0
694
Газета Концепции Интернет-версия

04.06.2004

Уроки демобилизаций в США

Сергей Печуров

Об авторе: Сергей Леонидович Печуров - доктор военных наук, действительный член АВН, полковник.

Тэги: сша, демобилизация, особенности, армия


В ХХ веке в США было проведено четыре крупных комплекса демобилизационных и напрямую связанных с ними постдемобилизационных мероприятий: после Первой и Второй мировых войн, вьетнамской войны и после окончания холодной войны в конце 80-х - начале 90-х гг. в ходе сокращения ВС. Каждому из этих комплексов мероприятий, естественно, присущи свои особенности, но в тоже время все они имеют сходные черты.

ПЕРВАЯ ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ

Итак, первый крупный комплекс демобилизационных и постдемобилизационных мероприятий в вооруженных силах США в целом и СВ, в частности, был осуществлен после окончания Первой мировой войны, начавшись в 1918 г. и продолжаясь в 20-е и даже 30-е гг.

Необходимо подчеркнуть, что даже американские военные историки отмечают полную неготовность их страны к Первой мировой войне. На скорую руку проведенная мобилизация и включение в состав американских экспедиционных сил в Европе огромных масс плохо обученных людей поставили военное руководство США в положение, когда уже во Франции их пришлось срочно переучивать и форсированными темпами добиваться слаженности действий подразделений, частей и соединений. Кроме того, отмечается и такое знакомое нам явление, когда только через год после объявления о вступлении в войну американское руководство смогло организовать методичное поступление в войска современного (на тот период) вооружения и военной техники (ВВТ).

После окончания войны и объявления о демобилизации сухопутные войска США в течение четырех лет были сокращены почти с 3,7 млн. военнослужащих до чуть более 147 тыс. В разгар демобилизации в 1920 г. конгрессом США был принят закон о национальной обороне, предусматривавший наличие в мирное время количественно небольших вооруженных сил, на базе которых в случае чрезвычайных обстоятельств можно было бы развернуть (при быстром отмобилизовании) мощную армию. В соответствии с национальной стратегией того времени предполагалось, что ВС страны должны быть готовы к ведению как одной большой, так и нескольких малых войн. При этом специалисты подсчитали, что для ведения прогнозировавшихся малых войн было бы вполне достаточно иметь регулярные сухопутные войска численностью 300 тыс. человек. Для большой войны предполагалось наличие резерва первой очереди - национальной гвардии - в количестве 435 тыс. человек и второй очереди резерва - 600 тыс. человек.

Между тем конгресс США не согласился с данными выкладками специалистов, аргументируя это главным образом отсутствием средств на содержание "такого огромного количества джи-ай". В результате численность военнослужащих только в пехотных частях, составлявшая в 1920 г. порядка 110 тыс. человек, к концу 1930 г. сократилась до чуть более 40 тыс. К тому же из "разрешенных" конгрессом 38 пехотных полков треть оказалась неполного состава. Кроме того, конгрессмены посчитали вполне достаточным и даже где-то "излишним" количество вооружений и военной техники на складах, оставшихся невостребованными во время Первой мировой войны, в связи с чем отказали в выделении необходимых средств на приобретение современных ВВТ.

Как результат, подчеркивают американские исследователи, во Вторую мировую войну США вступили с оружием в лучшем случае образца 1918 г.

К концу Второй мировой войны, то есть к осени 1945 г. численность сухопутных войск достигла 8,5 млн. человек. Потери же в ходе войны были не такими уж и большими в сравнении с другими странами-участницами - что-то около 940 тыс. военнослужащих. Однако их подавляющее количество как раз пришлось на первые годы войны, что говорит о неудовлетворительной подготовке ВС США к ведению военных действий в целом.

ВТОРАЯ ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ

Начавшиеся в 1945 г. демобилизационные и постдемобилизационные мероприятия в точности напоминали аналогичные "обвальные" процессы, имевшие место после Первой мировой войны. Так, например, количество военнослужащих СВ к 1948 г. было уменьшено до 554 тыс., а количество дивизий - с 89 в 1945 г. до 10 в 1948 г. Фактически страна вернулась к предвоенной национальной стратегии, во главу угла которой были поставлены задачи по обороне континентальной части США.

Но так продолжалось недолго. Роль победителя в войне и новый статус с глобальными "обязательствами", приобретенный по ее результатам - одной из двух сверхдержав, - быстро привел к переоценке национальных интересов и угроз и соответственно задач СВ. Поскольку главным элементом стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов стало "ядерное сдерживание" (устрашение) их главного оппонента на международной арене - СССР, войскам, не обремененным ядерным оружием, была отведена второстепенная роль и, естественно, внимание. В очередной раз, как и после Первой мировой войны, подчеркивают американские исследователи, сухопутные войска "были преданы забвению" (как, впрочем, и ВМС), прежде всего путем перераспределения бюджетных средств в пользу ВВС - основного инструмента политики США, базировавшейся на ядерном факторе.

Специалисты США определяют проблемы, с которыми столкнулись сухопутные войска страны в результате проведенных демобилизационных и постдемобилизационных мероприятий после окончания Второй мировой войны, как проблемы количественного и качественного порядка. Так, из десяти оставшихся в СВ дивизий восемь выполняли функции оккупационных войск, а две - функции стратегического резерва на континентальной части США. Но и это количество соединений руководство СВ было не в состоянии полностью обеспечить личным составом. В 1950 г. в сухопутных войсках США было введено новое штатное расписание, в соответствии с которым численность личного состава дивизии регулярных войск составляла только 70% от дивизии времен Второй мировой войны. Но и этого уровня достичь было чрезвычайно сложно. Так, из расквартированных в Японии нескольких соединений только одна дивизия (25-я пехотная) была укомплектована по штату.

Но проблема качественного характера в результате указанных мероприятий оказалась еще острее. Из призванных в 1948 и 1949 гг. новобранцев только около половины в результате тестирования смогли преодолеть барьер интеллектуальной пригодности для службы в ВС. На это накладывалась проблема текучести кадров как результат двухгодичного срока службы. В войсках недоставало учебной базы, полигонов, стрельбищ. Практически в ходе учений не отрабатывались задачи по взаимодействию между подразделениями и частями различных родов сухопутных войск. В очередной раз СВ испытали на себе последствия полного игнорирования руководством страны уроков предыдущих войн. Начальник штаба СВ генерал Омар Брэдли сетовал на то, что "половина офицеров и солдат выполняют полицейские функции в оккупированных странах, а другая половина - различные задачи в основном административного характера".

Таким образом, как считают американские эксперты, практически полное пренебрежение со стороны руководства страны, причем как законодательной, так и исполнительной ветвей власти, нуждами наземных войск не могло не привести к очередному провалу. Что в реальности и произошло в начале войны в Корее в 1950 г.

ВВС США, в которые вкладывали огромные средства, тем не менее оказались не в состоянии удержать северокорейцев от вторжения в южную часть Корейского полуострова. Руководству страны наглядно был продемонстрировано, что без наземных войск обычную войну выиграть невозможно. Сухопутные же войска США к началу боевых действий в Корее оказались неподготовленны: подготовка военнослужащих не соответствовала элементарным требованиям, степень оснащения войск ВВТ и качество последних были явно неудовлетворительными. Достаточно привести такой пример: 60% потерь состоявших на вооружении США танков М-24 и М-26 были не боевыми, а как результат технических неисправностей.

К одному из главных выводов из анализа результатов корейской войны американские аналитики относят необходимость сбалансированного подхода к нуждам видов ВС. Слабое финансирование сухопутных войск обрекло их на недостаточно качественный призывной контингент, слабую подготовку личного состава и отсутствие в войсках современных образцов вооружения и военной техники. Отсюда и большие потери в личном составе и ВВТ в ходе корейской войны.

ТРЕТЬЯ ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ

Третий крупный комплекс демобилизационных и постдемобилизационных мероприятий в ВС США связан с окончанием вьетнамской войны. В период между 1969 и 1972 гг. численность сухопутных войск уменьшилась почти на 50% - более чем на 700 тыс. человек. Примечательно, что и на сей раз, как подчеркивают американские аналитики, все повторилось: те же проблемы, что имели место в ходе двух предыдущих мобилизационных и постмобилизационных кампаний вновь проявились в полном объеме. Конечно же, в вооруженных силах США не могли не проанализировать самым тщательным образом уроки предыдущих демобилизаций и их негативных последствий, но все "уперлось" в отсутствие ресурсов, то есть вопросы, неподвластные военным. В 70-е гг. острая нехватка квалифицированного личного состава, качественной оперативной и боевой подготовки, а также современных вооружений в негативном плане влияли на боеготовность американских войск, в частности, расположенных в Европе. Западноевропейцы - союзники американцев - полагались на "обязательства" США, опираясь на группировку их войск на Европейском театре. Однако убежденность европейцев в способность американцев выполнить свои обязательства в случае войны в Европе была сильно поколеблена практическим "разорением", по образному выражению бывшего в то время министром обороны Шлезинджера, частей и соединений США под предлогом усиления войск во Вьетнаме. Последствия этого "опустошения", затронувшего весь комплекс проблем, включая боевую подготовку и оснащение войск, ощущались практически до конца 70-х гг.

Но наиболее существенной проблемой для ВС США в тот период, как считают американские военные историки, стала проблема кадров. Переход в июле 1973 г. на добровольный принцип комплектования ВС в буквальном смысле потряс все основы американской военной машины. Прежде всего СВ США сразу же столкнулись с острой нехваткой личного состава. Так, в 1974 г. некомплект в сухопутных войсках составил порядка 20 тыс. человек. Отмечавшийся в эти же годы подъем американской экономики только усугубил положение, делая службу в вооруженных силах не только непрестижной (как следствие крайне непопулярной в американском обществе вьетнамской войны), но и невыгодной с финансовой точки зрения. Средств же, чтобы заинтересовать рекрутов, естественно, не хватало. В этих условиях многие, даже бывшие ярые сторонники перехода к "добровольческим" ВС, начали предрекать близкий провал реформ.

Но и среди тех, кто изъявил желание служить в вооруженных силах, явно не хватало по-настоящему пригодных к полноценной службе. Так, например, в 1979 г. из всех набранных в СВ только 64% имели высшее и среднее образование.

Недостаточная оплата "ратного труда" и неудовлетворительные условия жизни военнослужащих и их семей вызывали стойкое нежелание у "джи-ай" продлевать контракт. Фактически одна треть военнослужащих рядового состава всех категорий в 1979 г. получала жалование меньше официально определенного прожиточного минимума. В начале 80-х гг. в боевых подразделениях сухопутных войсках отмечался некомплект военнослужащих-контрактников пяти высших категорий в количестве 6,2 тыс. человек. В этих условиях руководство сухопутных войск пыталось прикрыть образовавшуюся "брешь" путем укомплектования подразделений, прежде всего расположенных в Европе, за счет "оголения" формирований на континентальной части США, где некомплект достиг одной четверти состава. И это моментально отразилось на состоянии боевой этого по сути стратегического резерва: по результатам проверки в 1979 г. шесть из десяти дислоцированных на континентальной части США дивизий были признаны небоеготовыми!

Не лучшим образом обстояли дела и с оснащением ВС, в частности, сухопутных войск США вооружением и военной техникой. По мере втягивания США в войну во Вьетнаме в 60-е годы для воюющих американских войск требовалось все больше вооружения и военной техники, которые приходилось изымать из частей и соединений, дислоцировавшихся в других регионах. Производимые же военно-промышленным комплексом США образцы ВВТ направлялись прямо во Вьетнам. О какой-либо модернизации и обновлении ВВТ в ВС США в целом в этих условиях не могло быть и речи. Еще более усугубило ситуацию решение президента Никсона в конце 60-х годов о передаче вооружения и военной техники режиму Южного Вьетнама в соответствии с проводимой администрацией новой политики "вьетнамизации" войны, то есть постепенного, "без потери лица", ухода из этой страны с одновременным усилением военного потенциала южновьетнамцев. В 1973 г. значительные объемы вооружений пришлось передавать Израилю для компенсации потерь в ходе очередной войны с арабами.

Уроки третьей по счету арабо-израильской войны самым существенным образом повлияли на переоценку ценностей не только в военном ведомстве, но и к удовлетворению американского военного истеблишмента во всех ветвях власти США.

Сокрушительное поражение израильтян в первые дни войны буквально повергло в шок руководство американских ВС. Прежде всего, и это признали военные аналитики США, было доказано на практике явное превосходство советских оперативно-тактических концепций, которыми руководствовались арабы в ходе ведения боевых действий, но и, что было еще более неприятным для американцев, превосходство советского вооружения и военной техники над западными образцами ВВТ, самые современные из которых состояли на вооружении израильских ВС. Поразили американцев и беспрецедентные потери арабов и израильтян. Так, за 18 дней боев обе стороны суммарно потеряли танков и артиллерийских систем в количественном отношении больше, чем имели американцы в своих частях и соединениях, дислоцированных в Европе. Целый ряд советских образцов ВВТ существенно превосходил американские аналоги. По признанию американцев, танк Т-62 со 115-мм гладкоствольной пушкой успешно поражал любой американский танк, большая часть из которых была оснащена 90-мм орудиями. Советские ПТУРы могли поражать любую бронированную цель противника на дальности до 3 тыс. м, аналогов чему в США в то время просто не было.

Арабо-израильская война еще раз подтвердила жизненность известного правила: лучше подготовленное формирование обязательно одержит победу. Как один из уроков войны - резкое возрастание эффективности действий небольших (отделение-взвод) подразделений при условии слаженности. Кроме того, американцы сделали очень важный вывод: чрезмерное увлечение имитаторами и моделированием боевых действий не доведет до добра, главное в обучении войск - полевые учения. Имевшие место в течение предыдущих лет проигрывания на компьютерах военных столкновений арабов и израильтян неизменно заканчивались полным разгромом первых. Реально получилось почти наоборот.

Используя как сильный аргумент непредсказуемые последствия арабо-израильской войны, бывший в то время начальником штаба сухопутных войск США генерал Крейтон Абрамс начал методично внедрять среди законодателей и высшего военного руководства страны мысль об актуальности кардинальной реформы в СВ, в том числе необходимость форсированных разработок и поставок в войска самых современных образцов ВВТ. В конце концов данные инициативы воплотились в ныне состоящие на вооружении СВ США танки "Абрамс", БМП "Бредли", ударные вертолеты "Апач", транспортные вертолеты "Блэк Хок", системы ПВО "Пэтриот" и др., которые американскими специалистами не без известной доли преувеличения оцениваются как "превосходящие аналоги любых других ВС стран мира". Однако на все это требовалось время, фактор которого на сей раз был благосклонен к американским вооруженным силам.

ЧЕТВЕРТАЯ ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ

Четвертая серия демобилизационных и соответственно постдемобилизационных мероприятий в ВС США началась с завершением холодной войны в конце 80-х - начале 90-х гг. и совпала, как и все предыдущие, с кардинальным изменением национальной военной стратегии.

Но еще до принятия новой стратегии военная машина США должна была выдержать очередное испытание - развертывание крупной группировки войск в районе Персидского залива и военных действий против Ирака в 1990-1991 гг. Именно достаточное, как считают американские специалисты, финансирование военных приготовлений на протяжении 80-х гг. и позволило США весьма убедительно продемонстрировать свою военную мощь.

Завершение первой войны в Персидском заливе, совпавшее с дезинтеграцией СССР - главного противника США, ускорило процесс выработки новой военной стратегии и соответственно реорганизации (под нее) вооруженных сил США.

Теперь перед вооруженными силами страны была поставлена задача "реагирования на различные кризисы регионального масштаба", что на практике воплощалось в резко увеличивающемся объеме задач, как правило, силового миротворчества. Несмотря на то что приблизительно в этот период к тому же начался очередной этап так называемой "революции в военном деле", конгресс и администрация посчитали необходимым "в виду уменьшения непосредственной угрозы для США развязывания войны" резко снизить оборонные расходы. Как следствие - сокращение ВС. Всего сухопутные войска были уменьшены на 650 тыс. человек, с 28 до 18 дивизий, более 700 военных объектов за рубежом было закрыто. В американской печати неоднократно приводился тезис о том, что "регулярные сухопутные войска США "сжались" до самого низкого уровня со времени Перл-Харбора".

Несмотря на схожесть ситуации с предыдущими послевоенными периодами, положение с сухопутными войсками в начале 90-х гг. все же имело свои особенности. Так, вопреки резкому снижению финансирования и сокращению личного состава и формирований, части и соединения СВ должны были находиться в постоянной готовности к задействованию в любых регионах мира. По данным американской печати, ежедневно в конце 90-х гг. в среднем в более чем в 70 государствах мира с различными задачами находилось до 35 тыс. американских военнослужащих. Общее же количество "зарубежных миссий" ВС США с 1989 г. к концу 90-х гг. возросло более чем в три раза. Как считают военные эксперты США, в этих сложнейших условиях руководству СВ оставалось методично улучшать подготовку личного состава за счет повышения ее качества и интенсивности. По официальным данным, среди новобранцев ВС США в конце 90-х гг. почти 100% имели высшее и среднее образование (по сравнению с 64% в 1979 г.).

В то же время, предостерегали некоторые американские исследователи, не следует обольщаться. Уже в который раз, по их мнению, закладывались основы будущих "неурядиц". Так, например, уровень средств, выделенных на модернизацию ВВТ в сухопутных войсках США в 1998 фин.г., был самым низким с 1959 г. А это с неизбежностью, подчеркивал уже упоминавшийся генерал Реймер, приведет к старению вооружения и военной техники и, как итог, ослаблению боеготовности войск. Так, например, итоги агрессии против Югославии весной 1999 г. оказались не столь позитивно однозначны для США и их союзников, как до сих пор пытаются представить западные и некоторые отечественные СМИ. Как и в начале 90-х гг. в Персидском заливе, главная стратегическая цель, а именно свержение режима "врага НАТО" Милошевича и подавление воли противника в лице сербской нации к сопротивлению, не была достигнута до формального окончания войны. Фактически никак не проявили себя и наземные войска.

Беспрецедентные террористические акты против США 11 сентября 2001 года заставили Вашингтон кардинальным образом переосмыслить подходы к нейтрализации новых угроз национальной безопасности. Было решено без промедления начать тотальный "крестовый поход" против "международного терроризма". Его первой жертвой стал Афганистан. Многомесячная борьба с полупартизанскими формированиями афганских исламских фундаменталистов до настоящего времени принесла лишь ограниченные успехи: утверждение прозападного режима в ряде крупных городов страны, но не в провинции. Устаревающее "сверхтяжелое" вооружение СВ США (танки "Абрамс", БМП "Бредли" и др.) не позволяют наземным войскам обеспечить "полную победу" над легкими, высокомобильными отрядами афганской оппозиции. Отсюда решение Пентагона - экстренное формирование новых гибких структур СВ в виде "средних" частей и соединений и оснащение их семейством легких боевых бронированных машин (ББМ). Администрация Буша при поддержке законодателей на фоне затянувшегося экономического спада не пожалела на это гигантских средств, выделив около 4 млрд. долл. на приобретение более 2 тыс. ББМ в предстоящие четыре-шесть лет. Следовательно, реструктуризация и перевооружение займут немалый период времени.

Но американцы не были бы американцами, если бы во исполнение указаний Белого дома не ринулись самонадеянно в очередную военную кампанию, не дожидаясь хотя бы первых результатов весьма непростых преобразований. Речь, конечно же, идет о развязанной весной 2003 г. войне против Ирака. Победа достигнута относительно быстро, но опять же, судя по всему, "неконвенциальным" путем. Ход и последствия военных действий еще ждут своего подробного анализа. Однако уже можно констатировать факт отсутствия по крайней мере в начальный период подавляющего преимущества ВС США и их британских союзников на поле боя даже в столкновениях с подразделениями и частями противника, вооруженных ВВТ разработки середины ХХ века. Дело, конечно же, не только в недостаточно высокой боевой стойкости американских солдат (что общеизвестно), а и в неадекватности ВВТ, состоящих на вооружении ВС США и Великобритании, требованиям сегодняшнего дня, что, кстати, подтверждают сами американские аналитики. Причины этому уходят корнями в предыдущее десятилетие, о чем и говорилось выше.

Ситуация напоминает то, что происходило, да и имеет место в настоящее время в нашей стране или связано с ней. Видимо, нет смысла в заключение суммировать оценки осуществленных в XX веке демобилизационных и постдемобилизационных мероприятий в США. Выводы, что называется, лежат на поверхности и, как представляется, могли бы быть полезны для отечественных реформаторов вооруженных сил.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Минторг США опубликовал данные об объемах репатриации прибыли американских компаний

Минторг США опубликовал данные об объемах репатриации прибыли американских компаний

0
192
Кишинев решит судьбу Приднестровья  на референдуме

Кишинев решит судьбу Приднестровья на референдуме

Светлана Гамова

После плебисцита российские войска могут вывести из региона

0
525
Анджей Дуда размечтался о "Форте Трампа"

Анджей Дуда размечтался о "Форте Трампа"

Валерий Мастеров

Президент Польши надеется на постоянное военное присутствие США у себя в стране

0
305
Пекин нашел болезненную точку Вашингтона

Пекин нашел болезненную точку Вашингтона

Анастасия Башкатова

Трамп удивил строителей "Северного потока – 2"

0
553

Другие новости

Загрузка...
24smi.org