В конце января нынешнего года два самых крупных подрядчика Министерства обороны США – Boeing и Lockheed Martin – объявили о формировании объединенной группы для проведения дальнейших работ по созданию бомбардировщика «стеллс» нового поколения. Представители двух названных американских корпораций рассказали, что принято решение о консолидации усилий в различных областях исследований и разработок основных систем (радиоэлектронной борьбы, управления, связи и другого оборудования) будущего самолета, пока неофициально именуемого B-3.
Руководители компаний полагают, что совместно им удастся более эффективно решить стоящую перед ними задачу, тем более что подобный опыт у них уже есть. Это, как отмечается, будет служить гарантией того, что к 2018 году на вооружение ВВС США поступит заказанная боевая машина. Следует отметить, что Boeing и Lockheed Martin достаточно успешно взаимодействовали в ходе создания истребителя пятого поколения F-22 Raptor и так называемых «высокоточных авиабомб малого диаметра» (Small Diameter Bomb Increment II)
НА СМЕНУ B-52 И B-1
Стратегическую бомбардировочную авиацию Пентагон рассматривает как один из наиболее гибких компонентов американской ядерной триады, поскольку ее самолеты способны не только нести ЯО, но и оснащаться широкой номенклатурой обычного оружия. В войнах и военных конфликтах последних семнадцати лет тяжелые бомбардировщики B-52Н Stratofortress, B-1B Lancer и B-2A Spirit продемонстрировали достаточно высокую боевую эффективность.
В соответствии с действующими планами Минобороны США все три крылатые машины должны состоять на вооружении американских военно-воздушных сил до 2037 года. Однако их общее количество к этому времени – в связи с выработкой эксплуатационного ресурса – значительно сократится и будет ниже требуемого минимума в 170 самолетов, необходимых для решения задач обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов. Хотя, по оценкам специалистов, бомбардировщик B-52, находящийся в строю с 1955 года и достигший весьма преклонного возраста, тем не менее и сегодня является основным элементом авиационной составляющей ядерной триады Вооруженных сил США. Число таких машин в парке американской стратегической авиации превышает 50%. Причем эксперты утверждают, что B-52 обладает вполне достаточным запасом надежности и высоким уровнем эксплуатационной пригодности, чтобы остаться в составе ВВС до 2045 года.
В связи с грядущим естественным старением авиационной техники и сокращением численности парка бомбардировочной авиации руководство Пентагона обозначило 2037 год как предельный срок переоснащения ВВС бомбардировщиками нового поколения. Все дальнейшее планирование работ по созданию авиации стратегического назначения и закупкам этого вида техники ориентировано именно на этот «рубеж».
ТРЕБОВАНИЯ ПЕНТАГОНА
В регулярно выпускаемом Пентагоном «Четырехгодичном обзоре национальной обороны», последний вариант которого вышел два года назад, говорится: «Для обеспечения будущих требований к объединенным Вооруженным силам и, основываясь на современных достижениях, МО планирует к 2018 году обеспечить создание возможности по гарантированному нанесению ударов по целям, находящимся на больших дальностях, при одновременной модернизации парка действующей бомбардировочной авиации».
В соответствии с требованиями данного «Четырехгодичного обзора...», который принадлежит к числу основополагающих документов, регламентирующих военное строительство США и развитие систем вооружений и военной техники, соответствующие подразделения Министерства ВВС сформулировали концепцию создания ударного самолета большого радиуса действия следующего поколения. По требованиям американских военных, стоимость приобретения и эксплуатации этой машины должна лежать в допустимых пределах. На ее борту необходимо предусмотреть размещение разнообразного ракетно-бомбового вооружения, включая ядерное, и аппаратуры, предназначенной для подавления систем ПВО. Бомбардировщик нужно сделать невидимым для систем противовоздушной обороны вероятных противников США, чтобы он мог преодолевать их без поддержки истребителей и самолетов РЭБ.
По мнению аналитиков Пентагона, приемлемая цена новой авиационной техники должна обеспечиваться за счет использования уже разработанных и широко используемых деталей, узлов, агрегатов и систем, а также технологий «стеллс», внедренных в конструкции бомбардировщиков B-1 и B-2. Впрочем, и эффективности материально-технического обеспечения будущего самолета также нужно добиваться за счет максимально возможного уровня взаимозаменяемости элементов его оборудования из накопленных запасов служб тыла стратегической авиации США.
Радиус действия новой машины без дозаправки в воздухе будет составлять около 3200 км, а максимальная бомбовая нагрузка – около 13 тонн. Эти показатели несколько ниже, чем у бомбардировщика В-2, который без дозаправки способен преодолеть расстояние в 3700 км. Его (около 15,5 тонн) бомбовая нагрузка почти на три тонны больше, чем у будущего самолета. Однако взлетный вес у разрабатываемого «стратега» окажется несколько меньшим. Кроме того, он должен обладать почти такой же маневренностью, как истребитель, что обеспечит ему самостоятельный прорыв неприятельской ПВО.
Помимо этого, по требованию заказчика В-3 придется наделить более высокой топливной эффективностью, что позволит уменьшить зависимость ВВС от самолетов-заправщиков, срок службы которых в ближайшее время достигнет пятидесяти лет.
ОБНОВЛЕНИЕ ПАРКА «СТРАТЕГОВ»
Командование ВВС США планирует осуществить модернизацию американской стратегической авиации в три этапа. На первом будут проводиться работы на имеющихся бомбардировщиках с целью повышения их боевых возможностей и надежности. Кроме того, намечено совершенствование вооружения самолетов класса «воздух–земля».
Затем бомбардировщики В-3 будут готовиться к поступлению в военно-воздушные силы. Этот этап, по мнению руководства ВВС, должен закончиться в 2018 году.
На третьем этапе, который продолжится до 2035 года, планируется дальнейшее усовершенствование новых самолетов глубокого удара. Вдобавок предполагается, что перспективные технологии позволят добиться превосходства американской авиационной техники сразу в нескольких областях, включая гиперзвуковые двигатели, новые материалы и некинетическое вооружение.
Еще в сентябре 2006 года генерал Рональд Кейс, который в то время возглавлял Боевое командование ВВС США (Air Combat Command), заявил, что следующий технологический прорыв Америки должен произойти в период между 30-ми и 40-ми годами XXI столетия. Именно тогда, по мнению военачальника, вероятно, появятся возможности для создания гиперзвуковых бомбардировщиков, способных летать на скоростях около 2 км/с (то есть в шесть раз выше скорости звука). Некоторые американские специалисты утверждают, что следующие поколения стратегических бомбардировщиков могут стать беспилотными. Плюс к этому в настоящее время за океаном ведется разработка управляемых космических летательных аппаратов, которые должны с высокой точностью поражать наземные цели с высот до 95 км.
Как следует из официальных документов Пентагона, размещенных на сайте заместителя министра обороны по финансам, с 2004 по 2007 год на исследования и разработки по программе создания стратегического бомбардировщика следующего поколения, фигурирующей под кодом 0604015F, было израсходовано почти 100 млн. долл. И это только на этапе изучения концепций его строительства.
По неясным пока причинам ассигнования на данную программу в 2008–2010 финансовых годах в проектах бюджетов Пентагона не запланированы. Скорее всего на этом этапе подрядчики, как это принято в ВПК США, будут за свой счет отбирать оптимальный вариант конструирования новой машины, а затем с доскональным экономическим обоснованием представят его специалистам Минобороны.
Очевидно, поэтому Пентагон включил денежные расходы на программу В-3 в проекты своих финансовых документов начиная с 2011 года. В 2011–2013 годах на создание бомбардировщика планируется потратить 330,5 млн. долл. Министерство ВВС США настаивает на том, чтобы общая стоимость программы с момента изучения вариантов нового самолета и до его отрыва со взлетной полосы должна быть значительно ниже цены разработки бомбардировщика B-2 (35 млрд. долл.).
Нельзя не отметить, что американские законодатели проявляют большое внимание к совершенствованию авиационной составляющей ядерных сил США. В 2005 финансовом году они даже разрешили дополнительно выделить Министерству ВВС 30 млн. долл. сверх ассигнований, запрошенных на реализацию программы В-3.