Военно-морской флот является видом Вооруженных сил Российской Федерации. Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ РФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам, уничтожать группировки флота в море и на базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.
Состав и техническое оснащение ВМФ должны оцениваться и содержаться исходя из национальных интересов государства в Мировом океане. XXI век закономерно получил от ученых и аналитиков название "века океанов", который неизбежно станет началом новой эры глобального научно-технического и промышленного освоения Мирового океана. И Россия должна быть к этому готова. Практически все развитые страны мира открыто стремятся закрепить за собой влияние в перспективных морских и океанских районах.
Россия по географическому положению, совокупности экономических, политических и военных интересов - великая морская держава. Это объективная реальность, с которой россиянам и мировому сообществу придется считаться сейчас и в будущем. Интересы России в Мировом океане, требующие защиты, обширны, стабильны и постоянны вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры. В противном случае Россия рискует остаться вдалеке от освоения перспективных экономических районов в Мировом океане - ее туда просто не пустят. Так сложилось исторически, что Россия или должна быть великой державой, или она не сможет остаться в существующих размерах и статусе.
Итоги заседания Морской коллегии, проведенной председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым в июле с.г. в Архангельске, показывают, что Россия в очередной раз подтвердила серьезность своих намерений восстановить статус великой морской державы, имеющей свои интересы на просторах Мирового океана.
СОСТАВ ВМФ
Согласно опубликованным в открытой российской печати данным, Военно-морской флот Российской Федерации состоит из морских стратегических ядерных сил - МСЯС (в их состав входят атомные подводные лодки с баллистическими ракетами) и сил общего назначения. Последние представлены в виде родов сил ВМФ, соединений и частей специальных войск и тыла. Рода сил: подводные силы, надводные силы, морская авиация (наземного и корабельного базирования), береговые войска (морская пехота, береговые ракетно-артиллерийские части и части береговой обороны), а также тыл ВМФ.
Специальные войска ВМФ состоят из разведывательных, морских инженерных, химических, связи, противодиверсионных, радиотехнических, радиоэлектронной борьбы, технического обеспечения, поисково-спасательных, гидрографических частей и подразделений.
В составе Военно-морского флота РФ числятся четыре оперативно-стратегических объединения: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также имеется несколько отдельных флотилий. Боевой состав российского флота насчитывает более 300 кораблей 1-го, 2-го и 3-го рангов, включая ракетные катера и подводные лодки. Кроме того, имеются другие различные суда, в том числе и суда вспомогательного флота.
Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли, морская ракетоносная и противолодочная авиация.
Основу Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии составляют многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.
В принципе состав сил, носителей и всех обеспечивающих структур, воплощающих в себе так называемый "облик ВМФ", обуславливается поставленными перед ними задачами и определяются соответствующими планирующими и доктринальными документами. В настоящее время основными такими документами являются:
План строительства и развития Военно-морского флота на 2001-2005 гг.;
Основы политики Российской Федерации на период до 2010 г.;
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.;
федеральная целевая программа "Мировой океан".
Их правовой основой являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации и принятые ею международные обязательства в области морской деятельности.
МСЯС
Морские стратегические ядерные силы ВМФ являются компонентой стратегических ядерных сил (СЯС) России, составляя до 38% от их совокупного потенциала. В настоящее время все атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) находятся только в боевом составе Северного (около 80% общего количества ПЛАРБ) и Тихоокеанского флотов. В разной степени боеготовности остались 4 единицы проекта 941/941У "Тайфун", 7-8 единиц проекта 667БДРМ "Дельта-III"" и 7 единиц "Дельта-IV".
В среднесрочной перспективе (10-15 лет), видимо, следует ожидать вывода из боевого состава всех ПЛАРБ. Хотя ввиду значительного срока службы списывать большую их часть придется уже в ближайшие 5-10 лет.
В конце прошлого века военно-политическое руководство России утвердило программу развития морских стратегических ядерных сил страны до 2010 г. Она состоит из двух этапов, основной задачей которых является поддержание и дальнейшее развитие МСЯС России.
Первый этап (2000-2005 гг.) предусматривает проведение мероприятий по поддержанию боевой готовности существующей группировки морской компоненты российских СЯС и введение в строй головной ПЛАРБ проекта 955 ("Юрий Долгорукий") с баллистическим ракетным комплексом нового поколения "Булава-30". Реализация мероприятий первого этапа позволит сохранить ядро нынешней группировки МСЯС, состоящей преимущественно из кораблей проекта 667 БДРМ, обеспечив их функционирование в течение полного жизненного цикла, то есть до 2016 г.
В ходе второго этапа программы (2006-2010 гг.) планируется развернуть серийное строительство подводных ракетоносцев с межконтинентальной твердотопливной БРПЛ комплекса "Булава-30", а также поддерживать эту группировку в боевой готовности, при этом наличие в составе ВМФ России атомных подводных ракетоносцев четвертого поколения позволит отечественным МСЯС преодолевать систему ПРО любого государства, в том числе и США, ведущих работы по созданию новейшей системы противоракетной обороны.
Подводные силы российского ВМФ в своем боевом составе имеют атомные и неатомные подводные лодки (ПЛ) различных классов и типов, за исключением входящих в МСЯС ПЛАРБ и подводных лодок специального назначения. Атомные подводные лодки сведены в дивизии, а дизель-электрические ПЛ - в бригады подводных лодок.
К началу 2004 г. к числу боеготовых относились атомные подводные ракетные крейсера проекта 949А ("Оскар-II"), атомные многоцелевые подводные лодки (АПЛ) проектов 971/971У ("Акула"), 671РТМ/671 РТМК ("Виктор-III"), а также проекта 945/945А ("Сиерра 1/11"), атомные подводные лодки специального назначения (опытные, исследовательские и для проведения специальных операций).
Перспективными планами военно-морского строительства России предусматриваются ввод в строй находящихся в стадии строительства нескольких АПЛ "Акула" (пока в боевом составе находятся 13 таких атомоходов), а также постройка серии вооруженных крылатыми ракетами атомных подводных лодок нового типа - проекта 885 ("Северодвинск"). Эта АПЛ должна заменить находящиеся в боевом составе подводные ракетные крейсера проекта 949 и атомоходы семейства проектов 671, став основной многоцелевой системой подводных сил ВМФ РФ, способной решать широкий круг задач.
Неатомные подводные лодки представлены в настоящее время только дизель-электрическими ПЛ проекта 877 различных модификаций, которых в боевом составе ВМФ РФ насчитывается до 20 единиц, а также одной ДЭПЛ проекта 636. Подводные лодки обоих типов являются на сегодня не только лучшими отечественными ПЛ, но и одними из лучших кораблей своего класса в мире.
Перспективной программой строительства подводных лодок данного класса для ВМФ РФ является ввод в боевой состав ПЛ проекта 677. Головной корабль "Санкт-Петербург" уже длительное время находится в завершающей стадии постройки на ФГУП "Адмиралтейские верфи".
НАДВОДНЫЕ СИЛЫ
Надводные силы ВМФ РФ состоят из авианосных кораблей, крейсеров, эсминцев, больших противолодочных (БПК) и сторожевых (СКР) кораблей. К ним можно отнести и малые противолодочные корабли (МПК). В боевом составе флота имеется лишь один тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Надводных кораблей класса "крейсер" в России осталось только пять: три ракетных крейсера проекта 1164 (по одному на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах), один проекта 1134 "Керчь" и один тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта 11442 "Петр Великий", базирующийся на базе Североморск. Еще один корабль, ТАРКР "Адмирал Нахимов", можно считать "условно боевым", в то время как находящийся на Дальнем Востоке ТАРКР "Адмирал Лазарев" уже "скорее мертв, чем жив".
Вместе с тем время таких кораблей уже безвозвратно ушло. Они уступают место более приспособленным к реалиям современной военно-политической обстановки и задачам на море эсминцам, оснащенным преимущественно ракетным оружием различного назначения, а также противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетными комплексами.
В боевом составе российских ВМФ имеется не более 10 эсминцев проекта 956/956А типа "Современный", большой противолодочный корабль проекта 11551 "Адмирал Чабаненко", 9 БПК проекта 1155, 2 БПК проекта 61А/МП-"Сметливый" и "Сдержанный", до 10 СКР проекта 1135 и его модификации (не считая кораблей, входящих в боевой состав морских частей Погранвойск ФСБ).
В декабре 2001 г. на санкт-петербургском ОАО "Северная верфь" состоялась торжественная церемония закладки сторожевого многоцелевого корабля ближней морской зоны "Стерегущий" - головного в серии кораблей проекта 20380. Предполагается, что таких кораблей будет построено около двух десятков. Сдача головного корабля для ВМФ РФ запланирована на 2005 год. Второй корабль этого проекта, названный "Сообразительный", заложен в мае 2003 г. Строительство серии кораблей данного проекта рассматривается в качестве комплексной программы, направленной на организацию новой системы базирования кораблей, подготовки их экипажей, а также осуществления материально-технического и продовольственного обеспечения.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ
Важнейшей составляющей ВМФ является вспомогательный флот - буксиры, танкеры, гидрографические, разведывательные и другие суда. В составе вспомогательного флота имеется около 500 судов обеспечения, но только менее половины из них находится в состоянии "эксплуатационной готовности". Срок службы до 15 лет имеют около 20% судов, срок более предельного - более 50%.
Новые корабли вспомогательного флота не поступают более 10 лет, хотя по Корабельной программе ВМФ (до 2020 г.) в этом составе необходимо иметь не менее 200 морских и 200 рейдовых судов. Планы ремонтов судов обеспечения систематически не выполняются. Многократное продление межремонтных сроков, невыполнение целого ряда задач по объему ремонтных работ ведут к повышенному износу всех механизмов и корпусных конструкций, ускоряют вывод судов из строя, исключают их аварийную эксплуатацию.
Свыше 80% судов вспомогательного флота, имеющих 2-3 продленных межремонтных срока, не отвечают требованиям Морского регистра России, предъявляемым к обеспечению безопасности мореплавания, и не имеют права на выход в море. Из-за отсутствия второго дна в местах расположения грузовых танков танкеры ВМФ не обладают правом захода в иностранные порты и прохода международными проливами. К 2010 г. 100% судов вспомогательного флота перестанут соответствовать требованиям Морского регистра России к безопасности мореплавания, если не будут выделяться необходимые финансовые средства на проведение их ремонта.
В случае непринятия соответствующих мер по строительству и восстановлению вспомогательного флота, полноценное обеспечение российских боевых кораблей в Мировом океане станет проблематичным.
БАЗИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И СОХРАНЕНИЕ
Система базирования флота оказывает решающее влияние на выполнение стоящих перед ВМФ задач. Если на Северном и Тихоокеанском флотах эта система обеспечивает функционирование данных флотов, то на Черном и Балтийском морях она не в состоянии обеспечить российским флотам выполнение оперативно-стратегических задач в полном объеме.
В Прибалтике Россия потеряла свыше 500 км побережья и важнейшие пункты базирования флота. Оставшиеся у России Калининград и Балтийск представляют в сложившихся условиях хоть и крупные, но все-таки передовые пункты базирования флота. Кроме баз и полосы побережья за границей осталась большая часть аэродромной сети авиации ВМФ и ВВС на Балтике, оказались существенно нарушены системы наблюдения, разведки, управления и связи, тылового обеспечения и судоремонта.
На Черноморском флоте оставшаяся в совместном ведении с Украиной военно-морская база Севастополь уже не в состоянии выполнять роль главного места базирования российского флота на Черном море. Поэтому в настоящее время ускоренными темпами идет создание в Новороссийске развитой инфраструктуры базирования, управления, связи и тыла для придания данному району статуса главной военно-морской базы российского Черноморского флота.
Строительство и сохранение корабельного состава условно можно разделить на два взаимоувязанных направления.
Первое - сохранение в составе флота на максимально возможный срок службы те корабли, которые у нас есть. Сегодня налаживается система их ремонта. В перспективе - переход к модернизации кораблей под новые комплексы оружия. При обеспечении кораблей необходимым ремонтом можно сохранить действующую группировку крупных надводных кораблей на период до 2015-2020 гг. без существенных сокращений.
Второе - поэтапное строительство головных, а затем серийных кораблей, начиная с малых кораблей.
Первенцем российского нового надводного кораблестроения является корвет - новый многоцелевой корабль ближней морской зоны, сочетающий в себе качества противолодочных и ракетных кораблей.
На следующем этапе для действий в дальней морской зоне планируется строительство нового многоцелевого фрегата, способного решать как противолодочные, так и ударные задачи. Серия этих кораблей пойдет за корветом.
Следом за фрегатом планируется развернуть серийное строительство нового многоцелевого эсминца - корабля океанской зоны. Это произойдет не раньше чем через десять лет, заявил Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов.
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ
Морская авиация входит в структуру ВВС и ПВО отечественного ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой. В ее составе насчитывается около 400 самолетов и вертолетов.
Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам. Стратегическая авиация представлена дальними ракетоносцами Ту-22М и Ту-22К. Истребители и штурмовики берегового базирования включают самолеты МиГ и Су различных модификаций. Для ведения разведки и борьбы с подводными лодками имеются самолеты Су-24МР, Ту-95РЦ, Ту-22Р, Бе-12, Ил-38, Ту-142, А-40 "Альбатрос" и др.
Палубная авиация в вооруженной борьбе на море предназначена для уничтожения авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведения тактической разведки и выполнения других боевых задач. В ВМФ РФ имеется один корабельный истребительный полк, базирующийся на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Этот авиаполк вооружен самолетами четвертого поколения Су-33. С подготовкой летчиков данного полка имеются проблемы. Во-первых, полигон взлетно-посадочных систем "Нитка", используемый для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки, находится на территории Украины (аэродром Саки). Руководство вооруженных сил этого государства с 2003 г. не всегда допускает наших летчиков к выполнению тренировок. Вторая серьезная проблема заключается в том, что наш единственный авианесущий крейсер находится в ремонте, поэтому летчики не имеют возможности тренироваться с палубы корабля и соответственно не имеют требуемого налета.
Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражения атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет. Неся на себе ракеты класса "воздух-поверхность" и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров. В составе ВМФ числятся многоцелевые, боевые и противолодочные вертолеты палубного и корабельного базирования, а также транспортно-поисковые и радиолокационного дозора преимущественно марки Ка и Ми различных модификаций.
БЕРЕГОВЫЕ ВОЙСКА
Береговые войска ВМФ России включают морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские части и части береговой обороны.
Морская пехота включает дивизию морской пехоты Тихоокеанского флота, бригады морской пехоты на Северном, Балтийском и Черноморском флотах, а также на Каспийской флотилии, отдельные части и подразделения центрального подчинения. Командование ВМФ приняло решение перейти на новую организационно-штатную структуру этого рода сил. В соответствии с принятым решением новая оргштатная структура предусматривает, что каждая рота, каждый батальон морской пехоты должны выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно, подчас в отрыве от основных сил, поэтому в батальонах морской пехоты имеются своя артиллерия, свой минометный взвод, подразделения связи, что фактически превращает батальон в этакую самостоятельную боевую единицу.
Самой большой по численности и наиболее укомплектованной вооружением и военной техникой на сегодняшний день является Каспийская бригада морской пехоты. Ее батальоны на ротационной основе постоянно выполняют задачи в Чеченской Республике. Другие соединения морской пехоты вооружением и военной техникой укомплектованы недостаточно. Поэтому их боевой потенциал находится на низком уровне. Так, например, в тихоокеанской дивизии был сокращен танковый полк, отсутствует плавающая бронетехника с мощным ракетно-артиллерийским вооружением.
После снятия с вооружения морской пехоты плавающего танка ПТ-76 в бригадах остались только бронетранспортеры БТР-80, вооруженные лишь крупнокалиберными пулеметами и МТ-ЛБ - только легкобронированная техника, способная высаживаться с десантных кораблей на плаву и вести на плаву огонь. Имеющиеся на вооружении морской пехоты танки Т-80БВ и самоходные артустановки "Гвоздика" с мощным дальнобойным вооружением способны высаживаться только на упор, то есть тогда, когда уже захвачен передовой плацдарм. Большая часть легкой бронетехники выработала свой ресурс и чрезвычайно изношена, а новая техника в войска не поступает.
Проблема повышения боевого потенциала соединений морской пехоты требует быстрейшего решения. Одним из направлений решения данной проблемы является модернизация плавающего танка ПТ-76 и возвращение его в строй.
Береговые ракетно-артиллерийские части и части береговой обороны предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны на побережье создаются береговые укрепления.
Эти части имеют те же проблемы что и морская пехота: чрезмерно сокращенная численность и устаревшие техника и вооружение. Поступление мобильных береговых ракетных комплексов (БРК) "Бал" планируется не ранее 2005 г. БАК "Берег" уже начали поставляться в ограниченном количестве в Береговые войска ВМФ. Основное предназначение этих двух систем - борьба с надводными кораблями и транспортами противника.
В целом оснащение Береговых войск ВМФ такими новыми системами, как БРК "Бал", БАК "Берег" и перспективным БРК "Бастион" с противокорабельными ракетами "Оникс" позволит существенно повысить их боевой потенциал и повысить безопасность морского побережья России.
ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС
Состояние и лицо флота определяет его личный состав, и в первую очередь офицерский корпус. Основа знаний морского офицера закладывается в военно-морских учебных заведениях. В последующем только на практике вырабатывается профессионализм офицера. Произошедшее в последнее десятилетие значительное сокращение выхода кораблей в море неизбежно привело к сокращению морской практики офицерским составом. Более всего это отразилось на подготовленности командиров всех степеней, а также вахтенных офицеров и офицеров-операторов корабельных боевых расчетов. Сложившаяся негативная ситуация частично была разрешена за счет широкого внедрения в военно-морских учебных заведениях, на флотах и флотилиях компьютерных форм обучения. Здесь следует, к сожалению, констатировать тот факт, что после распада СССР был потерян учебный центр подготовки подводников в Палдиски (Прибалтика), а в процессе реформирования ВМФ сокращен учебный центр на Дальнем Востоке (в Комсомольске-на-Амуре).
Однако без фактических выходов в море ни один, даже самый современный тренажер не дает личному составу уверенных навыков боевого применения оружия и технических средств, не заменит влияние морской практики. В последние два года боевой жизни флота интенсивность оперативной и боевой подготовки объединений и соединений флотов возросла. Корабли Черноморского и Тихоокеанского флотов выполнили многомесячный поход в Индийский океан. Маневры Балтийского и Северного флотов, проведенные в феврале этого года, явились значительным событием оперативной и боевой подготовки ВМФ. За ходом этих маневров наблюдали президент России Владимир Путин и президент Польши Александр Квасьневский, а также военные представители семи иностранных государств. Осуществлен выход кораблей в море и на других флотах и направлениях. В настоящее время, когда ВМФ переходит на профессиональную основу, как никогда важно, по каким критериям будет осуществляться подбор и воспитание молодых офицеров.
Анализ степени укомплектованности ВМФ старшинами, сержантами и матросами по призыву показывает, что происходит неуклонное снижение не только количества, но и качества призываемых на флот ресурсов, что неизбежно отражается на состоянии боеготовности кораблей и частей. В силу низкого образовательного уровня призываемого контингента меры, принимаемые по улучшению специальной морской подготовки военнослужащих срочной службы, дают незначительные результаты и кардинально обстановку изменить не могут. Юноше-призывнику с низким уровнем образования просто невозможно за полтора-два года достичь необходимой степени профессиональной подготовки, и поэтому для него, не обладающего ни знаниями, ни опытом, корабль даже в бытовом отношении становится источником постоянной опасности.
Повышение профессионализма старшин и матросов возможно двумя путями: переход к комплектованию этих должностей военнослужащими по контракту или увеличение срока службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Военно-политическим руководством России принят первый вариант. На сегодня укомплектованность должностей старшин и матросов военнослужащими, проходящими на флоте службу по контракту, в среднем составляет 26%, а должностей командиров отделений - более 36% штатной численности. Данные проценты показывают, что переход на контрактный способ комплектования рядовых должностей проходит медленно, а поэтому кардинально повлиять на ситуацию пока еще не удалось.
При комплектовании ВМФ России военнослужащими, как офицерским, так и рядовым составом по контракту, выявилось множество проблем. Главными из них являются неудовлетворительный уровень денежного содержания, социальная неустроенность, да и несовершенство нормативно-правовой базы. Принимаемые в последние два-три года федеральные законы, особенно по отмене льгот военнослужащих и замене их деньгами, вызывают неуверенность контрактников в будущем.
ВЫВОДЫ
Подводя итог анализу современного состояния и перспектив дальнейшего развития ВМФ России, можно отметить следующее.
Во-первых, наша страна не является государством-анклавом и имеет выходы к морю на всех направлениях: огромное по протяженности побережье на севере и востоке, выходы к отдельным морям на западе (Балтийское море) и юге (Черное и Каспийское моря). Отсутствие сильного Военно-морского флота, даже при наличии хорошо оснащенных Сухопутных войск и ВВС, позволит противнику безнаказанно наносить удары по России с морских направлений, не ожидая при этом, что ВМФ РФ будет нарушать его морские и океанские коммуникации и, в свою очередь, наносить удары по его территории с моря. Кроме того, без сильного ВМФ вряд ли станет возможным защита национальных интересов России в Мировом океане.
Во-вторых, российский ВМФ требует значительных ассигнований для создания и постановки на вооружение новых современных образцов вооружения и военной техники и поддержания их в боеготовом состоянии. По приблизительным оценкам, на содержание флота выделялось не более 14% бюджета Министерства обороны, что нельзя назвать достаточным.
В-третьих, в настоящее время в России приняты нормативные правовые акты, планирующие и доктринальные документы по строительству отечественного ВМФ, осуществляется кораблестроительная программа. Так, за последние два года ВМФ были переданы многоцелевая АПЛ "Гепард" (Северный флот), сторожевой корабль "Татарстан" (Каспийская флотилия), несколько малых кораблей и катеров различного назначения. В дополнение к этому завершились ремонт и модернизация на нескольких надводных кораблях и подводных лодках. Кроме того, в разной степени готовности на верфях России находятся несколько кораблей, в том числе и новых типов: головная ПЛАРБ "Юрий Долгорукий" (Северодвинск), головная многоцелевая АПЛ "Северодвинск", первые два корабля типа "Стерегущий" (Санкт-Петербург) и т.д. Реализация вышеозначенной программы позволит ВМФ РФ в некоторой степени обновить свой корабельный состав, поддерживать и далее на должном уровне боеготовность частей и соединений. Если флотские программы не будут нормально финансироваться, то российский ВМФ так и не сможет стать реальным средством защиты интересов государства в Мировом океане.
В-четвертых, боеготовность ВМФ РФ продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Прежде всего благодаря основанному на воинских традициях России патриотизму матросов, старшин, мичманов и офицеров, их желанию посвятить жизнь служению своему народу, своей стране. Не последнюю роль играет и сохранившийся по сей день высокий уровень профессиональной подготовки личного состава. Требуется лишь принятие соответствующих мер по успешному комплектованию сил флота личным составом на контрактной основе.