0
3404
Газета Концепции Интернет-версия

20.03.2009 00:00:00

Миф о "самоокупаемости" ГЛОНАСС

Владимир Литвиненко

Об авторе: Владимир Литвиненко - кандидат технических наук, подполковник запаса.

Тэги: глонасс


глонасс Космический аппарат ГЛОНАСС.
Фото из книги «Оружие России»

Развитие системы ГЛОНАСС является одним из наиболее приоритетных направлений в развитии российской космонавтики и осуществляется в рамках отдельной федеральной целевой программы, на реализацию которой ежегодно выделяются огромные средства.

Сегодня действуют две системы глобального позиционирования: российская ГЛОНАСС и американская GPS (NAVSTAR). На бытовом уровне все привыкли под GPS подразумевать именно американскую навигационную систему, что в строгом понимании неверно. Европейский союз в 2003 году принял решение о создании европейской глобальной навигационной спутниковой системы Galileo. К 2012 году планируется запустить на орбиту 30 спутников. О разработке региональных спутниковых навигационных систем независимо друг от друга объявили Китай, Индия и Япония.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Сигналами GPS (NAVSTAR), как ГЛОНАСС, могут пользоваться все желающие. В то же время Министерство обороны РФ будет являться одним из наиболее важных потребителей услуг, которые предоставляет ГЛОНАСС. При этом особенности используемых сигналов позволяют навигационным устройствам, предназначенным для военного использования, получить дополнительные преимущества – например, такие как более высокая точность местоопределения и помехозащищенность.

К другим пользователям, финансирование которых происходит через государственный бюджет и которые поэтому в первую очередь будут оснащаться навигационным оборудованием, можно отнести МЧС, МВД, муниципальные транспортные компании. К отдельному классу можно отнести железнодорожный, авиационный, морской и речной транспорт. Так, крупные аэропорты уже не могут существовать без систем спутниковой навигации, работающих в совокупности с наземными навигационными комплексами, необходимыми для увеличения точности местоопределения точнее чем 1 м. Сфера же применения навигационных решений для негосударственных потребителей очень широка и, по некоторым оценкам, составляет более 90% от общего количества пользователей.

Короче говоря, без наличия спутниковой навигации, по сути, становится невозможным дальнейшее развитие отечественной экономики.

При этом следует признать, что больше 95% навигационного оборудования в России на данный момент использует сигналы американской NAVSTAR. Важно понимать, что ГЛОНАСС не сможет заменить NAVSTAR, ей удастся лишь улучшить характеристики оборудования, которое будет одновременно использовать сигналы этих глобальных систем, а в перспективе и сигналы европейской системы Galileo. Данное положение заключается в самой сути работы навигационного приемника. Чем больше сигналов от разных спутников он принимает, тем более точно определяет свое местоположение, особенно в условиях плотной городской застройки. Поэтому единственным путем развития для ГЛОНАСС представляется максимальная интеграция с существующей NAVSTAR и перспективной Galileo.

ФЛАГ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

Весь достаточно длительный период развития ГЛОНАСС существовала идея об облегчении нагрузки на государственный бюджет. По какой же причине не удалось до сих пор решить эту задачу? Каким образом в условиях сложившегося доминирования NAVSTAR «Россия может выйти на самоокупаемость ГЛОНАСС или для начала хотя бы приблизиться к ней?» Именно так ставится вопрос в средствах массовой информации, ответ на который, по нашему мнению, является заведомо отрицательным.

А причина предельно проста. Достаточно сложно продать то, что бесплатно. Навигационные сигналы можно принимать в любой точке земной поверхности, не уплачивая ни гроша. Да и главная функция ГЛОНАСС все-таки не коммерческая, заключается она в обеспечении национальной безопасности путем формирования навигационного спутникового обеспечения, контроль за которым осуществляется Россией.

Не представляется разумным, чтобы государство занималось организацией каких-либо сервисов на базе сигналов ГЛОНАСС.

Экономическая выгода от внедрения систем навигации, как правило, достигается за счет повышения эффективности использования основных средств производства (в данном случае транспортных средств), расширения спектра предлагаемых услуг, снижения эксплуатационных расходов и повышения безопасности и снижения риска материальных потерь. Подобные расчеты, очевидно, легко сделать на уровне конкретного предприятия.

Видимо, можно получить какую-то величину экономического эффекта от применения спутниковых навигационных систем в масштабе государства. Но в любом случае такая величина не будет адекватно отражать реальные приобретения от внедрения ГЛОНАСС. Во-первых, потому, что никто, вероятно, не собирается использовать ГЛОНАСС независимо от NAVSTAR, так как никому не приходит в голову создавать приемники, которые будут принимать сигналы только ГЛОНАСС. По крайней мере – для гражданского массового рынка. Во-вторых, даже теоретически достаточно сложно связать доход конкретного предприятия с величиной средств, которые государство тратит на развитие и поддержание спутниковой группировки.

Если с услугами, которые можно предоставить с использованием сигналов навигационных спутниковых систем все более или менее понятно, то с «железом» не так все просто. Иногда высказывается мнение, что американцы с их безальтернативной до недавнего времени GPS обогатились и продолжают обогащаться за счет выпуска навигационного оборудования для массового потребителя. Скорее всего так и происходит, но только для навигационного оборудования, используемого в военных целях, которое способно принимать специальные сигналы, повышающие точность и надежность местоопределения.

В массовом производстве навигационного оборудования Америка с некоторых пор утратила контроль над технологиями, и теперь центр массового производства переместился главным образом в Китай, в меньшей степени в Тайвань. Всем известные западные бренды Garmin, TomTom теперь выпускаются в Поднебесной. По некоторым оценкам, более 95% автомобильных навигаторов сейчас изготавливаются китайцами. Поэтому если кто и получает доход от продажи навигационного оборудования массового потребления, то это именно Китай.

Сможет ли российская микроэлектроника конкурировать с микроэлектроникой китайской – это отдельный вопрос. Одно ясно: без базового развития микроэлектроники нельзя рассчитывать на сколько-нибудь существенную долю рынка навигационного оборудования. Исключение может составить разве что внедрение отечественного оборудования, использующего NAVSTAR- и ГЛОНАСС-сигналы, в средства и системы Министерства обороны РФ и в транспортные компании, находящиеся в ведении органов исполнительной власти России. Весь остальной отечественный, а также зарубежные рынки будут использовать то оборудование, которое или дешевле, или имеет какие-либо конкурентные преимущества вне зависимости от места производства.

Поэтому чем раньше слово «коммерциализация» и ГЛОНАСС перестанут употребляться в одном предложении, тем лучше с точки зрения понимания дальнейшей стратегии развития как нашей навигационной спутниковой системы, так и ряда отраслей промышленности, от которых это развитие напрямую зависит.

ПУТИ РАЗВИТИЯ

В современное вооружение навигационное оборудование входит по определению. Повышение надежности и точности работы навигационного бортового оборудования и систем, в которых это оборудование входит, за счет приема одновременно сигналов ГЛОНАСС и NAVSTAR, а в последующем и Galileo сможет существенно повысить конкурентоспособность такого вооружения.

Интеграция приемников, способных принимать одновременно сигналы ГЛОНАСС и NAVSTAR, в зарубежную военную технику является столь же важным направлением. В этих двух случаях определяющим будет являться не столько стоимость оборудования, сколько его новое качество – потеря зависимости от американской системы спутниковой навигации.

На этих рынках двухсистемным приемникам спрос просто гарантирован. Кроме того, это позволит России уверенно расширять военно-политическое и военно-техническое взаимодействие с другими странами.

Международная кооперация через развитие контрактного производства и сотрудничество с Европой, Китаем, Индией и рядом других государств в расширении использования сигналов ГЛОНАСС в действующих и перспективных навигационных системах – вот одно из главных направлений развития.

Существующие отечественные разработки двухсистемных приемников пока имеют существенно более высокую цену по сравнению с традиционными приемниками сигналов NAVSTAR. Поддержка на правительственном уровне в состоянии сформировать в ближайшие два года в России потребность в двухсистемных приемниках, достаточную для создания производства необходимых чипов в объеме, необходимом для снижения цены одного чипа до уровня уже существующих чипов типа SIRF III.

Формирование устойчивого внутреннего спроса на изделия электроники через промышленную политику, то есть стимулирование государством больших электронных проектов, ориентированных на национальную индустрию, в данном случае ГЛОНАСС, – одно из необходимых направлений стратегии развития электроники в России.

Однако меры по формированию такого спроса нельзя признать достаточными. Почему в России не выпускаются сотовые телефоны? Нам срочно нужна «фабрика» по производству современных чипов, что является не просто символом технологических возможностей страны и ее промышленности. Это позволит контролировать не только производство, но и в значительной мере разработку перспективных электронных систем. Современная «фабрика» – это самые последние достижения в области высоких технологий и промышленного менеджмента, совершенно новые возможности для производства микроэлектроники и развития современной промышленности, новая культура производства, своеобразный интеллектуальный центр притяжения всех высоких технологий. Без государственной поддержки создание такой «фабрики» немыслимо. А без этой «фабрики» невозможно отечественное производство навигационных устройств, способных конкурировать на мировом рынке.

В Китае сейчас более 50 компаний, которые рекламируют себя как производители персональных навигационных устройств. Однако отличие между продукцией данных фирм главным образом в дизайне, так как для начинки используются микросхемы всего двух-трех крупных производителей. Вот эти крупные производители базовых микросхем – «фабрики» – тем или иным образом были поддержаны на стадии становления и поддерживаются сейчас государством.

Таким образом, развитие систем инжиниринга и массового производства навигационных устройств для массового потребления может стать базой для инновационной экономики России в будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
566
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1139

Другие новости