0
4998
Газета Концепции Интернет-версия

01.08.2008

Париж меняет курс военного строительства

Тэги: франция, оборона


франция, оборона

После окончания холодной войны военно-политическое руководство Франции решило, что угрозы крупномасштабной агрессии отныне нет, зато возникли проблемы иного рода. В конечном итоге к 1994 году был подготовлен документ (он именуется сегодня «Белая книга по обороне и национальной безопасности»), в котором излагались новые направления стратегии национальной безопасности и кардинальные изменения, которые следовало произвести в вооруженных силах страны. С 1996 года французская армия перешла на контрактный принцип комплектования, Париж решил отказаться от сухопутной компоненты стратегического ядерного оружия и, наоборот, нарастить аэромобильные возможности ВС – с целью обеспечения быстрой переброски подразделений быстрого реагирования в удаленные регионы планеты.

Однако с тех пор международная военно-политическая обстановка претерпела достаточно существенные изменения. Возникли новые, нетрадиционные, угрозы, которые потребовали от Парижа пересмотра роли своих вооруженных сил в будущем. Теперь они обязаны включиться в борьбу с международной террористической сетью как внутри самой Франции и в странах французской Африки, так и за рубежом – в составе многонациональных коалиционных группировок, а также оказывать всемерную помощь гражданским ведомствам. А это требует проведения реорганизации Минобороны республики и достаточно серьезного изменения самой сути национального военного строительства.

ШИРОКОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Едва заняв пост президента Франции, Николя Саркози решил кардинально изменить национальную политику в области безопасности и пересмотреть направления дальнейшего военного строительства. 31 июля 2007 года он дал указание члену Госсовета Жану-Клоду Малле сформировать и возглавить комиссию в составе 35 человек. Ей было дано задание подготовить новую «Белую книгу по обороне и национальной безопасности» (таково полное наименование документа, но далее будет использоваться сокращенное – «Белая книга по обороне»).

Комиссия получила «полный карт-бланш» и весьма широкие полномочия. Что касается ее состава, то наряду с чиновниками Минобороны и ряда других правительственных структур, деятелей военно-промышленного комплекса в ней были также представлены парламентарии и эксперты в области обороны и безопасности (в том числе – независимые).

В ходе работы с целью наилучшего изучения соответствующего опыта передовых государств мира комиссия выступила инициатором дискуссий, теле- и онлайн-конференций, в которых приняли участие 52 ведущих специалиста из 14 стран со всех континентов планеты. Еще больше профессионалов было привлечено к работе круглых столов и для консультаций, проводившихся в закрытом режиме. Члены комиссии также выполнили более двух десятков «полевых выходов» с целью практического и более близкого ознакомления с характером работы и функционированием ряда подразделений (организаций) и объектов, обеспечивающих оборону и национальную безопасность Пятой республики. Естественно, что на регулярной основе осуществлялось и взаимодействие с партнерами по Евросоюзу и НАТО.

Еще более интересным и поучительным фактом является то, что веб-сайт, созданный по инициативе комиссии для отображения ее работы, за 11 месяцев посетили более 250 тыс. рядовых французских чиновников, военных и штатских граждан, выразивших искренний интерес к вопросу формирования новой стратегии национальной безопасности страны. При этом многие высказывали серьезную озабоченность теми проблемами, которые существуют в данной области, и предлагали свои пути их решения. В ряде случаев, как указывается в отчете комиссии, инициативы соотечественников позволяли в более сжатые сроки и более эффективно осуществлять подготовку рекомендаций правительству Франции по тем или иным направлениям. На сайте был даже открыт форум на данную тему, также оказавший немалую помощь членам комиссии.

ПЯТЬ БАЗОВЫХ ФУНКЦИЙ

После одиннадцати месяцев работы, дискуссий и многочисленных препирательств между многочисленными заинтересованными сторонами комиссия представила президенту и правительству результат своих трудов – новый документ, определяющий основные направления военного строительства во Франции и основные положения стратегии безопасности государства в современных условиях. Официально «Белая книга по обороне» была представлена Николя Саркози 17 июня 2008 года в присутствии почти 3000 высокопоставленных официальных лиц из военно-политического руководства республики и приглашенных гостей из разных государств мира.

В документе сформулированы пять «базовых стратегических функций (направлений деятельности)», которые должны быть готовы выполнять и национальные вооруженные силы, и соответствующие государственные ведомства.

1. Обладание необходимой информацией и способность предупреждать события (knowledgfe and anticipation). Под этим подразумевается способность военного ведомства и агентств безопасности собирать всю необходимую информацию о потенциальном противнике, новых угрозах и вызовах, что, по расчетам авторов документа, гарантирует Франции сохранение автономии в вопросе принятия решения и обладание стратегической инициативой. Естественно, что основополагающая роль здесь отводится всем видам разведки. Следует особо отметить, что в нынешней «Белой книге» именно эта «базовая функция» определена как приоритетная, тогда как в 1994 году на первом месте стояла «способность проецировать силу», а в 1972 году – «сдерживание».

2. Предупреждение или действие на опережение (prevention). Главная цель – недопущение возникновения серьезных угроз или вызовов национальной безопасности Франции. Здесь планируется использовать весь спектр средств: дипломатические, экономические, военные, юридические, культурные, а также их комбинацию, координируемую на национальном или международном уровне. Среди первоочередных военных мер указана необходимость содержать две военные базы в Африке (по одной на побережье Атлантического и Индийского океанов) и усилить французское военное присутствие в регионе Персидского залива (базовым пунктом выбран г. Абу-Даби в ОАЭ).

3. Сдерживание (deterrence), под которым фактически понимается ядерное сдерживание, остающееся одним из важнейших и приоритетнейших средств обеспечения национальной безопасности республики. По мнению ее военно-политического руководства и авторов «Белой книги по обороне», ядерное сдерживание – это верный гарант безопасности и независимости Франции. Единственная его цель – недопущение агрессии со стороны любого иностранного государства и нанесения вреда национальным интересам страны, в каком бы виде и с какой стороны подобные угрозы ни последовали бы.

Однако концепция ядерного сдерживания требует скорейшей модернизации французских ПЛАРБ и вооружения этих субмарин, а также ядерных боеприпасов авиационного базирования и средств их доставки. Так, с 2010 года на флот поступят новейшие БРПЛ типа М51, размещаемые на атомных подлодках нового поколения, а авиационный компонент СЯС с 2009 года получит КРВБ типа ASMP A – для самолетов «Рафаль» (в том числе – палубного базирования) и «Мираж» 2000 NK3.

С другой стороны, в «Белой книге по обороне» особо подчеркивается, что, несмотря на то что Париж намерен полагаться на ядерное оружие до тех пор, пока считает его действенным для предотвращения агрессии, Франция выступает и будет дальше выступать за ядерное разоружение, против распространения ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки.

4. Защита (protection), под которой понимается как непосредственное обеспечение военными и полицейскими методами безопасности населения и целостности территории самой Франции, так и «способность общества в целом восстанавливаться после сильного кризиса и продолжать жизнедеятельность в прежнем режиме». Важная роль здесь отводится созданию и эксплуатации эффективных систем наблюдения, связи и коммуникаций, использующих средства наземного, морского, авиационного и космического базирования. Решение данной задачи (функции) возлагается одновременно на военное ведомство, а также службы внутренней безопасности государства и систему гражданской обороны. Среди прочего, например, предусмотрено создание к 2020 году системы предупреждения о ракетном нападении – на базе загоризонтных РЛС и космических систем, а также выделение 10 тыс. военнослужащих в резерв для помощи гражданским службам в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.

5. Вмешательство (intervention), которое признается одним из основных методов использования французских вооруженных сил для защиты интересов национальной безопасности. Причем предупреждение и вмешательство – задачи неразделимые, которые необходимо решать только вместе. Военно-политическое руководство Франции и авторы «Белой книги по обороне» считают, что республике стоит сосредоточить свое внимание на обеспечении национальных интересов в таких важных районах, как Атлантика и Средиземноморье, Персидский залив и Аравийское море, а также Индийский океан. Именно здесь в среднесрочной перспективе будут сосредоточены интересы Франции и других европейских государств, и именно отсюда будут исходить главные угрозы их национальной безопасности.

Кроме того, принимая во внимание постоянно возрастающую роль Азии в мировой политической и экономической жизни, «Белая книга по обороне» содержит требование уделять этому региону больше внимания, проецируя силу из акватории Индийского океана. По-прежнему Париж не будет упускать из виду восточное и западное побережья Африки, а также район Сахары, в том числе с целью предотвращения наркотрафика и борьбы с международным терроризмом. В этой связи французское правительство намерено пересмотреть имеющиеся соглашения в области обороны и безопасности с африканскими государствами и упрочить сотрудничество с ними в этой сфере. Вооруженные силы также сохранят крупные оперативные группы войск в зоне Вест-Индия – Французская Гайана, основными задачами которых определены защита космического центра в Куру и борьба с наркотрафиком. Планируется к тому же увеличить численность контингентов жандармерии и сил безопасности в заморских департаментах Франции.

Вместе с тем применение французских ВС за рубежом должно соответствовать следующим требованиям:

– высокая степень угрозы национальной безопасности страны или международным миру и безопасности;

– применение вооруженной силы возможно лишь после того, как предложенные меры иного характера не принесли ожидаемого результата либо чрезвычайная ситуация требует немедленного применения принципа «обязанность защищать»;

– соответствие положениям международного права;

– суверенность политического режима Франции и свободы действий его военно-политического руководства;

– соответствие устоям демократического общества – ясность и прозрачность целей и применяемых средств и т.п.;

– способность ВС Франции поддерживать на постоянном и необходимом уровне свои обязательства;

– собственный контроль за действиями французских ВС;

– определение времени и объема применения вооруженной силы в соответствии со взятыми на себя обязательствами и точное определение и соблюдение бюджета операции.

По мнению авторов «Белой книги по обороне», в обозримом будущем ВС Франции за пределами государства могут привлекаться для участия в следующих операциях:

– гражданские операции: восстановление инфраструктуры в стране или выполнение гуманитарных задач;

– гражданско-военные операции, выполняемые по запросу руководства какой-либо страны с целью восстановления жизнедеятельности государства или стабилизации внутриполитической ситуации;

– военные операции, которые, в свою очередь, подразделяются на «специальные операции» (проводятся на национальном уровне или с минимальным международным участием; освобождение заложников или ликвидация террористов), «операции среднего масштаба» (проводятся на национальном уровне; эвакуация французских граждан из горячих точек, а также «точечные» операции против врагов государства – в ответ на их агрессивные действия в отношении Франции), «важные операции» (проводятся на международном уровне; миротворческие операции или операции по восстановлению мира и стабильности) и «главные (основные) операции» (проводятся на международном уровне в составе коалиционных сил или в союзе с другими странами; осуществляются только за пределами Франции).

Комбинация вышеозначенных пяти базовых «функций» позволит достаточно оперативно менять отдельные элементы стратегии национальной безопасности, в наиболее полной мере отражая текущую военно-политическую обстановку в мире и парируя возникновение новых угроз и вызовов. Кроме того, планируется перед обсуждением и утверждением каждого последующего бюджета на реализацию планов военного строительства и решения задач внутренней безопасности выполнять корректировку отдельных положений «Белой книги по обороне».

НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Одним из наиболее серьезных новшеств, предложенных в нынешней «Белой книге по обороне», является обозначение необходимости создания Совета национальной обороны и безопасности во главе с президентом страны, в состав которого также войдут премьер-министр, министры обороны и внутренних дел, министр иностранных и европейских дел, министры экономики и бюджетного планирования. Остальные члены правительства должны подключаться к работе совета по мере необходимости: например, министр юстиции будет привлекаться к заседаниям по вопросам борьбы с международным терроризмом.

Одной из ключевых структур нового органа станет Национальный разведывательный совет, подчиняющийся напрямую президенту страны (для согласования всех действий в этой области учреждается новая должность – координатор по национальной разведке). Практическую реализацию решений, принятых советом, планируется возложить на премьер-министра. Ему и президенту будет также помогать группа советников по вопросам обороны и национальной безопасности, в который войдут независимые эксперты, назначаемые по распоряжению президента Франции.

Однако для практического воплощения указанных нововведений в жизнь Парижу придется существенно подкорректировать основополагающие документы, принятые в 1959 году и описывающие военную структуру Пятой республики. Роль парламента в области военного строительства планируется также усилить.

В РАМКАХ НАТО И ЕВРОСОЮЗА

Париж продолжает выступать за укрепление роли европейского сообщества в международных делах. «Белая книга по обороне» указывает, что сотрудничество в рамках Евросоюза является одним из приоритетных направлений политики Франции, которая намерена добиваться превращения данной организации в главное средство урегулирования кризисных ситуаций. Также в документе говорится о необходимости укрепления единой системы европейской безопасности, для чего в ближайшие годы следует выполнить ряд действий: сформировать 60-тысячный контингент сил быстрого реагирования с приданием ему соответствующих группировок ВВС и ВМС (планируется на ротационной основе размещать контингент на срок до одного года в удаленных районах мира); иметь возможность одновременно проводить две или три миротворческие операции или операции по поддержанию мира, а также размещать контингенты гражданских «сил кризисного урегулирования» в различных районах планеты; повысить возможности ЕС в планировании и практическом осуществлении военных и гуманитарных операций; завершить реформирование и объединение военно-промышленных комплексов стран Старого Света.

Кроме того, «Белая книга по обороне» определяет четыре основных направления обеспечения безопасности граждан европейского сообщества:

– укрепление сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью;

– повышение возможностей систем гражданской обороны стран Европы;

– координация действий разных стран в сфере противостояния кибератакам;

– обеспечение безопасности маршрутов поставки энергоресурсов и стратегически важного сырья.

С целью же практической реализации всех указанных планов Париж призывает своих соседей подготовить единую «Европейскую Белую книгу по обороне и безопасности».

При этом, однако, авторы французской «Белой книги» ставят Евросоюз и сотрудничество в области обороны и безопасности в рамках Европы наравне с сотрудничеством в рамках НАТО. Причем, по мнению нынешнего военно-политического руководства Франции, в свете предстоящего в 2009 году 60-летнего юбилея Североатлантического альянса его членам следует провести кардинальную его реорганизацию с целью укрепления организации и придания ей новых возможностей по противодействию угрозам и вызовам современного мира.

«Европа и Североатлантический альянс претерпели серьезные изменения с тех пор, как генерал де Голль в 1966 году принял решение вывести французские войска из-под единого военного командования НАТО, – отмечается в документе. – Евросоюз сегодня стал важным игроком в области обеспечения международной безопасности. НАТО же не только сохранила свою обязанность по обеспечению коллективной обороны стран – членов организации, как указано в Лиссабонском договоре, но и активно действует в качестве миротворческого инструмента (Афганистан, Косово). Таким образом, НАТО и Евросоюз не являются конкурентами – они взаимодополняют друг друга. Реальность требует от Франции более активного участия в работе всех структур НАТО».

На основе этих слов можно сделать вывод о том, что в ближайшее время от французского военно-политического руководства следует ожидать «полного возвращения» в Североатлантический альянс. Наряду с этим Париж видит необходимость как в «поиске нового баланса между американцами и европейцами в рамках НАТО», так и в соблюдении трех главных принципов, определенных еще генералом де Голлем: полная независимость стратегических ядерных сил Франции, свобода в действиях, а также свобода в принятии решений (ни одно воинское подразделение ВС Франции не должно находиться под постоянным контролем объединенного военного командования НАТО в мирное время).

РЕФОРМА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

«Белая книга по обороне» определяет основные направления модернизации ВС Франции на среднесрочную перспективу:

– сухопутные войска получат 650 БМП нового поколения (типа VBCI), 25 тыс. индивидуальных комплектов экипировки пехотинца FELIN (см. «НВО» от 25.04.2008), несколько сотен армейских автомобилей с усиленным бронированием для повышения защиты от фугасов и мин, а также новую ракету большой дальности (пока количество не названо);

– армия и военно-воздушные силы будут активно оснащаться БПЛА различного типа и назначения;

– важнейшим приоритетом для национальных ВМС являются многоцелевые ПЛА с крылатыми ракетами на борту, которые благодаря их высокой скрытности и практически неограниченной дальности действия представляют собой систему стратегического значения, способную решать широкий спектр задач – ведение разведки, придание боевой устойчивости своим ПЛАРБ, авианосной и корабельным ударным группам, а также обеспечивать деятельность сил специальных операций. Планируется иметь в строю шесть таких ПЛА, а крылатыми ракетами предусмотрено вооружать не только боевые корабли, но и самолеты авиации ВМС;

– основной костяк морских сил общего назначения составят 18 фрегатов УРО и большие десантно-командные корабли типа «Мистраль», которых к 2020 году планируется иметь четыре единицы;

– большое внимание будет в ближайшие годы уделено дальнейшему совершенствованию национальной системы раннего предупреждения о ракетном нападении, в состав которой входят загоризонтные РЛС большой дальности и спутники на геостационарных орбитах. Причем Париж рассчитывает на то, что к данной программе присоединятся и другие европейские страны, также вставшие перед ракетной угрозой, исходящей от «стран-изгоев»;

– серьезные изменения претерпит и боевая авиация – все эскадрильи, имеющие на вооружении самолеты «Рафаль» (в том числе и палубного базирования) и модернизированные «Мираж 2000D», будут сведены в единую авиационную группу численностью 300 машин, управление которой будет возложено на командование ВВС Франции. Это, по мнению авторов «Белой книги по обороне», должно существенно повысить боевой потенциал французской истребительной авиации, эффективность управления подразделениями и их практического применения;

– военно-политическое руководство Франции намерено удвоить – с нынешних 380 млн. евро в год – финансирование военных космических программ и сформировать новое Объединенное космическое командование (будет подчиняться командующему ВС Франции, оперативное руководство им планируется возложить на командование ВВС);

– «Белая книга по обороне» официально вводит такое понятие, как «кибервойна», для успешного ведения которой предложена стратегия из двух пунктов: «кибероборона», организация и осуществление мероприятий в рамках которой возложены на новое Агентство по обеспечению безопасности информационных систем (находится под общим управлением генерального секретариата по вопросам обороны и национальной безопасности – SGDSN), и «наступательные возможности для кибервойны», которые будут развиваться одновременно как в рамках Объединенного штаба ВС Франции, так и специализированных служб видов ВС;

– информационные возможности ВС планируется существенно повысить за счет ввода в строй новой спутниковой системы оптической разведки MUSIS – для замены нынешней системы на базе спутников Helios (работа над ней начнется в этом году, а ввод в строй запланирован на 2015 год) и спутниковой системы электронной разведки CERES (должна быть введена в эксплуатацию примерно к 2015 году);

– «Белая книга» призывает к всемерному расширению участия простых граждан французского общества в решении вопросов обеспечения национальной безопасности, в том числе расширения состава и функций добровольческой службы, формирования «добровольческой службы по обеспечению национальной безопасности»;

– документ делает особый упор на высокую важность «исторической памяти» как элемента патриотического воспитания и повышения национального самосознания французского общества. Одним из основных способов здесь является проведение общенационального празднования знаменательных дат (в т.ч. День Победы во Второй мировой войне, День памяти – окончание Первой мировой войны).

В случае внедрения всех предложений, изложенных в «Белой книге по обороне», вооруженные силы Франции претерпят существенные изменения:

– будут созданы оперативные сухопутные силы (Force Operationelle Terrestre) численностью 88 тыс. человек. Также предстоит обеспечить возможность в короткий срок мобилизовать на территории Франции еще 10 тыс. человек – в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

– в рамках ВМС должна действовать одна авианосная боевая группа с летательными аппаратами боевой, разведывательной и поисково-спасательной авиации. Французский флот будет иметь в первой линии 18 фрегатов и шесть многоцелевых ПЛА, а также обладать способностью выдвигать в удаленные районы одну-две оперативные группы – либо для проведения морской десантной операции, либо же для защиты морских линий коммуникаций;

– формирование единой группировки из 300 самолетов из состава ВВС и ВМС, которая будет находиться под единым оперативным управлением соответствующих командных структур военно-воздушных сил, позволит постоянно держать в полной готовности на территории Франции пять авиаэскадрилий, а также перебрасывать за рубеж авиагруппы общей численность до 70 боевых самолетов, которые в кратчайшие сроки могут быть усилены еще на 10 машин.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Европа не хочет быть игрушкой в руках больших держав

Европа не хочет быть игрушкой в руках больших держав

Фемида Селимова

Макрон заявил об угрозах франко-германскому тандему

0
853
Фото недели. Топливный протест во Франции

Фото недели. Топливный протест во Франции

0
341
У нас

У нас

НГ-EL

0
227
Россия и НАТО готовятся к обмену киберударами

Россия и НАТО готовятся к обмену киберударами

Андрей Рискин

0
1446

Другие новости

Загрузка...
24smi.org