Скоро белые медведи перестанут быть главными хозяевами Арктики.
Фото Reuters
В последнее время споры о пересмотре прав на шельф Северного Ледовитого океана, вспыхнувшие в конце лета 2007 года, отошли на второй план. Однако «битва» за Арктику уже фактически началась и вскоре наверняка перейдет из разряда гипотетической возможности в категорию очевидной геостратегической реальности.
ЦЕНА СЕВЕРА
А побороться там есть за что. По данным геологической службы США, дно Северного Ледовитого океана содержит около 25% мировых запасов углеводородов, а также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца. Только месторождения арктической нефти, по данным ООН, превышают 100 млрд. тонн – в 2,4 раза больше всех ресурсов России.
Долгое время эти кладовые полезных ископаемых, а также биоресурсы не осваивались из-за крайне затрудненного доступа к ним. Однако, как утверждают канадские ученые, в период с 1969 по 2004 год объем льда на востоке Канадского арктического архипелага уменьшился на 15%, а в некоторых местах на западе страны – на треть. По прогнозам специалистов, уже к 2040 году из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна от льда, что существенно облегчит добычу природных богатств со дна и удешевит перевозки. Председатель международной организации по оценке воздействия цивилизации на арктический климат Роберт Корелл недавно заявил, что, согласно его расчетам, «к 2050 году Северный морской путь будет открыт 100 дней в году вместо 20».
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, экономическая зона государства в морских и океанских просторах должна проходить по отметке в 200 миль (370 километров), но ее границы могут быть отодвинуты еще на 150 миль, если будет доказано, что континентальный шельф является продолжением сухопутной территории, принадлежащей стране.
В 2001 году Россия подавала соответствующую заявку в комиссию ООН по границам континентального шельфа, однако претензии Москвы были отвергнуты «из-за недостаточности доказательств». Российская экспедиция «Арктика-2007» их как будто бы нашла, и это позволяет РФ претендовать на 1,2 млн. кв. км шельфа Северного Ледовитого океана (около 45% его площади). С чем категорически не согласны некоторые члены мирового сообщества.
КАК ДЕЛИТЬ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ?
С Арктикой непосредственно «граничат» шесть стран: Россия, Канада, США, Норвегия, Исландия и Дания (которой, как известно, принадлежит остров Гренландия). Еще два государства – Швеция и Финляндия – прямого выхода к Северному Ледовитому океану не имеют, однако тоже считают себя членами «арктического кооператива». Даже китайцы серьезно заинтересовались этим регионом: они открыли исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправляли в северные моря свой ледокол «Снежный дракон», который обычно работает в Антарктике.
Россия (и ранее СССР) в дискуссии о юрисдикции государств в арктических широтах исходит из секторального принципа: каждой примыкающей к Северному Ледовитому океану стране она предлагает выделить сектор, ограниченный меридианами, проходящими через крайнюю восточную и западную точки ее арктической территории.
Норвегия на основе односторонней интерпретации Женевской конвенции 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года настаивает на том, чтобы в основу разграничения арктического района был положен принцип срединной линии – равноотстоящей от исходных линий Новой Земли и Земли Франца-Иосифа с одной стороны и архипелага Шпицберген – с другой. Москва же выступает за то, чтобы граница проходила до линии, являющейся западной границей российского арктического сектора и объявленной таковой постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.
В результате возникших разногласий образовался район общей площадью 155 тыс. кв. км, ограниченный с одной стороны западной границей российского арктического сектора, с другой – срединной линией, предложенной Осло. Норвежцы называют этот район серой зоной и, судя по всему, уступать ее РФ не собираются. Но если мы не можем с ними цивилизованно поделить рыбу, то очень трудно поверить, что это удастся сделать с нефтью. А значит, нас ждет очередная, на этот раз уже «нефтяная война» с соседями.
Секторальный раздел не выгоден США. Они имеют право рассчитывать лишь на 10% территорий Арктики (Аляска). В идеале американцы предпочли бы разрабатывать арктические месторождения на условиях прямого соглашения с правительством государства, на шельфе которого найдены перспективные участки. В этом случае не придется обсуждать подробности подобных сделок с третьими странами. Поэтому Вашингтон не оставляет надежды пролоббировать вариант разработки арктического шельфа на условиях международного соглашения. В свою очередь, собственные предложения на сей счет выдвигают Канада и Дания.
Всего же о своей готовности к разработке шельфа Арктики заявили свыше 20 государств, что автоматически ставит вопрос о пересмотре условных границ Севера планеты. Его инициируют экономические гиганты ≈ Канада, Япония, Германия, США и Китай. Возможность присоединения к ним рассматривают Индия, Бразилия, Южная Корея. Поскольку исследованы лишь небольшие участки Арктики, страны-претенденты нашли новый способ внедрения в регион. Они снаряжают экспедиции, цель которых – заявить о своих правах на максимально возможные акватории Ледовитого океана. Правда, подобные претензии предъявляются по всему Мировому океану, но именно в Арктике ожидаются самые напряженные конфликты, вплоть до вооруженных.
В условиях такого активного перетягивания каната некоторые эксперты исключают образование коалиций. Во-первых, подобный альянс возможен между Россией и Данией. Если будет признано, что хребет Ломоносова является продолжением как Гренландии, так и континентального шельфа Сибири, Москва и Осло могут в принципе договориться на выгодных условиях. Во-вторых, США, в свою очередь, активно стараются дружить с Норвегией. В Осло и Вашингтоне поговаривают, что американцы и норвежцы вместе готовы к разработке Арктики.
Но все это лишь предположения. Пока и Норвегия, и Дания, и Канада, и США единым фронтом противостоят претензиям России, чтобы облегчить западным компаниям доступ к ресурсам края ледяного безмолвия. Для них интернационализация выгоднее, чем разделение по секторам, поскольку в последнем случае Москве достанется наиболее крупный «кусок» арктического региона.
ТЕРРОР ТРАУЛЕРОВ
Коллизии интересов в арктических широтах практически неизбежны. Экономические противоречия между Россией и Норвегией начались задолго до 1977 года, когда Осло ввел 200-мильную охранную зону вокруг Шпицбергена, объявив ее своей исключительной экономической зоной, или, как ее назвали сами норвежцы, рыбоохранной. Тогда король Норвегии издал декрет, в котором было заявлено, что его страна решила воспользоваться оговоренной в Договоре 1920 года по Шпицбергену возможностью принимать или провозглашать меры, могущие обеспечить сохранение и, если это нужно, восстановление фауны и флоры архипелага и прилегающих вод. (Договор 1920 года подписали более 40 государств, в том числе – в 1935 году – и СССР; согласно ему, Шпицберген оказался под норвежской юрисдикцией.)
Параграф 3 «декрета о Шпицбергене» оговаривал вводимые запреты и ограничения на ведение промысла в районе островов. Причем особо подчеркивалось, что промысел в зоне Шпицбергена вообще запрещается в течение ближайшего года после вступления документа в силу.
Однако Москва отказалась ратифицировать «декрет о Шпицбергене» как ущемляющий ее экономические интересы. Не стали этого делать и другие страны, подписавшие Договор 1920 года. Одностороннее решение Норвегии признали только Финляндия и Канада, которые не ведут рыбный промысел близ арктического архипелага. Впрочем, довольно скоро Осло пришлось смягчить суровые меры, так как советские траулеры вполне сознательно ответили тем, что выловили значительное количество молоди трески в пределах своей экономической зоны, снизив количество нерестящихся в территориальных водах Норвегии рыб.
Но с тех пор у Шпицбергена идет необъявленная война между нашими рыбаками и норвежскими силами рыбоохраны. Советское руководство, например, приказало своим морякам, занимающимся промыслом в районе архипелага, не подписывать любые бумаги, составленные норвежскими контролерами, дабы не создавать прецедент, при котором признавались бы права Норвегии на воды вокруг Шпицбергена.
В то же время район промысла патрулировали корабли советского, а затем и российского ВМФ, осуществлявшие прикрытие своих рыбаков. Первый заместитель председателя правительства РФ (а теперь и третий российский президент) Дмитрий Медведев, находясь в Мурманске, подчеркнул, что необходимо возрождать ВМФ, «чтобы Россия была морской и военно-морской державой» и соседние страны относились к российским судам с большим уважением. По словам Медведева, «такая работа идет, может быть, медленнее, чем хотелось бы, но мы взялись за нее впервые за двадцать лет».
Норвежцы тоже сложа руки не сидели, предпринимая меры для борьбы с «русскими браконьерами». В 1994 году Директорат по рыболовству Норвегии издал «Предписание о размере ячеи, прилова и минимальном промысловом размере при лове рыбы в рыбоохранной зоне Шпицбергена», а также документ «О регулировании рыболовства в рыбоохранной зоне Шпицбергена», вводивший на спорной акватории норвежские правила рыболовства, существенно отличающиеся от российских. Согласно последним, размер ячеи трала уже, чем у норвежцев, – 125 мм против 135 мм. Да и сам минимально допустимый размер трески, разрешенной к вылову, разнится. По норвежским стандартам рыба должна быть не меньше 47 см, а по российским – достаточно 42-х. Таким образом, все суда РФ, ведущие промысел у берегов Шпицбергена, де-юре оказывались браконьерскими, то есть не соблюдающими норвежские правила игры. И если до недавнего времени Норвегия проводила достаточно осторожную политику в зоне, то теперь она ее ужесточила.
Капитаны судов вне зависимости от места приписки обязаны отныне отчитываться перед береговой охраной Норвегии об объемах улова, а сами траулеры подвергаются регулярной инспекции со стороны военных Северного королевства. По данным норвежской государственной службы «Риксревижунен», в 2005 году каждый третий российский траулер в Баренцевом море был подвергнут проверке Береговой охраной Норвегии более трех раз. За тот же период прошел проверку лишь один из 87 норвежских траулеров. Еще жестче норвежский контроль был в районе Шпицбергена, где каждое российское судно было досмотрено три-четыре раза за сезон. Конфликт вокруг Шпицбергена стал одной из причин сворачивания Москвой совместной программы изучения рыбных ресурсов Баренцева моря. Без объяснения причин норвежских ученых не допускали для подсчета молоди трески.
Очевидно, норвежский террор траулеров – первый пробный шар в большой игре по переделу Арктики. В таком случае, что бы ни говорили в Осло, это – конфликт отнюдь не частный, а именно межгосударственный. Причем вполне можно ожидать, что Норвегия будет и дальше вести себя в отношении России решительно и вызывающе, поскольку она чувствует за собой поддержку США.
ФЛАЖНАЯ ВОЙНА
По выражению премьер-министра Канады Стивена Харпера, «вопрос о суверенитете в Арктике – это не вопрос». «Это наша страна. Это наша собственность. Это наше море. Арктика – канадская», – заявил он. Под предлогом того, что Россия установила на дне Северного Ледовитого океана у Северного полюса свой флаг, Оттава взяла курс на обновление размещенных в Заполярье канадских военных объектов. Власти Страны кленового листа заявили о намерении построить в Арктике первый канадский порт, в который смогут заходить глубоководные суда. В поселке Резольют будет создана учебная база для подготовки канадских военнослужащих к операциям в арктических условиях.
В конце 1950-х Канада предъявила права на Северный полюс. Тогда Международный суд постановил, что территория может отойти к этой стране, если в течение 100 лет никто не докажет, что дно Северного Ледовитого океана принадлежит ему. В 1977 году Оттава объявила проливы между северными канадскими островами территориальными водами своей страны. С чем не согласились США, которые свято уверены в том, что эти проливы являются водами международными, а значит, ходить по ним может кто угодно и когда угодно. В середине 1980-х годов между двумя соседними государствами даже разразился дипломатический скандал, когда через один из таких проливов попытался пройти катер Береговой охраны США. В результате в 1988 году между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому Береговая охрана США может пользоваться этим северным маршрутом после уведомления канадских властей. И в качестве аргумента в пользу своей точки зрения на проблему проливов Канада в прошлом году провела самые широкомасштабные за всю историю страны военные учения в Арктике.
Сегодня Оттава планирует потратить 7 млрд. долл. на строительство и обслуживание восьми арктических патрульных кораблей. В результате Береговая охрана страны, располагающая сейчас 17 ледоколами, получит значительное подкрепление. Премьер-министр Канады подчеркнул, что «это призвано укрепить канадский суверенитет в Арктике». Вдобавок численность контингента пограничников в регионе увеличится на 900 человек.
Правительство Канады направило в Арктику несколько своих военных кораблей. Они будут патрулировать районы, которые Оттава считает своими территориальными водами. Кроме того, это плохо скрываемая демонстрация намерений: Оттава дает понять, что Арктика является зоной ее жизненно важных интересов, в том числе и в спорах с Копенгагеном.
Между тем на границе между Данией и Канадой может разгореться первый нецивилизованный конфликт приарктических государств. Вот уже три десятка лет две страны не могут поделить крошечный каменистый островок Ханса (Туркупалук), расположенный во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Собственно сей клочок суши представляет собой всего лишь трехкилометровую полосу обледенелых скал. До сих пор за нее шла флажная война. Экспедиции Дании и Канады по очереди водружали на Хансе свои стяги. Однако в последние годы процесс раздора перешел в новую фазу. Канада провела в районе островка военные маневры, глава Министерства обороны североамериканского государства высадился на спорной территории, вызвав своими действиями протест Копенгагена. Дания направила к острову патрульный арктический катер «Тулугак», который должен обозначить здесь военное присутствие королевских ВМС.
Почему же разгорелся весь этот «сыр-бор»?
Недавно европейская космическая компания ESA опубликовала спутниковые фотографии Северо-Западного прохода, который впервые с начала его мониторинга (1978 год) оказался свободен от льда. Этот пролив на несколько суток сократит многие важные маршруты между континентами. Государство, которое получит его в собственность, сможет зарабатывать миллиарды долларов.
ИНТЕРЕС ВАШИНГТОНА
С конца 1990-х–начала 2000-х годов США, не ожидая какого-либо серьезного противодействия, концентрируют основные усилия на постепенном ограничении возможностей всех конкурентов в Арктике. Этому же должна способствовать американская противоракетная оборона, первый район которой находится на Аляске, а радиолокационные станции – в Гренландии и Великобритании. Именно в таком ключе ряд экспертов расценивают и совместное использование Соединенными Штатами и Норвегией центра спутниковой связи, расположенного в населенном пункте Лонгйир на Шпицбергене и предназначенного для сбора информации с находящихся на полярных орбитах экологических и метеорологических спутников.
В сентябре прошлого года американский Национальный совет по научным исследованиям по заданию Конгресса подготовил заключение, в котором отмечается, что «в силу географического местонахождения Аляски США являются арктическим государством со значительными геополитическими, экономическими, научными интересами и интересами безопасности в Арктике, и поэтому интересы США в этом регионе должны быть защищены». В документе также подчеркивается, что «потенциальное расширение человеческой активности в северных широтах, вероятнее всего, потребует от службы Береговой охраны США усилить ее присутствие на границах ледового покрова для выполнения миссий в сфере безопасности и правоохранительного характера».
Уже в настоящее время на Аляске дислоцируются 24 тыс. американских военнослужащих, находятся три базы армии (сухопутных войск) и три – ВВС, а также несколько объектов Береговой охраны (БОхр). Ледокольный флот насчитывает 3 судна («Хили» и два типа «Полар»), входящие в состав 13-го округа БОхр и базирующиеся в Сиэтле (штат Вашингтон). Однако считается, что этих сил недостаточно. В 2008 году на нужды Береговой охраны, например, планируется выделить 8,726 млрд. долл., 100 млн. из которых предназначаются для обслуживания и обеспечения работы полярных ледоколов. Предусмотрено увеличение численности БОхр с нынешних 40 тыс. до 45 тыс. человек.
В начале нынешнего года Управление разведки и исследований разработок Пентагона (ДАРПА), контролирующее ассигнования на оборонные проекты (с бюджетом в 3,2 млрд. долл.) провело совещание по возможным последствиям потепления в Арктике. Эксперты пришли к выводу, что если климатические тенденции сохранятся, «возможно, Соединенным Штатам и другим государствам придется решать целый ряд внешнеполитических проблем. Это выявление наличия энергоносителей и возможностей их добычи; развитие рыболовства; доступ к новым морским путям; новые претензии в рамках морского права; национальная безопасность и т.д.». При этом был объявлен конкурс на создание технологий, которые обеспечили бы Соединенным Штатам военное превосходство в приполярных регионах. В рамках наращивания присутствия США на Севере создается система мелкомасштабных карт Арктики, причем – как поверхности, так и подводной части. Для этого, сообщил 7 августа 2007 года директор Центра берегового и океанического картографирования при университете Нью-Хемпшира, активно используется информация, полученная путем гидроакустического исследования морского дна.
Побывала недавно в Арктике и экспедиция, организованная одним из ведущих американских центров по океанологии – институтом Woods-Hole в Массачусетсе. Официальная цель ученых США, направившихся из Норвегии к хребту Гаккеля на судне Odeon, была не менее «научна, чем у их российских коллег»: они ищут «микроорганизмы в гидротермальных полях океана».
Но одними экспедициями дело явно не ограничится.
Американцы пока не могут воспрепятствовать планам России и обосновать собственные претензии на раздел Северного Ледовитого океана, поскольку Конгресс до сих пор не ратифицировал Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, а значит, США не являются членом комиссии по границам континентального шельфа. Однако Вашингтон может подать заявку на право владения береговой зоной в районе побережья Аляски, уходящей в Северный Ледовитый океан на 600 миль (965 км). Правда, сперва надо ратифицировать Конвенцию ООН, чего в Вашингтоне не желали делать на протяжении многих лет. Но теперь это вопрос времени. Вот тогда Соединенные Штаты активно включатся в большую игру в Северном Ледовитом океане. А значит, арктический фронт станет еще одним полем противостояния России и Запада.
Подобное предположение позволяет сделать ряд интересных заявлений командующего метеорологическим и океанографическим командованием ВМС США контр-адмиралом Тимоти Маги. Он, в частности, сравнил ситуацию на Севере планеты с обстановкой, имевшей место в ХХ веке на Ближнем и Среднем Востоке. Контр-адмирал подчеркнул «безоговорочное право американских военно-морских сил обеспечить наращивание своего присутствия в Арктике», в том числе за счет размещения там авианосцев, вероятность чего он допускает.
В свою очередь главный юридический советник госсекретаря США Джон Беллинджер со всей прямотой указал, что «Америка не станет безучастно наблюдать, как другие государства делят Арктику с ее богатствами». Но, несмотря на все недовольство Белого дома претензиями на регион и неуступчивостью в данном вопросе как Канады, так и некоторых других стран, наибольшее раздражение США традиционно вызывает Россия.
Научные и юридические споры могут зайти в тупик, и тогда в ход пойдет традиционное средство «кто сильнее, тот и прав».
ДЕМОНСТРАЦИЯ СИЛЫ
Угроза со стороны США и НАТО является на сегодняшний день для России угрозой гипотетической. Однако, вполне вероятно, что она может стать реальной на Севере. В практическом плане это может сказаться в вычленении НАТО Арктического региона и создании предпосылок для давления на Москву угрозой размещения вдоль границ спорных территорий вооруженных сил альянса до «справедливого» дележа Арктики. Подобный шаг вполне возможен: ведь известно, что российское военно-политическое руководство постоянно отслеживает несение боевого дежурства стратегическими бомбардировщиками и атомными подводными лодками США в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике (как и вынуждено ныне учитывать досягаемость для тактической авиации НАТО с аэродромов новых членов блока практически всех стратегически важных объектов РФ на европейской части России).
Именно в связи со спорами из-за грядущего дележа Арктики многие эксперты связывают проведение в сентябре в Норвегии широкомасштабных учений НАТО «Смелый мститель-2007». В маневрах участвовало 13 стран – членов альянса, включая Польшу, Румынию и Чехию, было задействовано более 100 единиц авиационной техники, в том числе воздушные заправщики, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и электронной борьбы.
В ответ на это 3 и 4 сентября прошли тренировки пилотов Дальней авиации РФ. В них приняли участие 12 стратегических бомбардировщиков. Они совершили вылеты в район северных широт. Подобные маневры российских ВВС проводятся не впервые. Осуществлялись полеты в район Северного полюса и над акваториями Тихого и Атлантического океанов.
Да и недавно завершившийся поход корабельной группы, состоявшей из тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», БПК «Адмирал Левченко» и «Адмирал Чабаненко», судов обеспечения «Сергей Осипов» и «Николай Чикер», в Атлантику и Средиземное море помимо всего прочего наверняка преследовал цель показать, что Северный флот России тем более способен отстаивать ее интересы в близлежащих арктических водах.
В «битве за Арктику» Россия обладает рядом преимуществ по сравнению с Канадой и США. Контроль над морскими территориями определяется двумя факторами: военной мощью и географической близостью. Россия обладает и тем, и другим. США имеют необходимую военно-морскую мощь, но от большей части региона их отделяет значительное расстояние. Канада граничит с Арктикой, но лишена соответствующего военного потенциала. Пока Вашингтон и Оттава конфликтуют из-за Арктики, им трудно будет помешать притязаниям России на другие ее районы.
Если США поддержат заявку Канады на Северо-Западный проход в обмен на некие гарантии доступа в эту зону американских военных кораблей и гражданских судов, это укрепит позиции обеих стран в споре с Россией. Глобальное потепление продолжается, и государствам надо готовиться к соперничеству в борьбе за ресурсы, а в «битве за Арктику» США и Канада – естественные союзники.
Пространство нашей планеты разделено на две категории – территории, контролируемые суверенными государствами, и зоны, которые никто не контролирует. Большая часть Мирового океана относится ко второй категории. Крупные военно-морские державы всегда поддерживали принцип «свободы морей» по той простой причине, что их ВМС способны там господствовать. Ситуация предсказуема и неизбежна: раз суверенитет над океанами международным законодательством не предусмотрен, проблему надо решить более сильному...