ПОСЛЕ 11 сентября 2001 г. задача формирования мировой военно-политической антитеррористической коалиции приобрела для внешней политики США первостепенную важность. Такая коалиция обеспечивает США долгосрочную легитимную платформу для достижения важных американских стратегических целей на базе объединения политических и военных усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом.
Вместе с тем военные операции США последнего времени наглядно выявили неэффективность ядерного сдерживания на региональном уровне, где формируются основные угрозы безопасности. Проявились слабости и крупные недостатки в организации, вооружении, подготовке, оперативной готовности, оперативном управлении. Эти обстоятельства подтвердили необходимость решительной реформы всей военной организации США.
В военном лексиконе США курс на ускорение военного строительства обозначается термином "военная трансформация". Революционной трансформации подвергаются все виды и рода ВС США.
ТРАНСФОРМАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ "ТРИАДЫ" РЯС СНС США
В решении задач сдерживания на глобальном и на региональном уровне и нанесения поражения противнику концепция новых ядерных сил США переносит акцент с традиционной угрозы использования ядерных СНС на применение преимущественно обычных наступательных сил и средств высоких военных технологий, обладающих сравнимыми с ядерными средствами поражающими свойствами, но приносящих значительно меньший политический ущерб авторитету США.
Концепция "революционной трансформации" ядерных СНС США реализуется в программе создания новой "смешанной триады" стратегических сил "двойного назначения". Стратегические ядерные СНС и стратегические обычные силы нового поколения будут дополнены нетрадиционными инструментами воздействия - "инфраструктурой наступательного реагирования", которую США намерены сформировать и подготовить в ближайшее десятилетие.
В новую инфраструктуру, по замыслу военного руководства США, должны входить наступательные и активные оборонительные силы, средства ведения операций информационной войны, силы спецназначения и спецопераций, включая подрывные и психологические операции на территории вероятных противников, все виды и формы разведки, космические силы и средства, включая разветвленную глобальную сеть систем управления и командования. Усилия инфраструктуры должны дополняться и поддерживаться активными политико-дипломатическими и экономическими действиями.
В соответствии с достигнутым 14 мая 2002 г. соглашением между США и Россией о радикальном сокращении арсеналов оперативно развертываемых ядерных боеголовок к 2012 г. до 1700 единиц для каждой из сторон, Соединенные Штаты формируют облик и структуру будущих ядерных сил и параллельно осуществляют их модернизацию и реконструкцию.
Помимо арсенала оперативно развернутых ядерных боеголовок США планируют создать и содержать резервный арсенал оперативно развертываемых ядерных боеголовок (по сути и предназначению - возвратный ядерный арсенал) для возможного довооружения и усиления развернутых ядерных сил при возникновении военной необходимости. При этом в резервном арсенале руководство США не предусматривает резерва ракет-носителей для использования резервных ядерных боевых блоков (ББ).
Ядерная составляющая новой "смешанной триады" СНС США сохраняет структуру прежней "триады" ядерных сил наземного, морского и воздушного развертывания, но отличается сокращенным составом. Военное руководство США предусматривает гибкие многовариантные структуры всех компонентов новой смешанной "триады" СНС, в том числе и ее ядерной составляющей, по их количественному составу и боевому снаряжению - платформам, ракетам-носителям и боеголовкам. Такой подход вытекает из необходимости оптимального распределения между структурами "смешанной триады" СНС ядерных и неядерных задач, платформ-носителей ядерного и обычного оружия для их выполнения в самых различных операциях и условиях обстановки.
ГРУППИРОВКА НАЗЕМНЫХ МБР
Наземные МБР СНС США играют ключевую роль в обеспечении гарантированного стратегического сдерживания и стратегической стабильности на глобальном уровне в любой обстановке. Группировка наземных МБР структурирована, организована и географически распределена таким образом, чтобы обеспечивать ее устойчивость и выживание в случае внезапного разоружающего удара вероятного противника.
США планируют сохранить в боевом составе наземной составляющей ядерной "триады" СНС 500 МБР "Минитмен-III". Известно, что в РЯС СНС США эти МБР снаряжались тремя ядерными ББ каждая (1500 оперативно развернутых ядерных ББ). По договору СНВ-1 наземные МБР после 2007 г. должны быть развернуты в моноблочном ядерном снаряжении.
По данным открытой военной прессы США середины 2002 г., 150 МБР "Минитмен-III" переведены в моноблочное снаряжение (150 развернутых ядерных ББ); 350 таких МБР сохраняют в кассетных БГЧ ИН по 3 ядерных блока (1050 развернутых ядерных ББ). Таким образом, в боевом составе наземных МБР СНС США должны находиться 500 МБР "Минитмен-III" и до 1400 развернутых ядерных ББ на них. После выполнения положений договора СНВ-1 (срок - 2007 г.) все 500 наземных МБР должны стать моноблочными (500 развернутых ядерных ББ).
Однако боевой потенциал этой группировки сохранится на уровне 1500 ядерных ББ и может быть реализован при необходимости за счет довооружения моноблочных МБР из планируемого резерва развертываемых ядерных боеголовок. На операцию довооружения группировки из 500 наземных МБР или даже части из них (с одной до трех ББ ИН в кассетной РГЧ) потребуется не менее 1000 резервных ядерных ББ. Это количество и будет, вероятно, составлять резервный арсенал ядерных блоков группировки наземных МБР.
По оценке специалистов США, операция "возвратного довооружения" наземных МБР будет наиболее длительной по сравнению с аналогичными операциями в АЯС и МСЯС и может занимать от нескольких месяцев до года в зависимости от целей, содержания и масштабов довооружения.
Для США достаточно ясны и предсказуемы направления и темпы развития СЯС России и Китая, и американцы не ожидают в обозримой перспективе резкого изменения в состоянии этих сил в сторону ускорения или расширения масштабов их развития. Вместе с тем совершенно очевидно, что резерв ядерных боеголовок главным острием направлен против прогнозируемого в перспективе усиления угроз со стороны возрождающейся мощи России и быстро развивающегося Китая. Для противодействия ядерным угрозам со стороны любых других держав резервного ядерного арсенала американцам совсем не требуется.
МБР "Минитмен-III" уже перешагнули 26-летний срок службы, и текущая программа их модернизации осуществляется с целью продления срока службы как минимум до 2020 г. и поддержания боевых качеств ракеты. Модернизация ракеты ведется последовательно с постепенной заменой ракет на боевом дежурстве модернизированными МБР.
В США реализуется программа разработки "проникающих" миниатюрных ядерных боезарядов для поражения точечных хорошо защищенных и глубоко заглубленных объектов, таких, как центры разработки и хранения ОМП, КП и укрытия руководства террористов, узлы связи, и т. п. Осуществляется также разработка обычных проникающих боезарядов нового типа для снаряжения высокоточных носителей БР и КР. В частности, в Афганистане испытывались "проникающие" обычные боеприпасы - термобарические, объемного взрыва и другие. В системы управления и наведения таких боеприпасов внедряются средства высоких технологий.
Предусмотрены ассигнования на предварительные проработки необходимости и возможностей создания и оперативного развертывания к 2020-2024 гг. МБР нового поколения для замены МБР "Минитмен-III" (проект предварительно именуется "Минитмен-IV").
ГРУППИРОВКА МСЯС
В ядерной стратегии США главное предназначение МСЯС - нанесение "второго и последующих ракетно-ядерных ударов" в стратегической ядерной войне после первоначального массированного обмена ядерными ударами и при возможной утрате уязвимых группировок наземных МБР и АЯС. По существу МСЯС выполняют важную роль стратегического ядерного резерва.
В принципе максимально возможный боевой состав МСЯС СНС США по количеству платформ (ПЛАРБ) и ракет-носителей (БРПЛ), который они способны и намерены содержать на обозримую перспективу, определен в 14 ед. типа "Огайо" (24 БРПЛ).
Максимальное количество ядерных ББ в кассетных РГЧ ИН БРПЛ по договору СНВ-1 в МСЯС США составляло 1680 ед. Количество оперативно развертываемых ядерных боеголовок, выделяемых из общего ядерного арсенала СНС в арсенал МСЯС, наиболее вероятно к 2012 г. будет сокращено до уровня порядка 1200 единиц.
Окончательного политического решения о количестве выделяемых для снаряжения БРПЛ ядерных ББ из общего арсенала СНС не принято. С учетом известных пределов состава арсенала ядерных боеголовок СНС США из 1700-2200 единиц к 2012 г. для снаряжения всех компонентов ядерной "триады", есть основания предполагать, что к 2012 г., наиболее вероятно, утвердится вариант состава МСЯС из 12 ПЛАРБ c 288 БРПЛ в снаряжении из 4 ядерных ББ в кассете РГЧ ИН (1152 оперативно развернутых ядерных блока).
Такой вариант МСЯС, по оценкам аналитиков США, обеспечивает поддержание оптимального уровня оперативной готовности и цикла патрулирования в океане одновременно до 2 ПЛАРБ, - по одной ПЛАРБ на позициях в море на Тихоокеанском и Атлантическом океанах. При необходимости этот вариант позволяет усиливать состав боевого патрулирования до двух ПЛАРБ на одном из океанских театров. В зависимости от военно-политической ситуации и состояния ПЛАРБ боевой состав МСЯС может изменяться.
Группировка ПЛАРБ ВМС США на конец 2002 г. находилась в следующем состоянии. В составе подводных сил ВМС имелось 18 ПЛАРБ типа "Огайо", из них: 11 единиц вооружены современными БРПЛ "Трайдент-II" (D-5) (264 ед.) - эта группа составляет оперативное ядро МСЯС СНС США; 4 единицы (SSBN-730) выведены на перевооружение с устаревших БРПЛ "Трайдент-I" (C-4) на современные "Трайдент-II" (D-5) до 2007 г.; первая из них - "Генри М. Джексон" - прошла модернизацию, в конце 2002 г. загрузила в ПУ новые БРПЛ D-5 и введена в строй.
Оперативный план ядерных сил 2002 г. подтверждает потребность МСЯС в ПЛАРБ СН нового поколения, которая должна быть создана и принята на вооружение до 2029 г., когда начнется вывод из боевого состава устаревших ПЛАРБ типа "Огайо".
ГРУППИРОВКА АСЯС
АСЯС - незаменимый инструмент "управляемого" сдерживания - самолет в полете можно отозвать, снять с него боевую задачу или перенацелить на другой объект. Модернизированные АСЯС СНС наиболее приспособлены и приемлемы по срокам и затратам для ядерного перевооружения. Расширяются содержание и сфера использования стратегических бомбардировщиков в решении задач обычным высокоточным оружием в войнах нового типа и облика, включая военные операции по борьбе с очагами терроризма. Загрузка бомбардировщиков новыми высокоточными боеприпасами увеличивается благодаря стокилограммовым авиабомбам малого диаметра с автономным самонаведением - с 80 до 300 штук. По мнению военных специалистов, на довооружение АЯС из ядерного резерва может потребоваться всего несколько дней - в зависимости от масштабов и задач ядерного довооружения.
На конец 2002 г. США располагали примерно 210 стратегическими бомбардировщиками, из них 95 B-52, срок активной службы которых уже превысил 40 лет. По оценкам специалистов ВВС США, B-52 после модернизации может активно служить ориентировочно до 2035 г.
B-1B насчитывалось 93 единиц. В связи со снятием с B-1B ядерных задач они модернизируются по комплексам навигации и системам боевого управления оружием. Рассматривается проект сокращения количества B-1B на 1/3.
На вооружении находилось 21 ед. B-2 "Стелс", которые модернизируются по комплексам боевого управления оружием и навигации для решения ядерных и обычных задач.
Состав и структура АСЯС, по оценкам военных аналитиков, благодаря модернизации и продлению сроков службы принципиально не изменятся (если не произойдут непредвиденные изменения в характере и содержании военных угроз) в течение ближайших 35 лет - до предполагаемого появления стратегических бомбардировщиков нового поколения на замену B-52.