0
1778
Газета Концепции Интернет-версия

09.04.2004 00:00:00

Геоинформационная система заблудилась в штабах

Валерий Елюшкин

Об авторе: Валерий Георгиевич Елюшкин - доктор технических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, генерал-майор.

Тэги: ТГиНО, система, создание, геодезия, навигация


В статье Евгения Долгова "Навигационное обеспечение - с кого спросить?" ("НВО" # 8, 2004 г.) рассматривается проблема организации навигационного обеспечения. Несмотря на актуальность рассматриваемой проблемы, предлагаемые автором решения не являются новыми. Так, еще в начале 1999 г. предлагалось на базе Топографической службы ВС РФ организовать Единую систему навигационного и топогеодезического обеспечения при Министерстве обороны. Эти предложения были рассмотрены в высоких государственных комиссиях, приняты соответствующие решения.

Их выполнение позволило бы в рамках единой системы объединить в интересах обеспечения всех силовых ведомств имеющиеся, но разрозненные между ведомствами и внутри них топогеодезические и навигационные информационные ресурсы, реализовать в единых циклах организационные, финансовые и научно-технические программы. Были бы созданы условия для достижения более высокого уровня ответственности за качество и эффективность формирования и использования навигационных и топогеодезических информационных ресурсов. И что очень важно, снять существующие до настоящего времени вопросы: почему имеющие современные навигационные приемники и карты самолеты врезаются в горы, корабли садятся на мель, а специальные подразделения оказываются далеко от места проведения операции и несут потери? Ненадежные карты или ошибки в работе навигационных приемников, или и то и другое?

Подготовка необходимых мероприятий для принятия организационных решений в Министерстве обороны была поручена Военно-топографическому управлению Генерального штаба (ВТУ ГШ). В итоге вместо создания Государственной службы топогеодезического и навигационного обеспечения при Минобороны, решающей задачи для всех силовых структур на федеральном уровне, был предложен другой вариант. Задачи наземного навигационного обеспечения войск возложить на ВТУ ГШ, а координацию всех видов навигации - на Межведомственный комитет при Генштабе. То есть то, что сегодня предлагается.

Но и такой вариант организационной структуры системы топогеодезического и навигационного обеспечения (ТГиНО) до настоящего времени оказался нереализованным. И это несмотря на опыт второй чеченской кампании, еще раз подтвердившей необходимость совершенствования как топогеодезического, так и навигационного обеспечения войск.

За это время в системах управления войсками все шире стали применяться информационные технологии. Активно велась разработка основных средств этих технологий - геоинформационных систем (ГИС). И здесь сегодня мы оказываемся в ситуации, сходной с разработкой ракетного оружия в 70-х годах прошлого века: аппаратные средства есть, а системного информационного обеспечения - нет.

В зависимости от развитости ГИС, применяемые в системах управления войсками, должны решать задачи комплексного изучения географического пространства и его взаимосвязей с боевыми действиями войск. Оценивать как влияние топографических, природных и техногенных свойств местности на боевые действия, так и последствия этих действий на состояние самого географического пространства и т.п. И для решения этих задач необходима информация как о топографии местности, так и о состоянии, свойствах и процессах, происходящих на ней.

В то же время уровень развития ГИС, применяемых в системах управления войсками, пока находится на стадии превращения экзотической "игрушки" в привычное и необходимое средство командира при управлении войсками.

НУЖНА ЕДИНАЯ СИСТЕМА

Сегодня актуальным уже является не только создание целостной системы топогеодезического и навигационного, но и расширение ее до уровня геоинформационного обеспечения. Конечно, интеграция в рамках единой информационной системы разнородной топогеодезической, навигационной, географической, гидрометеорологической, экологической и др. информации - задача непростая. Но она может быть решена при наличии эффективного органа управления, способного организовать информационный обмен и доступ к базам данных различных ведомств, создание единого информационного пространства через согласованные форматы хранения и обмена данными.

Отсутствие единой системы ТГиНО сегодня сдерживает не только внедрение современных информационных технологий. Возьмем проблему эффективного использования системы "Глонасс" и имеющихся государственных картографических ресурсов. Необходимость решения этой проблемы, которая носит экономический характер, обусловлена тем, что и система "Глонасс", и основные объемы картографических информационных ресурсов находятся в ведении Министерства обороны. Однако система управления имеющимися государственными навигационными и картографическими ресурсами, которые имеют двойное применение, так и не организована.

Отсутствие системы управления этими ресурсами создало условия не только для различных злоупотреблений. Настойчиво стали предприниматься усилия по снятию всех существующих ограничений на свободное распространение имеющейся картографической информации. В качестве основных доводов приводилось отсутствие возможностей широкого распространения спутниковых навигационных приемников и, как следствие, низкая экономическая эффективность системы "Глонасс".

ПРЕДЛАГАЕМАЯ МОДЕЛЬ

Вместе с тем решение проблемы эффективного использования системы "Глонасс" и имеющихся картографических информационных ресурсов возможно без нанесения ущерба национальной безопасности, но в рамках соответствующей экономической модели. Ядром этой модели является новый вид услуг - информационно-картографических, которые возникли с появлением интегрированных навигационных приемников, использующих кроме сигналов "Глонасс/GPS" картографическую информацию. Отличительная особенность модели - исключение распродажи детальных топографических карт из имеющихся запасов. Она заменена введением в рыночный оборот дифференцированной под запросы различных потребителей картографической информации, необходимой для навигации. Летчику не нужны данные о грузоподъемности мостов, водителю - о высоте леса, а рыбаку - о том и о другом.

Такой подход расширяет как объемы картографической информации, вовлекаемой в рыночный оборот, так и обеспечивает необходимую закрытость отдельных видов картографических данных. При этом объемы рынка услуг, по оценкам специалистов, могут достигать миллиардов долларов, в то время как обычная распродажа карт - в лучшем случае несколько миллионов долларов. И это не единственные возможности экономической модели использования системы "Глонасс" и имеющихся картографических ресурсов. В ее состав могут входить услуги по передаче высокоточных дифференциальных поправок, информационному обслуживанию интегрированных навигационных приемников и т.д.

Вместе с тем реализация предлагаемой экономической модели использования системы "Глонасс" и имеющихся государственных картографических ресурсов невозможна без единой системы ТГиНО, способной организовать управление этими ресурсами.

Создание единой системы ТГиНО Вооруженных сил и других войск РФ в условиях ограниченных экономических возможностей государства должно в максимальной степени использовать имеющиеся инфраструктуру и кадровый потенциал. Например, системы навигационного обеспечения ВМФ или топогеодезического обеспечения ВС РФ. Если первая имеет трехсотлетний опыт и отлаженную инфраструктуру навигационного обеспечения, то вторая - опыт организации массового производства карт.

Передача ВТУ ГШ управления единой системой ТГиНО Вооруженных сил и других войск РФ может оказаться неэффективной. Возьмем существующую систему топогеодезического обеспечения, в которую предлагается интегрировать систему навигационного обеспечения ВС и других войск РФ. Она включает орган управления - ВТУ ГШ, производственные и обеспечивающие структуры центрального подчинения, воинские части и подразделения в войсках, вплоть до тактического звена. Такая структура обусловлена тем, что ТГиНО войск - это не только распределение специальных данных из имеющихся запасов информационных ресурсов. Ключевым и системообразующим здесь является производство данных для формирования запасов информационных ресурсов.

Соответствующие производственные структуры могут появиться и при организации системы навигационного обеспечения. Например, региональные дифференциальные подсистемы, которые совместно с орбитальными средствами будут осуществлять комплекс мероприятий по формированию, управлению и контролю навигационного поля высокой точности.

Однако наличие производственных структур в системе обеспечения войск топогеодезическими и навигационными данными означает, что ВТУ ГШ как орган управления Генерального штаба в области ТГиНО не только обеспечивает войска, но и осуществляет функции организации и управления производством необходимых данных, которые несвойственны системам военного управления.

Сегодня интеграция производственных функций в систему управления войсками даже на уровне Генерального штаба не только противоестественна, но может оказаться разрушительной. И современное состояние существующей системы топогеодезического обеспечения тому подтверждение.

Генеральный штаб объективно препятствует проникновению рыночных механизмов в свою среду. В то же время системообразующие производственные структуры системы топогеодезического обеспечения, имеющие статус бюджетных организаций, способны сохранить и развить свой кадровый и технологический потенциал только на основе рыночных механизмов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Где же выход? Если руководствоваться существующими реальностями, то становится очевидным - статус и полномочия органа управления новой системы должны быть более высокими, чем у ВТУ ГШ. И находиться он должен в составе Министерства обороны. Тогда единая система ТГиНО - по аналогии, например, с межведомственной системой тылового обеспечения - была бы способна решать задачи в интересах всех ведомств, своевременно реагируя на их запросы.

Первым шагом в создании современной и эффективной системы ТГиНО явилось бы создание в Министерстве обороны независимой от ведомственных и корпоративных интересов экспертной группы. Поручить этой группе всесторонний анализ состояния сложившейся к настоящему времени системы обеспечения войск топогеодезическими данными и подготовку предложений министру обороны по структуре системы ТГиНО Вооруженных сил и других войск РФ, содержанию и последовательности проведения необходимых организационно-технических мероприятий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1998
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4666
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2543
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2928

Другие новости