0
2367
Газета Концепции Интернет-версия

25.01.2008 00:00:00

Академическое беспокойство

Тэги: балуевский, генштаб, авн


балуевский, генштаб, авн Юрий Балуевский продемострировал на конференции АВН личное мужество.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Сенсаций, которых ждали от прошедшей в минувшую субботу, 19 января, ежегодной конференции Академии военных наук, не случилось. И хотя перед ее началом участники заседания, видные военные ученые, заслуженные ветераны армии и флота в звании адмиралов и генералов, капитанов 1 ранга и полковников, в разговорах между собой подробно обсуждали, а еще точнее, резко критиковали новость номер один – запланированные руководством Минобороны передислокацию в Санкт-Петербург Главкомата ВМФ и вывод из Москвы Академии РВСН имени Петра Великого. Правда, витавшее в воздухе напряжение, готовое было вылиться в публичный скандал, достаточно легко удалось снять начальнику Генерального штаба Вооруженных сил России генералу армии Юрию Балуевскому.

ОГОНЬ НА СЕБЯ

На конференции Академии военных наук, как, впрочем, и в прошлом году, по неизвестным военной общественности причинам отсутствовал министр обороны, и начальнику Генерального штаба, что называется, пришлось «принять огонь на себя». Он зачитал с трибуны посланную ему записку, хотя, как заметил, мог бы этого не делать, так как вопрос не касался повестки дня. Но все же.

«Как вы лично расцениваете запланированный перевод в Санкт-Петербург Главкомата ВМФ?» – спрашивал генерала капитан 1 ранга в отставке.

«Лично я расцениваю это так, что в этом нет необходимости», – ответил Балуевский. Его слова потонули в аплодисментах. Присутствовавшие в зале понимали: выразить публичное несогласие с «генеральной линией партии» – для этого и сегодня требуются определенная гражданская позиция и личное мужество. У начальника ГШ они нашлись.

Но это заявление не сильно заинтересовало представителей информационных агентств, присутствовавших в зале конференции, они выдали на ленты другие слова генерала Балуевского. О том, что, защищая свой суверенитет, свою территориальную целостность и своих союзников, Россия готова применить ядерное оружие. В том числе и превентивно. Это сообщение стало темой номер один во всех выпусках новостей. Чуть ли не сенсацией. Хотя никакого особенного откровения из уст начальника Генштаба не прозвучало. Генерал Балуевский лишь суммировал одно из широко известных, хотя, видимо, в основном военным специалистам, положений Военной доктрины России, принятой еще в начале нынешнего века. Где говорится, что страна может первой применить ядерное оружие против государства или коалиции государств, которые сами обладают таким оружием и собираются совершить масштабную агрессию против России и ее союзников.

А если быть более точным, то НГШ выразился так: «Мы ни на кого не собираемся нападать, но считаем необходимым, чтобы все наши партнеры четко понимали и ни у кого не было сомнения в том, что для защиты суверенитета и территориальной целостности РФ и ее союзников будут применены вооруженные силы. В том числе и превентивно. В том числе и с использованием ядерного оружия. В случаях, оговоренных доктринальными документами РФ».

Кстати, право и возможность использования ядерного оружия для превентивных ударов записаны и в соответствующих документах США, других ядерных держав. Более того, руководители Пентагона даже планируют применять ядерные боеприпасы на поле боя, чего российские боевые уставы не предусматривают. Хотя пару лет назад тогдашний министр обороны Сергей Иванов, ссылаясь на то, что ряд высокоразвитых стран проводит НИОКРы, превращающее ядерное оружие в относительно «чистое», с точки зрения его применения, уже предупреждал: «Даже незначительное понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы управления войсками и принципов их боевого применения». Надо понимать, незамедлительного адекватного ответа.

Юрий Балуевский не говорил о том, что Россия, в связи с меняющимися подходами к использованию ядерного оружия, будет перестраивать систему управления войсками и сдерживания таких угроз, изменяя принципы применения войск, но заявил, что «военная сила должна быть применена не только в ходе боевых действий, но и «для демонстрации решимости руководства страны отстаивать ее интересы», и как крайняя мера – массированно, тогда, когда окажутся неэффективными все остальные средства». Чем напомнил известное выражение, что «генералы, как и хирурги, приходят на выручку последними, когда все остальные средства лечения уже исчерпаны».

Как демонстрировать «решимость отстаивать интересы страны» – вопрос очень серьезный и неоднозначный. Это не только поход ударной группы кораблей Северного и Черноморского флотов РФ в Атлантику и Средиземное море во главе с единственным отечественным авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», полеты палубной и Дальней авиации над океаном, стрельбы ракетными комплексами в нейтральных водах и бомбометание, боевое дежурство атомных подводных лодок со стратегическим ракетами на борту подо льдами Северного полюса и в Мировом океане, но и массовое перевооружение армии и флота на современную боевую технику и системы обеспечения боя, внедрение в войсках передовых методов обучения военнослужащих. Не только контрактников и солдат срочной службы, но и офицеров. От командира взвода до командующего армией и округом. А еще четкая увязка программы военного строительства с многоуровневым перспективным финансовым планированием, которое учитывало бы экономические возможности государства. Об этом тоже напомнил в своем выступлении генерал армии Юрий Балуевский. Еще он говорил о необходимости разработки «Стратегии обеспечения национальной безопасности России», которая должна включать все аспекты укрепления обороноспособности страны. Не только военные, но и политические, дипломатические, экономические, технические, научно-технологические и многие другие. Предложения Балуевского поддержал в своем докладе на конференции президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев.

ИЗ СЛОВ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕ СКЛЕИТЬ

Выдержки из доклада генерала Гареева «НВО» публикует в этом номере газеты. Но вот на какие моменты хотелось бы обратить внимание. На необходимость, как сказал генерал, «ввести практику долгосрочного стратегического планирования, которое предусматривало бы: оценку перспектив развития геополитической обстановки в мире, роли и места России в международном сообществе, ее союзников и партнеров при решении как долгосрочных, так и промежуточных задач, приоритетные национальные интересы и основные направления деятельности государства и общества по их реализации и обеспечению национальной безопасности».

Любопытно при этом, что попытка такого долгосрочного стратегического планирования была предпринята в Министерстве обороны в октябре 2003 года, в уже упоминавшемся докладе тогдашнего министра Сергея Иванова «Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации». Помнится, он наделал тогда много шума, в том числе и в международном сообществе. Тогда Россия устами главы своего военного ведомства открыто заявила о новых вызовах и угрозах в области международной безопасности, о системе взаимоотношений с союзниками и партнерами, завершении военной реформы, приоритетах военного строительства и направлении перевооружения армии и флота.

Но потом оказалось, что через несколько месяцев после шумной презентации этого доклада о нем потихоньку забыли. Как и том, что на прошлой ежегодной конференции Академии военных наук была тщательно проанализирована существующая ныне Военная доктрина. В нее в соответствии с поручением президента Владимира Путина были внесены конкретные предложения. В том числе – о модернизации и совершенствовании данного документа. Но чем закончилась вся эта серьезная и многосторонняя работа, так и осталось неизвестным. Текста новой военной доктрины, одобренного, хотя бы вчерне, Советом безопасности России и вынесенного на обсуждение военной общественности, армейских и флотских ученых, никто до сих пор так и не увидел.

Генерал Гареев справедливо критиковал сложившуюся практику руководящей работы в области государственного управления и военного строительства. Есть концепция внешней политики (хотя и несколько устаревшая), Военная доктрина (пусть тоже старая, но все же пока не отмененная), решения и проекты по формированию государственной промышленной политики на долгосрочную перспективу и другие руководящие и основополагающие документы. Но они не объединены единым замыслом, не по всем параметрам устремлены к единой цели, а главное – не достигается необходимая концентрация организационных, духовных и материальных ресурсов именно на приоритетных направлениях, гарантирующих их безусловное проведение в жизнь. И нет, добавим от себя, постоянного контроля за выполнением этих громогласно объявленных, скажем даже так, пропиаренных решений. Многие из них, как вода, уходят в песок или в гудок. Как кому интереснее.

Добавим для иллюстрации этого тезиса только один факт. Деятельность в области национальной безопасности России сегодня регулируется более чем 75 федеральными законами с многочисленными уточнениями и изменениями, большим количеством указов президента, шестью различными доктринами, десятком федеральных и отраслевых концепций. Многие из этих документов дублируют друг друга. Или друг другу противоречат. Некоторые содержат чисто теоретические, ни к чему не обязывающие постулаты. Но никто до сих пор, в том числе и Совет безопасности РФ, которому, как говорится, сам бог велел сделать эту работу, не взялся за устранение существующих нестыковок и недоразумений, которые препятствуют проведению единой политики в области национальной безопасности. И представляется очень важным предложение генерала Гареева создать государственный орган, который взялся бы за такой труд. Не важно, как будет называться этот орган. Но его создание, придание ему властных полномочий уже давно назрело и даже перезрело.

О проблемах в области национальной безопасности много говорили и другие выступающие. В частности, министр обороны Белоруссии генерал-полковник Леонид Мальцев (он курирует в Минске филиал Академии военных наук), первый заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник Александр Чекалин, заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Александр Скворцов, заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк, заместитель председателя Военно-промышленной комиссии, министр России Владислав Путилин, главкомы ВВС и ВМФ генерал-полковник Александр Зелин и адмирал Владимир Высоцкий┘

КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ

Фрагменты из выступлений Путилина, Зелина и Высоцкого «НВО» также публикует в сегодняшнем номере, но отдельные тезисы из их речей необходимо привести и здесь. В первую очередь из доклада первого заместителя председателя ВПК.

Путилин подробно остановился на угрозах российской оборонной промышленности. Назвал среди них такие, как разрыв кооперационных связей между производителями военной техники и оружия, дефицит или отсутствие необходимого сырья и материалов для их производства, попытки незаконного отчуждения имущественного комплекса оборонки, увеличение военно-технологического отрыва ведущих государств мира и наращивание их возможностей по созданию образцов вооружений и военной техники новых поколений, деформированность военного бюджета, что выражается в низкой доле инвестиций и может привести к снижению научно-технического уровня военных разработок и боевого потенциала войск. И хотя минувший год принес определенные успехи в обеспечении войск современными боевыми системами (в их числе дивизион мобильных стратегических ракетных комплексов «Тополь-М», дивизион оперативно-тактических ракет «Искандер-М», модернизированные многофункциональные истребители Су-27СМТ, штурмовики Су-24, новые фронтовые бомбардировщики Су-34 и зенитно-ракетный комплекс С-400, заступивший на боевое дежурство в Подмосковье, испытана новая стратегическая ракета РС-24 с разделяющимися головными частями, которая в перспективе может прийти на смену тем комплексам, что уже выслужили свой гарантийный срок нахождения на боевом дежурстве), проблем в оборонке еще очень много.

Главная среди них – медленная модернизация производства по всем составляющим: кадрам, основным производственным фондам, технологии и материалам, организации производства и другим. В результате цена и качество военной продукции во многом неконкурентоспособны, а в ряде случаев – и неприемлемы для потребителей. Да, предприятия ОПК за последнее время увеличили выпуск своей продукции более чем на 14%, причем военной – на 19, а на оборонные расходы выделяется все больше средств: на 2008 год – 800 млрд. рублей, на 2009-й – 900, а на 2010-й – 1,1 трлн. Однако некоторые из них не в силах освоить предоставленные финансы и не в состоянии выполнить государственный заказ.

К чему это может привести, свидетельствует выступление генерал-полковника Александра Зелина. «К 2020 году, – сказал он, – практически вся территория России может стать уязвимой для средств воздушно-космического нападения иностранных государств». За этот период, заметил главком ВВС, произойдут коренные изменения, связанные с освоением воздушно-космического пространства как единой сферы вооруженной борьбы. И именно в этот период на вооружение основных иностранных государств поступят принципиально новые средства и системы – гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательного плана беспилотные аппараты и другая техника, противостоять которой мы пока не готовы. Ни технологически, ни организационно.

Генерал Зелин предложил объединить под единым командованием все средства разведки, связи, навигации, радиоэлектронной борьбы, системы противовоздушной и ракетно-космической обороны, создать единую информационно-разведывательную управляющую систему воздушно-космической обороны. Только так, сказал он, можно обеспечить стратегическую стабильность, гарантировать сдерживание потенциального противника от развязывания вооруженного конфликта.

Кто именно может стать таким «потенциальным противником», главком ВВС не разъяснял. Академия военных наук это знает и без него. Ведь средств воздушно-космического нападения нет и не будет до 2020 года у абсолютного большинства других стран мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
396
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1410
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2139
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1466

Другие новости