Стартом развертывания НПРО (системы национальной противоракетной обороны), данным Бушем в сентябре 2003 года, стало публичное заявление президента США. В своем выступлении Буш объявил о решении с октября текущего года приступить к реализации программы по созданию системы национальной противоракетной обороны. Предполагалось начать "первоначальное оперативное развертывание" (deployment) - развертывание подразделений, систем и частей НПРО, способных решать задачи по отражению ракетных угроз, требующих немедленного реагирования. По признанию многих американских специалистов, на тот момент вряд ли можно было говорить не только о готовности НПРО к развертыванию.
Надо отметить, что развертывание планировалось произвести в два этапа. Первый этап (так называемая I очередь) приходился на 2004-2005 годы, когда развертываются компоненты НПРО наземной и морской конфигурации (т.н. компоненты первого, или верхнего, эшелона). К ним относятся такие ЗРК (зенитный ракетный комплекс), как "Пэтриот" (РАС-III), усовершенствованный "Пэтриот-2М" (РАС-II), "Иджис-Стандарт-II" и др. Во II очередь (2005-2008 (2010) гг.) предполагалось развернуть 20 наземных боевых ракет-перехватчиков нового типа BV-PLUS/HPBV, боеготовые элементы армейской высотной системы ПРО THAAD, первые 1-2 самолета авиационной лазерной системы ПРО (ABL) и т.д. Известно, впрочем, что наземный компонент НПРО не был готов к оперативному развертыванию (даже по состоянию на 2004 г.), поскольку не имел еще боевых ракет-перехватчиков.
Решение приступить к развертыванию при явной неготовности системы указывает на ряд причин, по которым оно все же было принято. С одной стороны, это можно объяснить стремлением Буша выполнить свое предвыборное обещание, прозвучавшее в 2000 году, о развертывании НПРО к 2005 году. В таком случае заявление воспринимается как часть начавшейся избирательной кампании по подготовке к президентским выборам 2004 года. К тому же главным вопросом на повестке дня выборов должен был стать вопрос о втором президентском сроке. Поэтому президент был обязан, с точки зрения американских избирателей, представить положительный результат своей деятельности в сфере обороны и тем самым надеяться на широкую политическую поддержку накануне выборов.
Но есть и другое объяснение, согласно которому решение о развертывании НПРО в гораздо большей степени, нежели целям избирательной кампании, соответствовало стратегической линии США на дальнейшее укрепление ведущих военно-стратегических позиций страны в рамках расширяющегося блока НАТО.
Решение о развертывании было принято еще в конце 2002 года. Тогда же руководством США решено было приступить к подготовке проведения в ближайшие год-полтора военной операции по ликвидации режима Саддама Хусейна в Ираке. Это совпадение по времени не случайно. Очевидна тесная взаимосвязь между этими двумя событиями, а именно подчиненность единой задаче - укрепления ведущих военно-стратегических позиций Соединенных Штатов.
Начальный этап оперативного развертывания НПРО США осуществлялся преимущественно на Ближнем Востоке - на территории Израиля, Кувейта и Турции, а также в восточной части Средиземного моря и в зоне Персидского залива. Развертывание началось именно с этих территорий не случайно.
Дело в том, что начало развертывания НПРО совпало - по замыслу и по времени - с началом формирования группировки ОВС (Объединенных Вооруженных сил) США (конец 2002 - начало 2003 г.) для проведения военной операции в Ираке. Группировки войск США, а также военные объекты, расположенные в союзных с США странах региона - Израиле, Турции, Кувейте, Саудовской Аравии, Иордании, - нуждались в прикрытии средствами ПВО от возможных ударов авиации и БРСД (баллистических ракет средней дальности) Ирака в ходе войны.
Важным этапом проверки оперативной готовности сил и средств НПРО к военной операции против Ирака на ближневосточном театре стали израильско-американские учения "Джунипер-Кобра". На учениях применялся созданный совместными усилиями Израиля и США израильский противоракетный комплекс "ARROW-II". По оценке зарубежных обозревателей, эти учения явились кульминацией многомесячных мероприятий (ноябрь 2002 - февраль 2003 г.) по подготовке средств ПРО Израиля и США к боевым действиям на Ближнем Востоке.
20 марта 2003 года началась военная операция "Шок и трепет": Ирак был объявлен "очагом терроризма", а также одной из "проблемных стран", якобы располагающих ОМП (оружием массового поражения), ХБРО (химическим бактериологическим радиологическим оружием). По замыслу руководства США "короткая победоносная война" с Ираком должна была усилить глобальные позиции страны на международной арене, чему способствовало формирование (под флагом "глобальной войны с терроризмом") международной коалиции во главе с США.
По замыслу руководства США победоносная война должна была подтвердить целесообразность и эффективность глобальной системы НПРО для обеспечения национальной безопасности страны. Тем самым рассеять сомнения конгрессменов и простых американцев в целесообразности и эффективности НПРО против будущих ракетных угроз высоких технологий.
Процессу создания и развертывания реальных сил и средств эффективной НПРО/ПРО ТВД США изначально планировалось придать глобальный размах. Безусловно, это требовало огромных финансовых и материальных затрат. Президент и контролируемый правящей республиканской партией Конгресс постоянно увеличивали военные расходы, в том числе на реализацию долгосрочной программы НПРО США. Так, за 2001-2003 годы консолидированный бюджет программы НПРО составлял 7,9-8,0 млрд. долл. в год при установленном "потолке" расходов на программу порядка 27-30 млрд. долл. В 2005 году решением Сената бюджет НПРО был увеличен почти на 6 млрд. при установленном потолке на уровне 47,2 млрд. долл.
Нововведение было инициировано министром обороны США в феврале 2002 года в ответ на инцидент, связанный с перерасходованием на 25% бюджетных средств по 12 ключевым военным программам, реализуемым по планам трансформации ВС США в "силы XXI века". Согласно поправке сенаторов Нанн-Маккурди к закону о бюджете, в случае превышения расходов на производство и закупку по программам вооружений более чем на 25%, министр обороны обязывался представить Конгрессу объяснения причин перерасхода и обоснования необходимости продолжения финансирования. Кроме того, министр также должен был доказать значимость программы для национальной безопасности. В противном случае финансирование программ автоматически приостанавливалось или прекращалось.
В итоге Рамсфелд принял решение консолидировать в едином бюджете НПРО 60 млрд. долл., ранее выделенных на НПРО и распределенных по многочисленным программам противоракетной обороны.
На фоне мероприятий по оперативному развертыванию НПРО/ПРО ТВД США в политических и экспертных кругах США развернулась острая полемика по программе НПРО и ее перспективах. Прежде всего необходимо отметить серьезное сомнение в способности Агентства НПРО США и промышленности страны создать в заявленные временные сроки с разумными материально-финансовыми затратами и заявленными боевыми характеристиками работоспособную и эффективную НПРО против возможных ракетных угроз.
Основной аргумент "активных скептиков" состоит в том, что до сих пор ни один из элементов создаваемой системы НПРО, включая ракеты-перехватчики и подсистемы разведки, не подвергался испытаниям в реальных боевых условиях. По оценкам американских ученых, НПРО в нынешнем виде способна защищать от одиночных ракетных ударов лишь Аляску, западное (тихоокеанское) побережье страны и некоторые объекты/группировки ВС США на Ближневосточном и Дальневосточном ТВД от ограниченных ракетных ударов со стороны Северной Кореи или Китая.
Таким образом, заявление Буша о готовности страны приступить к развертыванию НПРО было преждевременным. Такое решение параллельно с установкой на войну с Ираком преследовало цель дальнейшего укрепления военно-стратегических позиций США и в то же время наносило ущерб долгосрочным планам развития программы НПРО.
Темпы развития НПРО и ее основных компонентов не дают оснований, по мнению экспертов, ожидать, что она в обозримой перспективе превратится в действительно глобальную систему, способную обезопасить Соединенные Штаты и их союзников от реальных угроз со стороны современных, а тем более перспективных БР (МБР/БРПЛ/КР СН) (межконтинентальных баллистических ракет / боевых ракетных подводных лодок / крейсеров стратегического назначения) высоких технологий. А отсутствие полностью обоснованной и утвержденной программы создания НПРО, отсутствие графика оперативного развертывания главных ее компонентов - все это приводит к тому, что в умах политического и военного руководства, разработчиков НПРО царит "хаос" относительно перспектив и конкретных направлений строительства и использования будущей системы НПРО.