0
3282
Газета Концепции Интернет-версия

21.11.2008 00:00:00

Евросоюзу и НАТО пора объединяться с "шанхайцами"

Марсель де

Об авторе: Доктор Марсель де Хаас - подполковник Королевской армии Нидерландов, исследователь проблем российской политики и конфликтов Клингендейл-института. Перевод Марии Платоновой

Тэги: шос, нато, ес


шос, нато, ес Перерыв в "боевых действиях" на учениях ШОС.
Фото Виктора Литовкина

В Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) входят, как известно, Китай, Россия и все ключевые государства Центральной Азии. Очевидно, что Европейский союз (ЕС) и Североатлантический альянс должны работать с ней более тесно. Ведь ШОС объединяет почти половину населения земного шара, несколько членов организации владеют ядерным оружием, а многие являются крупными поставщиками энергоносителей и представляют собой самые быстрорастущие экономики мира. Однако мало кто в Западной и Центральной Европе слышал о ШОС и еще меньше там насчитывается людей, которые размышляли бы над тем, как Евросоюз и НАТО должна относиться к этой организации.

ДО СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА ДАЛЕКО

На мой взгляд, вместо того чтобы рассматривать ШОС как потенциальную угрозу для европейцев, имеются серьезные основания говорить о возможностях выгодного сотрудничества с Шанхайской организацией. Она, напомню, появилась после распада Советского Союза. В 1996 году пять бывших республик канувшего в Лету СССР вместе с Китаем организовали «Шанхайскую пятерку» (Узбекистан присоединился к ней в 2001 году), которая имела ограниченную цель – контроль над вооружением. Пять лет спустя все члены «Шанхайской пятерки» проголосовали за то, чтобы поднять организацию на более высокий уровень сотрудничества, и создали ШОС. Главной ее целью теперь стала борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Сегодня ШОС включает в себя Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан в качестве членов организации и Монголию, Иран, Пакистан и Индию – как наблюдателей. Россия и Китай остаются ведущими акторами организации. С момента основания ШОС проводимые в ее рамках военные учения становятся все более амбициозными – из двусторонних они превратились в полномасштабные, с участием всех членов. Участники ШОС также начали совместную борьбу с транзитом наркотиков и организованной преступностью. Три года назад страны ШОС договорились об условиях взаимной помощи в случае природных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Организация также поощряет культурное сотрудничество в сфере искусства (различные тематические выставки, фестивали народного танца и т.д.).

Вновь отмечу, что Шанхайская организация объединяет основных импортеров и экспортеров энергоносителей. До недавнего времени вопросы энергетики рассматривались только в двустороннем порядке, но в прошлом году ШОС учредила «энергетический клуб», который объединяет энергопроизводящие и энергопотребляющие государства, страны, через которые идет транзит, и частные энергокомпании, для того чтобы координировать энергетические стратегии и укреплять энергетическую безопасность. Шанхайская группа пропагандирует также свободную торговлю и имеет целью построение общей инфраструктуры, включающей в себя автомобильные и железные дороги, для того чтобы соединить страны – участницы организации и дать толчок развитию торговли, одновременно согласовывая таможенные системы и тарифы.

Эти достижения выглядят на бумаге гораздо более убедительно, чем в реальности. Организация все еще больше сфокусирована на национальных целях, чем на коллективных, потому что интересы членов ШОС крайне различны. Китай, например, ищет рынки сбыта продукции своей быстрорастущей экономики наряду с поиском энергетических ресурсов, в то время как цели России базируются на попытках Москвы возобновить лидерство на международной арене. Кремль хотел бы использовать ШОС, чтобы продвигать антизападные идеи, но другие участники организации во главе с Китаем и Казахстаном хотят расширения своей, и так значительной, кооперации с Западом.

Противоречивые цели участников Шанхайской организации ставят под сомнение то, что ШОС разовьется в восточную версию НАТО. Это факт, что страны – участницы организации уже проводили совместные военные учения и выразили желание перестроить ее в полноценную структуру безопасности. Движение, начавшееся как контроль над вооружением и борьба с терроризмом, со временем приобрело более широкое влияние в плане безопасности. Но ШОС недостает многих существенных элементов организации безопасности, имеющихся, например, в НАТО. У ШОС нет интегрированной военно-политической структуры и постоянной штаб-квартиры. «Шанхайцы» не обладают силами быстрого реагирования, а их организация не участвует в регулярных политических дискуссиях. Наконец, НАТО фокусируется на внешних и глобальных угрозах безопасности, в то время как ШОС, по контрасту, сконцентрирована на безопасности территорий государств – своих членов.

ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ МОЖНО И НУЖНО

Межправительственная, международная организация, которая больше всего напоминает ШОС, это скорее не НАТО, а Евросоюз. Как и ЕС, ШОС делает акцент на сотрудничестве в области экономики и безопасности и занимается большим спектром вопросов, связанных с торговлей и энергетикой. Теперь, когда ЕС заинтересовался проблемами международной безопасности, было бы разумным искать взаимодействия европейских институтов с Шанхайской организацией. Это не только помогло бы противостоять попыткам России использовать ШОС как инструмент антизападной политики, но также предотвратило бы превращение шанхайской группы в милитаризованное объединение.

Имеются и другие серьезные причины в пользу расширения такого сотрудничества. Европа нуждается в поставках энергоносителей из Центральной Азии, а той, в свою очередь, необходимы европейские технологии, инвестиции и т.д. Другой сферой взаимных интересов могло бы стать сотрудничество по проблеме обеспечения безопасности в Афганистане. В настоящее время ЕС предлагает финансовую поддержку правительству этой страны, помогает обучать афганскую полицию и формировать правовые структуры государства. ШОС также установила контакт с Афганистаном. И ЕС, и ШОС хотели бы сделать больше, и они могли бы достичь большего, работая в этом кризисном регионе вместе. У Евросоюза есть деньги, а ШОС имеет обученный персонал и прямые контакты с Кабулом (почти все члены организации граничат с Афганистаном).

ЕС до недавнего времени воздерживался от развития структур для активизации сотрудничества с ШОС. Ситуация стала меняться в октябре 2007 года, когда Евросоюз заявил, что в своей стратегии в Центральной Азии он готов установить регулярные контакты с региональными организациями, подобными Шанхайской группировке. В феврале этого года Европейский совет продлил мандат специального представителя ЕС в Центральной Азии, чтобы расширить необходимые контакты и формы сотрудничества со всеми заинтересованными региональными и международными организациями, включая ШОС.

Сотрудничество ШОС с НАТО также выглядит стратегически разумным. Учитывая растущее значение Китая как в военной, так и в экономической сферах, расширяющиеся торговые и энергетические связи между Центральной Азией и Западом и вполне обоснованное предположение, что безопасность в регионе Центральной Азии будет иметь большое значение для безопасности Запада, сотрудничество в треугольнике ШОС, ЕС и НАТО выглядит все более неизбежным. И особенно в случае угроз общей безопасности, с которыми встречаются как НАТО, так и ШОС – это «Аль-Каида» и спонсируемые талибами терроризм и наркотрафик.

Кажется, пришло время для обеих сторон форсировать установление более тесных контактов, но до сих пор и НАТО, и ШОС колеблются в этом вопросе. Трудно утверждать с уверенностью, имеет ли Североатлантический альянс вообще какое-либо мнение о Шанхайской организации, в лучшем случае Брюссель не рассматривает ее ни как существующую, ни как гипотетическую угрозу. Так, доктор Джимми Ши, директор управления политического планирования в офисе генерального секретаря НАТО, отметил, что не имеет прямых контактов с Шанхайской группой, а лишь двусторонние контакты с отдельными странами – участницами ШОС. Он также заявил, что до сих пор ШОС не выразила желания вступить в открытый диалог с НАТО, хотя ничто не препятствует и Североатлантическому альянсу предпринять шаги в этом направлении.

Обращение к ШОС могло бы поддержать осуществление заявленных задач НАТО. После 11 сентября 2001 года альянс пришел к выводу, что с угрозами надо бороться в общемировом масштабе (это объясняет присутствие НАТО в Афганистане). Как часть своей глобальной стратегии Брюссель укрепил повсеместно свои отношения с партнерами альянса, включая Юго-Восточную Азию, которая является зоной ответственности ШОС. Вполне возможно, что «шанхайцы», прежде всего Россия и Китай как ведущие страны организации, рассматривают возросшее присутствие НАТО в азиатском регионе с некоторым недоверием. До тех пор пока Брюссель не решится вступить в диалог с ШОС, такое настороженное отношение будет сохраняться и может даже усилиться. Возможно, следует подумать об учреждении Совета НАТО–Китай на тех же условиях, что и Совет НАТО–Россия и создать условия для расширения сотрудничества альянса с ШОС в целом.

Возможное сотрудничество не устранит главные различия между членами ШОС и Западом в вопросах демократизации и прав человека. Обеим сторонам придется учитывать гораздо больше факторов, чем развитие общей политики. Кроме этого, взаимодействие европейских структур и «шанхайцев» должно включать в себя практическое осуществление взаимовыгодных, маломасштабных специальных проектов. НАТО и ШОС могли бы работать вместе по вопросу нейтрализации противопехотных мин в Афганистане, возможны также другие виды взаимного сотрудничества, такие как обучение служащих афганской полиции и проведение антинаркотических операций в регионе.

Если сотрудничество в плане безопасности будет успешным, то очевидно, что политически острые вопросы должны остаться в стороне. Таков практический подход, который будет отвечать интересам ЕС, НАТО и ШОС и в не меньшей степени Афганистана. На саммите Шанхайской организации в августе 2008 года в Душанбе президент Киргизии Курманбек Бакиев предложил расширить сотрудничество с европейскими структурами, включая ЕС. Это первое упоминание о такого рода шаге могло бы стать отправной точкой для дальнейшего плодотворного взаимодействия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
230
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
280
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
236
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
200

Другие новости