0
873
Газета Концепции Интернет-версия

18.08.2006 00:00:00

Стратегия военного времени

Сергей Почуев

Об авторе: Сергей Иванович Почуев - доктор технических наук, профессор, полковник.

Тэги: буш, рамсфелд, сша, безопасность


В «НВО» (см. № 9 за 2006 год, статья «Вашингтон изобрел новую стратегическую триаду») уже были изложены отдельные положения обновленной, по сравнению с вариантом 2002 года, версии «Стратегии национальной безопасности США». Однако последние шаги руководства Соединенных Штатов на международной арене, особенно в связи с боевыми действиями на Ближнем Востоке в июле–августе, явно требуют более подробно ознакомить широкий круг российских читателей с первоисточником при максимальном сохранении «духа и буквы» исходного документа. Это позволит лучше понять логику поступков Белого дома, определяющую вектор американской внешней политики в ближайшие годы.

АМЕРИКА ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Новая стратегия, согласно словам президента США, является стратегией военного времени, которая призвана обеспечить безопасность американцев в условиях видоизменившихся вызовов и угроз нового тысячелетия. В качестве главных угроз Джорджем Бушем названы терроризм, вдохновляемый агрессивной идеологией ненависти и насилия, а также распространение опасных видов вооружений.

Анализируя позитивный вклад США в борьбе с проявлениями терроризма в ряде регионов мира за последние годы, Буш отмечает, что проделанная работа далека от завершения. По его мнению, Америка сегодня находится перед выбором – страх, изоляционизм и пассивное парирование угроз либо уверенность и мировое лидерство в борьбе со злом, посягнувшим на исторически сложившиеся либеральные национальные идеалы. Действующей американской администрацией выбран второй путь, предполагающий активные упреждающие действия в кооперации с сильными союзниками (конкретно не упомянуты в обращении) и использование международных институтов (не уточнено, каких именно), призванных способствовать глобальному распространению идей мира, свободы и демократии.

В качестве основ, на которых должна базироваться современная стратегия национальной безопасности США, выбраны, во-первых, защита свободы, справедливости и достоинства людей в различных регионах мира; во-вторых, исторически обусловленное мировое лидерство США в растущем сообществе демократических государств, противостоящих современным глобальным угрозам.

Отмечается, что главной целью государственной политики США в области обеспечения национальной безопасности является создание мирового правопорядка, предполагающего наличие совокупности демократических, «хорошо управляемых» (well-governed) государств, отвечающих интересам их граждан и ответственных перед мировым сообществом, что является лучшим путем обеспечения безопасности американского народа. (Данное положение, к сожалению, не подкреплено соответствующими четкими критериями по каждой из позиций.)

По мнению авторов документа, США сегодня находятся в начале долгого пути достижения отмеченной цели. Ситуация напоминает первые годы холодной войны. Однако, как отмечается, на смену побежденным в XX веке угрозам фашизма и коммунизма явилась новая угроза тоталитарной идеологии, базирующейся не на светской философии, а на извращении «одной из мировых религий» (в первоисточнике – proud religion). Указывается, что содержание данной идеологии может отличаться от тоталитарных светских идеологий ХХ века, но средства ее проведения в жизнь остаются близкими: убийства, террор, порабощение и репрессии. (Существо опасных ренегатских отступлений от proud religion и содержание новой тоталитарной идеологии в документе не конкретизировано.)

В разделе, посвященном борьбе за права человека во всех странах мира, декларируется преемственность политики США в данном вопросе. Отмечаются достигнутые с 2002 года успехи, связанные с демократическими переменами в Афганистане, Ираке и ряде других регионов мира. Отдельно упомянут позитивный эффект «цветных» революций в Грузии, Украине и Киргизии. Делается общий вывод о необходимости глобального продвижения демократии для защиты американской нации и ее национальных ценностей с целью покончить в мировом масштабе международными усилиями с тиранией и распространить эффективную демократию. (Революции тоже когда-то пытались экспортировать, но с известным результатом!)

Приводится общее определение термина «тирания» как совокупности проявлений жестокости и коррумпированности властей, с одной стороны, и нищеты и страданий населения – с другой, в условиях правления деспотов и деспотических систем. Перечисляются страны, народы которых, по мнению авторов документа, в первую очередь знакомы с данным явлением. К таким странам отнесены КНДР, Иран, Сирия, Куба, Беларусь, Бирма и Зимбабве. Четко определен критерий дружественности отношения Америки к тем или иным странам как их готовность исповедовать общие ценности и использовать общие демократические принципы.

КТО ЕСТЬ ВНЕШНИЙ ВРАГ

В разделе, посвященном укреплению союзнических связей по борьбе с глобальным терроризмом и работе по предотвращению атак на США и их союзников и друзей, определен ряд новых вызовов, требующих адекватной реакции в изменившихся международных условиях. В частности, отмечается, что современные террористические сети характеризуются сегодня высокой степенью децентрализации и имеют «мелкоячеечную» структуру. Усиливаются попытки к овладению террористами оружием массового поражения. Ими также проводятся активные пропагандистские акции. Ряд стран, таких как Сирия и Иран, продолжает оставаться убежищем для террористов и выступает спонсорами террористических акций вне пределов своей территории.

Подчеркивается, что современная война с террором является битвой идей, а не религий. Для победы в данной битве необходимо открытыми глазами взглянуть на то, что способствует или, напротив, препятствует росту терроризма. В данной связи отмечается, что терроризм не является неизбежным продуктом нищеты. Кроме того, террористические акты последних лет – отнюдь не следствие усиления борьбы с терроризмом, так как многие из них готовились, например, задолго до событий 11 сентября 2001 года.

Современные источники терроризма, полагают вашингтонские стратеги, таковы: политическая отчужденность и невозможность реализации политических амбиций людей в собственных странах, невежество и отсутствие информации о мире, господство идеологии, оправдывающей убийства.

В качестве первоочередных мер по борьбе с терроризмом необходимы превентивные воздействия на террористические сети; недопущение овладения оружием массового уничтожения «безответственными» (в первоисточнике rogue – преступными, жульническими, мошенническими) государствами и террористическими группами, которые используют его без колебаний; прекращение преступных связей между «безответственными» государствами и террористическими группами; недопущение контроля террористами над странами, которые они пытаются превратить в плацдарм для ударов по странам свободного мира.

Характеризуя Афганистан и Ирак как передовой рубеж по борьбе с терроризмом, стратегия предусматривает ряд мер политического и экономического характера, призванных стабилизировать обстановку в данных странах и направить их по пути демократических реформ.

В разделе, посвященном вопросу мирного разрешения региональных конфликтов, отмечается, что, несмотря на то что в последние годы достигнут значительный прогресс в данной сфере (Судан, Либерия и ряд других стран), региональные конфликты продолжают оставаться (Уганда, Эфиопия, ряд других государств) серьезным источником угрозы национальным интересам США. Региональные конфликты, которые могут быть обусловлены целым рядом причин, но, будучи упущенными из сферы внимания, приводят к общим негативным результатам: распаду государств, гуманитарным катастрофам, появлению неуправляемых территорий, которые способны стать прибежищем террористов.

Стратегия содержит краткое описание свежих исторических примеров разрешения с участием США конфликтов на различных стадиях их развития: предотвращение, вмешательство и постконфликтная стабилизация. В частности, подчеркивается необходимость наличия квалифицированных армейских формирований миротворцев на стадии вмешательства и создания эффективных местных силовых структур на стадии постконфликтной стабилизации.

Отдельно выделена проблема геноцида как недопустимого в цивилизованном мире явления, связанного с массовым уничтожением людей по национальным, этническим или конфессиональным признакам.

ПРОТИВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОМУ

Раздел, посвященный проблеме угроз, обусловленных возможностью применения оружия массового поражения против США, их союзников и друзей, определяет современную позицию Америки по проблеме распространения оружия массового поражения. Цель стратегии в данном направлении – заставить врага убедиться в бесперспективности попыток достижения политических целей подобными средствами или даже исключить подобные виды оружия из его арсенала как первоочередные. Отмечаются определенные успехи, в частности, легитимный выход США из Договора 1972 года по развертыванию систем противоракетной обороны (эффективность этой акции представляется спорной в отношении разовых террористических атак), новые подходы к парированию угроз биотерроризма и ряд конструктивных инициатив, направленных на нераспространение оружия массового уничтожения и сопутствующих технологий.

Вместе с тем, по мнению авторов документа, остаются актуальными угрозы, обусловленные имеющимися нарушениями международных обязательств такими странами, как КНДР и Иран, попытками террористической сети «Аль-Каида» овладеть оружием массового уничтожения, а также прорывами в области биотехнологий, обусловливающими возможность овладения государствами и негосударственными объединениями биологическим оружием и средствами его производства.

Рассматриваются две стратегические цели при решении проблемы нераспространения оружия массового уничтожения. Первая – предполагает удержание государств от овладения возможностями по производству расщепляющихся материалов, пригодных для создания ядерного оружия. Вторая – не допустить, запретить или предотвратить передачу подобных материалов от стран, обладающих соответствующими технологическими возможностями, «безответственными» государствами или террористами.

Стратегия содержит в качестве направлений антитеррористической деятельности борьбу с созданием и распространением биологического и химического оружия, которое приобретает повышенную опасность в связи с развитием соответствующих технологий и относительной, по сравнению с ядерным оружием, простотой производства.

Новая стратегическая ситуация предполагает формирование новых подходов к сдерживанию и обороне. Безопасные (с точки зрения возможности инициации техногенных катастроф) и надежные стратегические ядерные силы продолжают играть решающую роль в решении данной проблемы. Должны быть продолжены усилия по созданию новой триады, состоящей как из наступательных систем (ядерных и обычных с расширенными возможностями), так и активных и пассивных оборонительных систем, включая систему ПРО.

Особое место в документе уделено вопросу, связанному с результатами объективной оценки наличия у Ирака, времен правления Саддама Хусейна, оружия массового уничтожения. Исходя из урока, полученного в результате анализа отрицательных результатов оценки, сделаны следующие выводы. Во-первых, необходимо совершенствовать существующую систему разведки. Во-вторых, всегда будет существовать неопределенность при анализе реального статуса засекреченных программ. В-третьих, стратегия Саддама, основанная на обмане, отрицании и хитрости, является опасной игрой, в которую играют диктаторы на свой собственный страх и риск.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ

В стратегии отдельно выделен блок вопросов, связанных с обеспечением энергетической независимости и безопасности США. Несмотря на то что Америка является третьей страной по объему нефтедобычи, она вынуждена на 50% полагаться на имеющиеся мировые ресурсы для удовлетворения потребностей собственной экономики. Ключом для решения проблемы является диверсификация регионов – поставщиков энергетических ресурсов и типов данных ресурсов. Отмечается, что диверсификация энергетических ресурсов также поможет благотворно повлиять на «нефтяной курс» – негативную тенденцию формирования государственного дохода, способствующую коррупции и препятствующую экономическому росту и политическим реформам в некоторых нефтедобывающих странах (в каких не уточняется). В качестве стратегической цели документ определяет снижение зависимости США от зарубежных энергетических ресурсов.

В интересах реформирования международной финансовой системы для обеспечения устойчивого экономического роста стратегия предполагает: мировое продвижение государственных политик, ориентированных на экономический рост; поощрение ориентации на гибкий валютный курс и открытый финансовый рынок; укрепление международных финансовых институтов; формирование локальных рынков капитала для развивающихся стран; создание более прозрачной, ответственной и безопасной международной финансовой системы.

В разделе, посвященном проблемам развития отсталых государств путем создания в них открытого общества и инфраструктуры демократии, отмечаются нерешенные задачи, связанные с необходимостью оказания помощи миллионам людей в различных странах, продолжающих страдать от нищеты и болезней; с обеспечением возможности для бедных стран самостоятельно выбирать стратегию экономического развития; с получением гарантий, что выделяемая помощь действительно послужит делу улучшения государственного устройства и проведения социально ориентированной политики.

В документе выделены два направления решения перечисленных задач. Первое направление связано с построением эффективных демократий путем использования «трансформационной» (transformational) дипломатии, означающей совместную работу с международными партнерами, направленную на создание и поддержание «хорошо управляемых» государств, откликающихся на нужды своих граждан и осознающих собственную ответственность в мировом сообществе. Второе направление предполагает повышение эффективности помощи, оказываемой развивающимся государствам. Для практической реализации данного направления в Государственном департаменте США создано новое подразделение. (При детальном прочтении и анализе раздела создается устойчивое впечатление о прямой пропорциональной зависимости размеров оказываемой помощи от «правильности», в американском понимании, управления тем или иным государством.)

Предложен механизм проведения корпоративных действий совместно с другими основными центрами глобальной силы. (По-видимому, имеются в виду региональные геополюсы многополярной системы современного мира в лице лидирующих мировых держав.) Приведены пять главных принципов взаимодействия, к которым относятся: отказ от неконструктивных двухсторонних отношений, не учитывающих глобальные и региональные реалии; создание легитимных и адекватных конкретным ситуациям региональных и глобальных институтов, регламентирующих отношения с партнерами; учет отношения государств-партнеров к собственным гражданам; отказ от диктата в отношении выбора других государств с одновременным оставлением за собой права благоразумной реакции на данный выбор; готовность в необходимых случаях действовать в одиночку.

МОСКВА – УЖЕ НЕ ПАРТНЕР?

Далее анализируются особенности взаимоотношений со странами, находящимися в различных регионах мира. В частности, отмечается готовность США тесно взаимодействовать с Россией по ряду стратегических вопросов, представляющих взаимный интерес, и обсуждать вопросы, в которых эти интересы расходятся. По причине географического положения и мощи Россия оказывает большое влияние не только на Европу и своих ближайших соседей, но также и на многие другие регионы, входящие в сферу жизненно важных интересов США: Ближний Восток, Южная и Центральная Азия, а также Восточная Азия. Подчеркивается, что следует поддерживать Россию в вопросах уважения свободы и демократии в собственной стране и несоздания препятствий для развития свободы и демократии в данных регионах.

Укрепление отношений будет зависеть от проводимой Кремлем внешней и внутренней политики. Последние тенденции, по мнению авторов документа, к сожалению, указывают на уменьшение приверженности РФ к демократическим свободам и институтам. США будут работать для того, чтобы убедить правительство России двигаться не назад, а вперед по пути свободы. Стабильность и благополучие стран – соседей РФ позволит углубить двусторонние отношения. Но эта стабильность останется иллюзией до тех пор, пока страны региона не будут управляться эффективными демократиями.

Далее отмечается стремление убедить правительство России, что демократический процесс в этой стране и регионе служит интересам проживающих там людей и улучшает отношения с США, другими западными правительствами. Напротив, попытки прервать демократическое развитие в собственной стране и за рубежом будут препятствовать строительству отношений с США, странами Европы и ближнего зарубежья. (В отличие от прошлой редакции стратегии 2002 года, ни слова о стратегическом партнерстве с Россией и совместных позитивных усилиях.)

Документ содержит раздел, посвященный вопросам совершенствования национальных и международных институтов безопасности. Для национальных институтов, например, выделяются три приоритета: реорганизация (в части создания новых подразделений и улучшения взаимодействия) Министерства обороны, ФБР и ряда других организаций; продолжение переориентации Государственного департамента на «трансформационную» дипломатию, обеспечивающую продвижение эффективных демократий и поддержание «ответственных» государств; совершенствование возможностей заинтересованных министерств по планированию, подготовке, координации, объединению усилий и проведению необходимых мероприятий в области обеспечения национальной безопасности.

Обращено также внимание на реформу в ООН (в частности, для расширения возможностей привлечения специальных армейских и полицейских формирований в интересах выполнения миротворческих миссий).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2347
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5184
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2876
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3321

Другие новости