0
1722
Газета Концепции Интернет-версия

25.04.2003 00:00:00

Оборонэкспорт обносит госказну

Тэги: рособоронэкспорт, вооружение, степашин, сп, проверка


КРЕПОСТЬ брони, быстрота танков и иной боевой техники, закономерно радующие сердце каждого патриота России, из года в год подтверждаются ростом поставок российского оружия иностранным государствам: их объем сегодня достигает 4,8 млрд. долл. Военный экспорт России составляет 12% от мирового и имеет тенденцию к дальнейшему росту - перестройка в сфере ОПК за последнее десятилетие дает свои результаты. Неприятно то, что, как видно из доклада Счетной палаты по результатам проверки в сфере военно-технического сотрудничества, в истекшем десятилетии доходы государства упрямо снижались обратно пропорционально росту военных поставок за рубеж. Загадочные особенности торговли оружием (в 2001 году из ожидаемых 4 млрд. руб. федеральный бюджет получил смехотворные 5% - немногим более 200 млн. руб.) имеют довольно простое объяснение - государство, доверившись торговцам, по существу, отказалось от контроля за их бурной деятельностью.

В этих условиях производители не считают для себя обязательными даже те не слишком обременительные условия игры, которые установили для них органы власти, - например, Российское агентство по судостроению снизило ряду подведомственных предприятий норматив отчислений из чистой прибыли в федеральный бюджет всего до 1%. Однако и эту скромную сумму кораблестроительный завод "Адмиралтейские Верфи" счел возможным удержать на собственные нужды. В десятки раз снизили ставку налога на прибыль и другие участники военно-технического сотрудничества. Один из ведущих игроков рынка - "Рособоронэкспорт" - перечислил только 4% чистой прибыли, полученной в 2001 году, - всего 50 млн. руб. вместо 1 млрд. 248 млн.

Танкостроительное предприятие в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод", имея хорошую прибыль в 2000 году, решило воздержаться от взносов в федеральный бюджет. В следующем году чистая прибыль завода возросла почти в 2,5 раза. Сведя баланс, танкостроители отсчитали в госказну... 0,23% от прибыли.

Куда деваются сэкономленные деньги - никто не знает. Весьма показательны в этом отношении поставки вооружений в КНР, объем которых составляет почти 1 млрд. долл. В результате клиринговых расчетов товары из Китая не завозились в Россию, а продавались в третьи страны, и до 50% стоимости контрактов попадали в карманы посредников. Сами предприятия-изготовители, как будто, несли убытки, если только их руководство не позаботилось об "обратной связи" с бизнесменами-выгодоприобретателями. Немалую роль сыграл Банк России, который разрешал не представлять таможенные декларации для подтверждения вывоза товаров из КНР в третьи страны.

Еще большие потери государственный бюджет несет от разницы в ценах вооружений на внутреннем и внешнем рынке, которая доходит до 130-500%. Счетная палата отмечает, что "изготовители продукции военного назначения переходят от уровня цен, базирующегося на анализе расходов, к ценам, диктуемым их монопольным правом". Иначе говоря, цены на продукцию для внутреннего рынка необоснованно растут пропорционально спросу на эту продукцию за рубежом. Другая сторона проблемы состоит в том, что прибыль, получаемая от экспорта вооружений, не используется для разработки новых образцов военной техники и развития оборонно-промышленного комплекса. Оборонный сектор проедает ту прибыль, которую он способен получить на военно-технических заделах СССР, никто не задумывается над тем, как жить дальше.

Аналитический доклад признает, что при наличии более 1600 предприятий ОПК в военном экспорте лидируют 10-20 головных. Они определяют основной объем экспорта, они же и получают львиную долю выручки. Соисполнители же - а это около 900 предприятий - остаются на мели. При этом, как отмечает Счетная палата, "Рособоронэкспорт" удерживает в среднем 5% от стоимости контракта, хотя в большинстве случаев его доля вряд ли могла превышать 1,5%.

Нормативная база в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, отмечается в докладе Счетной палаты, мягко говоря, "не в полной мере отвечает рыночным условиям развития экономики". Признается также, что необходимо навести должный порядок в этой сфере и восстановить государственный контроль за доходами - в первую очередь, разобраться с поступлением денег от прибыли предприятий, продающих оружие иностранным государствам. Однако аудиторы признают, что концы найти очень трудно, поскольку прорехи в законодательстве открывают перед операторами оружейного рынка широчайшие возможности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Королевства азартных зеркал

Королевства азартных зеркал

Евгений Верлин

Под давлением Китая Пномпень вроде бы начал борьбу с кибермошенничеством

0
286
Тюрьмы предлагают отдать под контроль нейросети

Тюрьмы предлагают отдать под контроль нейросети

Екатерина Трифонова

Наблюдать за правами человека искусственный разум сможет честнее общественников

0
332
Несистемщики подписываются в надежде на Путина

Несистемщики подписываются в надежде на Путина

Иван Родин

Кампания против "закона Шадаева" оживила разные оппозиционные группы

0
444
ZOOM и TikTok опять оштрафованы

ZOOM и TikTok опять оштрафованы

Сергей Кузнецов

0
233

Другие новости