Сегодня практически нет сомнений, что Национальная система противоракетной обороны (НПРО) США создается в ее стратегическом варианте, нацеленном не только на отражение возможных в перспективе ядерных атак со стороны международных террористических формирований, но и для защиты от массированного ракетно-ядерного удара. В случае успешного решения этой проблемы может возникнуть стратегическая опасность для национальной безопасности России с негативными для нашей страны геополитическими последствиями, так как при этом окажется под угрозой "дееспособность" ракетно-ядерного потенциала России, наличие которого во многом определяет статус России как одной из мировых держав в военно-политической сфере. Приведенное обстоятельство требует корректировки концепции обеспечения национальной безопасности не только России, но по большому счету и концепции обеспечения мировой безопасности.
Для оценки реальности исходящей от НПРО США опасности необходимо составить представление о возможной структуре построения и техническом облике НПРО, а также об ожидаемом уровне ее эффективности и о возможных геополитических последствиях развертывания этой системы.
СТРУКТУРА И ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЛИК
В связи с тем, что для построения стратегической системы ПРО простых решений не существует, НПРО США создается из трех эшелонов. Первый из этих эшелонов будет предназначен для поражения межконтинентальных баллистических ракет (МБР) до момента отделения от них ядерных боеголовок, второй - для поражения боеголовок на среднем баллистическом участке траекторий их полета, где происходит разделение боеголовок, их индивидуальное наведение на цели и полет на фоне ложных целей, и третий - для поражения боеголовок на конечном участке.
Первостепенное значение в рамках создания НПРО США придают решению проблемы поражения МБР до момента отделения от них ядерных боеголовок, так как в случае успешного решения этой проблемы теряют смысл мероприятия по преодолению НПРО, считающиеся сейчас, по утверждениям многих экспертов, наиболее эффективными. Это прежде всего установка на МБР боевых блоков с разделяющимися боеголовками, использование маневров боеголовок, ложных целей и др.
Учитывая приведенные обстоятельства, весьма вероятно, что для решения рассматриваемой проблемы будет реанимирован разработанный еще в рамках рейгановской программы "звездных войн" один из наиболее ярких проектов систем ПРО на базе использования малых космических аппаратов (МКА), оснащенных перехватчиками, способными "расстреливать" стартующие МБР с орбит функционирования этих МКА. В настоящее время в США проводятся работы по созданию нового поколения МКА-перехватчиков МБР, имеющих массу на уровне микроспутников примерно в 10-12 кг.
Если планируемое сейчас уменьшение количества ядерных боеголовок российских стратегических ядерных сил (СЯС) до уровня 1700-2200 единиц будет реализовано, то для поражения МБР до момента отделения от них ядерных боеголовок принципиально может быть развернута группировка из 10-15 тысяч МКА-перехватчиков. Кроме того, для поражения МБР уже на рубеже 2012-2015 годов на околоземных орбитах высотой примерно 1000 км США планируют развернуть группировку из более чем 30 боевых КА, оснащенных лазерным оружием, способную совместно с группировкой лазерного оружия воздушного базирования осуществить более 2000 "выстрелов" по стартующим носителям ядерных боеголовок российских СЯС. В создании лазерного оружия есть определенные трудности, связанные в основном с повышением его мощности и наведением на цели, но американские специалисты не считают их непреодолимыми. К настоящему времени наибольших успехов удалось достигнуть в создании лазерного оружия воздушного базирования (программа ABL) на базе самолетов "Боинг-747". Первые летные испытания этого оружия запланированы на 2007 год, а принятие на вооружение первых 7 самолетов "Боинг-747", оснащенных лазерными "пушками" с дальностью поражения до 300-500 км, намечено на 2012 год.
Боеголовки СЯС, прорвавшиеся через первый эшелон системы ПРО США, на последующем среднем участке траекторий их полета будут подвергаться воздействию уже созданных средств ПРО морского и наземного базирования, находящихся сейчас на стадии испытаний. Для поражения боеголовок на среднем участке, возможно, будут приспособлены и перехватчики космического базирования типа "Brilliant Pebbles" (бриллиантовые камешки), так как работы в этом направлении проводились еще в период разработки рейгановской программы СОИ. Если часть боеголовок прорвется через второй эшелон НПРО США, то на конечных участках траекторий их полета они могут быть подвержены воздействию разрабатываемых в США специальных, оснащенных противоракетами перехватчиков наземного, морского и воздушного базирования. Не исключено также, что для поражения боеголовок на конечном участке будет реанимирован разработанный в период формирования программы СОИ проект средств ПРО типа "Сейфгард" с ядерной "начинкой".
Центральное место в решении задач, возлагаемых на информационно-управляющий сегмент НПРО, занимают КА типа SBIRS, которые будут функционировать на высоких (высокоэллиптических и приполярных) и низких орбитах.
В состав низкоорбитальной группировки КА типа SBIRS (общее название SBIRS-LOW) предполагается также ввести группировку микроспутников, которая помимо решения информационно-управляющих задач может быть также использована и для защиты КА.
Приведенные возможные варианты состава и технического облика средств ПРО США получены на основе анализа материалов, собранных в открытых источниках, в связи с чем не исключено, что реальная система ПРО США будет включать в себя и другие, быть может, значительно более эффективные средства ПРО, разрабатываемые в настоящее время в рамках закрытых программ.
Можно предположить, что скорее всего это будут средства объемно-массового воздействия на поражаемые объекты на базе использования качественно новых конструктивных и физических принципов, например образующие сверхмощные потоки электромагнитных импульсов (ЭМИ) и др.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Одним из основных факторов, определяющих эффективность НПРО, является реализация в рамках этой системы комплексного поражающего воздействия на МБР и установленные на них ядерные боеголовки на всех участках траектории их полета с помощью различных поражающих средств, создаваемых на базе использования новейших высоких технологий, в разработке которых США значительно опережают все остальные страны. В частности, это касается технологий, позволяющих создавать МКА-перехватчики с массой на уровне массовых показателей микроспутников. Разработка таких технологий была начата в США еще в конце 80-х годов и проводилась под общим названием "Микро-электромеханические системы" (МЭМС). Суть этих технологий, используемых и в настоящее время, состоит в глубокой интеграции бортовых электромеханических и электронных компонентов КА на основе использования кристаллов кремния. Следует отметить, что для боевых кинетических средств ПРО космического базирования реализуемые значения их массовых показателей имеют принципиально важное значение. Это связано с тем, что для решения ряда возлагаемых на них задач, например задачи поражения МБР до момента отделения от них ядерных боеголовок, с учетом баллистических и других факторов в космосе придется размещать многие тысячи таких средств, что при больших значениях их массовых показателей может оказаться практически нереальным.
В целом же при использовании входящих в состав НПРО вышеупомянутых кинетических, лазерных и других перспективных средств воздействия на МБР нельзя исключать возможности того, что при полномасштабном развертывании НПРО будет иметь место резкое снижение эффективности составляющих СЯС наземного и морского базирования, использующих МБР. Положение осложняется еще и тем, что большинство из входящих в состав НПРО средств в перспективе будет приспособлено и для решения задач противоспутниковой борьбы (работы в США в этом направлении уже ведутся), поставив тем самым под угрозу космический сегмент информационно-управляющих средств российских СЯС.
Нельзя не учитывать и то, что, по мнению многих ведущих специалистов, к моменту развертывания НПРО в США может быть решена и проблема обнаружения подводных лодок в погруженном состоянии в реальном масштабе времени с помощью надводных средств, в том числе и космических. В этом случае оснащенные МБР подводные лодки окажутся уже под тройным воздействием НПРО, надводных средств и авиации, что может резко снизить эффективность этой составляющей СЯС. При этом надводные средства (корабельные и др.) планируется оснащать разрабатываемыми в США в рамках программы KEI сверхскоростными высокоманевренными перехватчиками кинетической энергии, способными перехватывать МБР и устанавливаемые на них боеголовки на всех участках траекторий их полета.
Существует также возможность того, что перспективные средства НПРО на новых физических и конструктивных принципах будут приспособлены и для поражения объектов стратегической авиации, в частности для отключения их электроники и для силового воздействия. При применении этих средств совместно с создаваемыми в США средствами противовоздушной обороны и высотнокосмическими самолетами-перехватчиками нового поколения (на программу создания таких самолетов в военном бюджете США планируется выделить 4,6 млрд. долл.) принципиально может быть нейтрализована и составляющая СЯС воздушного базирования.
Таким образом, уже сейчас существует вероятность того, что при создании НПРО через 10-12 лет эффективность триады российских СЯС снизится до недопустимого уровня.
Необходимо также учитывать наличие принципиальной возможности трансформации НПРО в стратегическую многофункциональную систему, включающую в себя не только средства ПРО и противоспутниковой борьбы, но и боевые неядерные средства "космос-земля", способные оперативно разрушать военно-промышленные комплексы и экономику любой страны. Особую опасность такая система будет представлять при нанесении превентивных ударов, применение которых против любой страны, представляющей, по мнению руководства США, серьезную опасность, современная военная доктрина США не исключает.
Военную и геополитическую значимость будет иметь и способность НПРО перекрывать доступ в космос как для России, так и для других стран мира.
Перспективные средства ПРО потребуют изменения военных доктрин.
С учетом представленного выше ожидаемого уровня боевого потенциала создаваемой в США системы ПРО нельзя исключать вероятность того, что развертывание этой системы сможет обеспечить США выживаемость даже в случае возникновения между США и Россией полномасштабного термоядерного конфликта. При наличии такой возможности вся существующая между США и РФ система безопасности, основанная на реализации принципа обеспечения возможности взаимного гарантированного уничтожения, будет коренным образом подорвана.
В целом, вопрос о том, представляет ли создаваемая в США система ПРО опасность для национальной безопасности России или нет, с учетом вышеизложенного представляется скорее риторическим, так как вполне очевидно, что представляет, и не просто опасность, а опасность стратегической значимости.
В бюджетном запросе Министерства обороны США на 2005 финансовый год на разработку инициатив в области ПРО запрашивается 10,5 млрд. долл., что значительно (примерно на 20%) превышает соответствующие затраты, запланированные на 2004 год и говорит о неослабевающей устремленности США к созданию стратегической системы ПРО.
В этой связи направление разработки действенных ответных мер на стремление США к одностороннему развертыванию стратегической системы ПРО целесообразно рассматривать как приоритетное. Иначе, если ничего не предпринимать, Россия, как и другие страны мира, перед лицом нового военного потенциала США, который может быть сформирован на основе создания НПРО, может оказаться практически беззащитной. При этом США обеспечат для себя возможность осуществления "полного диктата", не считаясь как с мнением мирового сообщества, так и с позицией ООН. О возможном существовании у США подобных устремлений говорят хотя бы события в Ираке и ранее в Югославии, а также неоднократные заявления президента США Буша о его стремлении к однополярному миру во главе с США.
Несмотря на приведенные выше факторы, заявления о том, что НПРО США никакой опасности для России не представляет, все продолжаются. Если это какая-то политическая игра, то тогда все понятно. Если же наши уважаемые эксперты, делающие подобные заявления, на самом деле так считают, то тогда они, по существу, вводят в заблуждение и расхолаживают как общественность, так и руководство страны, что может иметь весьма негативные последствия.
ДЕЙСТВЕННЫЙ ОТВЕТ
В настоящее время в России уже разрабатываются различные варианты возможных ответных мер на стремление США к одностороннему развертыванию стратегического варианта НПРО. Последним из общеизвестных вариантов таких мер является предложение о сокращении длительности разгона (активного участка траектории) МБР до одной минуты и уменьшении высоты начала разведения боеголовок до 80-100 км. Однако для реализации этого предложения потребуется замена всего парка существующих МБР, что, учитывая экономическое положение России, может оказаться трудноразрешимой проблемой. Будут иметь место и трудноразрешимые технические проблемы, связанные с обеспечением прочности и управляемости новых ракет в условиях необходимости резкого увеличения ускорений этих ракет по сравнению с ускорениями существующих МБР при их движении в плотных слоях атмосферы. При этом сейчас еще нельзя однозначно утверждать, что перспективные средства НПРО не смогут обеспечить поражение МБР и при вышеупомянутых требованиях. Кроме того, в крайнем случае, эпицентр борьбы с ядерными боеголовками США могут перенести на средний участок траекторий их полета, используя при этом средства ПРО наземного и морского базирования с ядерными зарядами.
Работы по исследованию возможности применения таких зарядов, по сообщениям американской печати, в США уже проводятся. Не исключено, что следствием проведения этих работ является и резкое увеличение ассигнований, выделяемых в США на решение проблемы перехвата ядерных боеголовок на среднем участке их полета, которые в 2003 году превысили 5 млрд. долл. С учетом приведенных выше факторов нельзя исключать возможность того, что в перспективе направление совершенствования отечественных ракетно-ядерных средств при одновременном совершенствовании НПРО США может оказаться "тупиковым" (соревнование "щита" и "меча" может выиграть "щит") и потребуются принципиально новые варианты создания сдерживающего потенциала.
В целом, с учетом также и вышепредставленных факторов, обуславливающих возможность снижения в перспективе (к моменту развертывания полномасштабной НПРО) эффективности составляющих СЯС воздушного базирования и на базе подводных лодок, наиболее действенный ответ на стремление США к одностороннему развертыванию НПРО в ее стратегическом варианте вероятнее всего может быть разработан в рамках создаваемых в настоящее время космических войск (КВ). Это может быть реализовано, например, за счет создания специальных космических средств на новых физических и конструктивных принципах, способных нейтрализовать наиболее важные элементы НПРО и сделать ее "недееспособной". При создании этих средств эффективность существующего ракетно-ядерного потенциала России была бы сохранена, и он смог бы обеспечивать безопасность нашей страны еще длительное время.
В рамках КВ могут быть разработаны и другие, еще более эффективные "ответные меры". При этом совсем не исключено, что, затратив на создание НПРО сотни миллиардов долларов, США неожиданно для себя обнаружат, что России удалось разработать эффективные ответные меры, цена которых не может превышать и сотой доли от затрат на создание НПРО (в настоящее время эти затраты оцениваются не менее, чем в 300 млрд. долл.).
КОРРЕКЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МИРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Стремление США к одностороннему развертыванию НПРО в ее стратегическом варианте вызывает ряд вопросов и с позиций обеспечения мировой безопасности. Прежде всего это касается оценки влияния факта развертывания НПРО на Договор о нераспространении ядерного оружия. Важнейшее значение для обеспечения мировой безопасности в новых условиях, связанных с развертыванием НПРО, будет иметь и принятая при этом система поддержания стратегической стабильности между США и Россией, как двумя ведущими в военном отношении странами мира, обладающими наибольшими ракетно-ядерными потенциалами. Важно также учитывать и ряд факторов общего характера, и в частности следующие.
Рассматривая возможность одностороннего создания Национальной системы ПРО США с общесистемных позиций, уместно отметить, что, вообще говоря, создание этой системы фактически лишено здравого смысла, так как ее развертывание в случае реализации возможных ответных мер со стороны России Китая и других стран, может привести не к повышению уровня безопасности США, а, наоборот, к его снижению, и не только для США, но и для всего мира.
Так, например, уже сейчас появляются сообщения о том, что в случае одностороннего создания Национальной системы ПРО США Китай и ряд других стран "ядерного клуба" могут резко увеличить свои ядерные потенциалы, что радикально подорвет договор о нераспространении ядерного оружия. Развертывание НПРО безусловно приведет и к дополнительной эскалации вооружений в космическое пространство со стороны стран, не заинтересованных в развертывании этой системы, что в перспективе может привести и к новому витку всеобъемлющей гонки вооружений.
Более того, при одностороннем развертывании НПРО США нельзя исключать, что дестабилизирующие факторы создания этой системы могут привести мировое сообщество к опасной черте, когда возможность внезапного возникновения термоядерной катастрофы и самоуничтожения человеческой цивилизации станет вполне реальной.
Новая концепция обеспечения мировой безопасности должна предусматривать замену действующего сейчас принципа поддержания стратегической стабильности между США и Россией, предусматривающего обеспечение возможности гарантированного взаимного уничтожения, на принцип гарантированного взаимного выживания при сохранении определенных уровней ракетно-ядерных потенциалов наших стран, достаточных для их взаимного сдерживания, но не угрожающих существованию человеческой цивилизации.
На первом этапе реализации рассматриваемого принципа имеющиеся потенциалы СЯС США и России предлагается сократить до уровня 1200-1400 ядерных боеголовок, обеспечив тем самым более благоприятные условия для дальнейшего поддержания и развития Договора о нераспространении ядерного оружия, имеющего фундаментальное значение для всей сложившейся на Земле системы безопасности.
Однако дальнейшее сокращение ракетно-ядерного потенциала России представляется возможным лишь в случае разработки действительно эффективных асимметричных ответных мер на создание НПРО. В случае успешной разработки в России действенных ответных мер на создание НПРО США, способных при необходимости полностью нейтрализовать эту систему или обеспечить ее гарантированное преодоление, процесс дальнейшего сокращения ракетно-ядерных потенциалов России и США может быть продолжен и доведен до уровня примерно 600-800 ядерных боеголовок для каждой из сторон при перспективе дальнейшего сокращения и этих потенциалов до уровней, при которых они уже не будут представлять серьезную угрозу существованию человеческой цивилизации.
Радикальное сокращение ракетно-ядерного потенциала для России может иметь и большое экономическое значение благодаря сопутствующему ему значительному снижению потребных ассигнований на восполнение и поддержание в состоянии готовности к применению этого потенциала. При этом не исключено, что упомянутое выше возможное снижение затрат может оказаться сопоставимым с потребными ассигнованиями на разработку ответных мер для противодействия НПРО США, что может значительно облегчить задачу разработки таких мер.
Целесообразно также предложить США переориентироваться с одностороннего создания стратегической системы ПРО на создание совместно с Россией и с другими заинтересованными странами мирового сообщества, например со странами Европейского союза, единой системы ПРО, предназначенной, прежде всего для отражения возможных ядерных атак со стороны международных террористических и экстремистских формирований, а также для обеспечения информационной и управляющей составляющих антитеррористической деятельности. При создании такой системы международные террористические организации могут оказаться под своеобразным пространственно-временным "колпаком", способствующим нейтрализации их преступных устремлений.
Единая система НПРО может создаваться и в стратегическом варианте, так как в перспективе нельзя исключать вероятность того, что отдельные непредсказуемые государства или группы государств будут обладать способностью нанесения массированных ракетно-ядерных ударов, защититься от которых Россия, США и другие участники разработки единой системы ПРО могли бы под "общим зонтиком". Однако создание единой стратегической системы ПРО возможно лишь при установлении между всеми участниками разработки этой системы достаточного уровня доверия и действительно партнерских отношений. Для установления таких отношений необходимо прежде всего сосредоточить совместные усилия на решении задач, объединяющих наши страны, например на борьбе с международным терроризмом, а также исключить возможность возникновения на фоне этих отношений "темных пятен", в частности таких, как события в Ираке, расширение НАТО на восток, стремление США к одностороннему развертыванию стратегической системы ПРО и др.
Если США все же пойдут по пути одностороннего создания стратегической системы ПРО, то тогда "спасти мир" от полной дестабилизации всей существующей системы обеспечения мировой безопасности сможет разве что только Россия, если создаст "сдерживающий потенциал", способный нейтрализовать военные и политические преимущества, которые США могут получить в результате одностороннего создания стратегической системы ПРО.