0
1844
Газета Концепции Интернет-версия

02.03.2007 00:00:00

Благие дела и «авгиевы конюшни» Сергея Иванова

Тэги: иванов, сычев, министерство обороны


Еще 7 февраля, выступая в Госдуме на «парламентском часе», Сергей Иванов рассказывал депутатам, сколько и чего хорошего он сделал для Вооруженных сил (ВС) за немалый срок своего руководства ими и как он за эти годы горячо «прикипел к армии». Послушать – все-то у него, первого гражданского главы военного ведомства, получилось и еще много чего получится! Однако этот отчет в нижней палате, по сути, стал «лебединой песней» Сергея Иванова в качестве министра обороны. Ибо всего лишь чуть больше чем через неделю волей президента и Верховного главнокомандующего он покинул свой кабинет на Арбатской площади «в связи с расширением круга должностных полномочий» и «невозможностью сидеть на двух креслах».

САМЫЙ УЛЫБЧИВЫЙ┘

Уход Сергея Иванова с поста министра обороны РФ совпал с большим числом самоубийств в армии (26 случаев зафиксировано только в январе), мощными пиар-акциями по созданию Общественного совета при военном ведомстве и родительских комитетов в воинских частях. И то, и другое символично. Иванов оставил ВС в момент, когда, по данным Главной военной прокуратуры, уровень преступности в армейской среде впервые за почти шесть лет его нахождения у руля Минобороны снизился на 3% (но при этом из года в год продолжает увеличиваться число преступников среди офицеров). То есть о каком-либо не то что радикальном, но даже о более-менее заметном изменении ситуации с дисциплиной в ВС за шесть лет службы Иванова главным силовиком страны (с 28 марта 2001 года) говорить не приходится.

Что же до пиар-акций, то бывший министр обороны никогда и ни при каких обстоятельствах не забывал рассказывать окружающим, что в его вотчине дела идут далеко не так плохо, как это себе представляют обыватели. Так было, например, даже в период, когда страна пребывала в потрясении, узнав о трагедии рядового Андрея Сычева. «Мало ли, кто там что-то говорит или пишет», – это одна из фраз Сергея Иванова наряду с «чушью собачьей» и «бредом сивой кобылы». Получается, пусть люди вешаются и стреляются, пусть кому-то из-за разгулявшейся в казармах дедовщины ампутируют ноги и гениталии, зато, не без гордости заявлял в январе Иванов перед полсотней своих «общественных советчиков» и 150 журналистами, «83 процента частей и подразделений живут без происшествий и преступлений». В течение всего своего срока руководства армией он не уставал демонстрировать перед телекамерами «бодрость духа». За что уже вошел в историю – это отмечают многие – как «самый улыбчивый министр обороны» (из 44-х, стоявших во главе оборонного ведомства начиная с 1802 года, когда впервые была введена должность военного министра).

Общественный же совет и родкомитеты, при всей положительности их «учреждения», стали профанацией гражданского контроля в армии, которого потребовал Главковерх от первого штатского министра обороны еще года три назад. Ибо контроль этот должны осуществлять не «общественники» из числа артистов, политологов, олигархов или родителей, а, скажем, Госдума и Совет Федерации.

«НВО» уже писало о многом негативном в практике Сергея Борисовича, отмечая его четырехлетний срок пребывания в МО (см. № 11,2005). Если же кратко охарактеризовать «итоги» его руководства военным ведомством, то здесь как нельзя кстати прозвучат слова одного аналитика, заявившего, что нынешнее лицо армии – это летчик без налета, моряк без выходов в море, танкист без танка, ракетчик без ракет, а также забитый солдат, полунищий-полубомж в офицерских погонах и лишенный почти всех льгот, униженный ветеран Вооруженных сил. Сказано, понятно, не без немалой доли утрирования, но небезосновательно.

Стоит лишь добавить, что экс-министр никогда публично не признавал своих личных недоработок в руководстве МО и не брал на себя хотя бы малой части вины за те резонансные ЧП, которые ежегодно сотрясали (и продолжают сотрясать) Вооруженные силы. Он был «выше этого». В этой связи уместно привести такой пример. В январе прошлого года в связи с катастрофой принадлежащего Словакии военно-транспортного самолета Ан-24, в результате которой погибли 44 человека (из них 28 миротворцев), подал в отставку министр обороны этой страны Юрай Лиска. Он заявил тогда, что его уход «объясняется вовсе не политическими соображениями, разумными мотивами или логикой, а вызван зовом сердца, состраданием к семьям, потерявшим своих близких». По аналогии к Сергею Иванову здесь, что называется, без комментариев... Впрочем, в России подобного рода отставки традиционно «не практикуются».

В начале 2005 года, по данным ВЦИОМа, Иванову доверяли лишь 11% военнослужащих, а не одобряли его деятельность более 48% опрошенных офицеров и прапорщиков. С тех пор подобного рода «секретные» данные в СМИ не обнародовались. Почему – гадать не приходится. Но вряд ли негативный рейтинг ушедшего на повышение министра за минувшие два года как-то очень существенно изменился. По февральским данным Левада-центра, положительные качества Сергея Иванова остаются загадкой для 32% граждан.

Так что, как бы там ни было, какой бы «самый влиятельный» протеже ни был у Сергея Иванова, а нельзя не удивляться и его личному «хождению во власть». За годы критики, которая постоянно звучала в его адрес (пожалуй, столь же жестко критиковали еще Павла Грачева в бытность того в первой половине 1990-х министром обороны), он не только «нисколько не исправился», но поднялся до таких сфер влияния во властных структурах, которые, что называется, даже не снились ни одному министру ни в эпоху Ельцина, ни в годы правления нынешнего президента.

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ГЛАВКОВЕРХА

Со своей стороны, лидер России и Верховный главнокомандующий Владимир Путин итоги «шестилетки» Иванова на посту министра обороны оценил довольно высоко. Назначая его 15 февраля первым вице-премьером, он даже намеком не пожурил своего выдвиженца за происходящее непосредственно в армии. Зато глава государства особо указал, что благодаря Иванову экспорт российских вооружений в 2006 году «достиг рекордной отметки» – более 6 млрд. долларов. И в этом смысле Главковерх подчеркнул, что «Сергей Борисович Иванов с задачами, которые я ставил перед ним в Министерстве обороны, справился».

Что ж, это тоже, как полагают эксперты, отчасти объективная оценка деятельности Иванова (пусть даже имеющая в большей мере опосредствованное отношение к тем обязанностям, которые он выполнял непосредственно на посту министра обороны). Достаточно вспомнить, что вскоре именно после его поездки в ряд стран Латинской Америки осенью 2003 года (тогда он еще не был вице-премьером) Москва вскоре сделала поистине заметный прорыв в продаже оружия за рубеж, завоевав, в частности, весь венесуэльский рынок, одновременно вытеснив из него США. В Вашингтоне были потрясены и даже требовали от Москвы не продавать Каракасу боевые самолеты. Да и с Аргентиной удалось развить военно-техническое сотрудничество. Регулярные «наезды» Иванова в Китай и особенно в Индию «по делам продаж» тоже сыграли определенную положительную роль – тендеры неизменно выигрываются, поставки идут потоком.

Другое дело, что отечественная армия все эти годы получала и получает лишь единицы, в лучшем случае десятки образцов новых вооружений. Впрочем, и это косметическое переоснащение растянуто во времени до 2015 года (согласно принятой несколько лет назад соответствующей госпрограмме). Это уже тоже стало притчей во языцех. В 2007 году, по словам Иванова, «на оснащение Вооруженных сил, собственно на серийные закупки пойдет более 144 млрд. рублей». Это примерно 5,5 млрд. долларов по нынешнему курсу. Достаточно сравнить их с упомянутыми выше 6 млрд., на которые Рособоронэкспорт вооружает чужие армии (главным образом Китая, Индии и Венесуэлы). Причем счет идет на сотни образцов поставляемого в эти страны техники и оружия. Напрашивается вопрос о нерациональном использовании средств, выделяемых «под перевооружение». Кстати, может быть, одна из причин назначения на пост министра обороны Анатолия Сердюкова кроется и в этом: он как финансист должен сосредоточиться на том, в чем при всем своем желании не смог разобраться филолог и чекист Сергей Иванов. Напомним, года два-три назад в администрации президента даже ставился вопрос о создании отдельного, параллельного Вооруженным силам подразделения для независимого контроля денежных армейских потоков.

В этом ракурсе хорошо лишь то, что Иванов ушел из МО «под фанфары» главкома ВВС генерала армии Александра Михайлова о том, что к 2020 году все российские летчики пересядут на новые и качественно модернизированные самолеты. Да под оптимизм главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Масорина, который сказал, что годков эдак через 20 все нынешнее старье, на чем моряки изредка выходят в море, будет заменено на новые корабли, которые не устареют и чуть ли не через полстолетия их эксплуатации (а не через 15–20 лет, как сейчас). Благо, если эти мечтания не окажутся маниловскими, а то получится как с 20-летним сроком строительства коммунизма в СССР во времена Никиты Хрущева... Хотя, если ВМФ будет состоять из 3–4 десятков кораблей (а не из сотен, как в советские времена), то вполне возможно, что этот «флотский коммунизм» и наступит к 2030 году.

БОРЕЦ С ДЕБИЛИЗАЦИЕЙ ОБЩЕСТВА

Иванов много делал, как принято сегодня говорить, для создания положительного имиджа ВС, причем, как внутри страны, так и за рубежом. Сам неплохой пиарщик, «для заграницы» он проводил учения, в которых нередко принимал личное участие. Не всегда как наблюдатель. Например, однажды он пролетел через всю Россию на месте второго пилота на стратегическом воздушном ракетоносце Ту-160 с дозаправкой в воздухе и пуском учебных ракет, тем самым показав потенциальным супостатам, что в случае чего им тоже мало не покажется (то, что при этом были нарушены все нормы авиационной безопасности – другой вопрос). Но все же реальное и самое полезное с прикладной точки зрения учение было проведено лишь однажды – в 2005 году совместно с Китаем. Хотя с российской стороны в них приняло участие 2 тыс. человек (китайцев – 10 тыс.), задачи отрабатывались весьма сложные: высадка десанта, атака побережья, учебно-боевой поход кораблей┘ У китайских генералов действительно было чему поучиться. Во всех остальных учениях, при всей их кажущейся масштабности, в деле реально участвовали рота-батальон – максимум полк.

Тем не менее надо отдать должное Сергею Иванову: армия после 15-летней спячки начала вспоминать о полигонах. Пуски ракет (пусть и не всегда удачные) тоже обставлялись соответствующей шумихой в прессе. Как бы там ни было, а на Западе начали поговаривать о «возрождении» российской армии. Расстановка баз США в ряде стран бывшего Варшавского договора – это в определенном смысле отклик и на эти процессы.

Можно смело говорить и о том, что Иванов одел, обул и накормил армию. Солдат (не только воюющий в Чечне) уже давно не выглядит голодным оборванцем, побирающимся у местных жителей хлебушком и сигаретами (впрочем, сигарет солдатам и сейчас не хватает). Напротив, в армии откармливают до нормального веса дистрофиков, призванных на срочную службу.

Не случайно при Иванове на Вооруженные силы из СМИ стало выливаться куда меньше «чернухи», чем то было до него. Но это, скорее всего, главным образом, заслуга не Иванова, а тех пехотинцев, спецназовцев, летчиков, артиллеристов, кто реально спас Россию от ее возможного развала во вторую чеченскую войну (именно так заявляли на правительственном уровне, когда банды чеченских террористов и иностранных наемников напали в 1999-м на Дагестан). Не случайно в эти же годы и стали снимать довольно приличные (за исключением отдельных поделок) фильмы и сериалы, причем не только «про Чечню», но и про другие войны, в том числе и афганскую, и Великую Отечественную. Впрочем, руку свою к тому, чтобы массмедиа меньше занимались «дебилизацией» населения, Сергей Иванов все же не раз прикладывал (и словечко это его): клеймил, например, «Аншлаг», поражался тому, какую убогую литературу сейчас выпускают...

Из прессы ушла тема о генералах, живущих на Рублевке в квартирах площадью со стадион и строящих роскошные особняки за Кольцевой дорогой Москвы на свои скромные зарплаты. Недавно Иванов заявил, что таких генералов в армии уже нет. И здесь нет оснований ему не верить. Может быть, последнее его благое дело, начавшее давать реальные результаты, – это бескомпромиссная борьба с теми офицерами и генералами, кто привлекает солдат к работам, не связанным с делами службы...

Итак, Сергей Иванов ушел на повышение заниматься, говоря словами его известного покровителя и протеже, инновациями в экономике. Он, как уточнил президент, будет сочетать возможности ВПК и гражданского сектора, не забывая интересы родного ведомства. В этом смысле надо понимать, что «эпоха Иванова» в ВС еще не совсем закончилась (а там, как ныне предсказывают многие, глядишь, и сам Главковерхом станет). Однако «помогать» новому министру обороны он будет уже исключительно в белых перчатках. А оставленные им в военном ведомстве авгиевы конюшни (кризис с дисциплиной, с социальной обеспеченностью военнослужащих, провалы в переводе армии на контракт и так далее) будет разгребать уже Анатолий Сердюков.

Впрочем, сверхзадача последнего пока не совсем прояснена, вполне возможно, что этой «разгрёбкой» будет заниматься начальник Генштаба или какой-нибудь первый зам, роли которых при достигнутом сейчас контроле над Вооруженными силами (со стороны верховной власти) будут несколько усилены...

Основные достижения и упущения Сергея Иванова на посту министра обороны в 2001–2007 гг.

Плюсы

+ Ежегодный сравнительно существенный рост бюджета МО.

+ Положено начало созданию единых региональных командований.

+ Объявлено о переработке Военной доктрины РФ.

+ Принята программа перевооружения армии и флота до 2015 года, они начали получать отдельные новые образцы ВВТ.

+ Развитие военно-технического сотрудничества с рядом стран, увеличение числа поставок российского оружия за рубеж.

+ Увеличение числа учений, выходов в море.

+ Постепенный перевод армии на контрактный способ комплектования.

+ Введение альтернативной службы.

+ Принятие закона о переходе с 2008 года на одногодичный срок службы.

+ Существенное повышение денежного довольствия офицерам центрального аппарата МО.

+ Выделение в течение двух лет 30 млрд. рублей для строительства квартир в пяти проблемных регионах РФ (программа 15+15).

+ Обеспечение всех военнослужащих новой формой одежды и улучшение рациона их питания.

+ Прекращено сокрытие числа смертей, в том числе небоевых потерь в армии и на флоте.

+ Создание Общественного совета при МО и родительских комитетов при воинских частях.

Минусы

– Гражданский контроль над армией так и не стал действенным. Армия по-прежнему остается закрытой для общества.

– Нерациональное использование финансовых средств, выделяемых на переоснащение частей и подразделений новой боевой техникой.

– Слабая финансовая обеспеченность программы перевода армии на контрактный способ комплектования, неготовность инфраструктуры для этого.

– Сценарии проводимых учений зачастую надуманы и мало связаны с теми задачами, которые реально стоят перед Вооруженными силами.

– Весьма низкое денежное довольствие войсковых офицеров.

– Офицерская служба остается непрестижной; из года в год наблюдается массовый исход профессиональных кадров из войск, начиная с лейтенантов, только что закончивших военные училища.

– Вопрос обеспечения офицеров и прапорщиков жильем кардинально не решен. В принятую программу ипотечного кредитования веры у военнослужащих нет.

– Деформация всей системы социального обеспечения всех категорий военных (включая офицеров запаса и отставников), основанной на Законе «О статусе военнослужащих», этот закон практически перестал работать.

– Уровень дисциплины в войсках ежегодно падает; дедовщина; сотни самоубийств; рост преступности среди офицеров.

– Постоянные резонансные ЧП (гибель подлодки К-159, катастрофа стратегического бомбардировщика Ту-160, столкновение двух боевых вертолетов в воздухе, ежегодные взрывы складов боеприпасов, авария батискафа АС-28, массовые побеги солдат из частей, расстрелы солдатами сослуживцев, дело рядового Андрея Сычева и др.).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1726
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1076
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
782
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1059

Другие новости