с терроризмом и новыми угрозами безопасности в различных районах мира может привести к возникновению противоречий и серьезным разногласиям в самом альянсе. Решения пражского саммита в первую очередь отвечают интересам США, которые хотели бы видеть в НАТО инструмент для своей силовой политики в решении многих военно-политических проблем. В ее нынешнем виде альянс не может выполнять роль дееспособного союзника Вашингтона. Об этом, в частности, свидетельствует и опыт военной операции в Афганистане, проведенной американцами по сути дела самостоятельно, без НАТО.

Европа постепенно превращается в "тыл" американской политики, "фронт" которой сместился в глубину Центральной Евразии, где сегодня находится новый геополитический центр мира. К востоку от него - Китай, к западу - нефтяные гиганты Иран, Ирак, Саудовская Аравия, к югу - новые ядерные державы, многонаселенные Индия и Пакистан. Объективно в военном плане Европа мало чем способна помочь американцам в этой части мира и фактически может лишь играть вспомогательную роль в американской глобальной стратегии. Хотя стратегическая роль Европы и уменьшилась, США заинтересованы в сохранении и поддержании НАТО, ибо альянс является сегодня главным инструментом американского присутствия на континенте, причем не только военного, но и политического, и экономического.

Что касается европейских стран, в том числе и новых участников альянса, то для них членство в НАТО всегда рассматривалось как возможность обеспечения своей национальной безопасности и стабильности, коллективной нейтрализации и предотвращения внешних угроз для Европы.

Решения пражского саммита, предусматривающие превращение Североатлантического союза ("атлантический" - одно из ключевых слов в названии организации) в главным образом инструмент борьбы с терроризмом и поддерживающими его режимами в районах, расположенных на расстоянии многих тысяч километров от Европы, означает конец существования НАТО в том виде, в каком альянс был известен на протяжении более полувека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
570
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
716
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
603
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
490

Другие новости