0
1820
Газета Концепции Интернет-версия

24.04.2009 00:00:00

"Принципиальные" демарши Узбекистана

Тэги: шос, узбекистан


шос, узбекистан Узбекистан предпочитает роль наблюдателя.
Фото Reuters

Прошлую неделю некоторые аналитики уже назвали неделей «принципиального неприсоединения» Ташкента. Все значимые интеграционные мероприятия прошли без участия Узбекистана: контртеррористические учения ШОС в Таджикистане, встреча министров внутренних дел и заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ в Армении┘

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Был еще отказ от участия в консультациях по формированию Коллективных сил быстрого реагирования, и жесткий демарш по вопросу строительства новых гидроэнергетических сооружений в верховьях трансграничных рек Центральной Азии (официальный Ташкент обвинил руководство Киргизии и Таджикистана в преследовании коммерческих интересов и полном игнорировании озабоченности соседних стран).

При этом ни разу Узбекистан вразумительно не разъяснил партнерам и союзникам причины своего отсутствия на перечисленных мероприятиях. Вряд ли можно воспринимать всерьез, например, пояснение Ташкента «о нецелесообразности присутствия» на заседании СМИД ОДКБ ввиду низкого уровня представительства других стран: только Армения и Россия делегировали глав внешнеполитических ведомств, а Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – заместителей руководителей МИДа. Ведь именно Ташкент традиционно направляет на заседания советов министров иностранных дел, обороны и секретарей советов безопасности ОДКБ не названных лиц, а их замов.

И совсем трудно назвать непринципиальными вынесенные на рассмотрение вопросы. В частности, обсуждение совместной деятельности государств – членов ОДКБ по содействию стабилизации обстановки в Афганистане и противодействию наркоугрозе, исходящей с территории этой страны, в том числе посредством взаимодействия с заинтересованными государствами, международными и региональными организациями и анализ промежуточных итогов выполнения решения внеочередного московского саммита организации, прошедшего 4 февраля этого года, о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

По мнению ряда экспертов, именно наличие в повестке дня «афганского» и «ксоровского» пунктов послужили причиной для узбекского «неприсоединения». Всем известно, насколько Ташкент дистанцируется от совместных усилий по афганскому урегулированию, принимающих уже глобальный характер. Уточним, что Узбекистан стал единственным государством – членом мирового сообщества, отказавшимся от приглашения участвовать в двух крупных международных конференциях по Афганистану, прошедших в конце марта в Москве (под флагом ШОС) и Гааге (под флагом ООН).

Напомним, что и по проблематике Коллективных сил оперативного реагирования Ташкент занимает позицию, отличную от точки зрения других членов ОДКБ. Только Узбекистан в прошедшем феврале подписал решение Совета коллективной безопасности о создании КСОР с «особым мнением». Ислам Каримов высказался против предложения подключить к военной компоненте КСОР силы МЧС, МВД и спецслужб. Отсутствие же узбекской делегации на прошедших в Москве 13–14 апреля консультациях по проблематике КСОР явно подтверждает не только особую позицию Ташкента, но и его стремление уклониться от обсуждения и этого вопроса, считают эксперты.

ЗАСЛАННЫЙ КАЗАЧОК?

Естественно, что вышеназванные шаги Узбекистана вызвали целую волну комментариев, в том числе содержащих вывод: Ташкент готовится покинуть ОДКБ.

В Секретариате Организации поспешили опровергнуть подобное умозаключение. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что «Узбекистан не планирует выходить из состава Организации Договора о коллективной безопасности». Но при этом уточнил, что «эти слухи уже давно ходят, они связываются с выходом или приостановкой членства Узбекистана в ЕврАзЭС».

Будем объективны, для данных «слухов» поводов достаточно. К Узбекистану уже давно в мировом сообществе относятся как к «кошке, которая гуляет сама по себе». И куда она повернет в ближайшее время, предсказать не может никто. За исключением, конечно, самого Ислама Каримова. Вот конкретные факты. За последние годы Ташкент не только покидал ОДКБ, ЕврАзЭС и возвращался в эти организации обратно. То же самое он проделал в отношении ГУАМ – созданного в конце 1990-х годов под патронатом США союза, объединяющего ныне Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию, ОЦАС (Организация центральноазиатского сотрудничества, азиатский вариант ЕврАзЭС).

В прошлом году Ислам Каримов продемонстрировал свой неуступчивый нрав, заявив в Астане, нисколько не смущаясь хозяина встречи Нурсултана Назарбаева, что инициатива последнего о создании Союза центральноазиатских государств «для Узбекистана неприемлема». Все попытки сформировать Евразийский водно-энергетический консорциум также разбивались о непримиримую позицию узбеков. Теперь, после демаршей в отношении ЕврАзЭС (официальное заявление о выходе), ОДКБ (отказ от участия во встречах министров иностранных и внутренних дел), ШОС (уклонение от участия в работе конференции по Афганистану и в антитеррористических учениях), считают аналитики, осталось только дождаться игнорирования Ташкентом СНГ┘

Специалисты в сфере безопасности в разговоре с корреспондентом «НВО» подчеркивали: в военно-дипломатических кругах давно говорят о том, что вступление Узбекистана в ОДКБ вполне может быть частью далеко идущего плана США по развалу интеграционных структур на постсоветском пространстве, ориентированных на сотрудничество с Россией. И этому уже есть подтверждение. После сближения с Ташкентом у Москвы явно ухудшились отношения с Душанбе. Все помнят, что решение о приезде на внеочередной саммит Совета коллективной безопасности в феврале 2009-го президент РТ Эмомали Рахмон принял в самый последний момент. А позиция таджикской делегации была настолько неопределенной, что, по словам руководителя Департамента информации и печати МИД РФ Андрея Нестеренко, министры иностранных дел, обороны и секретарь Совета безопасности РТ так и не поставили свои подписи под проектом решения о создании КСОР, прежде чем он был представлен главам государств.

Но при этом Ташкент, вернувшись в ОДКБ, получил немалые преференции, предусмотренные для членов организации. Например, Узбекистан может приобретать вооружение и военную технику по ценам стран-производителей, на льготной основе готовить свои кадры, и не только военные, но и правоохранительных органов, спецслужб, в вузах государств – членов Организации. А эти два вопроса, отмечают источники «НВО», сейчас весьма важны для Ташкента. Во-первых, пора заменять или хотя бы модернизировать образцы ВВТ, доставшиеся республике после распада СССР, и, во-вторых, надо готовить массовую замену (по возрастному признаку) офицерам, получившим образование в советские времена.

ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ СНГ

Но узбекский аспект, полагает ряд аналитиков, лишь часть большого плана Запада по дальнейшему развалу постсоветского пространства. Более значительное внимание в этом проекте, считают, например, эксперты американского Центра глобальных исследований, отводится новой инициативе, получившей название «Восточное партнерство».

Предложение «Восточного партнерства» имело вид безобидной инициативы, официально заявленные цели которой состояли в «значительном повышении уровня политического взаимодействия, в том числе в обеспечении возможности заключения ассоциативных соглашений нового поколения, глубокой интеграции экономик ряда постсоветских государств в экономику Евросоюза, упрощении визовых процедур, реализации совместных усилий в области энергобезопасности, а также в увеличении объема финансовой помощи бывшим республикам СССР. Реальная же цель формирования «Восточного партнерства», убежден американский аналитик Рик Розофф, состоит в завершении слома СНГ, ЕврАзЭС и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). «Задача «Восточного партнерства» – изолировать Россию от шести из двенадцати государств – членов СНГ, притом что другие четыре из них находятся в поле действия еще одной интеграционной инициативы США – ГУАМ», – подчеркивает Розофф в работе «Последний штурм СНГ».

Как проявление истинных намерений Запада можно рассматривать и то обстоятельство, что Белоруссия была включена в список партнеров только при условии принятия ею «плана совершенствования демократии». Ереван и Минск находятся во втором эшелоне кандидатов на участие в «Восточном партнерстве», и от них потребуется долгое «совершенствование», прежде чем они будут поглощены в процессе «мягкой» экспансии на восток.

Сопровождавшаяся жертвами среди населения попытка «революционного» переворота в Армении в прошлом году и сорвавшаяся два года назад «джинсовая революция» в Белоруссии не дали таких результатов, как их успешные прототипы в Грузии в 2003-м и Украине в 2004-м, и, следовательно, убеждены в США, пришло время применения иных средств политической переориентации этих стран и их вывода из тесных союзнических отношений с Россией.

«Восточное партнерство» в действительности предназначено для того, чтобы, играя на теме якобы существующей угрозы энергобезопасности Евросоюза, подчинить Брюсселю и Вашингтону 11 из 12 постсоветских государств, еще не вошедших в ЕС и НАТО. Когда к этому списку путем простого приобщения или «смены режима» будет добавлена Белоруссия, РФ лишится последнего буфера, отделяющего ее от НАТО и Европы, а заодно единственных вне ее границ систем ПВО и раннего предупреждения о ракетном нападении. Уход Армении приведет к изгнанию России с Южного Кавказа, а с поглощением пяти центральноазиатских государств РФ окончательно утратит всякое влияние на постсоветском пространстве за пределами собственной территории», – делают вывод эксперты американского Центра глобальных исследований.

ГУАМ – ЗОНА КОНФЛИКТОВ

Еще одна составляющая большого проекта – ГУАМ – организация, созданная Западом в 1997 году с далеко идущими стратегическими целями. Во-первых, она должна стать троянским конем в СНГ (до выхода из него Грузии все четыре государства – члена ГУАМ одновременно являлись и членами Содружества) и в конечном итоге способствовать распаду этого постсоветского альянса. Во-вторых, одной из целей сколачивания ГУАМ было включение четырех бывших советских республик в коридор Евразийского энергетического и военного транзита, ведущего от Черного моря через Каспийский бассейн.

Государства ГУАМ вовлечены в каждый из четырех замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. В странах, входящих в организацию, имеются и не разрешенные до сих пор национальные проблемы. Речь идет о Грузии (Аджария и Самцхе-Джавахети), Молдавии (Гагаузия), Украине (Крым и потенциально Донбасс).

США и их союзники по НАТО известны умением ловить рыбу в мутной воде и мутить воду с этой целью, а замороженные конфликты на постсоветском пространстве дают Западу возможность препятствовать развитию интеграционных процессов в СНГ, устанавливать тесные связи в военной сфере с вовлеченными в эти конфликты странами и еще глубже вмешиваться в дела на территории бывшего Советского Союза под предлогом миротворчества, действуя через ОБСЕ, Евросоюз, а в перспективе и НАТО, считают эксперты.

Поворотная точка в обретении Западом решимости оказать поддержку ГУАМ, а вскоре и «Восточному партнерству» в деле «окончательного разрешения» замороженных конфликтов была достигнута на саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года. Тогда все 26 членов блока подтвердили, что Грузия и Украина необратимо встали на путь к полноправному членству в Североатлантическом союзе (хотя и воздержались от предоставления им ПДЧ). По мнению американских экспертов, распространенное суждение, что непредоставление Тбилиси и Киеву доступа к ПДЧ следует рассматривать как категорический отказ этим странам, является абсолютно неверным.

Еще одним свидетельством в пользу того, что подход ко всем, кроме России, государствам СНГ на Западе предрешен и является полностью согласованным, служат сообщения о том, что в ноябре прошлого года Евросоюз дал старт новой инициативе «Верховенство закона» для стран Центральной Азии. Эта инициатива станет одним из ключевых элементов стратегии в отношении Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
733
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
905
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1046
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
999

Другие новости