0
1777
Газета Концепции Интернет-версия

06.10.2006 00:00:00

Не все прорехи ликвидированы

Марк Штейнберг

Об авторе: Марк Штейнберг - независимый военный эксперт, журналист.

Тэги: пво, сша, norad


Успех масштабной террористической акции 11 сентября 2001 года против США был не только результатом провала работы спецслужб и системы обеспечения безопасности гражданской авиации Соединенных Штатов. Он свидетельствовал также о том, что ПВО Северной Америки оказалась неспособной защитить территорию страны от новых форм воздушного нападения. Ибо ее силы и средства, являясь частью мощной системы NORAD, которая прикрывает США и Канаду, готовились отразить удар, наносимый извне. Воздушная атака изнутри стала для NORAD полной неожиданностью.

ХРОНОМЕТРАЖ ОПОЗДАНИЙ

Поскольку NORAD заведомо ориентирована на борьбу с внешним противником, то ее системы не контролировали перелеты гражданских самолетов. Этим занималось Федеральное управление гражданской авиации (ФУГА). Причем режим сопровождения был пассивным, поэтому после отключения террористами 11 сентября транскодеров, определяющих место и номер рейса, отметка цели исчезала с экранов гражданских диспетчеров. Из-за отсутствия взаимодействия между ними и службами NORAD режим активного обнаружения захваченных террористами авиалайнеров не осуществлялся вообще, что и привело к полной их потере.

А могли ли дежурные силы американской ПВО перехватить хотя бы один из этих самолетов? Первый из них вылетел из Бостона в 8.00 и через 48 минут врезался в северную башню Всемирного торгового центра. Второй – стартовал оттуда же в 8.15 и вонзился в южную башню ВТЦ в 9.03.

Первая пара истребителей F-15 поднялась в небо с авиабазы Отис (штат Массачусетс ) в 8.53 и появилась над Нью-Йорком в 9.16. Она опоздала на 13 минут.

Третий «Боинг» вылетел из Вашингтона в 8.10, через 40 минут был захвачен террористами и таранил Пентагон в 9.43. Этот лайнер около 20 минут находился в зоне досягаемости тех истребителей, которые барражировали над Нью-Йорком, и вполне мог быть сбит ими, поскольку уже поступило сообщение о таранах ВТЦ. Однако этого не произошло потому, что террористы отключили систему опознавания, а диспетчеры ФУГА и тогда не сумели правильно оценить ситуацию. Что же касается военных, то они вообще не были поставлены в известность.

Дольше всего – 2 часа 10 минут – находился в воздухе четвертый «Боинг», вылетевший из аэропорта «Ньюарк». В том числе почти 45 минут – в пределах досягаемости истребителей-перехватчиков, вплоть до того момента, когда пассажиры набросились на шахидов и самолет рухнул неподалеку от Питтсбурга. Однако и за это время, уже после трех таранов, не был введен предусмотренный правилами режим строжайшего контроля воздушного пространства. Несмотря на чрезвычайные обстоятельства, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) AWACS поднялись в воздух только через 2 часа после таранов. И хотя приказ уничтожать захваченные террористами самолеты должен был сработать в отношении последнего «Боинга», даже этого не случилось.

«БЛАГОРОДНЫЙ ОРЕЛ»

Как видим, 11 сентября система американской ПВО продемонстрировала полнейшую неготовность к срочным и эффективным действиям в экстремальной обстановке. Что же предпринято после этого вполне очевидного провала важнейшей оборонной структуры США ?

Буквально через несколько дней началась глобальная операция сил ПВО, получившая название «Благородный орел» (БО), – всеобъемлющая государственная кампания, цель которой – уберечь Северную Америку от любого воздушного нападения, безотносительно – извне или изнутри.

Главное, пожалуй, в БО – на систему NORAD теперь возложен радиолокационный и авиационный контроль воздушной обстановки над континентальной частью США и Канады. Для этого привлечены дополнительные радары, стационарные и мобильные, введено постоянное дежурство в воздухе истребителей и самолетов АWACS, втрое увеличено количество дежурных перехватчиков на авиабазах. Предусмотрено развертывание системы аэростатных наблюдательных постов ПВО.

Установлен и новый порядок принятия решений на применение оружия против захваченных террористами самолетов. Теперь его принимает не только президент США: в экстренных случаях это может сделать командующий континентального района зоны ПВО.

По-новому организовано боевое дежурство истребителей над крупнейшими городами страны. Всего к нему теперь привлечено 30 авиабаз (11 сентября 2001 года их было семь), на которых размещены восемь эскадрилий самолетов, в том числе – четыре Национальной гвардии США и две канадские (всего 130 перехватчиков и 8 машин АWACS). Ответственность за прикрытие столицы США возложена на 113-е авиакрыло ВВС Национальной гвардии, дислоцированное на авиабазе Эндрюс (штат Мэриленд). В начале текущего года в операцию «Благородный орел» была включена 27-я авиаэскадрилья, оснащенная самолетами 5-го поколения F-22 «Рэптор».

В системе постоянного дежурства действует 127 радиолокационных постов. В общей сложности их обслуживают 11 тыс. военнослужащих, более половины которых – национальные гвардейцы, то есть призванные из резерва гражданские лица – мужчины и женщины. Но все равно, обеспечить создание абсолютного радиолокационного поля над Североамериканским континентом они не в состоянии.

МОЩЬ – В ПРОШЛОМ

Между тем еще 25 лет назад США и Канада выделили в распоряжение этой системы около 3 тыс. истребителей, до 6 тыс. комплексов зенитных ракет и артиллерийских орудий, мощные радарные устройства и более 200 тыс. военнослужащих. Тогда в распоряжении командующего NORAD имелось 300 военных баз, четыре воздушные армии, ему предоставлялось право подчинять себе для решения срочных оперативных задач любые подразделения ВВС, сухопутных войск, флота и морской пехоты, которые находились в зоне активности средств ПВО.

Однако в 1980-х годах началось резкое сокращение сил противовоздушной обороны, были сняты с вооружения все зенитно-артиллерийские системы и большая часть ЗРК, существенно снизилось число дежурных авиаполков. Причины четко обозначены в заявлении экс-министра обороны США Шлесинджера: «Поскольку мы не в состоянии обеспечить защиту наших городов от стратегических ракет, незачем и пытаться защитить их от сравнительно малых сил советской бомбардировочной авиации».

После ряда все более радикальных сокращений, осенью 2001 года ПВО Северной Америки состояла лишь из группировки истребительной авиации Национальной гвардии США и ВВС Канады. До 11 сентября на боевом дежурстве в 15-минутной готовности к вылету на всем континенте привлекались не более 6 перехватчиков.

И в «черный вторник» вся система NORAD оказалась в ситуации, когда примененный террористами сценарий не только не предусматривался в боевых алгоритмах и программах действий, но и никогда даже не проигрывался в штабных тренировках дежурных подразделений авиации и радиоразведки. К сожалению, и сегодня, через пять лет, нет полной уверенности в абсолютной надежности сил, развернутых в ходе операции «Благородный орел».

Между тем интенсивность полетов за прошедшие годы значительно увеличилась. В настоящее время система NORAD ежедневно отслеживает до 7 тыс. объектов, которые приближаются и входят в воздушное пространство Соединенных Штатов. Одновременно над территорией страны может находиться более 10 тыс. воздушных судов. В течение суток в аэропортах выполняется около 80 тыс. взлетов и посадок самолетов только внутренних рейсов.

По мнению военного руководства США, ныне действующая система контроля воздушного пространства позволяет отслеживать все передвижения по воздушным трассам и немедленно реагировать на любые отклонения от маршрутов, особенно если самолеты приближаются к запретным зонам. А такие отклонения исчисляются сотнями. К примеру, только в 2004 году патрульные истребители более 550 раз направлялись на сближение с коммерческими и частными самолетами, которые сбились с курса или отключили систему опознавания «свой–чужой».

Можно ли, однако, с полной уверенностью заявить, что воздушная безопасность страны кардинально улучшилась после теракта «черного вторника» и служба ПВО сегодня находится на должной высоте? К сожалению, нет. Свидетельством тому следующие строки из президентской директивы: «Рассмотреть возможность организации объектовой ПВО важнейших военных и гражданских объектов национальной инфраструктуры средствами видов вооруженных сил США».

Таким образом вопрос об одной из основных составляющих системы противовоздушной обороны и сегодня находится лишь в стадии рассмотрения возможностей, а срок его решения вообще не указан. А ведь на территории США функционируют более 4500 сравнительно небольших частных аэродромов, которые почти не контролируются федеральными органами. На них базируются, по различным данным, от 26 до 30 тыс. летательных аппаратов, в том числе – и реактивных. Это, конечно, не многотонные лайнеры, но в качестве снаряда для исламских фанатиков многие из них вполне пригодны. Особенно – для поражения атомных объектов, химических комбинатов, плотин, мостов.

Но почему же в таком случае их безопасность пока отложена в «долгий ящик»? Все дело в том, что само понятие «объектовая ПВО» исчезло даже из американской военной терминологии еще 25 лет тому назад. Тогда же было снято единое радиолокационное поле над Североамериканским континентом, ликвидированы или проданы зенитно-ракетные комплексы «Найк» и «Хок». Восстановить же порушенную систему объектовой ПВО отнюдь не просто и дорого. Вот и ограничиваются паллиативами – воздушным патрулированием, укреплением взаимодействия с ФУГА, усилением наземной охраны и т.д.

Впрочем, существует вполне реальная возможность сравнительно просто и недорого, а главное – в достаточно короткий срок создать систему объектовой противовоздушной обороны на территории США. Ведь главная препона для этого – отсутствие в готовности для немедленного развертывания в позиционных районах стационарных ЗРК, вроде тех, что имелись прежде.

На первое января 2006 года в системе войсковой ПВО Национальной гвардии США насчитывалось 20 отдельных зенитно-ракетных дивизионов, оснащенных 703 ЗРК типа «Авенджер» и 483 ЗРК типа «Пэтриот».

Поскольку соединения Национальной гвардии США дислоцируются на территории страны, то тех зенитно-ракетных пусковых установок, которые имеются, так сказать, под рукой, вполне достаточно, чтобы в течение короткого времени развернуть в позиционных районах вокруг стратегически важных военных и социально-экономических центров США достаточное количество средств ПВО.

Это тем более реально, что названные ЗРК мобильны, они на колесах и могут прибыть куда прикажут за несколько дней, а то и часов. Их радары вполне успешно перекроют возможные прорехи в радиолокационном поле страны, а ракеты способны немедленно сбить любой летательный аппарат, который войдет в запретную зону.

Но сегодня боевое дежурство несут лишь две батареи «Авенджеров». 12 установок охраняют здание Конгресса США и Белый дом.

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
1381
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
1359
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
1843
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
1055

Другие новости