0
4057
Газета Концепции Интернет-версия

17.10.2008 00:00:00

"Дорожная карта" ядерного разоружения

Владимир Дворкин

Об авторе: Владимир Зиновьевич Дворкин - доктор технических наук, генерал-майор в отставке, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН.

Тэги: сша, нато, разоружение


сша, нато, разоружение Ядерная боеголовка к оперативно-тактической ракете.
Фото из книги «Оружие России»

Призывы к всеобщему ядерному разоружению в сфере реальной политики традиционно представляются идеалистическими и в обозримой перспективе недостижимыми. На них всегда смотрят со снисходительной иронией. И тем не менее они в последнее время все чаще звучат из уст ведущих государственных деятелей мира.

НЕ ОТВЕРГАТЬ С ПОРОГА

Инициировала эти призывы так называемая «банда четырех», в которую входят известные политические фигуры США, в прошлом занимавшие видные должности в правящей элите: Джордж Щульц, Генри Киссинджер, Сэм Нанн, Уильям Перри. Они организуют регулярные конференции по вопросам ядерного разоружения в различных странах, на которых обсуждаются конкретные шаги на пути решения данной проблемы. С полным пониманием того, что путь этот будет длительным и чрезвычайно сложным, но необходимым в связи с реальной угрозой распространения ядерного оружия и катастрофическими последствиями регионального и глобального масштаба при любых причинах его применения.

Предупреждая возмущенную реакцию значительной части российских экспертов и политиков, которые незамедлительно станут утверждать, что без ядерного оружия в мире у США не останется никаких факторов сдерживания для силовых решений любых значимых для них проблем вследствие подавляющего превосходства сил общего назначения, необходимо подчеркнуть, что безъядерный мир может быть реальностью только при совершенно новой системе глобальной безопасности. Раскрытие деталей такой системы – отдельная тема. Здесь же нужно подчеркнуть только то, что все конкретные шаги на этом долгом пути, безусловно, будут способствовать укреплению режима ядерного нераспространения, а значит, и снижению риска ядерной катастрофы.

Как известно, стержнем режима ядерного нераспространения является Договор о нераспространении ядерного оружия 1967 года (ДНЯО), который постоянно подвергается испытаниям. Достаточно отметить все неудачные попытки разрешения иранского ядерного кризиса, неопределенность ситуации с Северной Кореей и другие проблемы.

Две последние обзорные конференции по ДНЯО фактически провалились, и главным образом из-за невыполнения «пятеркой» государств-членов этого договора (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) своих обязательств по статье VI, в соответствии с которой все они должны постоянно вести переговоры о сокращении ядерного оружия и его полной ликвидации. Причем в этом виновны действительно все перечисленные выше государства, а не только РФ и Соединенные Штаты. Россия и США хотя и сокращают свои стратегические наступательные вооружения, но переговорный процесс застопорился. А на последнем в этом году заседании комитета по подготовке обзорной конференции по ДНЯО в 2010 году о переговорах по сокращению ядерного оружия вообще не упоминалось.

В конце прошлого года всем членам «банды четырех» на конференции в Сан-Франциско были представлены «Общие контуры дорожной карты на пути к ядерному разоружению», до сих пор не публикуемые в открытой печати. Этот материал обобщает результаты исследований ряда российских аналитиков Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, ИСКРАН и Московского центра Карнеги по проблеме повышения устойчивости ДНЯО, режима контроля ракетных технологий и других международных актов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ

Цель всеобщего ядерного разоружения, к которой неоднократно призывали лидеры США, России/СССР и других стран и которая содержится в Договоре о нераспространении ядерного оружия, должна вновь стать одной из главных задач мирового сообщества в связи с реальной угрозой ядерного апокалипсиса. Первые шаги на этом пути должны безотлагательно сделать США и Россия.

Ниже предлагается проект контура «Дорожной карты», содержащей последовательные этапы ядерного разоружения:

1. Заключение в период до конца 2009 года нового Договора (Соглашения) о сокращении СНВ до уровней 1300–1500 боезарядов с необходимой частью системы контроля и мер доверия, содержащихся в Договоре СНВ-1.

2. Переход к поэтапному прекращению состояния взаимного ядерного сдерживания между Россией и США. На первом этапе – контролируемый отказ от концепций немедленных пусков ракет на основании информации от систем предупреждения о ракетном нападении.

На втором этапе – последовательное увеличение времени подготовки все большей части СЯС к запуску посредством согласованных организационных мер под надежным взаимным контролем.

3. Достижение приемлемого компромисса по совместной разработке, развертыванию и эксплуатации информационных и боевых средств ПРО Европы, США и России. С разграничением совместных и односторонних работ в этой сфере и гарантиями, что системы ПРО не будут направлены друг против друга. Это стало бы прорывом и первым шагом в действительном стратегическом партнерстве и обеспечило бы необратимый возврат к любой форме конфронтации.

4. Концептуальное снижение приоритетности ядерного оружия в стратегии США, России, Великобритании, Франции и Китая по обеспечению безопасности, зафиксированное в их руководящих доктринальных документах.

5. Ратификация США и Китаем Договора по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний как ключевого звена, соединяющего «вертикальное» и «горизонтальное» ядерное нераспространение. Это способствовало бы присоединению к ДВЗЯИ также Индии, Пакистана, Израиля, КНДР и положило бы осязаемый предел совершенствованию ядерных вооружений тех государств, которые его уже создали. Тем самым также была бы поставлена серьезная преграда для создания ЯО остальными явными и тайными «пороговыми» странами.

6. Начало диалога США и России об ограничении и сокращении нестратегического ядерного оружия и последующем выводе его на централизованные хранилища на национальных территориях.

7. Организация консультаций по многостороннему ядерному диалогу с целью включения Великобритании, Франции и Китая в систему верификации ядерных сил с принятием ряда мер контроля и доверия, установленных Договором СНВ-1.

Перечисленные шаги сняли бы многие препятствия для сотрудничества государств в области нераспространения, но сами по себе не могли бы его остановить и тем более обратить вспять. Для этого нужны специальные шаги многостороннего характера непосредственно в данной области – универсализация и укрепление ДНЯО, его режимов, норм и механизмов. Только на таком фундаменте контрраспространение и «адресный» подход к проблемным странам могут дать положительный эффект – при условии единства ведущих держав и легитимности их действий, особенно силовых.

Непосредственно в области укрепления ДНЯО и всего режима и механизмов нераспространения ЯО предлагаются следующие шаги:

1. Ратификация всеми без исключения членами ДНЯО Дополнительного протокола 1997 года как обязательного условия любого международного сотрудничества в сфере ядерной энергетики.

2. Запрет (через Комитет Цангера и Группу ядерных поставщиков) на любые поставки ядерных материалов и технологий странам, не присоединившимся к Дополнительному протоколу 1997 года.

3. Обеспечение поставок ядерного топлива странам, отказавшимся от полного ядерно-топливного цикла, по самой низкой рыночной стоимости и последующий вывоз отработанного ядерного топлива странами-поставщиками или со стороны специально созданных для этой цели международных центров под эгидой МАГАТЭ.

4. Разработка и принятие международных стандартов по учету, физической защите, безопасной транспортировке, хранению ядерных материалов при первоочередном внимании к физической защите, учету и контролю на хранилищах ядерного оружия и оружейных материалов.

5. Безотлагательное заключение Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях (прежде всего оружейного урана) с соответствующими механизмами контроля для всех ядерных и неядерных членов ДНЯО, подключение к нему неприсоединившейся «тройки» (Израиль, Индия, Пакистан).

6. Постановка на международно-правовую базу Инициативы безопасности против распространения в части норм и средств законного перехвата и инспекций морского, наземного и воздушного транспорта по подозрению в незаконной перевозке ядерных материалов и технологий.

7. Интенсификация совместных программ США, России и других передовых в научно-техническом отношении стран по разработке ядерных энергетических реакторов нового поколения с повышенной безопасностью эксплуатации и минимальным содержанием материалов в отработанном ядерном топливе. Отказ от реакторов – бридеров и реакторов – наработчиков плутония.

8. Ужесточение режима контроля над ракетными технологиями (РКРТ), особенно в части поставок технологий двойного назначения, оказание совместного давления великих держав в целях присоединения к режиму стран, не являющихся его участниками. Превращение РКРТ в международный договор (конвенцию) с четкими определениями его объектов и субъектов, мерами проверки и транспарентности, обязательствами государств-участников скорректировать соответственно свое внутреннее законодательство и создать отвечающие общему стандарту механизмы экспортного контроля.

При полном понимании того, что всеобщее ядерное разоружение представляет собой относительно отдаленную перспективу, обусловленную необходимостью окончательного решения всех ядерных проблем явных и тайных «пороговых» государств и созданием глобальной системы безопасности, предлагаемые шаги представляются залогом успешного движения к поставленной цели.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
463
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
466
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
381
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
244

Другие новости