0
465
Газета Концепции Интернет-версия

26.10.2007

Один самолет на двоих

Тэги: дзиркалн, сингх, индия, самолет, россия


19 октября заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн и заместитель министра обороны Индии по оборонному производству Канвал Пратап Сингх подписали соглашение о совместной российско-индийской разработке самолета 5-го поколения. Документ предусматривает равный финансовый и инженерный вклад в проект.

Заинтересованность сторон можно легко понять. Российским авиастроителям нужны деньги, а индийским – современные технологии проектирования. Однако переговоры о совместном создании боевой крылатой машины неспешно тянулись с 2003 года. Индия не намеревалась подключаться к уже находящемуся в стадии осуществления проекту ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), настаивая на разработке «с нуля». Однако Россия просто не потянула бы еще один параллельный дорогостоящий проект ни по финансам, ни по конструкторским ресурсам. Да и организовывать новый мощный авиационный конструкторский центр, когда взят курс на Объединенную авиастроительную корпорацию с единым центральным КБ, никто не хотел.

Одно время индийское руководство начало склоняться в сторону сотрудничества с Соединенными Штатами, которые активно привлекают партнеров в проект самолета F-35. Однако условия оказались неприемлемы для Дели. Во-первых, США даже с самыми близкими странами-союзниками, включая Великобританию, не желают делиться технологиями, а только деньги с них берут. Во-вторых, даже для такого урезанного партнерства требовалось вначале закупить приличную партию истребителей F-16 и F-18, которые Индии не очень нужны, поскольку у нее есть Су-30МКИ.

Как отметил министр обороны РФ Анатолий Сердюков на 7-м заседании межправительственной комиссии в Москве 17 октября, «российско-индийское военно-техническое сотрудничество носит полномасштабный, плановый и долгосрочный характер». Этому легко найти подтверждение. Индия по лицензии производит самолеты Су-30МКИ, танки Т-90С, авиадвигатели РД-33. В совместной разработке и производстве самый известный проект – противокорабельная ракета «БраМос». Она создана на базе российской ПКР «Яхонт», но с индийской электронной начинкой. Индия вышла в число мировых лидеров в сфере информационных технологий и только компьютерных программ продает более чем на 10 млрд. долл. в год.

Можно уже сейчас точно сказать, что главный инженерный вклад индийской стороны будет сделан в авионику нового самолета. Дели не удовлетворяет качество российских электронных компонентов. Значительная часть аппаратуры Су-30МКИ – французского и израильского производства. Вполне понятно желание Индии однажды заменить ее своими собственными изделиями.

Что касается новых технологий, то еще одним соглашением предусмотрена кооперация в выпуске агрегатов оперения планера самолета Су-30 МКИ. Предполагается, что они будут изготавливаться в Индии и поставляться в Россию.

По мнению экспертов, потребуется примерно пять лет, чтобы закончить проект самолета ФАК ПА, и еще 8–10 лет для его претворения в металл. Но уже определено, что головную часть машины и оснастку для изготовления деталей из стекла и углепластика будет делать Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова, входящее в АХК «Сухой». Остальными частями тоже займутся предприятия «Сухого».

У проекта, однако, есть серьезный враг – российская бюрократия. Она уже поставила на грань ликвидации индийско-российский проект военно-транспортного самолета ТМА. Два года подготовительные документы бродят в чиновничьих лабиринтах, но до сих пор не готовы. Индия уже заявила, что может выйти из так и не начавшегося проекта и предпринять совместную разработку с Бразилией или европейскими компаниями.

Что касается самолета 5-го поколения, то Индия хотела бы получить истребитель, не уступающий американским F-22 и F-35 (а еще лучше – их превосходящий). Проблема, однако, в том, что у России и США диаметрально разные концептуальные подходы. Американцы создают свои истребители как элементы большой боевой системы, в которую входят стратегические бомбардировщики, системы космического наблюдения, связи и навигации, наземные комплексы различного назначения. F-22 и F-35 не предназначены для индивидуального воздушного боя и потому не блещут пилотажными характеристиками. Задача этих машин – наносить удар, не входя в зону ПВО противника, и за пределами досягаемости авиационных ракет его истребительной авиации.

Российские ВВС больше уделяют внимания тактико-техническим характеристикам самолетов, уповают на профессиональное мастерство летчика (на что, правда, при годовом налете порядка 40–50 часов надежда слабая). Поэтому можно не сомневаться, что в индивидуальном бою российский ПАК ФА побьет любого из «американцев». Но позволят ли они сблизиться для такого боя? Вот здесь помощь индийских электронщиков может оказаться бесценной.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трамп и Помпео наносят новый удар по России

Трамп и Помпео наносят новый удар по России

Владимир Щербаков

Вашингтон целит в Москву, но бьет по Пекину

0
2721
Пхеньян взял ракетную паузу

Пхеньян взял ракетную паузу

Ирина Дронина

На военном параде впервые не было пугающих всех мощных ракет

0
373
Порошенко сменил  риторику

Порошенко сменил риторику

Татьяна Ивженко

За полгода до президентских выборов основные кандидаты соревнуются в антироссийских лозунгах

0
2339
Разведывательную аппаратуру с обломков Ил-20 поднимет судно "секретного флота" ВМФ России

Разведывательную аппаратуру с обломков Ил-20 поднимет судно "секретного флота" ВМФ России

Андрей Рискин

0
1230

Другие новости

Загрузка...
24smi.org