Сергей Леонидович Рыков - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии военных наук РФ.
Последний век ушедшего тысячелетия существенно изменил многие стереотипы общественного сознания. В частности, произошло переосмысление места и роли женщин в науке, экономике, политике. Не остались в стороне от этого процесса и вооруженные силы.
В настоящее время военное дело перестало быть уделом только мужчин. Так, на начало 2005 года в силовых ведомствах Российской Федерации проходят военную службу свыше 500 тыс. женщин. Звание полковника сегодня имеют 27 представительниц прекрасного пола, подполковника - 97, майора - более 350. К примеру, в Пограничных войсках ФСБ количество военнослужащих-женщин превысило 12 тысяч. Из них 625 офицеров (5,2%) и 5480 прапорщиков (45,7%).
ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Впрочем, участие женщин в ратном труде, как свидетельствуют исторические документы, не является феноменом XXI столетия. Уже в IV веке до н.э. отмечено наличие женщин в войсках таких древнегреческих городов-государств, как Афины и Спарта. Не забудем и о знаменитых амазонках, о которых упоминает историк Геродот (ок. 490-425 гг. до н.э.)
Статус штатных военнослужащих женщины впервые приобрели в европейских армиях, в период "военной революции" 1560-1650 годов. При поступлении на ратную службу с ними уже заключался контракт, в котором четко излагались их функциональные обязанности в соответствии с воинской специальностью и определялся размер денежного содержания.
Родиной феминизированной армии является Англия. Именно здесь в 1653 году появились первые женские военные госпитали, состоящие из жен солдат и рассчитанные на 350 раненых. А в 1917-1919 годы в составе британских вооруженных сил были сформированы Женские королевские военно-воздушные силы, Королевский вспомогательный корпус ВМФ и Женский легион секции автотранспорта численностью 100 тыс. человек.
Впервые в мире женщины наравне с мужчинами без профессиональных ограничений встали в строй как полноправные военнослужащие с соответствующим статусом в Канаде в 1895 году. Именно в это время их стали принимать на военную службу в мирное время не только в различные структуры обеспечения, но и в боевые части как полноправных солдат. И не случайно, что традиции феминизированной армии в Канаде поддерживаются до сих пор: из 33 офицерских специальностей женщины представлены в 29.
БОЕВЫЕ ПОДРУГИ
В России образ женщины-воина имеет давнюю историческую традицию. Николай Карамзин в "Предании веков" отмечает, что уже в 626 году древние византийские летописцы свидетельствовали: при осаде Константинополя греки находили между убитыми русичами женщин в доспехах. Василий Немирович-Данченко в прекрасной книге "О русских женщинах" пишет о том, что "первобытные славянки неожиданно пугали врагов во время боя, неистово, с мечами в руках врываясь между сражающимися". Княгиня Ольга, которую в "Книге Степенной царского родословия┘" называли "праматерью всех князей русских", имела в Киеве свою дружину и успешно осуществляла военные походы против непокорных соседей.
Первый документ, касающийся службы женщин в армии, зафиксирован в России в петровскую эпоху. Именно в это время Устав воинский 1716 года (глава 34) позволил женщинам трудиться в военных госпиталях.
Однако до середины XIX века российские женщины в основном не принимали активного участия в боевых действиях армейских подразделений и не носили оружия. А вот весной 1917 года именно в России создается первое чисто женское пехотное формирование - ударный батальон смерти.
В советское время проблема необходимости воинской службы для женщин активно дискутировалась. Николай Подвойский и Александра Коллонтай считали воинский труд женщины средством обеспечения ее фактического социального равенства. "С призывом женщины в войска окончательно закрепляется представление о ней, как о равноправном и равноценном члене государства", - подчеркивала Коллонтай.
В межвоенный период многие женщины обучались в военных вузах. Перед Великой Отечественной более 250 женщин закончили академии: химической защиты, механизации и моторизации, военно-политическую, военно-морскую, военно-воздушную, имени М.В. Фрунзе, электротехническую инженерную, артиллерийскую.
Беспрецедентным в мировой истории войн событием является боевая деятельность в период противоборства СССР с гитлеровской Германией и ее сателлитами сразу трех женских авиационных частей - 586-го истребительного полка (командир - подполковник Казаринова), 587-го полка пикирующих бомбардировщиков (до своей гибели в 1943 году им командовала Герой Советского Союза майор Раскова) и 588-го ночного бомбардировочного полка (командир - майор Бершанская). 28 летчиц и штурманов этих полков были удостоены высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.
Всего за годы войны за образцовое выполнение своих обязанностей, проявленные мужество и героизм 86 женщин были удостоены звания Героя Советского Союза, 150 тыс. - награждены боевыми орденами и медалями, более 200 стали кавалерами орденов Славы 2-й и 3-й степеней, а четыре стали полными кавалерами ордена Славы. Маршал Советского Союза Георгий Жуков в своих мемуарах "Воспоминания и размышления" с большой признательностью отзывался о женщинах - участницах Великой Отечественной войны: "Незабываемы героизм и стойкость наших женщин - санитарок, медсестер, врачей. Они выносили с поля боя солдат и офицеров, выхаживали их. Бесстрашием и храбростью отличались снайперы, телефонистки, телеграфистки. Многим из них тогда было 18-20 лет. Презирая опасность, они храбро сражались с ненавистным врагом".
Не забудем также, что наша соотечественница Ольга Ящикова после войны стала первой в мире женщиной, освоившей реактивный истребитель.
ВСЕОБЩАЯ ФЕМИНИЗАЦИЯ
Современные вооруженные силы большинства стран мира уже немыслимы без представительниц прекрасного пола. В обществе нарастает процесс пересмотра патриархатных стереотипов восприятия социальной активности женщин. Председатель комитета начальников штабов США генерал Весси охарактеризовал феминизацию армии как уникальную тенденцию: "Для наших вооруженных сил, - подчеркнул он, - это более важное по своей значимости событие, чем изобретение ядерного оружия".
Феминизация американской армии еще более усилилась после принятия конгрессом в марте 1972 года поправки к Конституции США "О равных правах", запрещающей любую дискриминацию по признаку пола во всех областях профессиональной деятельности граждан Соединенных Штатов. На начало 2005 года женщины составляют 18% от общей численности вооруженных сил США, и эта цифра продолжает расти.
Для большинства развитых стран мира, имеющих боеспособную армию, вопрос дискриминации женщин в военной карьере в основном снят. С 1997 года в норвежских ВМС торпедной субмариной "Ковбен" С-318 командует капитан третьего ранга Солвейг Крей. В Королевских ВМС Великобритании две женщины командуют боевыми кораблями. Бригадный генерал Ори Адато находится во главе женского корпуса вооруженных сил Израиля ("Хейл нашим"), насчитывающего свыше 36 тыс. человек. Одновременно она является помощником министра обороны по вопросам военной службы женщин. Из 46 лет своей жизни 27 лет Адато исправно служит в вооруженных силах.
В 1982 году в США провели опрос о возможности отправки женщин в зоны ведения боевых действий. Подавляющее число респондентов одобрили эту идею: 94% высказали свое одобрение по поводу участия женщин в качестве медсестер, 73% - в качестве пилотов реактивных транспортных самолетов, 62% - пилотов самолетов-истребителей, 57% - членов экипажей боевых кораблей, 35% - участниц подразделений с возможными рукопашными боями.
Феминизация иностранных вооруженных сил продолжается. В тех странах, где женщинам традиционно запрещали служить в армии, в последние годы сняты запреты, например, в 1997 году - в Италии. Более того, в январе 2000 года военное ведомство Итальянской Республики объявило, что сразу три военных академии - ВВС, ВМС и сухопутных войск - будут теперь принимать женщин на учебу. Девушки могут составить до трети слушателей этих вузов. Для них сняты все ограничения в военной карьере: по окончании академии выпускницы могут дослужиться до командира военного корабля и воздушной эскадрильи, а при желании - и начальника Генерального штаба.
Как уже отмечалось выше, рост феминизированности наблюдается и в Вооруженных силах России. Если до 1985 года доля военнослужащих-женщин в нашей стране не превышала) 0,5%, то за последующие 10 лет она увеличилась в 10 раз. Только в войсках и различных учреждениях Министерстве обороны РФ в 2004 году проходили воинскую службу 95 тыс. женщин (9,5% от общей численности военнослужащих).
Однако отличие от зарубежных армий в Вооруженных силах России по-прежнему нет ни одной женщины в генеральских погонах. Правда, пять россиянок все же дослужились до генеральского звания, но две из них уже несколько лет в отставке (Николаева-Терешкова - первая женщина-космонавт и Смирнова - бывший начальник 12-го отдела КГБ СССР), две работают в системе МВД (Москалькова - начальник правового управления МВД России и Перова - заместитель начальника ГУВД г. Москвы), а одна - в ФСБ (Климова - 1-й заместитель начальника Военно-медицинского управления ФСБ России). В Министерстве обороны РФ женская генеральская должность пока вакантна. Неужели нет достойных?
Надо признать, что точки зрения специалистов на привлечение женщин к военной службе часто прямо противоположны. Одни утверждают, что в армии женщинам не место. В качестве аргументов приводят доводы, что они вносят дезорганизованность в выверенный уклад армейской службы, разлагают дисциплину, провоцируют сексуальную активность мужчин. Другие же, наоборот, утверждают, что женщины не хуже, а по некоторым параметрам лучше мужчин выполняют свои обязанности и даже могут способствовать укреплению дисциплины и этических норм межполового общения.
Чтобы обозначить в этом споре научный дискурс и обосновать научный подход к рассмотрению места и роли женщин в Вооруженных силах, с 1993 года в ряде военных вузов России в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования РФ в рамках подготовки военно-социальных работников началось изучение учебной дисциплины "Гендерология и феминология" (от англ. gender - пол и femina - женщина). Курс рассчитан на 135 часов и позволяет будущим военно-социальным работникам приобрести прочные знания о соматических, физиологических и психологических особенностях мужчин и женщин, специфике подходов к воспитательной работе с военнослужащим в зависимости от половой принадлежности, направлениях, формах и методах социальной защиты военнослужащих-женщин.
Смысл понятия "гендер" в научной парадигме человековедения заключается прежде всего в идее социального моделирования пола в различных ситуациях взаимодействия в социуме, половых социальных репрезентаций. Можно сказать, что гендер - это социокультурная маска пола. Доцент Мурманского государственного педагогического института Штылева отмечает, что "по силе инновационных изменений, которые могут последовать в результате внедрения гендера в общественные науки и социальную рефлексию, гендерные исследования можно сравнить с открытием генетики".
Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаимодетерминации с социальными системами разных уровней. Центральное место в области гендерных исследований занимает социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах, изучение различий и сходства в социальном поведении полов. Исходя из этого, гендерный подход можно использовать при изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации. Поэтому гендер можно рассматривать как организованную модель социальных отношений между мужчинами и женщинами во всем пространстве социума: от семьи до высших институтов власти.
В современных гендерных исследованиях выделяются три основные направления: а) гендер как инструмент социально-экономического анализа; б) гендер в исследовании "женских" проблем; в) гендер как культурологическая интерпретация общественного развития.
С 2000 года учебная дисциплина, изучаемая в гуманитарных вузах в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в рамках подготовки специалистов по социальной работе, называется "Гендерология и феминология", предполагая расширение предметной области образовательного процесса (изучение не только женских, но и мужских социально-психологических проблем, а также моделей поло-ролевого взаимодействия).
Во многих странах мира давно осуществляется процесс институализации гендерных исследований: возникли и плодотворно работают научно-исследовательские группы, лаборатории и институты, провозгласившие своей главной целью "изучение взаимоотношений мужчин и женщин как комплексной, междисциплинарной научной проблемы". В 1977 году в США учреждена Национальная ассоциация по изучению женской проблематики (NWSA). Она провозгласила своей целью "дальнейшее развитие исследований и изучение женской проблематики в социальном, политическом и профессиональном планах". Более тысячи американских колледжей и университетов предлагают свои слушателям учебные курсы по различным аспектам женской проблематики. Существует также около 70 центров и институтов, занимающихся целенаправленными исследованиями в этой области.
Анализу гендерных проблем в Вооруженных силах России посвящен открытый приказ министра обороны РФ # 236 от 15 мая 1998 года "О фактах нарушения социальной защиты и прав военнослужащих женского пола". В нем обращено внимание на необходимость создания для военнослужащих-женщин социальных, профессиональных, медицинских и жилищных условий, определенных соответствующими российскими законами и международными конвенциями.
Итак, объектом изучения гендерологии являются мужчины и женщины, а предметом - специфика их социального взаимодействия, модели и формы самореализации, методы оптимизации их общения.
Сам по себе гендерный подход в воинской деятельности уже активно разрабатывается в военной науке. За 1993-2004 годы по гендерной тематике применительно к Вооруженным силам РФ уже защищено 5 докторских и 12 кандидатских диссертаций. В декабре 2001 года в Академии военных наук России создана и успешно работает научная секция "Гендерные проблемы воинской деятельности", объединяющая 18 ученых-гендерологов.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость привлечения женщин на военную службу в качестве полноправных субъектов воинской деятельности. Женщины умеют служить и вполне могут составить конкуренцию многим мужчинам по таким специальностям, как врачи, психологи, юристы, офицеры воспитательных органов, операторы АСУ и др. Думается, что справедливость при назначении на эти специальности должна осуществляться не по половому признаку, а по общим критериям профессионального отбора.
Давайте зададим себе вопрос: "Много ли мы делаем для профессиональной поддержки женщин в условиях военной службы?" Хотелось бы привести в этой связи высказывание известного русского публициста Дмитрия Писарева: "Оглянемся на самих себя: посмотрим, что мы - люди дела и люди мысли дали и даем нашим женщинам? Посмотрим - и покраснеем от стыда! Порисоваться перед женщиной изяществом чувств, очаровать ее красивою смелостью честного порыва - это наше дело, на это мы мастера. А дальше, когда надо эту самую женщину поддержать, защитить, ободрить, - мы на попятный двор┘"
Эти слова актуальны и сегодня. Гендерный анализ проблем воинской деятельности и выработанные на его основе рекомендации помогут обрести женщинам полноценную жизнь в условиях военной службы. Тем более что многие из них доказали право на это своей многолетней добросовестной службой, профессиональными способностями и качествами высококлассных специалистов.