Президент РФ Владимир Путин 25 апреля в Послании Федеральному Собранию указал на круг задач по укреплению безопасности государства. Несмотря на глобальное расширение международного сотрудничества, установление деловых и партнерских связей со многими странами мира, международное положение самой России не стало стабильным.
В течение 15 лет методически разваливалась основа государственной безопасности - российские Вооруженные силы. За это время бывшие союзники СССР и некогда входящие в его состав республики стали членами НАТО. В этот военно-политический блок активно стремятся Украина, Грузия и другие ближайшие соседи России. В Европе реально создается система коллективной безопасности без России. Не чем иным, кроме как новым антирусским походом, это назвать нельзя.
И хотя, по мнению военных экспертов, вероятность войны против России в настоящее время чрезвычайно мала, сосредоточение на наших границах иностранных военных баз, группировок войск не может не настораживать. Может быть, где-то уже тайно ведется проработка проблемы, как заставить наше государство, в том числе и с помощью военной силы, поступиться своими природными закромами. Об этих и других острейших проблемах откровенно говорили политики, военные и государственные чиновники.
СТРОИТЬ АРМИЮ ПО НОВОМУ ЗАКОНУ
Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров:
"Наличие и масштабы реально существующих угроз диктуют необходимость совершенствования безопасности Российской Федерации, формирования правового механизма противодействия новым вызовам, системы заблаговременного и оперативного предотвращения и нейтрализации угроз национальной безопасности. Мониторинг научной базы по этой важнейшей проблеме, который провела специально созданная в Совете Федерации рабочая группа, выявил отсутствие в ней целостности и системности по всем направлениям. С одной стороны, внутриведомственные научные разработки выступают инструментом организации деятельности конкретных органов власти. С другой, они являются причиной разрозненности научных исследований по проблемам национальной безопасности. Противоречие, двойное толкование и декларативность положений существующих законов по нацбезопасности препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению. Отдельные статьи Федерального закона о безопасности не в полной мере согласуются с Конституцией РФ, не отражают всех решаемых задач, содержащихся в одноименной Концепции, утвержденной Указом Президента РФ. Убежден, что сегодня назрела необходимость в разработке новых федеральных законов по этой важнейшей государственной проблеме, во внесении дополнений и изменений в действующее законодательство".
Советник председателя Совета Федерации РФ, бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Валерий Манилов:
"Новый закон о национальной безопасности должен быть прямого действия. В нем необходимо закрепить соответствующие механизмы для решения возникающих внешних и внутренних угроз нашему государству, а также персонифицированную ответственность государственных структур, должностных лиц за его соблюдение. Это системообразующий, базовый закон, и его следует разрабатывать вместе с другими законами, входящими в систему национальной безопасности. Так в 1993 году приняли Конституцию РФ. Мне тогда удалось вписать в этот основной наш закон строку о том, что Совет Безопасности формируется и функционирует в соответствии с законом. Однако сам Закон о Совбезе мы до сих пор не приняли. А он принципиально важен, так как методологически он второй после закона о национальной безопасности. Потому что этот государственный орган консолидирует все ветви власти в интересах нашей национальной безопасности. Без рассмотрения на Совете Безопасности не должно приниматься в стране ни одно важное политическое решение по суверенитету и территориальной целостности государства, оборонному бюджету и другие.
Следующим важнейшим документом в этой системе должен быть закон о военной организации российского государства. Нам удалось ввести в Концепцию нацбезопасности само понятие "военная организация государства", соединяющее в себе материальную и духовную стороны, идеологию. Только этого мало. Концепция - это как бы сотрясение воздуха. На практике это не руководящий документ. Поэтому мероприятия в сфере военной организации государства зачастую разрозненны, противоречивы, взаимоисключающи. Все это ведет к падению уровня нашей национальной безопасности".
Помощник Секретаря Совета Безопасности РФ Владимир Назаров:
"Необходимо законодательно определить структуру военной организации нашего государства, порядок и правила ее организации, снабжения и обеспечения войск. В целом, видимо, необходимо вести речь о разработке целевого федерального закона, регламентирующего все аспекты военного строительства. Отдельно в плане поддержания надежного уровня военной безопасности актуальным является вопрос о разработке закона о военном бюджете.
Кроме того, с нашей точки зрения, нужно скорректировать правовой статус Совета Безопасности и его аппарата с учетом реальной роли и места в современной системе обеспечения нацбезопасности. Этот закон должен давать возможность обеспечивать задачу качественного совершенствования всей системы нашей нацбезопасности, закрепить основы управления и обеспечения решения всех проблем в мирное время, в кризисных ситуациях, в период ведения военных действий. Должно быть предусмотрено долгосрочное стратегическое планирование. Это вопрос первостепенной важности".
Военный бюджет и федеральный закон
В настоящее время только Федеральный бюджет России, как закон, является основным источником финансирования национальной безопасности. Несоблюдение его способно в кратчайшие сроки разрушить самую надежную и передовую систему национальной обороны. В России военный бюджет отдельным документом не составляется и не утверждается. И это приводит к весьма негативным последствиям.
Наталья Лещишина, капитан юстиции, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета МО РФ:
"В настоящее время практически единственным официальным документом, отражающим финансирование военных намерений государства, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является федеральный бюджет, включая его закрытую часть. Нынешний действующий порядок финансирования ВС РФ, исходя из возможностей российского бюджета, к сожалению, направлен на установление жесткого уровня расходов на национальную оборону, отнюдь не на основе заявленных потребностей нашей военной организации. Минфин РФ, принимая во внимание прогнозы Минэкономразвития в отношении динамики валового внутреннего продукта и инфляции на планируемый бюджетный год, готовит проект бюджета со своими оценками возможного объема расходов на национальную безопасность. Но в конечном результате из-за всевозможных финансовых ограничений оказываются не обеспеченными финансовыми ресурсами утвержденные планы развития военной организации государства. Для решения данной проблемы целесообразно перейти к финансовому обеспечению нашего военного строительства на основе перспективного планирования, что позволит легче формировать проект государственного бюджета, распределять по временной составляющей финансирование различных направлений жизнедеятельности Вооруженных сил. В конечном счете, для решения всех возникших проблем в финансовом обеспечении национальной безопасности, в которой военная организация государства играет основную роль, требуется разработка федерального закона по военным расходам".
Александр Конотоп, первый заместитель председателя Военно-научного комитета Генерального штаба Вооруженных сил РФ:
"Сейчас представляется крайне необходимым на законодательном уровне поставить вопрос и добиться разработки прогнозов макроэкономических показателей на среднесрочные и долгосрочные перспективы, в том числе прогнозов средств, выделяемых на оборону и безопасность государства на период до 2015 года. Дело в том, что до настоящего времени окончательно суммы средств, выделяемые на программу вооружения до 2015 года, не определены, что ставит под вопрос своевременность ее разработки.
Вопросы финансирования программы вооружения, гособоронзаказа стоят очень остро. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос законодательного закрепления нормы, предусматривающей в случае превышения фактического уровня тарифов на продукцию естественных монополий и цен на военную продукцию над прогнозными соответствующее увеличение расходов федерального бюджета на указанные цели. Так, в период 2003 - 2005 годов стоимость военной продукции по некоторым показателям выросла в 4 раза. В этих условиях без индексации выделяемых ассигнований просто невозможно выполнить задание государственной программы вооружений.
Для Министерства обороны важным является то, чтобы в законе о федеральном бюджете была предусмотрена норма, разрешающая использование остатков средств на счетах главных распорядителей для оплаты ими продукции в следующем финансовом году сверх показателя, утвержденного гособоронзаказом и оплаты кредиторской задолженности. Это связано с тем, что в конце года закрывается бюджетный год. Уже 15 декабря в банках не принимаются платежные поручения. В итоге все невыплаченные Минобороны средства идут в доход федерального бюджета. То есть попросту изымаются из военного бюджета, и Минобороны несет потери. Возможно, что это связано с упущениями в деятельности нашего военного ведомства. Но такая практика есть в нашем государстве.
Также необходимо внести изменения в Налоговый кодекс в части введения нормы, исключающей взимание налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, осуществляемых по контрактам на поставки военного назначения. Ведь авансы, как правило, выделяются в первую очередь на закупку материальных средств для выполнения опытно-конструкторских работ. Взимание с них платежей по сути мешает работе по военным заказам.
Из вопросов, требующих оперативного решения, нужно разработать и принять федеральный закон о резерве личного состава для ВС РФ. В нем определить принципы создания резерва, его виды, задачи, порядок использования в военное время, выплаты и процентные надбавки за выслугу лет в резерве, выплату денежного довольствия за прохождения резервом военных сборов. Сейчас компенсация призванному на военные сборы резервисту составляет тысячу рублей в месяц. Поэтому человек принимает все меры, только чтобы не попасть туда. В результате падает мобилизационный потенциал нашего государства. В связи с переходом в ближайшем будущем на службу в течение одного года, для того, чтобы обеспечить мобилизационную готовность страны, вопрос о законодательном резерве должен быть решен достаточно быстро".
НЕ ДОПУСТИТЬ РАЗВАЛА СТРАНЫ
В настоящее время определенные зарубежные круги, политические организации националистического, религиозно-экстремистского толка поддерживают всеми средствами сепаратистские настроения и движения в России. Дестабилизирует обстановку в нашей стране, создает угрозы национальной безопасности вооруженная борьба сепаратистов на Северном Кавказе, неконтролируемое распространение в РФ оружия, взрывчатых веществ. Явно просматриваются действия руководителей западных государств и их спецслужб, нацеленных на недопущение новой роли России в стабилизации обстановки в бывших республиках СССР. В этих условиях крайне необходимо повышать и совершенствовать внутреннюю безопасность государства.
Сергей Топчий, заместитель главнокомандующего Внутренними войсками МВД РФ
"Составными частями национальной безопасности выступают государственная, внутренняя, общественная, военная безопасность. Вместе с тем Концепция национальной безопасности не включает в себя в качестве составной части внутреннюю безопасность. Необходимо ее скорректировать и ввести комплекс понятий по вопросам, направленным на защиту целостности и независимости нашего государства. Конечно, Внутренние войска МВД сегодня не являются универсальным средством от всех угроз внутренней безопасности. Поэтому в настоящее время в них идет реформирование. Его главной целью является приведение наших сил и средств в соответствие с правоохранительными функциями и участия в обороне страны. Уже сейчас ВВ основная силовая составляющая МВД. А с 2006 года с учетом внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство - это решающая сила Министерства внутренних дел, способная самостоятельно выполнять возложенные на нее функции по обеспечению внутренней безопасности, в том числе по пресечению, локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов. Мобильные ВВ будут модульно размещаться прежде всего в районах чрезвычайного положения, вооруженного конфликта. При последовательной реализации всех мероприятий по строительству и развитию Внутренних войск они могут стать гарантом прежде всего внутренней безопасности России".
Александр Опулев, заместитель начальника Академии ФСБ:
"Именно федеральные законы являются той правовой основой, которая позволяет ограничивать права человека при осуществлении деятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности. Это законы: о военном положении, о чрезвычайном положении, о Федеральной службе безопасности и другие. Однако наличие множества законов, к сожалению, не исключает пробелов и коллизий в правовом регулировании обеспечения национальной безопасности, что существенно осложняет деятельность спецслужб. Проблема заключается в том, насколько своевременно наши законодатели во взаимодействии с другими органами государственной власти могут учитывать динамику событий в мире и в нашей стране, характер возникающих внутренних и внешних угроз России.
Например, Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает ряд ограничений прав. В частности, отказ иностранным гражданам во въезде в Россию, в пребывании и проживании на ее территории. Это связано с необходимостью обеспечения национальной безопасности из-за террористических угроз. Однако иностранные граждане вправе обжаловать действия органов и должностных лиц в судах РФ. Рассмотрение таких заявлений осуществляется в порядке, предусмотренный процессуальным Гражданским кодексом, где бремя доказательства правомерности решений лежит на должностных лицах государственных органов. В ряде случаев суды требуют от МВД, ФСБ предоставлять материалы, содержащие оперативную информацию, который позволяет раскрывать суть оперативных мероприятий. Оглашение таких сведений в суде может нанести большой ущерб охраняемым законом интересам, борьбе с преступностью, терроризмом, государственной безопасности. По нашему мнению, состязательность в судах по подобным делам должна быть ограничена. Для защиты сведений, составляющих гостайну, надо применять процедуру, предусмотренную в федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности".
Необходимо формирование правового механизма противодействия новым вызовам, системы заблаговременного и оперативного предотвращения угроз. В этой связи особую важность приобретает оперативная разработка и прием новых федеральных законов "О военном бюджете", "О социальной защите военнослужащих", "О государственной программе вооружений" и системообразующего закона "О национальной безопасности". Это позволит всем ветвям государственной власти, силовым ведомствам более эффективно работать против внешних и внутренних угроз нашей стране. И прежде всего в этом должны быть заинтересованы сами силовики и особенно Минобороны, которое, как показал семинар в Совфеде, решает основную массу проблем по национальной безопасности.