В прошлую пятницу президенту страны и премьеру правительства был направлен доклад рабочей группы комитета Государственной Думы по обороне. В нем депутаты предложили Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину приостановить проведение военной реформы и провести ей необходимую корректировку. К примеру, отказаться от сокращения двухсот тысяч офицерских должностей и на несколько лет продлить сроки увольнения тех, кто не вписывается в новый перспективный облик, сохранить в вооруженных силах прапорщиков и мичманов, а также дивизии. Особенно на наиболее важных – западном и дальневосточном направлении.
Идеи, высказанные народными избранниками, тут же подхватили и дружно одобрили оппоненты Анатолия Сердюкова. Некоторые из экспертов даже предположили, что появление этого письма свидетельствует о недовольстве руководства страны проводимыми им преобразованиями и, как следствие, о его скорой отставке. Даже опровержение, прозвучавшее из Кремля, о том, что он продолжит свою работу, никого не успокоило...
Скажем сразу, «НВО» неоднократно писало и продолжает писать о том, что придание «нового перспективного облика Вооруженным силам», при всей необходимости проведения подобных реформ, имеет очень много изъянов. В том числе и из-за ее келейного характера, который не позволяет понять, что именно хотят получить в конце концов реформаторы и кто будет отвечать, если реформа провалится по всем статьям.
Реформы в Российской армии начались не вчера и не сегодня. Они идут в активной фазе с октября прошлого года. И уже тогда были видны все те недостатки, о которых сегодня пишут Верховному главнокомандующему народные депутаты. А некоторые решения военного руководства вроде ликвидации отряда прапорщиков и мичманов или, скажем, о переводе в Санкт-Петербург Главного штаба ВМФ вообще вызывали оторопь отсутствием логики и непомерными даже для богатой страны, какой Россия не является по определению, затратами. Но Государственная Дума молчала. Словно в рот воды набрала.
Правда, комитет по обороне даже провел совместное заседание с Коллегией Минобороны в здании на Арбате по проблемам реформирования вооруженных сил, и потом депутаты рассказывали обеспокоенным журналистам, что все будет хорошо, все продумано, не стоит волноваться┘ Никаких законодательных инициатив по юридическому сопровождению армейских преобразований, по гарантиям социальной защиты увольняемых с военной службы страна и ее вооруженные силы так и не дождались. Что же произошло сейчас? Об этом можно только догадываться.
Видимо, волна недовольства всех тех тысяч офицеров, кого вывели за штат и кому перестали платить денежное содержание, не увольняя из армии и не предоставляя возможности человеку устроиться на новой работе, наконец-то докатилась до комитета по обороне, набрала критическую массу? Появились другие признаки, что реформа пошла не по тому пути, который ей начертали модернизаторы?
Но у законодательной власти, подчеркнем это слово – «власть», достаточно правовых способов повлиять на ситуацию, внести в повестку дня Думы свои предложения, инициативы в виде поправок к законам, в виде других юридических документов. Зачем при этом писать президенту и премьеру? Мол, приедет барин, барин все рассудит? Увы, все это выглядит очень несерьезно. Как попытка и капитал (политический) заработать, и невинность (лояльность к властям предержащим) сохранить. Тут что-то одно: или идти до конца с официальной постановкой острой проблемы на пленарном заседании Думы, или продолжать не замечать то, что не замечать уже просто неприлично.