0
2686
Газета Концепции Интернет-версия

21.05.2004 00:00:00

Минобороны и Генштаб разводят по разным углам

Тэги: минобороны, генштаб, контроль, вооружения


В Государственной Думе России готовится обсуждение во втором чтении поправок к Закону РФ "Об обороне", которые значительно урезают полномочия Генерального штаба. Так, полностью ликвидируется статья 15 закона, в которой определены функции Генштаба. Отныне Генштаб уже не вправе будет разрабатывать предложения по военной доктрине России, план строительства ВС РФ и осуществлять координирующую роль между другими силовыми структурами страны. Вносятся изменения и в пункт 2 статьи 13 "Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации". В старой редакции написано, что "управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации". Новая редакция гласит, что "управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны России". Отныне специальное Положение о Генштабе будет утверждать не президент России, а министр обороны. Соответствующие поправки сделаны в статьи 4 и 14 закона.

Таким образом завершается борьба за контроль над Вооруженными силами между министром обороны и начальником Генштаба. Но побеждает не столько министр, сколько общество. Делается первый шаг к гражданскому Министерству обороны, укреплению гражданского контроля над ВС, более эффективному функционированию военного ведомства.

Объективно подобная ситуация совпадает с давним выяснением отношений между двумя непримиримыми соратниками - Сергеем Ивановым и Анатолием Квашниным. Последняя схватка случилась 24 января на ежегодном собрании Академии военных наук (см. "НВО" # 3, 2004 г.). Тогда впервые министр публично признал, что функции Генштаба тесно переплелись с функциями Министерства обороны, и заявил, что Генштаб берет "на себя избыточные административные и управленческие функции в ущерб основным задачам". И произнес фразу, которая должна была бы насторожить генштабистов: "За последние годы многое было утрачено, в целом ситуация более чем серьезная".

Начальник Генштаба в ответной речи высказал полное несогласие с министром.

И вот теперь в условиях строгой секретности подготовлено законодательное изменение статуса Генерального штаба, о котором, по сообщению источников из Минобороны РФ, Анатолий Квашнин даже не знал. Не оповестил его и глава думского комитета по обороне Виктор Заварзин, хотя он считается выдвиженцем Квашнина. В настоящий момент лоббисты из Генштаба "обрабатывают" депутатов Госдумы, чтобы во втором чтении законопроекта были внесены поправки, по-прежнему оставляющие Генштаб органом оперативного управления ВС РФ. Но вряд ли Заварзин и люди из его окружения пойдут на компромиссы, поскольку все уже согласовано в Кремле.

Комментируя происходящее, один из высокопоставленных чиновников МО РФ заявил "НВО", что Генштаб перегружен распорядительными и управленческими обязанностями и его надо реформировать. Но реформировать только при направляющей и руководящей роли Минобороны. Именно через оборонное министерство согласно указу # 1058 от 10 сентября 2003 года ГШ и должен обеспечивать "координацию всех силовых структур, содержащих военную компоненту". Теперь под указ подводится законодательная база.

Как известно, тема разделения функций МО и ГШ в России обсуждается уже более 10 лет, и, помнится, еще будучи секретарем Совбеза, когда только рисовались контуры будущей военной организации страны, Сергей Иванов не исключал, что Минобороны РФ может стать чисто гражданским ведомством, осуществляющим контрольные и снабженческие функции, а вся управляющая роль перейдет к Генштабу. Но времена меняются, и сейчас военная организация страны переходит к "централизованной системе управления", основанной на единоначалии Верховного главнокомандующего и министра обороны.

Стоит заметить, что в Украине уже идет переход к гражданскому Министерству обороны. Там завершено размежевание функций министерства и Генерального штаба. В центральном аппарате Минобороны Украины основа структуры - департаменты, выполняющие административные функции и обеспечивающие ВС всеми необходимыми ресурсами. Генштаб должен заниматься лишь оперативным руководством ВС. Схожая реформа проведена в Белоруссии, в других республиках бывшего СССР.

Сергей Иванов уже заявил, что аппарат реорганизуемого министерства будет насчитывать десять тысяч человек (см. "НВО" # 15, 2004 г.). Надо полагать, вскоре Минобороны России само будет определять численность призывников, заказывать вооружения и контролировать денежные потоки, осуществлять кадровую политику и прочие административные функции. Более того, там могут появиться гражданские специалисты, которым не нужно стремиться к большим звездам на погонах, а потому они окажутся независимы от "дружеских связей" и "боевых услуг". Штабистам же придется "каждодневно заниматься вопросами стратегии и оперативного искусства".

Генштабисты играют в "непонятки". "А как же взаимодействие с другими силовыми структурами? - наивно спрашивают они и добавляют: - Ерунда какая-то".

Нет, не ерунда. Возможно, к Минобороны перейдут функции "межсиловой" координации, и тогда Сергей Иванов станет силовиком-тяжеловесом. А, возможно, создастся система во главе с Совбезом, как в США. В общем, это не суть. Процесс установления гражданского политического) контроля наконец-то пошел. Не повернуло бы его вспять противодействие генштабистов. Демократические начинания в России не раз принимали причудливые формы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1564
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
976
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
697
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
964

Другие новости