0
2430
Газета Концепции Интернет-версия

28.11.2003 00:00:00

Короткая история с поучительным опытом

Сергей Печуров

Об авторе: Сергей Леонидович Печуров - доктор военных наук, действительный член АВН, полковник.

Тэги: канада, вс


КАНАДСКИЕ военные, впрочем, как и представители военного истеблишмента почти любого государства мира, сетуют на то, что "общество явно с недостаточным вниманием относится к нуждам обороны". Известный канадский аналитик Росс Грэхэм объясняет это сложившейся за более чем две сотни лет политической традицией - индифферентность официальной Оттавы по отношению к вооруженным силам определяется их второстепенной ролью в конфликтах на всем протяжении истории существования Канады как самостоятельного государства. Этому якобы только способствует сформировавшаяся в стране система комплектования национальных ВС, полагает другой канадский эксперт - Марк Милнер.

История канадских ВС не богата столь значительными событиями, как, например, ВС США, не говоря уже о европейских или азиатских странах. В колониальные времена и после того, как Лондон предоставил Канаде в 1867 г. статус доминиона, сухопутные формирования канадских ВС привлекались только к охране границ и к борьбе с индейскими племенами. Тем не менее канадские военнослужащие всегда имели репутацию стойких и умелых солдат. Этому как раз и способствовала утвердившаяся в тот период территориально-милиционная система комплектования ВС. В соответствии с данной системой государство содержит в мирное время в частях и подразделениях лишь "костяк" военнослужащих, как правило, это командный состав, а переменный состав, приписанный к данным частям и подразделениям и проживающий вблизи дислокации этих формирований, регулярно призывается на учебные сборы. В случае мобилизации указанные части и подразделения быстро доводятся до штатов военного времени. В Канаде спецификой комплектования было и то, что и постоянный, и переменный состав состояли из добровольцев. Приблизительно такое же положение сохранялось и в начале Второй мировой войны, но с поправкой на более высокий уровень подготовки военнослужащих-добровольцев. Другим плюсом такой системы многие западные эксперты считают и то, что в противоположность большинству призывников канадские добровольцы прямо заинтересованы в качественном выполнении своих военных обязанностей. И не только из-за финансовых стимулов, но и ради сохранения положительной репутации среди сограждан. Эти позитивные качества в боевых условиях воплощались в жесткий профессионализм, который испытали на себе германские войска в битве за французский Амьен в 1918 г. и в стычках 3-й канадской дивизии с войсками СС в Нормандии в 1944 г.

Однако исторический опыт, и канадский том числе, свидетельствует, что милиционная система не может быть панацеей во всех случаях непредсказуемо развивающейся обстановки.

По официальной статистике, регулярные ВС Канады накануне Первой мировой войны насчитывали 3379 чел. По мере нарастания международной напряженности росла и численность канадских ВС. За два дня до объявления Великобританией войны Германии и ее союзникам канадское правительство уже смогло предложить Лондону сформированные из призывников-добровольцев национальные экспедиционные силы. Великобритания первоначально запросила лишь одну дивизию. Ситуация на западноевропейском фронте складывалась так, что к концу 1916 г. во Франции участвовали в боях уже четыре канадские дивизии. Весной следующего 1917 г. все эти четыре дивизии, сведенные в Канадский корпус, приняли участие в относительно успешном для Антанты наступлении во Франции. Однако к этому времени потери канадских ВС стали столь велики, что заставили премьер-министра Канады Роберта Бордена пойти на непопулярные меры. Ему пришлось обратиться к гражданам страны с просьбой одобрить призыв. После жесточайшего противодействия внутри страны, главным образом со стороны франкоязычной провинции Квебек, предложение о призыве все же получило поддержку. Всего было призвано порядка 400 тыс. чел., но это уже не могло повлиять на исход войны, тем более что на европейский фронт смогло прибыть всего 24 тыс. канадцев. Но инициированный дискуссией вокруг проблемы призыва раскол в канадском обществе, главным образом между англо- и франкоговорящим населением страны, был настолько мощным, что его последствия сказываются во многих областях жизни Канады и сегодня.

После окончания войны и непродолжительного участия канадских формирований в интервенции против революционной России ситуация в стране быстро нормализовалась. Численности ВС с 331 тыс. чел. была к 1930-м гг. сокращена до 8 тыс. чел. Этот период в истории национальных ВС канадский военный историк Майкл Макнорган называет "временем стагнации и неадекватных сокращений". Но обострение международной обстановки на рубеже 30-40-х гг. заставило руководство страны обратиться к количественному и качественному наращиванию военного потенциала. Были открыты программы по приобретению новых самолетов и боевых кораблей, проведены другие мероприятия. Однако милиционная система комплектования ВС осталась без изменений.

Почти сразу после вступления Великобритании во Вторую мировую войну канадский парламент объявил войну Германии и ее союзникам. Такая позиция законодателей в целом основывалась на законодательно ограниченной роли доминиона Канады в военных акциях за пределами страны и на уверенности в том, что призыва удастся избежать. Но история повторилась вновь. Осенью 1939 г. в метрополию морским путем прибыла первая канадская дивизия, усиленная эскадрильей самолетов-разведчиков. В следующем же году Франция была разгромлена, а Великобритания оказалась перед лицом вторжения немецких войск. Пришлось срочно наращивать "заморские" группировки ВС. К концу 1942 г. Канада уже имела пять развернутых дивизий за пределами страны. Реально же в первые боевые столкновения канадцы вступили в декабре 1941 г. при неудачной обороне Гонконга. В августе следующего года несколько тысяч канадских военнослужащих в рядах союзников приняли участие опять же в неудачном рейде во французский порт Дьепп, потеряв почти половину личного состава (2200 чел.) убитыми и пленными. Неожиданно большие потери вынудили лидера правительства Канады Макензи Кинга в 1942 г. обратиться к гражданам страны с просьбой провести плебисцит и поддержать призыв. Во всех провинциях, за исключением Квебека, призыв был поддержан населением. Как и во время Первой мировой войны, отношения между англоязычными и франкоязычными канадцами оказались весьма напряженными. К концу войны более миллиона канадцев прошли службу в национальных ВС и в формированиях в составе британских войск. ВС Канады, несмотря на самое активное участие в освобождении Италии (1943 г.), Франции и других государств Западной Европы (1944-1945 гг.) в составе союзных формирований, понесли относительно небольшие потери - чуть более 42 тыс. убитыми.

В конце войны под ружьем в регулярных войсках Канады насчитывалось чуть более 760 тыс. военнослужащих. Временное потепление международного климата опять привело к глобальному сокращению численности ВС. Несмотря на заключение военного союза с США в 1947 г. и вступление Канады в НАТО в 1949 г., к началу войны в Корее (1950 г.) численность добровольческих канадских ВС составляла только чуть более 47 тыс. чел. Однако корейская кампания стала своеобразным исходным пунктом на почти сорокалетнем пути постепенного, в том числе и количественного, наращивания военного потенциала страны. К окончанию холодной войны ВС Канады насчитывали порядка 90 тыс. военнослужащих, выполнявших свои задачи не только в Европе, но и в многочисленных миротворческих миссиях под эгидой ООН в различных регионах мира. Очевидно, что территориально-милиционная система при добровольном способе комплектования никак не могла обеспечить растущие потребности военной машины страны. В новых условиях канадские ВС полностью перешли на американские стандарты, в том числе и на экстерриториальный принцип комплектования.

Все это время продолжалось сокращение численности регулярных ВС. В настоящее время, по официальным данным, она составляет чуть более 56 тыс. чел., то есть почти вдвое меньше, чем полтора десятка лет назад. Этот процесс вызывает ярко выраженную негативную реакцию со стороны военного истеблишмента страны. Но военная верхушка обеспокоена не только тем, что Канада в скором времени просто не сможет выполнять взятые на себя перед мировым сообществом обязательства. Ситуация, по мнению ряда влиятельных аналитиков, более серьезная. Они полагают, что компактные, хорошо оплачиваемые профессиональные национальные вооруженные силы превратились в нечто, напоминающее "военную ветвь" федеральной государственной службы. Иными словами, это вооруженные силы государства или правительства, но не канадского народа. За последние пятьдесят лет количество граждан страны, обученных хотя бы элементарно военному делу и тем более имеющих опыт службы, неуклонно снижалось и продолжает снижаться. Сегодня, по некоторым оценкам экспертов, только 0,19% населения представлены в ВС.

Весьма примечательно в этой связи, что на фоне нарастающего внутреннего давления на российское руководство с целью полной "профессионализации армии" в государствах Запада, в том числе и в США, имеющих профессиональную армию, в течение достаточно длительного времени влиятельные политики и военные эксперты выражают озабоченность относительно становящейся фактом "утери связи между ВС и нацией" со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1152
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
580
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
506
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
637

Другие новости