Даже вещевым довольствием армия обеспечена не полностью.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Военный бюджет на 2009–2011 годы утвержден в первом чтении. Тем не менее в думском комитете по обороне подчеркивают, что, несмотря на общее увеличение финансирования оборонных расходов, расходы по отдельным ключевым видам и статьям бюджета «создают проблемы с выполнением Вооруженными силами Российской Федерации стоящих перед ними задач».
К 2011 году расходы на национальную оборону, даже без инвестиций, включающих реализацию федеральных целевых программ и их непрограммной части, возрастут по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза, в том числе в 2009 году – в 1,3 раза. Бюджетное финансирование, отмечается в документах, направлено на решение ключевых вопросов развития Вооруженных сил, в том числе на их модернизацию, перевод соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования, переход Вооруженных сил и других войск к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового и технического обеспечения, централизации системы заказов однотипной продукции, воинских перевозок, подготовки в вузах и учебных частях Минобороны РФ офицеров и младших командиров для других силовых структур, повышение денежного содержания, военных пенсий, обеспечение военнослужащих жильем и решение других социальных вопросов.
Отметим, что финансовое решение оборонных вопросов в нашей стране идет не только по разделу «Национальная оборона». «Военные деньги» заложены в разделах «Общегосударственные вопросы», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Культура, кинематография и средства массовой информации», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Социальная политика» и других. И суммы эти немалые. В частности, в разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» военная доля в 2009 году составит почти 44,5 млрд. рублей, в разделе «Образование» – 43,7 млрд. рублей, в разделе «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – более 32 млрд. рублей, а в разделе «Социальная политика» – вообще почти 121 млрд. рублей. Но эти средства далеки от потребностей людей в погонах.
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Проект бюджета на 2009–2011 годы предусматривает средства на дальнейшее повышение окладов по воинской должности и воинскому званию в соответствии с прогнозируемой инфляцией. В том числе в августе 2009 года – на 7,5%, в январе 2010 года – на 7,0%, в январе 2011 года – на 6,8%. Плюс к этому – по поручению президента РФ предусмотрено образование Поощрительного фонда министра обороны России «для дифференцированной ежемесячной денежной выплаты 30 тысячам военнослужащим, проходящим военную службу в частях постоянной готовности, несущим боевое дежурство и внесшим значительный вклад в обеспечение боевой готовности Вооруженных сил РФ». На 2009–2011 годы в Поощрительный фонд планируется внести 25, 33 и 42 млрд. рублей соответственно. Средний размер данных выплат в месяц предусмотрен в размере 69,4 тыс. рублей, что в 5,4 раза больше денежного довольствия командира взвода.
Однако, по мнению экспертов думского комитета по обороне, данная мера не решает системных проблем денежного довольствия военнослужащих и может привести к дальнейшему увеличению дисбаланса в оплате воинского труда офицеров и росту социальной напряженности в армейской среде. И это, подчеркнем, не единственное «яблоко раздора».
Несмотря на неоднократные предложения Комитета по обороне, проект бюджета уже который год не предусматривает меры по устранению дисбаланса в размере денежного довольствия между военнослужащими Центрального аппарата и войскового звена. А разница, по состоянию на 1 июля 2008 года, уже составляла 2,2–2,5 раза в зависимости от занимаемой должности.
Продолжает сохраняться дисбаланс в размерах денежного довольствия и военнослужащих-контрактников, проходящих службу в различных соединениях и частях постоянной готовности. Так, в соединениях и воинских частях, переведенных на комплектование военнослужащими по контракту, постановлением правительства РФ от 26 августа 2005 года № 808 введена надбавка за особые условия боевой подготовки в размере до 3300 рублей (в 42-й мсд, дислоцированной в Чеченской Республике – до 5000 рублей). В то же время в других соединениях и воинских частях, не участвовавших в реализации ФЦП, такой надбавки нет.
При этом в частях постоянной готовности, перешедших на комплектование по контракту, размер денежного довольствия рядового военнослужащего в месяц на 2538 рублей меньше денежного довольствия офицера на должности «командир взвода», а с учетом предоставления воинской частью рядовому-контрактнику бесплатного котлового питания и проживания в общежитии реальные доходы лейтенанта и рядового, несмотря на несопоставимые объемы выполняемой работы и ответственности, фактически равны. В Комитете по обороне убеждены, что это недопустимо.
В профильном комитете констатируют: анализ проекта федерального бюджета показал, что в 2009–2011 годах правительство РФ не предлагает мер, направленных на оптимизацию структуры денежного довольствия. В том числе и с целью повышения удельного веса окладов денежного содержания за счет сокращения количества дополнительных выплат. Сегодня оклады денежного содержания составляют, как ни парадоксально это звучит, всего от 8 до 22% от общей суммы денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу на офицерских должностях. Что аукается на пенсиях.
Правда, заложены в бюджет для офицеров и положительные моменты. В частности, в 3 раза с 1 января 2009 года увеличивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилья. В Москве и Санкт-Петербурге она составит 15 тыс. рублей. Предусмотрено увеличение в 2 раза и норм суточных расходов и компенсации стоимости проживания при нахождении в служебных командировках на территории РФ.
КАЖДОГО ПЯТОГО – НЕ КОРМИТЬ
Несмотря на значительное увеличение средств, выделяемых на продовольственное обеспечение военнослужащих (2009 год – 27,2 млрд. рублей, 2010 год – 31,4 млрд. рублей, 2011 год – 33,4 млрд. рублей), реально, по оценкам думских экспертов, их объем не превышает 80% от потребности. Не решен в бюджете и вопрос полноценного финансирования расходов на закупку технических средств и имущества продовольственной службы. Ежегодно на эти цели выделяется около 110 тыс. рублей, что составляет всего около 3% (!) от потребности. По прогнозным оценкам Минобороны России, обеспеченность холодильным и технологическим оборудованием, а также столовой посудой к концу 2009 года в Вооруженных силах может достигнуть критического уровня.
Не лучше ситуация и с вещевым обеспечением. Объем бюджетных ассигнований, планируемый по данной статье на 2009 год, определен в размере 9 млрд. рублей, что соответствует всего трети потребности. На 2010–2011 годы расходы на указанные цели предусмотрены в размере 9,5 и 10,1 млрд. рублей, т.е. с увеличением по отношению к предыдущему году на 6,4 и 5,6% соответственно. И это, по мнению депутатов, не покроет даже уровня инфляции.
Вследствие продолжительного недостаточного финансирования в настоящий момент удовлетворение потребности Вооруженных сил в вещевом имуществе в среднем составляет 23–40%. При этом не учтено увеличение потребности в вещевом имуществе военнослужащих в связи с уменьшением с 2008 года срока прохождения военной службы по призыву до одного года. Кроме того, в проекте бюджета не предусмотрены на 2009 год ассигнования на новую форму одежды военнослужащих, мероприятия по переходу на которую проводились в соответствии с указанием президента РФ от 18 октября 2007 года. Требуется на решение этого вопроса почти 2,3 млрд. рублей.
МИНИМАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
По оценкам парламентариев, в ближайшее трехлетие не будут решены в полном объеме и существующие проблемы по обеспечению вооруженных сил горюче-смазочными материалами. Ежегодная потребность ВС РФ в ГСМ принята на 2009–2010 годы в 3,17 млн. тонн, а на 2011 год планируется ее увеличение до 3,3 млн. тонн. И это при расчетной потребности 4,7–5,4 млн. тонн. По мнению специалистов, зафиксированные в проекте бюджета цифры позволят лишь удовлетворять минимальные потребности ВВС. Положение с горюче-смазочными материалами у летного состава ВМФ, других видов и родов войск останется на прежнем – неудовлетворительном уровне.
Для минимально необходимого удовлетворения потребностей Минобороны в ГСМ, считают депутаты, необходимо ежегодно до 22 млрд. рублей. Но даже эта немалая цифра выглядит незначительной с потребностями квартирно-эксплуатационных расходов военного ведомства. По оценкам экспертов, к началу 2008 года недофинансирование по капитальному и текущему ремонтам составило более 140 млрд. рублей. С учетом того, что около 40% зданий, числящихся в военном фонде, требуют значительного капитального ремонта или их дальнейшая эксплуатация нецелесообразна, потребность в бюджетных ассигнованиях на капитальный ремонт составляет: 2009 год – 32,6 млрд. рублей; 2010 год – 34,7 млрд. рублей; 2011 год – 36,9 млрд. рублей.
Бюджет же предлагает суммы в 4–5 раз меньшие: 2009 год – 6,6 млрд. рублей; 2010 год – 9,6 млрд. рублей; 2011 год – 9,6 млрд. рублей.
В 2009 году за счет предусмотренных в проекте федерального бюджета средств планируется построить: постоянного жилья – 17,7 тыс. квартир и служебного жилья – 8,7 тыс. квартир. Потребность в бюджетных ассигнованиях на жилищное строительство определена с учетом строительства 5,3 тыс. квартир для создания фонда служебного жилья в гарнизонах Вилючинск и Ключи Камчатского края (5,1 тыс. квартир), а также на территории Краснодарского края для передислоцируемых подразделений Черноморского флота (200 квартир).
Из всех источников планируется в 2009 году получить всего 39,8 тыс. квартир. Как к 2010 году обеспечить всех нуждающихся в постоянном жилье, а их 122,4 тыс. человек, непонятно.
В соответствии с проектом федерального бюджета на финансирование расходов на накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих предусматривается: на 2009 год – 18,2 млрд. рублей; на 2010 год – 18,9 млрд. рублей и на 2011 год – 24,1 млрд. рублей. Первоначально утвержденные на 2009 и 2010 годы объемы бюджетных ассигнований на эти цели увеличены: в 2009 году – на 6,5 млрд. рублей, в 2010 году – на 4,6 млрд. рублей. Вместе с тем для функционирования накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих жильем, убеждены депутаты, необходимо обеспечить реальный уровень рыночной стоимости 1 кв. метра жилья при установлении накопительного взноса на одного участника НИС. Вместо предусмотренных Министерством финансов на 2009 год 101,2 тыс. рублей необходимо установить норму в размере 168,0 тыс. рублей.
РАСХОДЫ НИЖЕ УСТАНОВЛЕННЫХ
В целом же, анализируя проект бюджета, профильный думский комитет вынужден был констатировать, что расходы на оборону значительно ниже установленных Советом безопасности страны.
При том что объемы финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, закупок и ремонта вооружения и военной техники в 2009 году и на период до 2011 года в целом обеспечивают выполнение Государственной программы вооружения на 2007–2015 годы, депутаты отметили устойчивую тенденцию снижения доли расходов на национальную оборону в общих расходах федерального бюджета с 14,5% в 2008 году до 13,1% в 2011 году. Анализ проекта бюджета, отмечается в заключении профильного комитета, показал, что предусмотренные расходы на национальную оборону на 2009–2010 годы составят 2,48%, 2,53% и 2,3% ВВП соответственно, что значительно ниже уровня расходов на обеспечение национальной обороны на эти годы – 3,21% ВВП, утвержденные решением Совета безопасности РФ от 11 августа 2000 года.
Решением Совета безопасности РФ от 28 июня 2005 года перед Вооруженными силами была также поставлена задача по устранению дисбаланса в структуре расходов на текущее содержание и техническое оснащение Вооруженных сил. К 2011 году требовалось выйти на соотношение 50:50 и к 2015 году на 30:70 в пользу технического оснащения. Однако анализ структуры внесенного федерального бюджета показывает, что соотношение между расходами на текущее содержание и техническое оснащение Вооруженных сил в 2009 году – 54,7:45,3, в 2010 году – 52,8:47,2, в 2011 году – 54,7:45,3 (в 2008 году – 54,7:45,3) в пользу текущего содержания.
По мнению депутатов, уровень прозрачности военных расходов и доступности их для всех депутатов Государственной Думы в бюджете на 2009–2011 годы существенно снижен путем переноса из открытой части бюджета в закрытую часть ряда расходов, которые не содержат сведений ограниченного пользования. В нарушение положений Бюджетного кодекса РФ и решения Совета безопасности РФ не распределены расходы на модернизацию Вооруженных сил и других войск. Остаются непрозрачными расходы Минобороны России на эксплуатацию и ремонт вооружения, военной техники и имущества, на эксплуатационные расходы командных пунктов, объектов специального назначения и аэродромов, на боевую и оперативную подготовку, маневры и крупные учения, расходы на которые были увеличены в 2008 году и в планируемом периоде остаются практически на одном уровне.
Таким образом, Минфин России, утверждают в профильном комитете Госдумы, продолжает бюджетную политику «загрубления» расходов на обеспечение обороны, постепенно выводя их из-под контроля депутатов.