0
1684
Газета Концепции Интернет-версия

25.04.2003 00:00:00

Оборонэкспорт обносит госказну

Тэги: рособоронэкспорт, вооружение, степашин, сп, проверка


КРЕПОСТЬ брони, быстрота танков и иной боевой техники, закономерно радующие сердце каждого патриота России, из года в год подтверждаются ростом поставок российского оружия иностранным государствам: их объем сегодня достигает 4,8 млрд. долл. Военный экспорт России составляет 12% от мирового и имеет тенденцию к дальнейшему росту - перестройка в сфере ОПК за последнее десятилетие дает свои результаты. Неприятно то, что, как видно из доклада Счетной палаты по результатам проверки в сфере военно-технического сотрудничества, в истекшем десятилетии доходы государства упрямо снижались обратно пропорционально росту военных поставок за рубеж. Загадочные особенности торговли оружием (в 2001 году из ожидаемых 4 млрд. руб. федеральный бюджет получил смехотворные 5% - немногим более 200 млн. руб.) имеют довольно простое объяснение - государство, доверившись торговцам, по существу, отказалось от контроля за их бурной деятельностью.

В этих условиях производители не считают для себя обязательными даже те не слишком обременительные условия игры, которые установили для них органы власти, - например, Российское агентство по судостроению снизило ряду подведомственных предприятий норматив отчислений из чистой прибыли в федеральный бюджет всего до 1%. Однако и эту скромную сумму кораблестроительный завод "Адмиралтейские Верфи" счел возможным удержать на собственные нужды. В десятки раз снизили ставку налога на прибыль и другие участники военно-технического сотрудничества. Один из ведущих игроков рынка - "Рособоронэкспорт" - перечислил только 4% чистой прибыли, полученной в 2001 году, - всего 50 млн. руб. вместо 1 млрд. 248 млн.

Танкостроительное предприятие в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод", имея хорошую прибыль в 2000 году, решило воздержаться от взносов в федеральный бюджет. В следующем году чистая прибыль завода возросла почти в 2,5 раза. Сведя баланс, танкостроители отсчитали в госказну... 0,23% от прибыли.

Куда деваются сэкономленные деньги - никто не знает. Весьма показательны в этом отношении поставки вооружений в КНР, объем которых составляет почти 1 млрд. долл. В результате клиринговых расчетов товары из Китая не завозились в Россию, а продавались в третьи страны, и до 50% стоимости контрактов попадали в карманы посредников. Сами предприятия-изготовители, как будто, несли убытки, если только их руководство не позаботилось об "обратной связи" с бизнесменами-выгодоприобретателями. Немалую роль сыграл Банк России, который разрешал не представлять таможенные декларации для подтверждения вывоза товаров из КНР в третьи страны.

Еще большие потери государственный бюджет несет от разницы в ценах вооружений на внутреннем и внешнем рынке, которая доходит до 130-500%. Счетная палата отмечает, что "изготовители продукции военного назначения переходят от уровня цен, базирующегося на анализе расходов, к ценам, диктуемым их монопольным правом". Иначе говоря, цены на продукцию для внутреннего рынка необоснованно растут пропорционально спросу на эту продукцию за рубежом. Другая сторона проблемы состоит в том, что прибыль, получаемая от экспорта вооружений, не используется для разработки новых образцов военной техники и развития оборонно-промышленного комплекса. Оборонный сектор проедает ту прибыль, которую он способен получить на военно-технических заделах СССР, никто не задумывается над тем, как жить дальше.

Аналитический доклад признает, что при наличии более 1600 предприятий ОПК в военном экспорте лидируют 10-20 головных. Они определяют основной объем экспорта, они же и получают львиную долю выручки. Соисполнители же - а это около 900 предприятий - остаются на мели. При этом, как отмечает Счетная палата, "Рособоронэкспорт" удерживает в среднем 5% от стоимости контракта, хотя в большинстве случаев его доля вряд ли могла превышать 1,5%.

Нормативная база в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, отмечается в докладе Счетной палаты, мягко говоря, "не в полной мере отвечает рыночным условиям развития экономики". Признается также, что необходимо навести должный порядок в этой сфере и восстановить государственный контроль за доходами - в первую очередь, разобраться с поступлением денег от прибыли предприятий, продающих оружие иностранным государствам. Однако аудиторы признают, что концы найти очень трудно, поскольку прорехи в законодательстве открывают перед операторами оружейного рынка широчайшие возможности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
2686
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
3050
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
2285
Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

0
1797

Другие новости