0
755
Газета Концепции Интернет-версия

23.09.2005 00:00:00

Почти неотвратимый процесс дряхления

Тэги: оборонный заказ, военный концерн


Уже не являются секретными цифры, которые красноречиво показывают состояние и качество боевой техники российских Вооруженных сил. Так, свыше 50% авиации ВВС и 70% зенитных ракетных комплексов, радиолокационных станций ПВО находятся в войсках более 15-20 лет. Естественно, что все старые образцы ВВТ надо заменять новыми. Иначе ни о каком надежном прикрытии неба над страной не может быть и речи. Вот тут бы в полную силу поработать отечественной оборонной промышленности. Однако положение в ней в настоящее время, несмотря на различные государственные программы по реструктуризации, созданию холдингов, далеко не блестящее. В нашем государстве словно умышленно происходит торможение развития собственного ОПК. Он постепенно утрачивает возможность производства сложнейших вооружений и становится придатком западных корпораций, получая от них заказы на выпуск всякой мелочи в виде штампованных деталей для боевой техники иностранного производства. Об этом уже открыто говорят руководители ведущих предприятий российской оборонки.

УГРОЗА КОМПОНЕНТНОГО БИЗНЕСА

За рубежом именно через государственный оборонный заказ военные концерны получают львиную долю необходимых средств на развитие своего производства, разработку перспективных вооружений. В России же все наоборот. Например, президент корпорации "Иркут" Олег Демченко отметил, что за последние 13 лет Минобороны РФ не заказало у серийных заводов ни одного самолета. Только в нынешнем году подписан контракт с МО РФ на 12 учебно-боевых двухместных легких машин Як-130. Поставка этой явно маленькой партии завершится в 2008 году. А потребность российских ВВС в таких универсальных военных самолетах - примерно 250 единиц.

Но сейчас не ясно, будет ли пролонгирован упомянутый контракт или опять, в который раз, у государства не найдется средств на обновление парка УБС. Между тем Як-130, впервые показанный на прошедшем авиасалоне в Жуковском в серийной конфигурации в полете и на статической площадке, оснащен новейшей цифровой системой дистанционного управления, которая дает возможность пилотам ВВС в короткие сроки научиться управлять истребителями типа Су-30, МиГ-29. На девяти точках подвески самолет несет до 3 тонн различного вооружения, что делает его грозным противником. Чего не скажешь даже о модернизированном чешском Л-39 или других машинах такого же класса.

Министр обороны РФ Сергей Иванов недавно заявил журналистам, что, "понимая природу новых угроз, мы исходим из того, чтобы доля расходов на ВВС и ПВО возрастала. В рамках гособоронзаказа в 2006 году они одновременно возрастут в 2 раза". Руководитель военного ведомства особо подчеркнул: финансы пойдут на создание новых высокоточных образцов вооружения. Откровенно говоря, в это верится с трудом. В подтверждение стоит привести строки из письма в редакцию "НВО" заместителя главного инженера крупного московского оборонно-промышленного предприятия, который просил не называть его фамилию. "В череде мероприятий по развалу ОПК, - пишет автор, - не последнее место занимает реорганизация системы заказов вооружения и военной техники. Уже наблюдается потеря управления всей этой сложнейшей системой, неопределенность, явно криминальные конкурсы по закупкам вооружений и получении средств на разработку новых образцов. Уже сейчас единый заказчик, (очевидно, само МО РФ в виде своего управления вооружения), не владеет обстановкой в оборонной промышленности, не знает потребности войск..."

Если ситуация, действительно, такова, то нетрудно представить, как будут расходоваться выделяемые бюджетные средства.

Между тем согласно всем существующим российским законам и положениям именно Минобороны призван быть, так сказать, основным защитником отечественной оборонной промышленности, ее генеральным спонсором (как это происходит и за рубежом). Однако складывается впечатление, что в нашей стране интересы МО и ОПК не совпадают. Вот, скажем, в настоящее время со всей остротой проявила себя проблема ближне-среднемагистрального авиалайнера. В настоящее время таковым в России является самолет двойного назначения Ту-154. Этот воздушный труженик перевозит по всей РФ и за ее пределы пассажиров, а также успешно долгие годы эксплуатируется в ВВС. Но, по оценке специалистов ГосНИИГА, к 2025 году "сто пятьдесят четвертые" полностью исчерпают свой ресурс. Потребность России в самолетах такого класса примерно 800 крылатых машин. И если не появится замена Ту-154, считают специалисты, вместо него в небе над Россией будет царить иностранная машина. Ее придется закупать на российские деньги, в том числе и для наших ВВС. А российские заводы начнут изготавливать для этого лайнера различные детали.

При данном варианте гибельные последствия для пока еще держащейся на плаву отечественной авиастроительной отрасли неизбежны. Поэтому тот же президент "Иркута" Олег Демченко откровенно говорит, что "новый ближне-среднемагистральный самолет надо делать со всеми заинтересованными российскими производителями у нас в России. Для этого в 2006 году сделать экспертную оценку состояния отечественной авиапромышленности, ее способности делать такой самолет. Правительство РФ должно принять соответствующее решение: или наше государство остается производителем такого класса самолетов, или предприятия, способные его выпускать, вместо этого полностью уходят в компонентный бизнес".

Стоит отметить, что компонентный бизнес не что иное, как выпуск отдельных деталей по заказам системных производителей авиационной техники. Кстати, их изготовление дает нашим предприятиям средства, которые уже более 10 лет не поступают по государственному оборонному заказу. Однако Олег Демченко утверждает, что "наша промышленность вполне может быть системным интегратором в производстве ближне-среднемагистрального самолета, только для этого надо соответствующее государственное финансирование. Без решения финансовой проблемы даже при имеющемся высоком интеллекте российского ОПК ничего не удастся сделать".

И действительно, у российского авиапрома для создания новейшего самолета двойного назначения еще имеется высокий научный потенциал. Недавно стало известно, что научные центры "ОКБ им. А.С. Яковлева", "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" в кооперации с фирмой "Туполев" разработали амбициозный проект новейшего ближне-среднемагистрального самолета МС-21, рассчитанного в зависимости от назначения для перевозки 132-168 пассажиров на расстояние до 5 тыс. км. По оценке специалистов, реализация такого проекта может дать России новейший самый экономичный в своем классе лайнер как военного, так и гражданского назначения. Например, сегодня лучшие машины подобного класса имеют расход топлива 18 г на км. А россияне ориентируются на показатель не более 15 г.

По словам специалиста ГосНИИГА, МС-21 "может положить начало возрождению российского авиапрома. По своим характеристикам данный самолет может получиться машиной высшего класса, гораздо лучше Ту-154, европейского А-320, американского Боинга-737. Однако для его реализации предстоит решить сложнейшие научно-технические задачи". Надо создать новые, совершенные материалы, переоборудовать экспериментальную базу, справиться с огромным количеством научно-технических проблем. Но столь высокотехнологичный самолет позволит сохранить за отечественной промышленностью внутренний рынок России и СНГ, не допустить на него иностранные концерны.

Однако этот проект, как и многие другие, без государственной поддержки может остаться лишь на бумаге. Высокопоставленный военачальник, который непосредственно занимался системой заказов вооружений и техники в нашей промышленности, доверительно рассказал обозревателю "НВО", что нынешний путь развития российского авиапрома явно ущербный: "России надо создавать совместные предприятия с Казахстаном, Украиной, иначе не выжить в рынке. И прежде всего необходимо образовать под эгидой правительства РФ пять авиадирекций - гражданской авиации, военно-транспортной, истребительной, вертолетную, двигательную. А вместо этого всех загоняют в какую-то получастную объединенную авиастроительную компанию".

Следовательно, отнюдь не случайно так заметно в российской научно-промышленной среде противодействие упомянутому собеседником плану, родившемуся в недрах Министерства промышленности и энергетики. По всей видимости, интересы неких корпоративных группировок явно сейчас идут вразрез с острыми вопросами обороноспособности нашего государства. К тому же, очевидно, высшее руководство ничему не научил опыт "Концерна ПВО".

НОВИНКИ НЕ НУЖНЫ?

Три года назад развернулась гигантская - в масштабах всей России - работа по формированию громадного научно-промышленного холдинга. "В сжатые сроки акционировалось, - отметил генеральный директор концерна "Алмаз-Антей" Владислав Меньшиков, - более 30 федеральных унитарных предприятий".

Новый холдинг, фактически охвативший целую отрасль российского ОПК, может разрабатывать, производить, сервисно обслуживать и утилизировать вооружения и технику противовоздушной обороны. Так сказать, замкнутый цикл науки и производства.

Но, похоже, из-за поспешности и волюнтаризма госчиновников в формировании концерна были использованы не слишком верные решения. Тот же гендиректор Владислав Меньшиков заявил, что "основная задача на ближайшее время - это проведение глубокой реструктуризации и реформирования предприятий с целью превращения нашего холдинга в высокотехнологичную и самодостаточную структуру". Вот так, ни больше ни меньше. Очевидно, господин Меньшиков забыл, что предприятия концерна и до его прихода были таковыми. Тот же "Алмаз" - производитель знаменитой "трехсотки" - специалистами всего мира вполне заслуженно признается системообразующим предприятием. То есть центром, способным формировать вокруг себя научную и производственную среду. В качестве подобных центров выступают и "Антей", и производственное объединение "ЛЭМЗ", выпускающее радиолокаторы для военных целей и управления воздушным движением.

Непонятно, зачем надо реструктуризировать устоявшиеся и годами проверенные в реальной работе системы производств? Ведь, к примеру, "Алмаз" столь упорно реформировали в течение минувшего десятилетия, что до сих пор не видно в войсках новейшего комплекса С-400. Регулярно высокопоставленные военные и гражданские чиновники обещают его принять на вооружение в очередном календарном году. Однако на недавней аэрокосмической выставке в городе Жуковском россиянам не был показан даже полномасштабный макет "четырехсотки". А вся противовоздушная техника "Концерна ПВО" являла собой давно знакомые, хотя и модернизированные образцы вооружений.

От одного из высокопоставленных чиновников "НВО" стало известно, что отпущенных средств явно не хватает для доведения С-400 "до ума", создания для нее перспективных зенитных ракет. Может быть, по заверениям министра обороны Сергея Иванова, они найдутся в 2006 году? Хотелось бы верить в это, в то, что наконец-то завершится почти 20-летняя история создания перспективного ЗРС для ПВО России, который сможет действовать и в интересах ныне создаваемой воздушно-космической обороны страны.

И как объяснить тот факт, что ВВС РФ вроде как не нужны новейшие бортовые радиолокаторы? Например, корпорация "Фазотрон" создала целое семейство перспективных РЛС, которые повышают боевые возможности самолетов и вертолетов. "Но их продают, - рассказал гендиректор и генконструктор Анатолий Канащенков, - в Египет, Китай, Индию. Так дальше нельзя. У нас недостаточно средств для создания новейшей техники". По словам гендиректора "Фазатрона", вместо использования средств на новейшее радиолокационное вооружение, они по рекомендации военного ведомства идут на модернизацию старых бортовых систем тех же МиГ-29, Су-25 российских ВВС. И это потом выдается за новейшее вооружение. Только это далеко не так. Даже модернизированные старые БРЛС уступают по своим тактико-техническим характеристикам современным локаторам российского и иностранного производства. А это означает, что наши МиГи и Су в воздушном бою не смогут вовремя обнаружить самолеты противника и выпустить по ним управляемые ракеты класса "воздух-воздух".

На условиях анонимности один из конструкторов сообщил "НВО", что уже сегодня даже наши модернизированные самолеты ни в какое сравнение не идут с индийскими истребителями, оснащенными новыми российскими локаторами. Это следствие огромной текучки в системе заказов вооружения, частой сменяемости специалистов, отметил собеседник. "В нашем военном ведомстве, - говорит этот человек, - никак не могут разобраться, какие системы и вооружения им необходимы".

В приснопамятные времена такое положение дел было бы названо не иначе, как вредительством...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
727
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
955
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
785
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
635

Другие новости