0
3122
Газета Концепции Интернет-версия

06.02.2009 00:00:00

"Мозговой центр" американских вооруженных сил

Сергей Печуров

Об авторе: Сергей Печуров - доктор военных наук, генерал-майор.

Тэги: сша, оборона, кнш, штаб


сша, оборона, кнш, штаб Встреча нового верховного главнокомандующего ВС США с членами Комитета начальников штабов.
Фото Reuters

КНШ – Комитет начальников штабов вооруженных сил США. Он постоянно упоминается в теле- и радиоэфире, на страницах печатных СМИ. Однако, смею утверждать, мало кто из зрителей, слушателей, читателей имеет полное представление о том, что представляет из себя эта важнейшая часть американской военной организации.

«ЗОЛОТАЯ КОМНАТА»

Сам комитет как формально функционирующий орган был создан в 1947 году в соответствии с «Законом о национальной безопасности». На основе этого же закона при КНШ формировался постоянный Объединенный штаб со штатным расписанием в 100 офицеров. Два года спустя специальным дополнением к закону была введена должность председателя КНШ, а численность сотрудников ОШ доведена до 210 человек. Затем в рамках реорганизации Минобороны Соединенных Штатов в 1958 году количество работников ОШ возросло до 400 человек. На этом уровне оно оставалось вплоть до 1986 года, когда после принятия «Закона Голдуотера-Николса о реорганизации Министерства обороны» численность офицеров и гражданских служащих ОШ увеличилась до 1627 человек. Этим же законом была учреждена должность заместителя председателя КНШ. Несмотря на то что в начале 1990-х годов вообще были сняты количественные ограничения на сотрудников ОШ, его численность продолжает варьироваться в пределах 1,5 тыс. человек, причем в соотношении 3 к 1 в пользу «людей в форме».

В настоящее время членами КНШ помимо председателя и его заместителя являются начальники штабов сухопутных войск, ВВС, ВМС и комендант морской пехоты. Все они – четырехзвездные генералы (адмиралы), которые как правило исполняют свои обязанности два двухлетних срока, хотя бывают случаи, когда период их службы на этих самых высоких в американской военной иерархии должностях (наряду, кстати, с командующими объединенными командованиями) составляет большее количество лет.

После принятия закона Голдуотера-Николса полномочия председателя были существенно расширены за счет некоторых функций видовых начальников штабов. Теперь он является непререкаемым авторитетом в качестве главного советника президента и министра обороны по военным вопросам, а начальники штабов, хотя формально и остались советниками высших должностных лиц государства в областях, связанных с их видами ВС, теперь уже не могут лично доводить свое, в том числе и отличное от председателя, мнение по тем или иным вопросам, да еще через его голову до министра или президента. Однако председатель КНШ при докладах президенту обязан довести мнение любого члена КНШ, не согласного с принятым комитетом решением.

Начальники штабов видов ВС не включены в цепочку оперативного управления войсками «в поле», чем в американских вооруженных силах занимаются командующие объединенными (географическими или функциональными) командованиями, получающими приказы напрямую от президента через министра обороны, минуя КНШ. Тем не менее начальники видовых штабов ответственны перед президентом и законодателями за все, что касается их видов ВС, за исключением оперативных вопросов. Поэтому их роль – скорее роль координаторов в решении соответствующих проблем, а теперь еще и помощников председателя КНШ. Такие функции начальников штабов, четко регламентируемые законом Голдуотера-Николса, были отточены во всех нюансах в период председательства в КНШ в конце 1980-х – начале 1990-х годов сначала адмирала Уильяма Крау, а затем генерала Колина Пауэлла, и по сей день остаются неизменными.

Представляется уместным подчеркнуть, что при всем постоянно увеличивающемся объеме задач, возложенных на ОШ, его функции все же не сравнимы с отечественным Генеральным штабом. В принципиальном плане можно констатировать, что генштабовские задачи в вооруженных силах США решаются совместно ОШ, штабами видов ВС и объединенных командований.

Заседания КНШ проходят в большом помещении, расположенном на втором этаже Пентагона, получившем официальное название по цвету обоев и портьер «Золотая комната» и неофициальное – «Танк». История неофициального названия уходит корнями в годы Второй мировой войны, когда предшественник нынешнего КНШ под тем же названием, но не обладавший сравнимыми с нынешним функциями, собирался на свои заседания в плохо приспособленной для работы затемненной комнате, напоминавшей спартанским «убранством» и теснотой внутреннее пространство боевой машины. Это шутливое название перешло и на новое комфортное помещение, официальное открытие которого было, кстати, приурочено к визиту в США в 1988 году тогдашнего начальника советского Генштаба Маршала Советского Союза Сергея Ахромеева.

СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

Ранее, до принятия закона Голдуотера-Николса, председатель КНШ имел в своем личном подчинении небольшую группу помощников и личный аппарат сотрудников, который помогал ему в работе. Как правило, заседания проводились по вторникам, средам и пятницам, которые с точки зрения их подготовки, организации и подведения итогов ложились тяжелым бременем на обслуживающих офицеров. Причем каждый из видов ВС в лице начальника штаба мог вынести на обсуждение любой, по его мнению, важный вопрос. Если председатель не мог склонить начальников штабов к согласованному решению, зачастую рассмотрение вопроса откладывалось. Но порой тот или иной начальник видового штаба предпринимал необходимые, по его разумению, шаги, чтобы «продавить» устраивающее его решение через министра обороны, президента либо Конгресс.

При генерале Пауэлле в качестве председателя КНШ порядок заседаний данного коллегиального органа управления ВС был, с одной стороны, демократизирован, в том числе не стало жесткой регламентации их проведения, а с другой – ужесточен, поскольку с той поры только председатель (или его заместитель) стали определять актуальность тех или иных проблем, необходимость их обсуждения и доведения до высшего руководства страны.

Теперь, когда в соответствии с законом Голдуотера-Николса полномочия председателя КНШ неимоверно возросли, существенно изменилась и роль Объединенного штаба. Он превратился в исполнительный орган председателя и его заместителя (в случае необходимости), а не коллегиального органа – КНШ. Но при этом офицеры, направленные на службу в ОШ, очутились несколько в двусмысленном, напоминающим ситуацию с офицерами из аппарата министра обороны, положении (см. «НВО» № 42 за 2008 год и № 2 за 2009 год). Пребывая в кадрах «своего» вида ВС и в плановом порядке ждущие замену и выдвижение на вышестоящую должность в войсках, им приходится демонстрировать свою лояльность председателю и его постоянным попыткам «сломить видовой эгоизм» начальников штабов и воспитанных в том же духе генералов и офицеров, проходящих службу в видовых штабах. Это, естественно, не вызывает восторгов у «видовиков».

Председатель КНШ олицетворяет собой связующее звено между национальным военным руководством, включающим президента и министра обороны, и вооруженными силами в целом. Реально это выглядит как «мостик» между гражданскими ветвями власти (как законодательной, так и исполнительной) и войсками. Это накладывает особую ответственность на офицеров ОШ, поддерживающих постоянные рабочие контакты с аппаратами этих ветвей власти и обеспечивающих высших должностных лиц государства досконально выверенной информацией по всем аспектам жизнедеятельности вооруженных сил. Помимо этого в обязанности ОШ вменено направление командующим объединенными (межвидовыми) командованиями указаний, директив и т.п., необходимых для планирования и осуществления как боевой и оперативной подготовки, так и фактического применения ВС. В этой связи именно председатель КНШ и сотрудники ОШ несут ответственность за разработку «Национальной военной стратегии», которая выходит в свет в ответ на подготавливаемую администрацией президента «Стратегию национальной безопасности».

НА МЭРИЛЕНДСКИХ ХОЛМАХ И «В ПОЛЕ»

В Объединенном штабе, возглавляемом трехзвездным генералом, на сегодняшний день насчитывается восемь управлений: личного состава (J-1), разведывательное (J-2), оперативное (J-3), тыла (J-4), стратегического планирования и политики (J-5), систем управления, связи и компьютерного обеспечения (J-6), оперативного планирования и организации взаимодействия видов ВС (J-7) и структуры сил, ресурсов и оценок (J-8)13). Кроме этого в ОШ есть еще несколько структур, в частности, отдел общественных отношений, которые фактически обслуживают только председателя КНШ и его заместителя.

После 1986 года, когда был принят не раз упоминавшийся закон Голдуотера-Николса, в разы вырос бюджет Объединенного штаба, ибо он должен обеспечивать мероприятия по постепенному достижению искомой цели – «создание реально объединенных вооруженных сил страны». Конечно же, бюджет ОШ не сравним с бюджетами видовиков, но по мере разрастания функций этой структуры, растет и финансирование. Например, в соответствии с программой объединенных (межвидовых) учений ВС, которые курирует лично председатель КНШ, Объединенному штабу выделяются соответствующие средства для организации переброски войск, их развертывания и поддержания соответствующей подготовки к данным учениям видовых формирований.

Вообще же боевым планированием занимаются непосредственно в штабах объединенных командований ВС, а сотрудники ОШ лишь привлекаются для оказания помощи штабам «в поле». Однако в случае международных кризисов и учений стратегического уровня офицеры ОШ имеют привилегию быть непосредственно задействованными для решения связанных с этими событиями задач. Так, обычно их привлекают для работы, а фактически для усиления личного состава в Основном командном центре (ОКЦ), расположенном на втором этаже Пентагона, либо в запасном КЦ, дислоцированном в штате Мэриленд («на Мэрилендских холмах»). Причем используются офицеры от всех восьми управлений. Кроме того, из офицеров пяти управлений (J-4,5,6,7 и 8) в случае необходимости формируются рабочие группы реагирования в готовности подключиться к решению неожиданно возникающих задач.

В зависимости от серьезности и масштаба назревающего либо уже разрастающегося кризиса или конфликта за счет офицеров ОШ усиливаются дежурные смены указанных центров и других органов военного управления для организации круглосуточных дежурных смен. Чаще всего основная нагрузка выпадает на Оперативное управление (J-3), когда по приказу его начальника формируется группа реагирования для усиления ОКЦ, состоящая из офицеров и уорент-офицеров и, в случае необходимости, ограниченного количества офицеров из других управлений ОШ. В случае эскалации кризиса и его затягивания в рамках Оперативного управления формируется специальная группа кризисных действий, которой руководит одно из высших должностных лиц данного подразделения, обычно плановик, которому на временной основе придаются офицеры-плановики из штабов видов и соответствующих центральных управлений МО. Обычно это – полковники и капитаны 1 ранга, но могут быть и офицеры с более низкими званиями. По усмотрению начальников других управлений ОШ подобные группы могут создаваться и в рамках их подразделений.

Здесь следует отметить, что основными рабочими органами в управлениях ОШ являются отделы и группы. Первые обычно включают от 10 до 40, а вторые – от 5 до 15 человек. Отделы возглавляются, как правило, опытными полковниками или капитанами 1 ранга, имеющими большой стаж как штабной работы, так и службы в войсках. Начальниками групп могут быть молодые перспективные полковники либо подполковники. Ветераны ОШ подметили такую интересную особенность: несмотря на наличие глубоких знаний да и просто житейской хватки у опытных полковников, в большинстве своем они по сравнению с капитанами и майорами не имеют ясных и четких перспектив для служебного роста, поскольку вполне осознают, что данное звание в их военной карьере последнее. Отсюда якобы и их апатия и консерватизм, что не может не учитываться командованием.


Когда-то американской армии никакой КНШ был не нужен...
Фото Reuters

РАСТУЩЕЕ ВЛИЯНИЕ

Между тем более характерным для ОШ в целом является рутинная работа в области обеспечения функционирования Системы объединенного стратегического планирования. Ранее, до 1986 года, «первую скрипку» в ней играли штабы видов ВС. Но вот уже на протяжении около 20 лет работа в рамках данной системы переключена на Объединенный штаб с целью добиться эффекта межвидовой согласованности всех деталей процесса планирования. Главными документами в рамках данного процесса являются «Объединенный анализ стратегии», «Указания председателя КНШ», «Единая перспектива», «Национальная военная стратегия» и «Объединенный план стратегических возможностей».

С точки зрения вскрытия особенностей процедур разработки документов, характерной для американской (да и не только) системы стратегического планирования, представляется уместным привести такой пример, выделенный самими же ветеранами ОШ. Так, в середине 1990-х годов в конце рабочего дня в одну из пятниц, то есть накануне уик-энда, начальник Управления стратегического планирования и политики (J-5) ОШ вызвал к себе трех старших офицеров и заявил, что генерал Джон Шаликашвили, бывший в то время председателем КНШ, дал указание разработать принципиально новый документ – «Единую перспективу», который фокусировался бы на вопросах совместных действий разновидовых формирований в будущем. Причем начальник управления приказал представить ему проект документа в понедельник утром. За субботу и воскресенье офицеры разработали первый вариант с уточняющим названием «Единая перспектива-2010». Показательно, что этот важный с точки зрения системы стратегического планирования документ потом дорабатывался в течение полугода.

За последние два десятилетия имел место и постепенный сдвиг в работе ОШ в сторону его подключения к процессу «Планирование – программирование – разработка и исполнение бюджета» (ППРИБ, см. «НВО» № 2 за 2009 год). Это обусловлено тем, что из года в год нарастает задействование военного руководства страны, прежде всего председателя КНШ и его заместителя, в процессе оборонного планирования в целом. В этой связи офицеры ОШ плотно вовлечены в многочисленные процедуры оценок, подготовку документов по отдельным позициям, программам ППРИБ, которые представляются их прямым и непосредственным начальникам с последующей рассылкой в заинтересованные инстанции, непосредственно занимающиеся разработкой бюджета.

Из всей совокупности документов с точки зрения процесса ППРИБ наиболее важными являются «Рекомендации председателя КНШ по программе» и «Оценка председателем КНШ программы», которые формально и обеспечивают непосредственное подключение военных к указанному процессу. Эти документы представляют собой основу, на которой базируются «Указания министра обороны по стратегическому планированию» перед подготовкой его аппаратом «Программно-целевого меморандума развития ВС США», по сути включающего в себя отредактированные и уточненные видовые меморандумы.

Рост влияния КНШ и его аппарата в лице ОШ прослеживается и в постепенном включении «военных» в процесс согласованного, обобщенного для вооруженных сил страны в целом, заказа на ВВТ, что очередным бременем ложится на офицеров и генералов Объединенного штаба. Так, в 1994 году был сформирован Совет по формированию объединенных потребностей (в ВВТ), главой которого по статуту является председатель КНШ, хотя практически все заседания ведет его заместитель. Членами совета являются также заместители начальников штабов видов ВС, представители аппарата министра обороны и объединенных командований. При Дональде Рамсфелде функции данного органа, в задачи которого в первую очередь входит принятие решений, исключающих дублирование заказываемых для видов ВС вооружений, были, с одной стороны, расширены, а с другой – усложнены. Это потребовало от обеспечивающих бесперебойную работу Совета сотрудников повысить ответственность при подготовке соответствующих документов.

Постоянное расширение функций, а следовательно, и усиление влияния ОШ во всестороннем обеспечении жизнедеятельности американских вооруженных сил не могут не сказываться на характере его взаимоотношений с аппаратом министра обороны. Несмотря на естественное желание главы военного ведомства иметь под собой слаженный механизм единомышленников, обеспечивающий формирование единой точки зрения руководства Пентагона по всем вопросам, касающимся национальных вооруженных сил, время от времени взгляды аппарата министра и Объединенного штаба расходятся. Если принять во внимание тот факт, что представители и того, и другого органов входят на равных правах в комитеты, комиссии и прочие инстанции обеих ветвей власти, то разногласия в их рядах, с одной стороны, не могут не вызывать удивления и даже раздражения у тех же конгрессменов, а с другой – умело используются последними при навязывании тех или иных непопулярных мер военному ведомству в целом.

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ И РАБОТЫ

Весьма значительный и постоянно увеличивающийся объем задач, стоящих перед генералами и офицерами ОШ, требует и особой квалификации. Причем речь идет не столько о наличии предварительно полученного образования и опыта службы в войсках, но и специфической подготовки в самом Объединенном штабе.

Так, после завершения всех процедур по переводу по службе и бесед с начальниками вновь прибывшие военнослужащие (и им равные по должностям гражданские служащие) направляются на так называемые «курсы ориентации» в системе подготовки сотрудников ОШ. По сути, это компьютерный курс продолжительностью один рабочий день. Он помогает новичкам ознакомиться со всеми ключевыми фигурами штаба, общими процедурами штабной работы, перечнем и содержанием основных документов, разрабатываемых ОШ в целом.

Следующим, более продолжительным этапом приобретения навыков штабного труда является обучение новичков нюансам разработки и написания документов по различной тематике, а также работе на персональном компьютере. Умение грамотно пользоваться ПК является обязательным для всех сотрудников Объединенного штаба. Многие в совсем недавнем прошлом командиры авиакрыльев, бригад СВ или кораблей ВМС впервые сталкиваются с такого вида рутинной, ежедневной работой, что на первых порах вызывает у них трудности в освоении и даже отторжение, граничащее с разочарованием в отношении казалось бы достигнутого служебного успеха – очередного шага по карьерной лестнице. Более того, специфика современной службы в штабе такова, что большую часть «навешиваемых» начальством задач можно сделать только при помощи персонального компьютера. Но, как утверждают ветераны службы в ОШ, уже через полгода интенсивной штабной работы недавний новичок обнаруживает, что он стал специалистом во многих областях.

Представляется весьма важным подчеркнуть еще один фактор, определяющий специфику службы в Объединенном штабе. Это – умение работать с информацией. Без этого, как подчеркивают ветераны ОШ, сотрудник в конце концов окажется в информационном вакууме, а затем и в изоляции. Чтобы этого не случилось, сформирована историческая секция, ознакомление с документами которой помогает вновь прибывшему (да и не только) сразу войти в курс всех мероприятий, документов, докладов, обозрений и т.п., касающихся специфики работы Объединенного штаба как органа, действующего в интересах всех вооруженных сил, в ретроспективе и в настоящем.

Помимо этого каждый сотрудник штаба обязан уметь пользоваться в работе еще одним источником информации, а точнее – ориентироваться в текущем информационном потоке сообщений и доступных (для его должности) докладов разведки от соответствующих инстанций. Вдобавок в американском военном ведомстве издается ежедневная газета «Эрли Берд» («Ранняя пташка»), являющаяся фактически дайджестом прессы США, в которой помещаются статьи на собственно военную, военно-политическую тематику, а также по военно-техническим, военно-экономическим и военно-финансовым вопросам. Необходимая для работы с точки зрения командования информация периодически «скидывается» также на персональные компьютеры сотрудников.

«ВИДОВОЙ ЭГОИЗМ»

В заключение – немного об особенностях службы в штабах видов ВС, которые также размещаются в Пентагоне. В принципиальном плане она весьма схожа со службой в Объединенном штабе. Главное состоит в том, что офицер, переведенный в один из трех штабов видов ВС из войск или, как говорят американцы, «с поля, где колеса встречаются с дорогой», должен уяснить, что в отличие от службы в штабе какого-либо объединенного командования отныне он выпадает из оперативных звеньев управления войсками. Подавляющая часть рабочего времени в видовом штабе посвящена решению рутинных вопросов, связанных с обеспечением нормального функционирования развернутых подразделений, частей и соединений. Конкретно офицеры видового штаба лишь косвенно связаны с решением оперативных вопросов, разработкой операций и т.п. Главное, на что их нацеливают начальники, это умение разрабатывать документы более общего характера (скорее из области политики) и своевременно и четко доводить соответствующие указания высших руководителей страны, а также необходимую информацию до войск своего вида.

Совместно с аппаратами министерств армии, ВВС и ВМС офицеры и служащие видовых штабов также вовлечены в процесс ППРИБ путем разработки документации по своим видам ВС для ее последующего включения в «общий пакет» для всех вооруженных сил. Большой объем работы сваливается на видовиков и в связи с постоянно возникающими проблемами с внеплановым выделением средств на приобретение «внезапно оказавшихся необходимыми» систем ВВТ, а также модернизацию вооружений, чаще всего после неудачных для США фаз вооруженных конфликтов.

При всем при этом не следует сбрасывать со счетов и такую проблему, характерную для военного ведомства США, как межвидовое соперничество, проявившуюся после окончания Второй мировой войны, в частности, в связи с формированием ВВС в качестве самостоятельного вида ВС. Несмотря на разработку целого ряда концепций, регламентирующих функции каждого из видов и обозначивших границы полномочий (прежде всего так называемое «Соглашение в Ки-Уэст» от 1948 года), «видовой эгоизм» продолжает нервировать руководство американского военного ведомства. Естественно, чувства «патриотизма», «исключительности» своего вида не могли, да и, признаются сами американские военные, не могут быть изжиты прежде всего в видовых штабах. Хотя их сотрудникам (как офицерам, так и гражданским) строго вменено в обязанность всячески содействовать углублению межвидового взаимодействия.

Примечательно, что имеет место и негласное соперничество между штабами видов ВС и аппаратами видовых же министерств. Генералы и офицеры, перешедшие служить в штаб вида ВС из войск, естественно, не теряют контактов со своими сослуживцами «в поле» и в большей степени, чем их в основном гражданские коллеги в аппарате видового министра, знают проблемы войск. С другой стороны, аппаратчики министра, «съевшие не одну собаку» в ходе различных политических и процессуальных передряг в вашингтонских коридорах власти, явно превосходят «людей в форме» в знаниях нюансов политического расклада и умении «проталкивать» выгодные для своего вида решения через высшие инстанции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
957
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1300
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1623
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1122

Другие новости