0
989
Газета Концепции Интернет-версия

26.10.2007 00:00:00

Один самолет на двоих

Тэги: дзиркалн, сингх, индия, самолет, россия


19 октября заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн и заместитель министра обороны Индии по оборонному производству Канвал Пратап Сингх подписали соглашение о совместной российско-индийской разработке самолета 5-го поколения. Документ предусматривает равный финансовый и инженерный вклад в проект.

Заинтересованность сторон можно легко понять. Российским авиастроителям нужны деньги, а индийским – современные технологии проектирования. Однако переговоры о совместном создании боевой крылатой машины неспешно тянулись с 2003 года. Индия не намеревалась подключаться к уже находящемуся в стадии осуществления проекту ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), настаивая на разработке «с нуля». Однако Россия просто не потянула бы еще один параллельный дорогостоящий проект ни по финансам, ни по конструкторским ресурсам. Да и организовывать новый мощный авиационный конструкторский центр, когда взят курс на Объединенную авиастроительную корпорацию с единым центральным КБ, никто не хотел.

Одно время индийское руководство начало склоняться в сторону сотрудничества с Соединенными Штатами, которые активно привлекают партнеров в проект самолета F-35. Однако условия оказались неприемлемы для Дели. Во-первых, США даже с самыми близкими странами-союзниками, включая Великобританию, не желают делиться технологиями, а только деньги с них берут. Во-вторых, даже для такого урезанного партнерства требовалось вначале закупить приличную партию истребителей F-16 и F-18, которые Индии не очень нужны, поскольку у нее есть Су-30МКИ.

Как отметил министр обороны РФ Анатолий Сердюков на 7-м заседании межправительственной комиссии в Москве 17 октября, «российско-индийское военно-техническое сотрудничество носит полномасштабный, плановый и долгосрочный характер». Этому легко найти подтверждение. Индия по лицензии производит самолеты Су-30МКИ, танки Т-90С, авиадвигатели РД-33. В совместной разработке и производстве самый известный проект – противокорабельная ракета «БраМос». Она создана на базе российской ПКР «Яхонт», но с индийской электронной начинкой. Индия вышла в число мировых лидеров в сфере информационных технологий и только компьютерных программ продает более чем на 10 млрд. долл. в год.

Можно уже сейчас точно сказать, что главный инженерный вклад индийской стороны будет сделан в авионику нового самолета. Дели не удовлетворяет качество российских электронных компонентов. Значительная часть аппаратуры Су-30МКИ – французского и израильского производства. Вполне понятно желание Индии однажды заменить ее своими собственными изделиями.

Что касается новых технологий, то еще одним соглашением предусмотрена кооперация в выпуске агрегатов оперения планера самолета Су-30 МКИ. Предполагается, что они будут изготавливаться в Индии и поставляться в Россию.

По мнению экспертов, потребуется примерно пять лет, чтобы закончить проект самолета ФАК ПА, и еще 8–10 лет для его претворения в металл. Но уже определено, что головную часть машины и оснастку для изготовления деталей из стекла и углепластика будет делать Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова, входящее в АХК «Сухой». Остальными частями тоже займутся предприятия «Сухого».

У проекта, однако, есть серьезный враг – российская бюрократия. Она уже поставила на грань ликвидации индийско-российский проект военно-транспортного самолета ТМА. Два года подготовительные документы бродят в чиновничьих лабиринтах, но до сих пор не готовы. Индия уже заявила, что может выйти из так и не начавшегося проекта и предпринять совместную разработку с Бразилией или европейскими компаниями.

Что касается самолета 5-го поколения, то Индия хотела бы получить истребитель, не уступающий американским F-22 и F-35 (а еще лучше – их превосходящий). Проблема, однако, в том, что у России и США диаметрально разные концептуальные подходы. Американцы создают свои истребители как элементы большой боевой системы, в которую входят стратегические бомбардировщики, системы космического наблюдения, связи и навигации, наземные комплексы различного назначения. F-22 и F-35 не предназначены для индивидуального воздушного боя и потому не блещут пилотажными характеристиками. Задача этих машин – наносить удар, не входя в зону ПВО противника, и за пределами досягаемости авиационных ракет его истребительной авиации.

Российские ВВС больше уделяют внимания тактико-техническим характеристикам самолетов, уповают на профессиональное мастерство летчика (на что, правда, при годовом налете порядка 40–50 часов надежда слабая). Поэтому можно не сомневаться, что в индивидуальном бою российский ПАК ФА побьет любого из «американцев». Но позволят ли они сблизиться для такого боя? Вот здесь помощь индийских электронщиков может оказаться бесценной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
739
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
980
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
795
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
645

Другие новости