ГОСУДАРСТВЕННАЯ Дума, по всей видимости, скоро будет рассматривать законопроект о ликвидации военных судов. Трудно понять, какие политические цели стоят за этим, но, судя по интервью одного из авторов законопроекта, заместителя председателя комитета по обороне господина Алексея Арбатова (депутата-"яблочника"), опубликованному в "Московском комсомольце" в январе этого года, аргументы такой "реформы" не выдерживают никакой критики и не вписываются в логику проводимой судебной реформы.
Как видно из этой публикации, авторы проекта закона вовсе не знакомы с деятельностью военных судов. Они утверждают, что "прокуроры, следователи и судьи в погонах формально вроде подчиняются Минюсту, как и судьи обычные".
На самом деле прокуроры и следователи никогда не подчинялись Минюсту, а военные суды, как и суды общие, давно уже (со времени принятия Конституции РФ) ему не подчиняются.
Заявления о том, что военные судьи зависят от Министерства обороны РФ, также несостоятельны. Военные судьи не состоят в штате Минобороны и ничего от него не получают. Военные суды входят в единую судебную систему, являются федеральными судами общей юрисдикции, только осуществляют судебную власть в Вооруженных силах государства. Военные суды (как и общие) замыкаются на Верховный суд РФ и обеспечивают его деятельность (в том числе и материально). Судебный департамент при Верховном Суде (на местах - областные управления департамента). Таким образом, финансирование военных судов, в полном соответствии с Конституцией РФ, производится только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия. Не выдерживает никакой критики и заявление о том, что военные суды - пережиток советского прошлого и в демократических странах таковых нет.
Совсем недавно во многих регионах отмечали 300-летие военных судов. Они окончательно были сформированы на уровне европейских стандартов в ходе судебной реформы, проводившейся при императоре Александре II. Это как раз та реформа, при которой были созданы суды присяжных и проведены другие демократические преобразования, многие из которых используются и при нынешней судебной реформе.
Военные суды действуют в большинстве развитых стран: США, Англии, Швейцарии. Только у них эти суды функционируют как специальные, а наши - входят в единую судебную систему, являются судами общей юрисдикции с общим судопроизводством, то есть - специализированными.
В настоящее время существуют специализированные арбитражные суды, которые осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической, то есть хозяйственной деятельности. На очереди создание предусмотренных Конституцией РФ также специализированных административных судов, которые будут осуществлять правосудие в сфере административного права. В дальнейшем создание давно уже существующих в странах "старой демократии" специализированных ювенальных судов, действующих в сфере правоотношений несовершеннолетних.
Так почему же, имея в наличии другие и создавая новые специализированные суды, авторы проекта закона намерены упразднять давно и успешно работающие специализированные военные суды?
Специализация правосудия так же необходима, как специализация деятельности Государственной Думы. Там все избранники с одинаковым статусом осуществляют свою деятельность в специализированных комитетах с учетом их знаний в различных областях деятельности государства и общества. Вот так же и все судьи, имея одинаковый статус, должны заниматься правоприменительной деятельностью в той отрасли права, в которой они подготовлены и имеют наилучшие познания. Быть универсальным юристом и осуществлять правосудие во всех отраслях права невозможно, ибо это негативно сказывается на качестве отправления правосудия.
Осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания военного законодательства, воинских уставов, многочисленных приказов, регламентирующих все стороны жизни военнослужащих, и конкретных условий деятельности войск. Военные судьи, как и другие военнослужащие, должны быть готовы к действиям в чрезвычайных условиях, в том числе и в боевой обстановке, для чего нужны соответствующие знания и военная подготовка.
Эффективно, то есть оперативно и с надлежащим профилактическим результатом, осуществлять судебную деятельность в особых условиях, во время военных действий, а в мирное время - на Новой земле, мысе Шмидта, в бухте Провидения, Анадыре и в других местах дислокации войск могут только военные суды.
Трудно переоценить также значимость военных судов в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений в войсках, их профилактическую работу, в частности по публичному рассмотрению уголовных дел в воинских частях. Многими военными судами около 50% уголовных дел рассматривается в частях.
Ссылки авторов законопроекта на то, что военные суды из особого органа судебной системы превратились в особый орган военной организации и что ждать от них объективности и беспристрастности не приходится, а военнослужащие им не верят и не обращаются туда за защитой своих прав, несостоятельны и происходят от незнания или вызваны какими-то иными мотивами. Военные суды открыты и работают гласно. Приезжайте, знакомьтесь, изучайте.
Некоторые гарнизонные военные суды рассматривают уже не сотни, а тысячи гражданских дел по жалобам военнослужащих на действия должностных лиц (Воронежский, Тверской, Рязанский военные суды). По Вооруженным силам в 2002 г. каждый восьмой военнослужащий обратился в военный суд за защитой своих прав.
Так кому и для чего необходимо ликвидировать качественно работающие, имеющие 300-летнюю историю военные суды?