0
2102
Газета Концепции Интернет-версия

26.09.2003 00:00:00

Гибель "К-159"

Вадим Кулинченко

Об авторе: Вадим Тимофеевич Кулинченко - капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник.

Тэги: трагедия, полодка, К159, курск


"ПРОЗРАЧНОСТЬ" событий, освещаемая прессой, затуманила все до молочной видимости. Как и в гибели АПЛ "Курск", сегодня одна версия, завтра другая, ничего общего с реальностью не имеющая. Специалисты - адмирал Балтин и контр-адмирал Сенатский - высказали свое авторитетное мнение, а потом их место заняли всякого рода корреспонденты, ведущие свои расследования, доводящие мнения других своими словами. И наступил туман, в котором просматривается только одно - найден стрелочник, командир отстойного дивизиона атомных подводных лодок в Гремихе капитан 2 ранга Сергей Жемчужный, которого одни называют руководителем перехода "К-159" (удивительная должность, если он оставался в базе, по другим данным был на буксире, а управление шло с КП СФ. Чему верить? - В.К.), другие - командиром дивизии - удивительные знания расследователей военно-морской специфики, тем более, подводной. И все претендуют на правдивость информации и истинность своих выводов. Но никто не спросит ветеранов - подводников, не послушает их мнения. Вот я и решил выступить публично и высказать свое мнение, опираясь на собственный опыт, стать на защиту капитана 2 ранга Сергея Жемчужного.

Поражает беспомощность и невнятность ответов высшего морского командования. Казалось бы, опытнейший подводник адмирал Кравченко а теряется от простых вопросов корреспондентов. Почему? Да потому, что он лучше всех знает, что капитан 2 ранга не виноват и здесь вина куда больших чинов. Но, как и с "Курском", назначив стрелочников и негласно признав вину экипажа (зачем они приняли неисправную торпеду на борт - В.К.), тихо все спустили на тормозах. Кто, даже в годовщину гибели АПЛ "Курск", пропустил хотя бы одну критическую статью по этому вопросу?

Как передает агентство Интерфакс, помощник главного военного прокурора полковник юстиции Павел Демиденко подчеркнул - уголовное дело по вопросу гибели "Курска" прекращено за отсутствием состава преступления. Лица, которые были бы виновны в совершении каких-либо уголовных преступлений, следствием не установлены. Вердикт один и пересмотру не подлежит. Виновата торпеда! (Значит, виноват личный состав, принявший ее на борт - В.К.)

Какие выводы! Против всяких дополнительных расследований обстоятельств гибели АПЛ "Курск" выступает и вдова командира погибшей лодки Ирина Лячина, по мнению которой, "правительство и все, кто занимался расследованием (А кто? - В.К.), сделали все, что могли, с большой затратой и человеческой энергии, и материальных средств". И, что же, результат налицо - "К-159"!

Но "Курск" был боевым кораблем и больше ста перспективных подводников, а здесь ржавое железо и всего девять человек, стоит ли поднимать шум? А лодку поднимем. Подумаешь, 237 метров глубины. Ну, затратим сумму (даже боязно называть цифру - В.К.) с множеством нулей. Да потом, кто еще помнит - "Курск" лежал на глубине 107 метров, и то без иностранной помощи не справились, а здесь глубина в два с лишним раза больше - надо подумать, стоит ли теперь уже ржавый кусок железа таких затрат? Моряков, конечно, жаль, но их уже не вернешь, тем более, открыты люки и тела в течение года вряд ли сохранятся. Для моряка могила море, где вместо креста широта и долгота места. А в Никольском соборе Санкт-Петербурга добавится еще одна поминальная доска о "К-159". Не лучше ли такие большие деньги употребить с пользой для живых - наведения порядка, дабы не тонули корабли и не гибли люди.

Вот и командующего Северным флотом отстранили от должности, Видимо, нам этого не говорят, Сергей Жемчужный начал давать показания, где появилась правда и "запахло жареным" и для высоких чинов. Сразу же и главком ВМФ Куроедов дал пресс-конференцию (11.9.03), а вспомните, что даже при гибели АПЛ "Курск" он не спешил устраивать пресс-конференции. А почему? Первая заповедь опытного чиновника (а именно такими становятся военные в ранге ГК и выше, тем более, на "Арбате" - В.К.) - избегать персональной ответственности! Поэтому и переводятся стрелки с более мелкой сошки, как капитан 2 ранга Жемчужный, уже на более крупную рыбу, которой можно и откупиться.

А сама пресс-конференция, с металлом в голосе, больше рассчитана на дилетантов. Специалисты от нее в полном шоке.

Оказывается на ЦКП (центральный командный пункт) не знали о переходе на утилизацию атомных подлодок. Сам, когда-то дежуривший на ЦКП ВМФ, знаю, что подобные переходы ЦКП держит под контролем. Отсюда выводы┘.

Что это? Просто некомпетентность или определенная политика? Но кто слушает людей, хотя бы того Жемчужного, когда в руках власть и сила приказа? А сейчас капитана 2 ранга обвинят все равно, даже в том случае, если он докажет свою правоту. Ему будет поставлено в вину - почему он не настоял на своем мнении?

Со мной был подобный случай ровно 40 лет назад, правда, меньшего масштаба, но по аналогии очень похожий на происшествие с "К-159". Как я полагаю, за 40 лет менталитет высшего командования, да и раболепие офицерства (русский офицер всегда боялся собственного начальства больше, чем самого жестокого врага - В.К.) мало изменилось - сначала выполни самый нелепый приказ, а потом обжалуй.

... Зима 1963 г. Губа Оленья. База подводных лодок, где нет ни одного стационарного причала, а одни плавучие пирсы (плавпирсы). У одного из них стоит подводная лодка "К-82" проекта 629, первые наши дизельные баллистические ракетоносцы, на которой я проходил службу капитан-лейтенантом в должности командира БЧ-3 - торпедиста. Лодка ждала аварийной (срочной) постановки в док. В док можно становиться при полном отсутствии боезапаса, а у меня в 4-х торпедных аппаратах боевые торпеды, две из них кислородные, так называемые "КИТы" (кислородные торпеды), в каждой, кроме боеголовки, еще 600 литров сжиженного кислорода.

Вдруг поступает команда: "Немедленно выгрузить торпеды и следовать в док!". Выгрузка торпед с подлодки 629 проекта дело сложное, происходит только через передние крышки торпедных аппаратов и тут нужна определенная сноровка. Но мои торпедисты отработаны и дело идет споро. Когда осталась одна торпеда, она уже лежит в тележке на плавпирсе, наступил полный отлив, и соединительное звено плавпирса с корнем причала установилось под углом в 50 градусов. При таком положении, когда все скользит (мороз минус 20 градусов), да еще тележка не совсем исправна, я не рискнул буксировать торпеду на склад и убедил командира лодки подождать прилива. Он согласился.

После его доклада оперативному дежурному базы, на причал примчался сам командир дивизии и начались громы и молнии. Отвергнув все наши доводы, он приказал доставить торпеду на склад.

Пришлось выполнять. Все обледенело, крепежные бугеля не держат. И на полпути торпеда начала сползать с тележки. Это минимум полметра от настила┘. Я с матросами пытались поддержать ее, но вес более двух тонн, из них около 500 кг сильнейшей морской взрывчатой смеси, нам оказался не под силу. И┘. Торпеда падает на металлический настил причала┘. Гробовая тишина┘. Мы с матросами не успели испугаться - не о том думали. А кругом ни единой души. Все попрятались, кто куда смог. Минут через пять, когда стало понятно, что взрыва не будет, начались разборы...

Через месяц была сдача на классность. Я без особых усилий, все-таки был лучшим торпедистом соединения, сдал на первый класс. Когда акт утверждался комдивом, он понизил мне классность до второго, а на возражения флагманского минера сказал: "Он уронил торпеду!".

Но, как я сказал выше, комдив был порядочным человеком и, вызвав меня, извинился, сказав: "Капитан-лейтенант, извини, все понимаю, Но не дай Бог тебе в дальнейшей службе идти против своей совести!┘".

Все эти воспоминания на меня нахлынули после вакханалии с гибелью АПЛ "К-159". Нам тогда повезло, мы остались живы, а вот девять человек - за чью ошибку или "волю" пострадали? Вряд ли мы получим правдивый ответ на этот вопрос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
522
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
884
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
716
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
767

Другие новости