Информация, связанная с приданием нового, перспективного облика Вооруженным силам, часто похожа на сообщения с фронтов классовой борьбы. Их освещение было модным в отечественных партийных СМИ в 60–80-е годы прошлого века. Хотя в нашей стране эта борьба приобретает особые черты, никак не связанные даже отдаленно с содержанием тех пропагандистских материалов.
Вот и из Владивостока пришли вести о прошедшем там на прошлой неделе митинге Приморской общественной военной ассоциации. На нем три сотни активистов, в основном офицеры запаса и переодетые в гражданскую одежду служивые, протестовали против бездумно, по их мнению, осуществляющейся военной реформы. Что, цитируем некоторые выступления, «лишает страну оборонной способности через увольнение и нарушение социальных гарантий военнослужащих». Участники акции потребовали поднять денежное довольствие и пенсии защитников родины до уровня государственных чиновников, предоставить увольняемым в запас офицерам, прапорщикам и мичманам положенные им по закону квартиры в тех регионах страны, где они хотят жить, погасить задолженность перед отставниками (имеется в виду пресловутая компенсация за продпаек. – «НВО»), а также поднять пенсии вдовам погибших офицеров.
Что интересно. В отличие от митинга протеста автомобилистов, который так же, как и митинг офицеров запаса, не был разрешен краевыми властями, к служивым ни милиция и ни ОМОН, присутствовавшие на Корабельной набережной города, не применяли никаких методов силового воздействия. Никого не разгоняли, никого не задержали. Только предупредили, что организаторы незаконного действа скорее всего будут оштрафованы. Надо понимать, выказали таким образом сочувствие митинговавшим.
Начались перманентные забастовки и акции протеста и на принадлежащих Минобороны предприятиях. На судоремонтных заводах Северного и Тихоокеанского флотов, ремпредприятиях ВВС┘ Основная причина этих действий, как сообщают руководители профсоюзных организаций, многомиллиардные задолженности военного ведомства за выполненную для армии и флота работу. В то же время заместитель министра обороны – начальник вооружений Вооруженных сил России Владимир Поповкин на двух последних встречах с журналистами клятвенно заверял, что основная часть средств, предусмотренных бюджетом на гособоронзаказ, в том числе и для ремонтных предприятий военного ведомства, переведена по назначению. И поступила. Об этом ему доложили военпреды, которые ежедневно отслеживают движение денег от министерства к предприятиям. На 10 апреля нынешнего года это более 130 млрд. руб., третья часть всего бюджета на закупку и ремонт боевой техники.
Они пришли, в том числе и на подведомственные службе начальника вооружений фирмы «Спецремонт» и «Спецвооружения», которые в перспективе должны войти в создающийся сейчас в рамках военной реформы холдинг «Оборонсервис».
Не исключено, как делают вывод некоторые военные аналитики, многие процессы, связанные с задержкой заработной платы на самих предприятиях, проистекают как раз из этого обстоятельства – перестройки всей системы ремонтно-технического обслуживания войск. Уже раздаются голоса, причем на очень высоком политическом уровне, что надо прекратить латать дыры, ремонтировать и модернизировать боевую технику, пора закупать исключительно новые машины. Экономика страны, несмотря на финансовый кризис, это сегодня позволяет делать.
Но ремонтники далеки от таких настроений. Они-то хорошо знают: то, что зачастую выходит из отечественных оборонных заводов, особенно для родной армии (а, к слову, в последнее время и для зарубежных поставок), далеко не только от совершенства, но и от кондиций. Каждую новую машину надо еще довести до ума. В части это сделать невозможно. В сервис-центрах, которые обещают открыть при заводах – изготовителях конечной продукции, все это, видимо, тоже будет проблематично. При острой нехватке квалифицированных производственных кадров вряд ли в этих сервисах будут трудиться мастера своего дела. Скорее подмастерья. Лучше уж делать подобную работу на своих ремпредприятиях.
Есть, конечно, свой интерес и у руководителей военных заводов. Из-под них выдергивают основные бюджетные потоки, а когда покушаются на самое святое – это никому не нравится.
Так и получается, что военная реформа вместо действительно придания нового, перспективного облика Вооруженным силам России выливается в острые противостояния на всех уровнях. И митинги с забастовками – это самое скромное проявление до конца не продуманных и внятно не объясненных преобразований.