0
1590
Газета Концепции Интернет-версия

11.02.2005 00:00:00

Не так страшна НПРО, как ее развертывают

Александр Горшков

Об авторе: Александр Федорович Горшков - независимый обозреватель, капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: сша, нпро


Стартом развертывания НПРО (системы национальной противоракетной обороны), данным Бушем в сентябре 2003 года, стало публичное заявление президента США. В своем выступлении Буш объявил о решении с октября текущего года приступить к реализации программы по созданию системы национальной противоракетной обороны. Предполагалось начать "первоначальное оперативное развертывание" (deployment) - развертывание подразделений, систем и частей НПРО, способных решать задачи по отражению ракетных угроз, требующих немедленного реагирования. По признанию многих американских специалистов, на тот момент вряд ли можно было говорить не только о готовности НПРО к развертыванию.

Надо отметить, что развертывание планировалось произвести в два этапа. Первый этап (так называемая I очередь) приходился на 2004-2005 годы, когда развертываются компоненты НПРО наземной и морской конфигурации (т.н. компоненты первого, или верхнего, эшелона). К ним относятся такие ЗРК (зенитный ракетный комплекс), как "Пэтриот" (РАС-III), усовершенствованный "Пэтриот-2М" (РАС-II), "Иджис-Стандарт-II" и др. Во II очередь (2005-2008 (2010) гг.) предполагалось развернуть 20 наземных боевых ракет-перехватчиков нового типа BV-PLUS/HPBV, боеготовые элементы армейской высотной системы ПРО THAAD, первые 1-2 самолета авиационной лазерной системы ПРО (ABL) и т.д. Известно, впрочем, что наземный компонент НПРО не был готов к оперативному развертыванию (даже по состоянию на 2004 г.), поскольку не имел еще боевых ракет-перехватчиков.

Решение приступить к развертыванию при явной неготовности системы указывает на ряд причин, по которым оно все же было принято. С одной стороны, это можно объяснить стремлением Буша выполнить свое предвыборное обещание, прозвучавшее в 2000 году, о развертывании НПРО к 2005 году. В таком случае заявление воспринимается как часть начавшейся избирательной кампании по подготовке к президентским выборам 2004 года. К тому же главным вопросом на повестке дня выборов должен был стать вопрос о втором президентском сроке. Поэтому президент был обязан, с точки зрения американских избирателей, представить положительный результат своей деятельности в сфере обороны и тем самым надеяться на широкую политическую поддержку накануне выборов.

Но есть и другое объяснение, согласно которому решение о развертывании НПРО в гораздо большей степени, нежели целям избирательной кампании, соответствовало стратегической линии США на дальнейшее укрепление ведущих военно-стратегических позиций страны в рамках расширяющегося блока НАТО.

Решение о развертывании было принято еще в конце 2002 года. Тогда же руководством США решено было приступить к подготовке проведения в ближайшие год-полтора военной операции по ликвидации режима Саддама Хусейна в Ираке. Это совпадение по времени не случайно. Очевидна тесная взаимосвязь между этими двумя событиями, а именно подчиненность единой задаче - укрепления ведущих военно-стратегических позиций Соединенных Штатов.

Начальный этап оперативного развертывания НПРО США осуществлялся преимущественно на Ближнем Востоке - на территории Израиля, Кувейта и Турции, а также в восточной части Средиземного моря и в зоне Персидского залива. Развертывание началось именно с этих территорий не случайно.

Дело в том, что начало развертывания НПРО совпало - по замыслу и по времени - с началом формирования группировки ОВС (Объединенных Вооруженных сил) США (конец 2002 - начало 2003 г.) для проведения военной операции в Ираке. Группировки войск США, а также военные объекты, расположенные в союзных с США странах региона - Израиле, Турции, Кувейте, Саудовской Аравии, Иордании, - нуждались в прикрытии средствами ПВО от возможных ударов авиации и БРСД (баллистических ракет средней дальности) Ирака в ходе войны.

Важным этапом проверки оперативной готовности сил и средств НПРО к военной операции против Ирака на ближневосточном театре стали израильско-американские учения "Джунипер-Кобра". На учениях применялся созданный совместными усилиями Израиля и США израильский противоракетный комплекс "ARROW-II". По оценке зарубежных обозревателей, эти учения явились кульминацией многомесячных мероприятий (ноябрь 2002 - февраль 2003 г.) по подготовке средств ПРО Израиля и США к боевым действиям на Ближнем Востоке.

20 марта 2003 года началась военная операция "Шок и трепет": Ирак был объявлен "очагом терроризма", а также одной из "проблемных стран", якобы располагающих ОМП (оружием массового поражения), ХБРО (химическим бактериологическим радиологическим оружием). По замыслу руководства США "короткая победоносная война" с Ираком должна была усилить глобальные позиции страны на международной арене, чему способствовало формирование (под флагом "глобальной войны с терроризмом") международной коалиции во главе с США.

По замыслу руководства США победоносная война должна была подтвердить целесообразность и эффективность глобальной системы НПРО для обеспечения национальной безопасности страны. Тем самым рассеять сомнения конгрессменов и простых американцев в целесообразности и эффективности НПРО против будущих ракетных угроз высоких технологий.

Процессу создания и развертывания реальных сил и средств эффективной НПРО/ПРО ТВД США изначально планировалось придать глобальный размах. Безусловно, это требовало огромных финансовых и материальных затрат. Президент и контролируемый правящей республиканской партией Конгресс постоянно увеличивали военные расходы, в том числе на реализацию долгосрочной программы НПРО США. Так, за 2001-2003 годы консолидированный бюджет программы НПРО составлял 7,9-8,0 млрд. долл. в год при установленном "потолке" расходов на программу порядка 27-30 млрд. долл. В 2005 году решением Сената бюджет НПРО был увеличен почти на 6 млрд. при установленном потолке на уровне 47,2 млрд. долл.

Нововведение было инициировано министром обороны США в феврале 2002 года в ответ на инцидент, связанный с перерасходованием на 25% бюджетных средств по 12 ключевым военным программам, реализуемым по планам трансформации ВС США в "силы XXI века". Согласно поправке сенаторов Нанн-Маккурди к закону о бюджете, в случае превышения расходов на производство и закупку по программам вооружений более чем на 25%, министр обороны обязывался представить Конгрессу объяснения причин перерасхода и обоснования необходимости продолжения финансирования. Кроме того, министр также должен был доказать значимость программы для национальной безопасности. В противном случае финансирование программ автоматически приостанавливалось или прекращалось.

В итоге Рамсфелд принял решение консолидировать в едином бюджете НПРО 60 млрд. долл., ранее выделенных на НПРО и распределенных по многочисленным программам противоракетной обороны.

На фоне мероприятий по оперативному развертыванию НПРО/ПРО ТВД США в политических и экспертных кругах США развернулась острая полемика по программе НПРО и ее перспективах. Прежде всего необходимо отметить серьезное сомнение в способности Агентства НПРО США и промышленности страны создать в заявленные временные сроки с разумными материально-финансовыми затратами и заявленными боевыми характеристиками работоспособную и эффективную НПРО против возможных ракетных угроз.

Основной аргумент "активных скептиков" состоит в том, что до сих пор ни один из элементов создаваемой системы НПРО, включая ракеты-перехватчики и подсистемы разведки, не подвергался испытаниям в реальных боевых условиях. По оценкам американских ученых, НПРО в нынешнем виде способна защищать от одиночных ракетных ударов лишь Аляску, западное (тихоокеанское) побережье страны и некоторые объекты/группировки ВС США на Ближневосточном и Дальневосточном ТВД от ограниченных ракетных ударов со стороны Северной Кореи или Китая.

Таким образом, заявление Буша о готовности страны приступить к развертыванию НПРО было преждевременным. Такое решение параллельно с установкой на войну с Ираком преследовало цель дальнейшего укрепления военно-стратегических позиций США и в то же время наносило ущерб долгосрочным планам развития программы НПРО.

Темпы развития НПРО и ее основных компонентов не дают оснований, по мнению экспертов, ожидать, что она в обозримой перспективе превратится в действительно глобальную систему, способную обезопасить Соединенные Штаты и их союзников от реальных угроз со стороны современных, а тем более перспективных БР (МБР/БРПЛ/КР СН) (межконтинентальных баллистических ракет / боевых ракетных подводных лодок / крейсеров стратегического назначения) высоких технологий. А отсутствие полностью обоснованной и утвержденной программы создания НПРО, отсутствие графика оперативного развертывания главных ее компонентов - все это приводит к тому, что в умах политического и военного руководства, разработчиков НПРО царит "хаос" относительно перспектив и конкретных направлений строительства и использования будущей системы НПРО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1698
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3657
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2708
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2214

Другие новости